Музыкальный лекторий Завещано живым. .. о творчестве Дмитрия Шостаковича в годы Великой Отечественной войны

Данное мероприятие представляет интерес не только для классных руководителей, но для педагогов-организаторов, преподавателей музыки, педагогов дополнительного образования. Так как основная часть лектория посвящена подвигу жителей блокадного Ленинграда, то уместно провести лекторий в рамках празднования Великой Победы.
Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекторий № 3 «Музыкальный калейдоскоп»

на тему «Завещано живым…»

(творчество Д. Шостаковича в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).


Ведущий 1. Дорогие друзья! Мы продолжаем занятия нашего лектория «Музыкальный калейдоскоп». И сегодня мы расскажем вам о творчестве выдающегося русского советского композитора Дмитрия Шостаковича. Особое внимание мы уделим творчеству этого композитора в самый трагический период современной истории нашей Родины: в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

В эти страшные суровые годы замечательный композитор ни на одну минуту не покинул стен родного города Ленинграда. Сейчас мы с вами знаем этот город как Санкт-Петербург. Жители Ленинграда совершили беспримерный подвиг, пережив 900 дней фашистской блокады, которые были наполнены горестями и смертями, мукой и слезами, голодом и отчаянной борьбой за жизнь. Оставаясь преданным своему городу, Дмитрий Шостакович не просто пережил блокаду. Он создал исключительные по своему пафосу и выразительности музыкальные произведения. И мы расскажем вам о них как можно более подробно. Но прежде начнём с раннего периода жизни и творчества композитора Шостаковича.

Ведущий 2. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец его был инженером - химиком, мать - пианисткой. Сам композитор так вспоминал о своём детстве: « Я рос в музыкальной семье. Моя мать, Софья Васильевна, училась несколько лет в консерватории и была хорошей пианисткой. Отец, Дмитрий Болеславович, горячо любил музыку и хорошо пел, среди друзей и знакомых нашей семьи было много любителей музыки, которые охотно принимали участие в домашнем музицировании. Я очень живо помню звучание музыки из соседней квартиры, в которой проживал инженер, отличный виолончелист и страстный любитель камерной музыки. У него регулярно собирались друзья, разыгрывавшие квартеты и трио Моцарта, Гайдна, Бетховена, Бородина и Чайковского. Чтобы лучше слышать их игру, я забирался в коридор и просиживал там часами…»

Ведущий 3. Мать Дмитрия Дмитриевича была превосходным педагогом фортепианной игры для начинающих. Под её руководством будущий композитор и две его сестры начинали учиться музыке. Уже в 9-11 лет Митя Шостакович стал создавать свои первые произведения. В 13 лет он становится студентом Петроградской консерватории. Директор консерватории, знаменитый композитор Александр Глазунов, дал такую характеристику юному композитору: «Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения…». Он и впоследствии принимал самое деятельное участие в судьбе будущего композитора. Когда в 1922 г. у Дмитрия Шостаковича умер отец, и положение семьи сильно ухудшилось, Глазунов выхлопотал для него персональную стипендию. За годы учёбы в консерватории Дмитрий Дмитриевич создал огромное количество произведений, и именно тогда он написал свою первую симфонию.

Ведущий 1. Во второй половине 20-х гг. XX века Шостакович стремился совмещать профессии пианиста и композитора, давал сольные концерты. Его игра отличалась поэтичностью и глубиной. Она была отмечена почётными дипломами международных конкурсов. Но в конце концов он всё же сделал свой выбор: решил посвятить себя композиции. Вторая половина 20-х - начало 30-х гг. были для Шостаковича годами напряжённого творчества, поиска своих тем, своего стиля. Один за другим появляются разнообразные сочинения молодого композитора. Тут и опера, и балеты, и симфонии, и фортепианные пьесы, музыка для театра и кино, песни. В 1930-1932 гг. Шостакович создаёт оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по одноимённой повести Н. Лескова. В те же годы композитор написал и несколько инструментальных сочинений, в том числе 24 прелюдии для фортепиано. Талант Шостаковича оттачивался и совершенствовался. В середине 30-х гг. драматические идеи, волновавшие композитора, нашли своё отражение в трёх выдающихся симфониях: четвёртой, пятой и шестой. В 1939 г. композитору всего 33 года, но он уже профессор Ленинградской консерватории, лауреат Государственной премии , у него учатся будущие таланты композиции: Свиридов, Левитин, а позже, уже в Москве, куда переезжает композитор в 1943 г., Караев и Галынин. Создаётся «школа Шостаковича».

