Доклад О системе работы по профилактике правонарушений

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


О системе работы

МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма

по профилактике асоциального поведения учащихся.

(Выступление на КДН и ЗП при Администрации

Павловского муниципального района)






Заместитель директора по ВР

Зинякова Н.А.









2014 год

Целью работы нашей школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних является создание условий в социуме школы для профилактики отклоняющегося поведения у учащихся через формирование потребности в здоровом образе жизни и гражданско-правовое воспитание детей и подростков.

Для этого в школе создаются условия, способствующие социальной адаптации обучающегося, формирование у ребенка позитивных ценностных отношений к обществу, труду, учебе, людям, самому себе, общественным нормам и законам.

Важнейшими профилактическими задачами, стоящими перед педагогическим коллективом школы, являются:

  • содействие обучающемуся в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;

  • формирование законопослушного поведения детей и подростков;

  • оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;

  • выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;

  • профилактика раннего семейного неблагополучия.

В текущем учебном году в нашей школе обучается 504 учащихся. Средняя наполняемость классов по школе составляет 25 обучающихся.

В большей степени в школе обучаются дети из семей рабочих. Основная масса детей проживает в полных семьях.

Кадровый состав, занимающийся вопросами воспитания в школе: Директор школы, заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог - психолог, 20 классных руководителей ( с высшим образованием - 19 чел., со средним специальным образованием - 1 чел), 15 педагогов дополнительного образования ( с высшим образованием - 14 чел., со средним специальным образованием - 1 чел), старшая вожатая, библиотекарь, педагоги ДО -15 чел..

Основополагающими документами, по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Конституция РФ

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

  • Семейный кодекс, гражданский, уголовный кодекс РФ

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях

  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 124-фз ФЗ

  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ

  • Федеральный закон ФЗ от 10 июля 2001 №87 «Об ограничении курения и табака.

  • Федеральный закон ФЗ № 11 -ФЗ от 7 марта 2005 г. « Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

  • Муниципальная программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Павловского муниципального района на 2013-2015 годы»

  • Муниципальная программа развития воспитания в системе образования Павловского муниципального района на 2014-2016 годы «Вперед в будущее»

  • Муниципальная программа «Молодежь Павловского муниципального района» на 2011-2014годы

  • Муниципальная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Павловского района на 2014 - 2016 годы»

  • Муниципальная программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2016 годы

  • Устав Учреждения.

Эти нормативно-правовые документы и муниципальные программы позволили создать свою нормативно-правовую базу: разработана «Программа по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков» на 2011-2014 г.г. Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма, Положение о правилах постановки обучающихся МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма на внутришкольный учет, Правила внутреннего распорядка учащихся МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма, внесены изменения в должностные инструкции социального педагога, заместителя директора по ВР, классных руководителей, педагога-психолога .

В школе организован учет детей, подлежащих обязательному обучению и получению обязательного общего образования. В августе и феврале текущего учебного года педагогическими работниками школы проводится подворовый обход территории микрорайона, закреплённого за школой, с целью учёта детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет по месту их проживания (пребывания) по возрастным спискам из детской поликлиники г. Ворсма.

Для определения социального статуса семей ежегодно посещаются семьи вновь принятых в школу детей, первоклассников, проводится анкетирование. Педагоги школы активно принимают участие в проведении межведомственной профилактической «Операции «Подросток»», участвуют в социальных рейдах, родительских патрулях, в ходе которых проверяется готовность к новому учебному году учащихся учетных категорий, выявляются социально - опасные семьи. На основании полученных данных формируется социальный паспорт классов и школы.

Ключевой фигурой воспитательного процесса в школе является классный руководитель.

Работа школы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит системный характер. Работа ведется в соответствии с программой воспитания «Воспитать Гражданина», Программа по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков по направлениям 1. Успеваемость учащихся

Для организации работы по профилактике учебной неуспеваемости еженедельно просматриваются классные журналы заместителем директора по учебной и воспитательной работе . Выявляются дети, имеющие большое количество неудовлетворительных оценок по предметам. Приглашаются родители и учащиеся для собеседования, выясняются причины. Выстраивается план взаимодействия с учителями - предметниками, организуются дополнительные занятия по ликвидации пробелов, проводит индивидуальную работу педагог -психолог, социальный педагог.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий. Выявляются дети, пропускающие уроки без уважительной причины. Классный руководитель посещает данного учащегося на дому. Проводится индивидуальная беседа с подростком и родителями, выясняются причины непосещения. И проводятся мероприятия по ликвидации этих причин. При многократных прогулах данный подросток приглашается на беседу с заместителем директора по ВР или УВР, в дальнейшем на Совет профилактики школы. Ставится на школьный учет Информация о данных учащихся передается в ПДН для принятия мер.

