- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Урок ОРКСЭ в музее на тему: «Праздники русского народа. Масленица»
Урок ОРКСЭ в музее на тему: «Праздники русского народа. Масленица»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галишникова Л.Ю. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок ОРКСЭ в музее на тему:
«Праздники русского народа. Масленица».
Учитель начальных классов:
Галишникова Л.Ю.
Цель урока: Познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Формирование знаний о народном празднике Масленица, его традициях и обычаях.
-
Развитие художественного вкуса и интереса к традициям русской народной культуры России;
-
Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний.
-
Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народной музыке и к древним обрядовым песням.
Метапредметные:
Познавательные:
-
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-
Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
-
Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских православных традиций.
Регулятивные:
-
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
-
Возможность приобретения навыка самостоятельного оценивания правильности выполнения действий.
-
Способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.
Коммуникативные:
-
Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
-
Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе;
-
Обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению;
Личностные:
-
Способствовать развитию индивидуальных способностей и умению импровизировать;
-
Воспитывать интерес к культуре своего народа.
-
Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России;
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
Развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.
-
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Ход мероприятия:
Слайд 1
Вход детей в школьный музей «Русский быт» под музыку «Проводы зимы» р.н.п. Приветствие:
Учитель.
Здравствуйте, люди добрые!
Почтенные и молодые,
Женатые и холостые,
Бойкие мальчишки,
Веселые девчушки!
К нам сюда скорее просим!
Подходи, честной народ!
Шевелитесь, торопитесь -
Праздник всех сюда зовет!
- У русского народа, как и у других народов, есть свои музыка, песни, обычаи и праздники. А какой самый веселый русский праздник отмечается в конце февраля или начале марта? (отв.дети)
- Отгадайте загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (отв.дети: Масленица.)
- Да, собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник - Масленицу. С незапамятных времен он слыл самым веселым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.
- Сегодня мы с вами будем провожать зиму с ее сильными морозами, поиграем и узнаем много нового о Масленице. Все задания будут буквально пахнуть блинами, которые нас ожидают в конце.
(Раздать листочки с текстами песен в хаотичном порядке)
- А как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке? (отв.дети)
- Да, цель нашего урока - познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
- А кто из вас бывал на таком народном гулянье и знает, что же это за праздник Масленица? (отв.дети)
- Почему этот праздник получил такое название? (отв.дети)
- Чем блины хозяйки смазывают? (отв.дети)
- Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
- Кого ж надо было задобрить? (отв.дети)
- Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
- А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы? (отв.дети)
Слайд 2
Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.
- А кто придумывал песни? (отв.дети)
- Как эти песни дошли до нашего времени? (отв.дети)
Слайд 3
- Масленичная неделя длится семь дней, каждый имеет свое название и назначение.
Слайд 4 видеофильм «Понедельник»
(Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами)
- В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? (отв.дети: Из соломы делали чучело)
- Одевали чучело в яркое женское платье, платок - и превращалось оно в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили.)
МАСТЕР - КЛАСС
- Предлагаю вам сделать куклу «Масленицу» своими руками. Такую куколку можно сделать своими руками. Посмотрите на рисунок и пошагово разберем, как сшить такую куклу к Масленице.
1. В центр квадратного куска из белой ткани (размером 30х30 см) вложите наполнение для головки и завяжите узел.
2. Ткань под узлом сложите косынкой и из двух концов сделайте ручки, подгибая уголки.
3. Каждую грудь выполните таким же образом, как и голову, из ситцевой ткани яркой расцветки.
4. Приложите груди местами перевязок на уровне талии и привяжите, обвивая тканью нижнюю часть туловища.
5. На куклу наденьте фартук, на голову повяжите косынку.
Слайд 5
- Кто запомнил, Как называется понедельник? (отв.дети: Встреча)
- Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Давайте вместе встретим масленицу песней. Вот вам и первое задание. Дети, которые вытянули песню «Светит месяц» выходят к доске.
(Звучит р.н.п. «Светит месяц», дети исполняют песню)
- Пришло время узнать, как называется вторник.
Слайд 6 видеофильм «Вторник»
(Второй день Масленицы - заигрыш беспечный - вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.)
- В этот день начинаются самые веселые игры
Слайд 7
- Как же называется этот день? (отв.дети: Заигрыш.)
- А в какие игры играют на Масленицу?( отв.дети)
- А еще на масленицу играли в такие игры, как:
-
Катание с гор
-
Бой мешками
-
Ледяной столб
-
Снежный тир
-
Кулачные бои
-
Перетягивание каната
-
Жмурки
- Вот и мы с вами научимся играть в русскую народную игру «Золотые ворота»
- Первая команда встает в круг, взявшись за руки и подняв их сомкнутыми.
- Вторая команда, взявшись за руки, обегает каждого из стоящих - одного спереди, другого за спиной.
