- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Опыт работы классного руководителя Воспитательная система класса. (5-11 классы)
Опыт работы классного руководителя Воспитательная система класса. (5-11 классы)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Поповская Н.И. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитательная система класса.
Люди могут вместе совершить то,
чего не в силах совершить в одиночку.
Единение умов и рук, сосредоточение их сил
может стать почти всемогущим.
Д.Уэбстер
Система воспитательной работы переплетается с проблемной темой педагогического коллектива школы «Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников.
Цель: создать условия для развития и самореализации учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей.
Задачи:
1. Способствовать развитию нравственно, физически и духовно здоровой личности.
2. Формировать у учащихся ключевые компетентности.
3. Создавать комфортную образовательную среду.
Для выполнения этих задач прорабатываем с ребятами пирамиду потребностей человека. Определяем возможность преодоления каждой последующей ступени. Стремимся к совершенству. Ищем пути подъема на вершину пирамиды.
Пирамида потребностей:
1ступень - физиологические потребности
2 ступень - потребности в любви и общении
3 ступень - потребности в безопасности
4 ступень - потребности в признании и уважении
5 ступень - потребности в самореализации
Большую роль в воспитательной системе класса играет ученическое самоуправление.
Самоуправление - один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением.
Самоуправление учащихся - это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку своей деятельности.
Цели ученического самоуправления: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество;
- воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
- сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу;
- сплотить ребят в дружный коллектив.
Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого учащегося и адаптации к жизни в изменяющихся условиях.
Условия создания целостной системы ученического самоуправления класса:
- организационное единство классной и школьной системы самоуправления;
- единый ритм деятельности классного коллектива и подростков микрорайона;
- включение ученического самоуправления в систему соревнования с единой системой подведения итогов и стимуляция учащихся;
-общественно-полезный характер деятельности учащихся в классе сочетается с деятельностью ребят школы;
- информативность, гласность общественной жизни.
Методы развития ученического самоуправления:
- метод авансированного доверия;
- метод ответственного поручительства;
- метод личного примера;
- метод убеждения;
- метод общественного мнения;
- метод поощрения;
- метод «педагогической инструментировки конкретного дела» - обучение ученического актива технике подготовки и проведения конкретного дела.
Структура самоуправления класса.
Совет самоуправления школы
Председатель класса
Актив класса
Председатели отрядов самоуправления
Классное собрание
Отряды самоуправления:
- Педотряд (педагогический)
- Досуг
- Пресс-центр
- Фортуна (интеллектуальный клуб)
- Совет физкультуры
- Призывник
- Зеркало (школьная газета)
- КШП (команда школьного порядка)
Основное условие работы ребят в классном и школьном самоуправлении - добровольное участие, выбор дела по душе.
Учащиеся самостоятельно проявляют инициативу, принимают решения и реализовывают их в интересах своего коллектива. У каждого ученика класса появляется желание совершенствовать самих себя, вырабатывать коллективно нормы, традиции, основы поведения. У ребят вырабатывается уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
В воспитательной работе должно быть все во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Разрабатываются и утверждаются нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Необходимо научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим, признавать самоценность человека.
Самоуправление способствует социальноиу, индивидуальному, нравственному творчеству, направляет на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
Необходимо сформировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.
Особое внимание уделяю реализации прав воспитанников на: благополучие ребенка во всем мире; обеспечение ребенку свободы и уважения его достоинств;
формирование основ, необходимых детям для полноценной и плодотворной жизни в обществе; создание условий для полноценного раскрытия способностей.
Каждый месяц в школе подводятся итоги работы класса. Затем проводится классное собрание, на котором анализируется вклад каждого ученика в общее дело. Отмечается работа всех учеников класса. Наиболее активные награждаются «Благодарностями от класса» и медалями «Самому активному», «Самому творческому», «Самому инициативному»,»Самому внимательному». Наказаний в нашей системе нет. Ребята могут только словесно высказать замечания в работе некоторых одноклассников. Составляется план конкретных мероприятий на следующий месяц.
Наиболее активные участники награждаются Советом самоуправления школы на Ассамблее победителей школы №13. Самая большая оценка работы - стать победителем в различных номинациях.
Воспитательная система класса, кроме работы в системе школьного самоуправления, ведется по всем направлениям воспитательной работы:
- организация классного коллектива
- гражданско-патриотическое воспитание
- нравственное и духовное воспитание
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- интеллектуальное воспитание
- здоровьесберегающее воспитание
- социакультурное и медеакультурное воспитание
- культуротворческое и эстетическое воспитание
- правовое воспитание и культура безопасности
- воспитание семейных ценностей
- формирование коммуникативной культуры
- экологическое воспитание.
Систематически провожу классные часы, диспуты, часы общения, дискуссии, индивидуальные беседы с детьми и их родителями, родительские лектории.
Наиболее удачная форма содействия творческому развитию личности - организация коллективных творческих дел. В этом году мы провели школьный фестиваль «Народы России», творчески показали выступление на новогоднем вечере встречи друзей.
Самым главным в своей воспитательной работе считаю поиск индивидуального подхода к каждому ученику, раскрытие его творческого потенциала. Очень важно, чтобы каждый ребенок нашел свое дело в классе, в школе, почувствовал себя лидером хотя бы в маленьком деле.
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Только найди свое дело!