3. Организация досуга учащихся Большое внимание уделяет занятости учащихся дополнительным образованием (45 часов). Специфику организации дополнительного образования детей отражают модифицированные программы дополнительного образования детей следующих направленностей:

  • художественная - 6 объединений

  • туристско-краеведческая -3 объединения

  • научно-техническая - 3 объединения

  • физкультурно-спортивная - 5 объединений

  • Естественнонаучная - 2 объединения

  • военно-патриотическая - 2 объединения

  • социально-педагогическая. - 1 объединение

Дополнительное образование осуществляют 15 педагогов ДО

Охват учащихся МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма ДО внутри школы составляет 345 человек (68%), общий охват учащихся 362 чел. ( 71% )

Занятость в системе дополнительного образования подростков учетных категорий составляет 89%.

Организация занятости детей и подростков в каникулярное время является основным направлением деятельности школы в проведении профилактической работы. Каждое лето работает школьный лагерь дневного пребывания «Искорка», где в 2013 года-у отдохнули 130 учащихся школы, 10 подростков работали в трудовой бригаде, 220 человек работали на пришкольном участке, общий охват летней занятости составил 465 (95%) учащихся школы, занятость детей учетных категорий составила 92%.

Но стоит отметить, что необходимо усилить контроль досуговой деятельности в каникулы и летний период.

Организация предметных олимпиад и спортивных соревнований, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу, баскетболу Традиционно стало участие учащихся в легкоатлетических пробегах.

К формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

- тематические недели;

- акции и фестивали;

- тематические классные часы:

1 - 4 классы:

"Что такое хорошо и что такое плохо"

"Курить - здоровью вредить";
5 - 6-й классы:

"Мифы об алкоголе"

"Школьнику о вреде никотина"

7 - 9 классы:

"Кто кого или подросток в мире вредных привычек"

"Жизнь без наркотиков"

"Мы против наркотиков"

5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в школе Недели и Месячники по данной проблеме. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

В течение 2013-2014 (сентябрь - март) учебного года классные руководители провели классные часы:

1 - 4 классы:

"Что такое хорошо и что такое плохо"
ООН о правах ребенка"

«Знай Правила поведения в общественных местах"

"Мы и улица, наши интересы"\

"Конвенция свои права, но не забывай про обязанности»

«Права и обязанности школьника»;
«Почему подросток совершает преступление»
«Поговорим об ответственности»

"Преступления и его последствия"
"Как научится быть ответственным за свои поступки"

"Административная и уголовная ответственность";

6. Работа с родителями.

В течение учебного года проводится родительский всеобуч, через проведение тематических родительских собраний с приглашением специалистов индивидуальное медико - психологическое консультирование, привлекаются родители к школьным КТД, Дням здоровья, спортивным соревнованиям.

В школе на 1 этаже располагается информация для родителей и учащихся по правовым аспектам деятельности учреждения, адреса правовой помощи детям и родителям. Указаны телефоны экстренных служб.

Следует отметить достаточно высокий уровень активности родителей как участников образовательного процесса. В истекшем учебном году родители были активными участниками всех школьных дел. Посещаемость родительских собраний составила 86%. В школе работает родительский патруль.

В школе работает Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма, который возглавляет директор школы Колемасов Владислав Васильевич. Заседания проводятся в соответствии с планом. Так, в 2013-2014 году было проведено 5 заседаний Совета профилактики. На заседаниях рассматривались представления классных руководителей, социального педагога о постановке учащихся на внутришкольный учет или снятие с учета и принимались решения по данным представлениям (снята с учета Мышина Н. -10 кл); оказывалась консультативная, методическая помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей (Семенишина. Е.К., Полубарьева Л.В., Гудков А. В., Круглов А.Н., Грейзина Т.Н.) ; обсуждались результаты деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений, психологической службы по работе с детьми учетных категорий. На заседаниях рассматривались конфликтные ситуации, связанные с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетенции; обсуждались вопросы пребывания детей в социально-опасных семьях, подготовка соответствующих ходатайств в органы опеки и попечительства.

Сравнительный анализ количества обучающихся МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма, состоящих на профилактических учетах в субъектах системы профилактики за три года показывает.

Как видно из гистограмм, наблюдается незначительное уменьшение количества учащихся, состоящих на учетах КДН и ЗП, ПДН, ВШУ.

Но учитывая, в летние каникулы четверо учащихся совершали кражи из кафе ДК г. Ворсма, считаем необходимым усилить работу всех систем профилактики школы:

  • классным руководителям, социальному педагогу, педагогу- психологу, заместителю директора по ВР спланировать дополнительные мероприятия с учащимися и родителями, направленными на повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей, формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения, активнее привлекать к проведению мероприятий работников правоохранительных органов, прокураты, здравоохранения, ОНД МЧС России по г. Павлово и Павловскому району, ГИБДД и др;

  • усилить контроль за учащимися в каникулярный период.

7. Проведение индивидуальной профилактической работы.

Основная цель профилактической деятельности школы - вывести учащегося из зоны риска попадания его в социально опасное положение. Для этого в школе создана система сбора, обработки и хранения информации по различным категориям учащихся и их семьям, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся). Имеется в наличии компьютерная база данных о детях в возрасте от 6 до 18 лет, подлежащих обучению и проживающих в м/р школы, сведения об учащихся, состоящих на учетах КДН и ЗП, ПДН и внутришкольном учете.

