- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Родительское собрание Любите ли вы своего ребенка
Родительское собрание Любите ли вы своего ребенка
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ширинкина Е.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Строгановский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по СВР
_____________/Я.В. Кандакова
«__» ______________ 2014 г.
Родительское собрание
Любите ли вы своего ребенка?
Разработала: Кл. руководитель Ширинкина Елена Вадимовна
Учебное заведение: ГОУ СПО Строгановский колледж г. Очер Пермского края
Актуальность. В современных условиях часто критерием результативности воспитательного процесса является способность ребенка адаптироваться в современном мире. Как следствие дезадаптации в обществе возникают суицид, рост преступности, психические заболевания. Как только не борются с этими явлениями педагоги, психологи, врачи, милиция. И только семья нередко остается в стороне. Но не всегда родители не желают заниматься детьми, часто они просто не знают, как помочь ребенку. На вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» большинство ответит: «Естественно, да». Но, к сожалению, не всякая любовь способствует развитию в ребенке адекватной самостоятельной личности. Ребенок тоже должен знать, что его любят, а вот это не всегда очевидно. На эту тему много статей в педагогических журналах, но большинство обычных родителей их не читают. К психологам обращаются лишь, когда проблема зайдет слишком далеко. Я сама мать, работала социальным педагогом несколько лет, непосредственно общаясь с так называемыми «неблагополучными» родителями. Иногда родители предпринимают огромное количество попыток, пытаясь добиться успеха в воспитании, но забывают о самом главном. Конечно, можно проштудировать кипы литературы и ознакомиться с различными методиками, но все же начинается воспитание в семье с понимания. Это родительское собрание - попытка обратить внимание на истинную картину взаимоотношений родителей с детьми и помочь им найти путь к своему ребенку.
Системный подход. Данное мероприятие можно проводить для родителей любого возраста, но более целесообразным оно будет для родителей учащихся 5-6 классов, так как в начальных классах родители занимаются с детьми, посещают родительские собрания и классные мероприятия, внимательно слушают детскую болтовню и вместе отмечают дни рождения. Все это, даже если есть проблемы с общением, сглаживает их. В 5 же классе почему-то решают, что ребенок сразу стал взрослым и самостоятельным, и его можно оставить без внимания. А на носу переходный возраст. Т.о. этот классный час является одним из мероприятий, направленных на формирование благоприятного климата и адаптации ребенка в новых условиях. Но мне видится, что такое мероприятие может быть полезным для родителей учащихся различного возраста.
Цель - способствовать формированию доверительных взаимоотношений родителей с ребенком
Задачи:
- анализ отношений «родитель-ребенок» в современной семье
- психолого-педагогическое просвещение родителей
Участники: родители учащихся 5-6 классов, классный руководитель, авторитетный педагог, соц. педагог (психолог).
Подготовка к мероприятию.
-
Тестирование учащихся (по просьбе педагога дети рисовали своих родителей в виде животных).
-
Оформление выставки книг, посвященную воспитанию детей, совместно с библиотекарем.
-
Анализ и отбор рисунков.
-
Подготовка карточек 3-х цветов.
Оформление, оборудование, инвентарь.
1. Выставка книг
2. Столы расставлены таким образом, чтобы участникам было удобно работать в группах, на столах - листы бумаги для индивидуальной и групповой работы, ручки, фломастеры.
3. Установлены экран и проектор (для демонстрации рисунков).
4.Магниты или другие средства для оформления результатов .
5.Цветные карточки.
Ход мероприятия.
-
Вступительное слово классного руководителя. (Звучит музыка)
Добрый день, дорогие родители. Я очень рада вас видеть. Тема нашего собрания сегодня - «Любите ли вы своего ребенка?». А поможет ответить нам на этот вопрос наш соц. педагог. Но сначала я предлагаю вам дать по 7 ответов на вопросы, которые сейчас вы видите на экране. Каждый отвечает индивидуально, не обязательно все записывать, можно только обозначить свой ответ.
1 Как вы понимаете выражение «Я люблю своего ребенка»?
2 Как вы понимаете выражение «Он не любит своего ребенка»?
-
Сообщение соц. педагога. (на экране демонстрируются рисунки)
Любите ли вы своего ребенка? «Да» ,- ответите вы. Но знает ли ваш ребенок, что вы его любите? Я попросила детей нарисовать своих родителей в виде животных. Здесь на рисунках изображены мы. Так нас представляют наши дети. Есть здесь Буратино и добрая пчела, ласковая кошка и добрый пес, есть лошадь и корова, есть злые собаки и глупый крокодил. Нам кажется, что мы всегда правы, справедливы, а решения принимаем исключительно с пользой для своего ребенка. А ребенок в его возрасте может и не понимать этой самой пользы. Конечно, есть в этих словах доля истины, но лишь доля. Когда дети рисовали, я отметила для себя тех, кто стоит на внутришкольном учете. Некоторые рисунки этих детей говорят о проблемах в семье, конфликте ребенка с родителями. Эти рисунки мне хочется показать вам, чтобы и для вас был повод задуматься о том, что же нужно нашим детям.
