Программа внеурочной деятельности Азбука здоровья

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Автор: Бочарникова Анна Анатольевна.

Форма: факультативное занятие

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Направление воспитания: спортивно-оздоровительная направленность.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др.

Программа помогает приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать образовательное учреждение для обучения детей здоровому образу жизни.

Программа разработана для учащихся начальных классов «Азбука здоровья» поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Цель программы - создание благоприятных условий для формирования у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать здоровый жизненный стиль;

  • сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;

  • расширить кругозор школьников в области физической культуры и спорта;

  • сформировать культуру проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • проявление учащимися интереса к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

  • привлечение родителей к совместной деятельности;

  • умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

  • умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Основные направления реализации программы: проведение инструктажа по технике безопасности в различных ситуациях; организация мероприятий по разнообразным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры и т.д.; проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года; санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; включение родителей к совместной деятельности.

Программа рассчитана на 35 часов - 1 раз в неделю.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Всего часов

Формы проведения

1.

Азбука безопасности: правила поведения в школе, на улице, в общественных местах

5 часов

Беседа, игра, выставка рисунков.

2.

Уроки здоровья «В гостях у Гигиены»: встречи с врачом, составление проекта «Мой режим дня», проведение игр по освоению навыков гигиены.

8 часов

Дискуссия по видеоматериалам,

создание проекта «Мой режим дня», игра- викторина, анкетирование.

Беседа с врачом.

3.

Советы Айболита: знакомство с полезными продуктами, напитками; беседы о сохранении зрения, о полезных и вредных привычках.

7 часов

Беседа, игра, викторина.

4.

Здоровье планеты - наше здоровье: экскурсии в природу, знакомство с правилами поведения; выставки рисунков, поделок; инсценирование экологических сказок.

5 часов

Экскурсия, говорящая выставка рисунков, фестиваль сказок.

5.

Уроки осторожности

1 часа

Дискуссия.

6

Летом и зимой дружи со спортом и игрой: разучивание игр для лета и зимы.

6 часов

Игра- тренинг.

7.

Спортивный праздник «В здоровом теле - здоровый дух».

Формирование портфолио.

3 часа

Блиц - турнир для болельщиков.

Спортивный праздник.

Итого

35 часов


Содержание программы

1. «Азбука безопасности» (5 часа). Правила поведения в лицее (экскурсия по лицею). Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дама к лицею. Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио.

2. Уроки здоровья «В гостях у Гигиены» (8 часов). Знакомство с правилами гигиены. Изучение таблицы «Чистка зубов». Проведение игры «Вредно - полезно». Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня». Знакомство с режимом дня. Анкетирование Беседа «Сменная обувь. Зачем она?». Знакомство со сказкой. Обсуждение ситуации. Формулировка правил. Игра-практикум «Твое здоровье в твоих руках». Разбор различных ситуаций. Кроссворд. Конструирование дома здоровья. Час здоровья «Где чистота, там здоровье». Знакомство с культурно-гигиеническими навыками. Разучивание упражнений утренней зарядки. Разгадывание загадок. Беседы с врачом. Подведение итогов: коллективное обсуждение проведенных занятий, формирование портфолио.

3. «Советы Айболита» (7 часов). Беседа-диалог «Мои привычки». Разбор ситуаций. Инсценировка. Просмотр и обсуждение фильма. Инсценировка «Овощи, ягоды, фрукты - полезные продукты». Знакомство с полезными продуктами: «Овощи, фрукты - полезные продукты». Традиции питания на Руси. «Забота о глазах». Опыт-наблюдение. Разучивание гимнастики для глаз. Знакомство с правилами бережного отношения к глазам. Игра «Полезно - вредно». Подведение итогов: коллективное обсуждение проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

4.«Здоровье Планеты - наше здоровье» (5 часов). Экскурсии в природу: «Красота природы»: (наблюдения за явлениями природы; поэтическая страничка, игры на свежем воздухе). Выставки рисунков, изготовление поделок. Разучивание песни. Беседа «Впереди лето - возможности для отдыха в летнее время». Знакомство с правилами поведения в лесу, на озере, на площадке. Проведение викторины. Конкурс рисунков. Подведение итогов: коллективное обсуждение проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

5.«Уроки осторожности» (1 час). Дискуссия по просмотренному фрагменту. Игра «Осторожно - тонкий лед!». Дискуссия о просмотре фрагмента. Принятие правил поведения в экстремальных ситуациях.

6.«Летом и зимой дружи со спортом и игрой» (6 часов). Знакомство с играми летнего и зимнего периода. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Спортивное мероприятие «Веселые старты».

7.Спортивный праздник «В здоровом теле - здоровый дух» (3 часа). Создание команд. Подготовка приветствий. Организация соревнований. Блиц-турнир для болельщиков. Подведение итогов праздника, коллективное обсуждение личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

Контроль

Тема 1. Обсуждение итогов игры, выставки рисунков.

Тема 2. Определение успешности проектов, подведение итогов дискуссии.

Тема 3. Обсуждение итогов викторины.

Тема 4. Обсуждение итогов выставки. Рефлексия. Выявление степени полученной комфортности или причин не комфортности.

Тема 5. Обсуждение возникших дискуссионных вопросов.

Тема 6. Подведение итогов тренинга.

Тема 7. Анализ мероприятия.

Ожидаемые результаты по реализации программы.

Участники мероприятия на первом уровне:

  • Осваивают уроки здоровья, азбуку безопасности.

  • Знакомятся с правилами поведения и оказания первой медицинской помощи.

  • Знакомятся с играми.

На втором уровне могут:

  • Дискутировать.

  • Проводить игры.

  • Проводить конкурсы и викторины.

На третьем:

  • Разрабатывать социальные проекты.

Литература:

  1. ФГОС. Примерные программы начального образования. «Просвещение», Москва, 2009.

  2. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва. 2009.

  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. «Просвещение», Москва, 2010.

  4. DVD «Азбука безопасности на дороге» . ТО «Маски», Москва, 2009.

  5. В.Волина. «Как себя вести». «Дидактика плюс», Санкт-Петербург, 2004.

  6. Изучаем правила дорожного движения. Волгоград, «Учитель», 2008

  7. Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. Мир Книги, Москва. 2003.

  8. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2007.

  9. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград, «Учитель», 2011.Программа внеурочной деятельности Азбука здоровья

© 2010-2022