- Первая команда говорит:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
- При последнем слове ворота закрываются.
Правила игры
-
Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя перед ними останавливаться.
-
Нельзя расцеплять руки.
-
Опускать руки можно только после последнего слова.
(Динамическая игра. Дети играют.)
- Молодцы! Мы выучили русскую народную игру «Золотые ворота».
Слайд 8, 9, 10,11
- Сейчас вы узнаете, как называется третий день Масленицы.
- Расскажет об этом нам Дергачева Полина. (Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи! Главное угощение на празднике - блины. Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие - блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!)
- Как называется этот день? (отв.дети: Лакомка.)
СЛАЙД 12
- А мы «полакомимся» еще одной русской народной песней «Калинка-малинка»
(Звучит р.н.п. «Калинка», Дети исполняют песню.)
Слайд 13,14, 15
- Пришло время познакомиться со следующим днем, четвертым.
- О нем нам расскажет Попов Алеша (Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.)
Слайд 16
- Как называется четверг? (отв.дети: Разгуляй.)
- А какой музыкальный инструмент главный на празднике? Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента?
В руки ты ее возьмешь,
то растянешь, то сожмешь,
звонкая нарядная,
русская двухрядная (отв.дети)
-. А какой инструмент как брат гармони - только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой … (отв.дети)
(демонстрация инструментов)
- Теперь пришла пора и нам чуть-чуть размяться, поиграть, повеселиться. Играем в русскую народную игру «Ручеек» (под русские народные мотивы «Плясовая - музыка»)
(Динамическая игра. Дети играют.)
Слайд 17,
- Послушайте о пятом дне. О нем расскажет Таня Фролова. (В пятницу ходили к родственникам в гости)
Слайд 18 видеофильм «Пятница»
- Как же называется этот день? (отв.дети: Тещины вечерки.)
Слайд 19
- А на вечерках принято петь песни. Приглашаю третью группу, которая нам исполнит русскую народную песню «Валенки».
(Звучит р.н.п. «Валенки», Дети исполняют песню)
- Завтра у нас шестой день Масленицы. Давайте послушаем о нем.
Слайд 20 видофильм «Суббота»
Слайд 21
- Блин является, символом солнца Сегодня мы сделаем подарочек для себя на Масленицу.
МАСТЕР-КЛАСС
-
Нам понадобится цветной картон или бархатная бумага жёлтого цвета, объёмные нитки, дырокол, ножницы, шпажка или тоненькая палочка, вязальный крючок и немного терпения, а главное - желание.
-
Вырежем из картона два одинаковых круга произвольного размера. Склеим их между собой, вставив вовнутрь шпажку для шашлыка или тонкую палочку. Это для того, чтобы наше Солнышко можно было воткнуть в стопку блинов, приготовленных для угощения.
-
С помощью канцелярского дырокола сделаем дырочки по всей окружности.
-
Нарежем лучики Солнышка из ниток длиной 10-15см. С помощью вязального крючка или просто пальцами протянем нитки в дырочки и закрепим. Аккуратно подровняем получившиеся лучики ножницами и слегка распушим.
-
Сделаем нашему Солнышку личико. Пусть улыбается вместе с нами.
- Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. Я приготовила вам поговорки, пословицы об этом празднике, но зима не захотела, чтобы вы их узнали и разорвала каждую на 2 части. Помогите соединить каждую пословицу обратно. (отв.дети)
«Не житье - бытье,
в блинах поваляться»
«На горках покататься,
а будет и Великий пост»
«Не все коту масленица,
а масленица»
Слайд 22 видеофильм «Воскресень»
- Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась . Послушайте.
Слайд 23
- Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? Для чего сжигали?(отв.дети)
- В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает как называют в народе этот день? (отв.дети)
- Прощеное воскресенье - завершение праздника: родственники и друзья просят прощения за взаимные огорчения и обиды.
- Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
- И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? (отв.дети) Где побывали? (отв.дети) А мы сейчас проверим были ли вы внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (отв.дети: Солнце)
И с икрой, и со сметаной -
Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны -
Наши солнышки-… (отв.дети: блины)!
- Молодцы, все загадки отгадали. А блины на Масленице символ чего? (отв.дети)
- Ребята, я принесла каждому из вас - солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали. Молодцы!
Послушайте песню «Проводы Масленицы».
(Звучит Н.А.Римский - Корсаков. «Снегурочка». Пролог. Хор. Проводы масленицы, Русская народная хороводная)
- Под эту песню завершается урок, а я приглашаю всех к столу, к самовару с баранками и, конечно с блинами
Счастье будет вам горой,
Урожая - воз большой,
На столе всегда пирог!
Легких вам всегда дорог!
Угощайтесь, гости дорогие!
Садитесь за столы.
(Урок заканчивается чаепитием)