Обобщение опыта. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ во внеурочное время

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа- интернат станицы Новопокровской

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯОбобщение опыта. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ во внеурочное время.



Воспитатель ГБОУ

О.Н. Борко

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это, в свою очередь, приводить к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение- важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценивание самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С.Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

Для коррекционной школы-интерната, где весь учебно-воспитательный процесс направлен на коррекцию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, роль общения воспитанников друг с другом и с окружающим миром трудно переоценить.

В нашей школе-интернате в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые детям по реальной жизни, но и активному общению дети учатся и во внеурочное время на специально организованных занятиях, на экскурсиях и прогулках.

Организуя воспитательную деятельность, я планирую как индивидуальную, так и групповую работу с детьми, учитывая психофизические особенности каждого воспитанника. Учитываю в своей повседневной деятельности возрастные потребности и мотивы, той возрастной группы с которой я работаю.

Моя воспитательная работа строится по блокам:

  • ЗОЖ, физкультурно-оздоровительная работа;

  • Гражданско-патриотическое, личностное развитие;

  • Нравственно-эстетическое, экологическое воспитание;

  • Трудовое, занятие в творческих мастерских.

Каждый блок имеет свою специфику и наполняемость.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при общении. В силу своей индивидуальности и психических возможностей отличаются своеобразием, неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками. Поэтому, одной из основных целей нашей работы является формирование коммуникативных навыков воспитанников для успешной социализации.

В настоящий момент, работаю в группе детей 7-8 лет уделяю серьезное внимание развитию санитарно - гигиенических, трудовых, коммуникативных навыков.

Дети начального звена не владеют элементарными навыками самообслуживания. В этом направлении ведётся большая кропотливая работа. Ежедневно проводятся практические мини-занятия «Я учусь дежурить по спальне», «Прогони микробы с тела», «Волшебный гребешок».Был реализован краткосрочный (сентябрь-декабрь) социально-значимый проект по формированию навыков самообслуживания «Я сам!Я сама!» В результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии у ребёнка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и реализуются.

На воспитательных занятиях в процессе совместной деятельности, дети учатся общаться, адекватно выражать свои эмоции, чувства, желания. Навыки общения начинаются формироваться с ориентировки в пространстве и времени, с ориентации в мире предметов, с эмоционального развития средствами музыки и художественного творчества.

«Из всех плодов наилучшее приносит хорошее нравственное воспитание».К. Прутков.

Все внеклассные занятия разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с нарушенным интеллектом младшего школьного возраста, уровня их умений и навыков.

Содержание внеклассных занятий по нравственно-эстетическому воспитанию раскрывает нравственные и культурно - познавательные ценности окружающего мира. Они ориентированы на воспитание эмоционально - осознанного отношения к окружающему миру, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям.

Эти внеклассные занятия способствуют воспитанию нравственных качеств личности, умению общаться с людьми и проявлять заботу о них, готовности разделить с ними радость и помочь в беде, воспитанию ответственности за свое поведение, поступки.

Воспитательные занятия проводятся в различных формах:

-Коррекционно-развивающие занятия;

-Сюжетно-ролевые игры;

-Экскурсии;

-Игры- драматизации.

В практической деятельности у воспитанников происходит корректировка и развитие навыков общения. Игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте, поэтому такие занятия проводятся в игровой форме. Для расширения представлений об окружающем мире и для стимулирования речевой активности используются компьютерные программы.

Играя, дети учатся следовать установленным правилам, постигать определенные роли социальных отношений, учатся переносить неудачи, переживать успех. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.

В группе всегда есть дети, у которых нарушена моторика, слабо развиты мелкие движения рук и пальцев. Эти недостатки в развитии двигательных функций отчётливо выявляются в практической деятельности. С целью коррекции недостатков моторики необходимо включаю ряд занятий по ручному труду. Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Эта работа ведётся фронтально со всей группой в целом. Наиболее подготовленные дети выполняют работу от начала до конца, используя лишь образцы и словесную инструкцию воспитателя. Другие дети выполняют задания по шаблону, для тренировки и автоматизации двигательных навыков.

Во время внеклассных занятий систематически используются пальчиковая гимнастика, логопедические зарядки, релаксирующие моменты, дидактические игры.

Важное значение в развитии коммуникативного общения имеют экскурсии в природу, парки, музеи, театры, спортивный комплекс и т. д. Содержание целевой прогулки меняется сообразно времени года. После окончания прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали, с кем общались.

В ходе экскурсий и наблюдений у детей уточняются, расширяются и конкретизируются различные представления об окружающем мире. Они очень полезны для развития речи и общения.

В своей практике использую разнообразные элементы воспитательной работы: арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, релаксация.

С целью успешного развития детей в своей воспитательной работе активно использую проектную деятельность. В процессе совместной деятельности у воспитанников происходит освоение продуктивных видов деятельности (работа с природным материалом, аппликация), формируется диалогическая и монологическая формы речи, развиваются навыки общения.

Мною создана творческая мастерская «Фантазия». Разработана программа, которая предусматривает усвоение детьми материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне.

С готовыми изделиями проводятся различные тематические занятия: инсценирование сказок, обыгрывание сюжетов, организуются выставки и т. д. Таким образом, каждый ребенок задействован в общешкольном ритме: творческих выставках, традиционных праздниках, тематических вечерах.

Для того чтобы отследить динамику уровня воспитанности (в том числе и сформированность коммуникативных навыков и умений) мно ведётся мониторинг уровня воспитанности .Это позволяет вносить определенные корректировки в учебно-воспитательную деятельность педагогов и узких специалистов.

Вся моя воспитательная деятельность направлена на то, чтобы мои дети были добрыми, дружными, трудолюбивыми, красивыми, чтобы они могли реализовать эти качества в самостоятельной жизни.


© 2010-2022