На каждого учащегося учетной категории в школе разработаны планы индивидуально-профилактической работы, где отражается работа, проводимая с подростком, результат профилактической работы, данные о семье, характеристика ребенка, акты обследования ЖБУ, карточка индивидуального учета семьи несовершеннолетнего. Индивидуальная профилактическая помощь оказывается комплексно во взаимодействии социального педагога, педагога - психолога, классных руководителей, администрацией школы, инспектора ПДН, медицинских работников. Индивидуальная профилактическая работа представляет собой комплекс профилактических мероприятий с каждым подростком

- вовлечение учащихся в классные и общешкольные мероприятия,

- вовлечение их во внеклассные мероприятия, проектную деятельность, органы детского самоуправления.

- участие в трудовых делах на пришкольном участке, сборе макулатуры, наведении порядка в классе, дежурстве по школе;

- участие во всех школьных акциях по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;

- беседы инспектора с подростками и родителями об ответственности за противоправные поступки.

- проведено анкетирование: «Моя семья», «Отношения со сверстниками» «Мое свободное время», «Вредные привычки».

- вовлечение в кружки и секции,

- организация занятости в каникулярное время,

- обеспечение правовой защиты подростков,

- трудоустройство подростков.

- ежедневный контроль за посещаемостью школьных занятий со стороны классных руководителей и заместителя директора по ВР;

- контроль за выполнением домашних заданий по предметам и работой на уроках. По результатам проводилась индивидуальная беседа с подростками и родителями;

Проведение коррекционной работы невозможно без участия психологической службы. Именно школьный педагог -психолог помогает в диагностировании, выявлении проблем ребенка, организации индивидуальных психологических тренингов с учащимися и учителями, индивидуальных профилактических бесед с подростками, психологическом консультировании родителей. с учащимися «группы риска» еженедельно проводились индивидуальные и групповые занятия с психологом по коррекции поведения:

- «Развитие ответственности и контроля над собственной жизнью»,

- «Эффективное общение»,

- «Учусь владеть собой»,

- «Разрешение конфликтов»,

- «Управление эмоциями» тренинги:

- отношения с одноклассниками,

- выхода из конфликтной ситуации

- снятие агрессивного поведения,

- проведение тренингов отказа от курения, алкоголя, наркотиков.

Организовано межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики

МБОУ СОШ № 2 г. Ворсма. МБОУ НОШ г. Ворсма - совместные рейды, заседания совета профилактики

КДН и ЗП - помощь во взаимодействии с субъектами профилактики, обсуждение на заседаниях учащихся и родителей, индивидуально-профилактические беседы с учащимися, родителями; устройство детей в реабилитационные центры; проведение Спартакиады «Мы выбираем спорт!» среди несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах;

ОДН ОУУП и ПДНМ О МВД России «Павловский» - (согласно совместного плана) совместные рейды по местам отдыха молодежи, в семьи учащихся; проф. беседы с учащимися и родителями, индивидуально - профилактическая работа с учащимися и родителями учетных категорий, участие в Недели правовых знаний, Декаде ЗОЖ, заседания Совета профилактики школы

ГИБДД - встречи с родителями и учащимися, участие в конкурсах по ПДД

68-ПЧ - беседы, лекции, экскурсии

Отдел опеки и попечительства УО администрации Павловского района - индивидуально - профилактическая работа с опекаемыми и опекунами, индивидуально - профилактическая работа с С-ОС.

Наркологический диспансер г. Павлово - беседы с родителями, учащимися; анкетирование и тестирование на предмет употребления наркотиков.

ГБУЗ НО Ворсменская городская больница (детская поликлиника) - беседы, лекции с родителями и учащимися, совместные рейды, помощь в организации лечения в психоневрологическом диспансере г. Павлово

МБОУ ЦРТДЮ г. Павлово - мероприятия по формированию ЗОЖ и законопослушного поведения

МБОУ ДОД СЮТур г. Павлово - соревнования

Совет профилактики безнадзорности и правонарушений при Администрации

г. Ворсма - совместные рейды по местам отдыха молодежи, в семьи учащихся; обсуждение на заседаниях учащихся и родителей, оказание помощи в трудоустройстве родителей, организация летних трудовых бригад.

Отдел по делам молодежи - совместные мероприятия

ФОК Звезда г . Павлово - посещения бассейна, ледовой арены

ФОК г. Ворсма - секции, соревнования

Отдел соцзащиты населения г . Павлово - помощь семьям в оформлении пособий, организация летнего отдыха

Отдел соцзащиты населения г. Ворсма - помощь семьям в оформлении пособий, рейды в социально- опасные семьи

Соц. фонд «Павел Перевозчик» Слобожанин А.В. - индивидуальная помощь семьям

МБОУ ДОД детский дом творчества г. Ворсма - кружки, секции, летний отдых, конкурсы, соревнования

УСЗН -трудоустройство учащихся, трудовые бригады

Городская библиотека - беседы, лекции

ДК г. Ворсма - совместные мероприятия

Заместитель директора по ВР Н.А.Зинякова

Директор МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма В.В. Колемасов





© 2010-2022