Можно привести много примеров, когда дети из внешне благополучной семьи с трудом находили себя в этом мире, а из неблагополучной - легко адаптировались в жизни.
По результатам диагностики перед поступлением в 1 класс девочка могла испытывать трудности при обучении, но училась хорошо. А вот в общении у нее проблемы, она замкнута, необщительна. Дошкольное учреждение девочка посещала, т.е. в детский коллектив она попала не впервые. А вот самым бойким в классе оказался мальчик из маленькой деревни, где нет садика и детей всего-то несколько человек, да и заниматься с ним было некому. Чего же не хватает девочке, и в избытке у малыша, который в любой ситуации находит выход и чувствует себя комфортно?
Сын директора школы уходит из дома и пополняет ряды бездомных.
3 сына в семье пьющих родителей. Пьют оба родителя и немало. Отец не работает. У всех сыновей, не смотря на склонность к алкоголю, интеллигентные жены, крепкий тыл. Один из детей учился в моем классе. Несмотря на нежелание учиться, у ребят он пользовался уважением, т.к. был доброжелателен, прислушивался к мнению других, да и интересы его не ограничивались прогулками по улице и бутылкой пива. Мальчик играл на гитаре, увлекался туризмом. Мать его была очень общительной, радушной женщиной.
Казалось бы, данные примеры алогичны. Но лишь на первый взгляд. Причина же в том, насколько родитель может выразить свою любовь, хватает ли ребенку материнского тепла. Человек, получивший любви достаточно, сам потом может ее отдавать. Это качество иногда ценится выше, чем другие, и жить ему на этом свете легче. Помогите же своему ребенку.
Что же значит - любить ребенка?
Первое и самое главное - понимание.
В одном из фильмов И.Бергмана перед нами встает семейная трагедия. Мать считала, что она делает для дочери все: одевает, ее в модную одежду, дает хорошее образование, занимается с ней гимнастикой для поддержания внешней формы, исправляет зубы и заставляет завивать по утрам волосы, чтобы дочь была красивой. Но мать упустила главное. Она не спросила, нужно ли это дочери. А девочке не хватало простого человеческого внимания, тепла матери. Мать, которая сама была красавицей, певицей, хотела сделать из дочери подобную себе. Она не увидела в девочке ее собственных достоинств, пусть других, но талантов.
В семье двое детей. Старший обязан укладывать младшего спать. ( «Ты уже большой»), сходить с ним на горшок и т.д. Старший должен. А ведь ему всего 3 года. Младший остается таковым лет до 7, а то и дольше. Естественно, он чувствует себя комфортнее.
Мальчику было 6 лет, когда в семье родился младший. Старшего постоянно ругали: за то, что громко кричит на улице, за то, что слишком расшалился, за то, что плохо ведет себя за столом. А он чувствовал себя нелюбимым, мог неделями гостить у родственников. Когда подрос, начал проявлять агрессию к родителям. Это история внешне вполне положительной семьи. Мальчик учился на «5», закончил впоследствии хороший ВУЗ, отношения в семье в целом были доброжелательными, родители без вредных привычек, интеллигентные. Конфликт накалялся и однажды сын в ссоре (а было ему тогда уже лет 18-20) чуть не ударил мать. Только тогда мать задумалась о том, а права ли она была в этом давнем конфликте.
О недостатке любви может сказать поза во время сна: «калачиком» в позе эмбриона или руки сжаты в «кулак», а большой палец находится внутри.
Мы провели опрос среди родителей, который показал, что большинство, 70-80%, предпочитает авторитарные методы воспитания. Мы хотим от детей того, чего хотим мы. А чего хочет ребенок? И уверены ли вы, что это наше требование действительно полезно для ребенка? Как же понять ребенка, а точнее, как его услышать? Часто ли вы говорите с ребенком? Попробуйте не читать нотации, а просто поговорить, сидя рядом, «на равных», не оценивая и не осуждая, не приставая с различными нотациями. Вы ему- о работе, он вам - о своих делах в школе: кто у кого списал, кто с кем подрался.
Свою любовь надо показывать ребенку - словами, прикосновением.