Ведущий 2. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Именно в эти годы Шостакович создаёт одно из самых выдающихся своих произведений: седьмую симфонию. Это великое произведение о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом, создано в июле - декабре 1941 года. Три первые части симфонии сочинены в осаждённом Ленинграде буквально под грохот разрывающихся бомб. Свой родной город Шостакович покинул только по приказу об эвакуации.

В 1943 г. Шостакович закончил восьмую симфонию - грандиозную трагическую поэму войне. Он писал её, потрясенный страданиями и гибелью миллионов людей. После первого исполнения симфонии иные слушатели нашли её слишком мрачной и жёсткой. Но может ли услаждать слух музыка, рассказывающая о лагерях смерти, о печах крематориев Майданека и Освенцима, о муках, о великом гневе и силе Человека, ведущего борьбу о злом? Восьмая симфония не даёт забыть трагедию войны. За четверть века, прошедшие после войны, композитор создал множество сочинений в самых разнообразных жанрах. Скончался он 9 августа 1975 г. Но его музыка была и остаётся примером страстного гуманизма, о чём нам каждый раз напоминает выдающаяся Седьмая симфония.

Ведущий 3. Дорогие ребята! Седьмая симфония носит название «Ленинградская». Как вы думаете, почему она была так названа? (Следует опрос зала). Да, действительно, эта симфония была посвящена героическому подвигу ленинградцев, отстоявших любимый город и не сдавших его в годы Великой Отечественной войны врагу. Продолжая наш дальнейший рассказ, мы дадим вам возможность прослушать самые выразительные отрывки этого произведения. Вслушайтесь внимательно, ребята. Ведь каждая часть Ленинградской симфонии рассказывает языком музыки обо всём, что пришлось пережить городу-герою и его жителям.

Ведущий 1. (на фоне отрывка из симфонии) 22 июня 1941 г. фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину, тогда носящей название Советский Союз. Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Вождь немецко-фашистской Германии Гитлер ненавидел город Ленинград: его имя, его славную историю и традиции, его жителей. Поэтому он отвёл ему особую роль.

Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Ведущий 2. В сентябре 1941 г. немецкие войска окружили Ленинград. Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые дома, школы, детские сады, больницы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Фашисты рассчитывали, что пробудят в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Они были уверены в том, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и, в конце концов, сами сдадут город. Но враг просчитался.

Ведущий 3. Все ленинградцы как один встали на защиту своего родного города. Формировались отряды народного ополчения, воевавшие с фашистскими солдатами на окраинах города, девушки и женщины заменили мужчин, ушедших воевать, и встали к рабочим станкам. Дети и подростки круглосуточно дежурили на улицах и крышах домов, чтобы во время обстрела тушить зажигательные и фосфорные бомбы. В те дни знаменитая ленинградская поэтесса Одьга Бергольц писала:

Ведущий 1. Так пусть от истока до устья

Невы пронесётся как гром:

Умрём, но врага не пропустим

В наш город, родимый наш дом…

Ведущий 2. Кольцо блокады сжималось и к городу пробиться становилось всё труднее и труднее. Вражеская артиллерия обрушила на Ленинград около 160 тыс. тяжёлых артиллерийских снарядов, 107 тыс. бомб. И первыми подверглись бомбардировке продовольственные склады. Они занялись высоким, дымным, издалека видным пламенем. Вот тогда на город обрушился враг в десятки раз коварнее и беспощаднее, чем немецко-фашистские захватчики. Это был голод.

Люди начали тысячами погибать от недоедания и отсутствия пищи. С наступлением зимы к голоду добавился ещё и холод. Жители города ложились спать и больше не просыпались в тёмных и промёрзших квартирах. Падали и умирали на улицах, на заводах у станков.

Ведущий 3. К ноябрю 1941 г. нормы выдачи продовольствия в городе сократились до минимума. Представьте, хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк - сто двадцать пять граммов хлеба. Двести пятьдесят граммов выдавали только рабочим. Если карточка терялась, то её уже никто не восстанавливал. Для человека это означало только одно - голодная смерть. Посмотрите, ребята, на этот спичечный коробок. Это и есть размеры блокадного кусочка хлеба. Причём муки в нём почти не было. Его выпекали из отрубей, целлюлозы, жмыха.

Ведущий 1. Кстати, ребята, кто из вас знает, что такое жмых? (Опрос зала.) Да, это прессованная масса шелухи семечек, которая остаётся после изготовления подсолнечного масла. В городе не осталось ни одной кошки или собаки. Они были использованы в пищу. Ленинградцы научились варить суп из канцелярского клея и сыромятных ремней. Зимой 1941- 1942 гг. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощённые голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять её домой.

Ведущий 2. А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот женщина ведёт куда-то мужа.

Седая полумаска на лице,

В руках бидончик - это суп на ужин,

Свистят снаряды, свирепеет стужа.