Эксперимент с обезьянами. Те обезьяны, которые воспитывались дома у дрессировщика, с которыми разговаривали, держали в руках, были «умнее», чем те, которых человек только кормил. Те, кто держит животных, знает, что с ними надо общаться. Даже животные реагируют на любовь. А дети?
У меня сын очень плохо вставал по утрам в садик, капризничал. Я начинала с уговоров, но заканчивалось все скандалом. И вот однажды он мне сказал: «Почему тетя Галя зовет Сашу «сынок», а ты меня нет?» Утром я подняла его со словами: «Вставай, сынок». Скандалы по утрам прекратились.
Когда я с маленькими детьми шла по улице, младшая дочь за руку не держалась, а старший так и норовил уловить момент, чтобы схватиться за меня. Выйдя на улицу, сын забегал домой каждые 15-20 минут, соседский мальчик, единственный сын, мог полдня пропадать на улице. К сожалению, моему старшему в детстве тоже досталось мало любви. Хорошо, что я поняла это не через 40 лет, а гораздо раньше.
Дети, которые испытывают нехватку любви, часто могут быть на первый взгляд навязчивы, они сами пытаются получить то, что им необходимо. Психологи сейчас говорят о важности прикосновения. Требуется, по разным источникам, 3-12 прикосновений в день для того, чтобы ребенок ощутил себя любимым. Дети, которых в младенчестве редко берут на руки, вырастают раздражительными, часто болеют. Часто младшие дети в семье, которым достается больше тепла, прикосновений и внимания бывают более покладисты, контактны, лучше адаптируются. Люди же, охладевшие друг к другу, не прикасаются к своей «половине».
Понимание, контакт с ребенком вплотную связаны с его самооценкой. Низкая самооценка проявляется по - разному: бравада, апатия, замкнутость. Результат - переживания ребенка, которые взрослыми, занятыми важными проблемами, могут остаться незамеченными, но закончиться могут плачевно. Самооценка - способность человека оценить себя по достоинству, с любовью. Тот, кто не любит себя, не любит и других. Ребенок оценивает себя глазами окружающих, и прежде всего родителей. Поэтому любить он себя будет только при нашей поддержке.
Однажды я повысила на сына голос, а позже предложила ему погулять. «Я не хочу, там ребятки на улице», - ответил 5-летний мальчик
«А откуда берутся наглые грубые подростки?» - воскликнете вы. Хорошо, как же жить тем, кого не поддерживают родители, и может обидеть любой взрослый только потому, что он сильнее? Им приходится стать наглыми и грубыми, иначе среди нас не выжить.
Часто ли вы говорите при посторонних: «Опять упрямишься?», «Что раскапризничался?», «Да он у нас совсем бестолковый». Опрос показал, что большой процент наших педагогических действий направлен на то, чтобы воспитать в ребенке неудачника. «Ты упадешь. Ты не сможешь. Подрасти сначала». Эти слова мы адресуем ребенку. Даже если мы не произносим вслух, то наша неуверенность может прозвучать в интонации. Знайте, что ваш ребенок уникален, и он должен знать, что он, такой, один на всем белом свете.
Любите ли вы своего ребенка?
Да, если вы искренне пытаетесь его понять.
Да, если вы часто прикасаетесь к нему, говорите ему о своей любви.
Да, если вы поддерживаете его в ЕГО делах и начинаниях.
-
Ролевая игра. Каждой группе предлагается разыграть ситуацию, в которой задействованы ребенок и родители.
- Родители узнают о «2», которую ребенок скрывал.
- Дочь вечером отпросилась к подруге и пришла поздно вечером.
- Сын сломал новый телефон.
- Сын не хочет посещать школу.
При обсуждении предлагается озвучить свои ощущения тем, кто в этой игре был «ребенком».
-
Групповая работа. Предлагается еще раз написать по 7 тезисов-ответов на вопросы, которые вновь демонстрируются на экране, но ответить совместно, обсудив в группе. И не только ответить, но и нарисовать на листах ватмана, которые лежат на столах.
-
Обсуждение записей и их оформление на доске.
-
Заключение. Каждый родитель при выходе из класса выбирает и откладывает карточку определенного цвета (белая - не согласен с мнением педагога, красная - изменил свое отношение к ребенку, синяя - ничего нового не узнал)
Литература
-
Волков Б.С. Психология подростка. М. Педагогическое общество России. 2001
-
Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. М. Academia. 1996
-
Сатир В. Как строить себя и свою семью. Минск. Белорусский дом печати. 2003
-
Кулагина И. Школьная оценка и ожидание взрослых. «Семья и школа» №12. 1989
-
Цеханская Л. Сложности жизни. «Семья и школа» №11. 1989
Приложение