Товарищи мы в огненном кольце….

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завёрнутое в одеяльце тело

На Охтинское кладбище везёт.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев.

Ведущий 3. План фашистов состоял в том, чтобы задушить город в тисках голода. Чтобы этого не допустить, круглосуточно не отходили от печей работники Ленинградского хлебозавода имени Бадаева. Вот как об этом вспоминает ветеран Е Чернышёва:

Ведущий 1. «Работали по 12 часов. Как только на ногах держались? Получишь 250 г. хлеба и притронуться боишься. Начнёшь есть - и съешь весь… А впереди смена. Дома ждут мама и три сестрёнки. Галя самая младшая, три годика ей было. Лежит, помню, закутанная в одеяло и платок, глаза большие-большие, смотрит и тихо-тихо произносит: «Хлеба…» Ей хотя бы кусочек, а где взять? Чтоб с завода принести хоть корочку - и думать никто не смел. Совесть не позволяла…Галю схоронили…»

(Стук метронома).

Ведущий 2. В Ленинградском радиокомитете во время обстрела и бомбардировки города включали метроном. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

Ведущий 3. Седьмая симфония впервые была исполнена в блокадном Ленинграде. Это произошло в августе 1942 г. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек. Большинство из оркестрантов умерли от голода ещё зимой. Тогда созвали всех музыкантов, кто ещё находился в городе и в состоянии был играть. К ним присоединились и те, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа симфония Шостаковича была исполнена в зале Филармонии.

Ведущий 1. Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне - настолько точно она передаёт дух событий военного времени. Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают 4 части симфонии. Давайте поговорим о первой части, которая рисует непосредственное «военное столкновение» двух миров. (На фоне музыки первой части симфонии). В самом начале музыка Шостаковича передаёт образы советской страны, народа, человека. Тема эта - героическая и величественная. Дальше идёт эпизод фашистского нашествия, потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Ещё звучит последний мирный аккорд экспозиции, когда издалека доносится дробь военного барабана. На фоне её возникает странная тема - аккуратная, симметричная, отрывистая. Как будто двигаются марионетки. Послушайте! (Звучит короткий отрывок.)

Знаменитый русский советский писатель Алексей Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова». И действительно в теме фашистского нашествия есть сходство со зловещей карикатурой. Композитор обнажил перед слушателями черты педантичности, тупой ограниченности и автоматической дисциплины, воспитанные у гитлеровских солдат, которым не полагалось рассуждать и надо было слепо повиноваться фюреру. В развитии темы постепенно раскрывается её страшная сущность: покорные воле крысолова, учёные крысы вступают в бой. Марионеточный шаг превращается в движение механического чудовища, растаптывающего на своём пути всё живое.

Ведущий 2. Замечательный композитор Евгений Петров так писал об эпизоде нашествия: «Она (тема) обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идёт по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас, - раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать…происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической литературе». Что же это за чудо? Вслушайтесь!

Резко сменяется тональность, начинает звучать драматический мотив, который перерастает во всесокрушающую музыку сопротивления. (Звучит короткий отрывок.)

Ведущий 3. Завязывается симфоническая битва небывалого напряжения. Мощные волевые усилия наталкиваются на железные мотивы нашествия. В пронзительных душераздирающих диссонансах слышатся крики, боль, стоны. И всё это выливается в грандиозный реквием - плач о погибших. Теперь в музыке звучит великая скорбь, слитая с великой силой протеста против зла. Давайте послушаем! (Звучит короткий отрывок.)

Конец первой части тревожен. Издали вновь слышится барабанная дробь и тема нашествия. Война продолжается. С беспощадной правдивостью, без прикрас нарисовал Шостакович в первой части симфонии реальные картины мира и войны. Он передал в музыке величие и героизм своего народа, показал страшную силу врага и всю напряжённость смертельной схватки.

Ведущий 1. Во второй и третьей частях композитор противопоставил жестокой разрушительной силе фашизма духовное богатство человека, глубину его мысли, силу его воли. Четвёртая часть - мощный финал - полон наступательной энергии и предчувствия победы.

Со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии прошло много лет. Много раз она звучала с тех пор в мире - в концертных залах, по радио, в кино. И каждый раз её исполнение воскрешает перед людьми незабываемые страницы современной истории и вливает в их сердца мужество и гордость. Седьмая симфония Шостаковича с полным правом может быть названа «Героической симфонией» XX века.

Ведущий 2. Дорогие ребята! Мы благодарим вас за внимание и надеемся, что в преддверии наступающего юбилея Великой победы вы не раз вспомните о тех, кто ценой своей жизни защитил мир от коричневой чумы фашизма.


© 2010-2022