Программа воспитательной работы на 2015-2018 уч. год

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ ЛО « Всеволожская специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат »

Рассмотрено и Принято: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель МО Заместитель директора по ВР и.о.Директор школы- интерната

__________(Ф.И.О.) ___________(Ф.И.О.) _____________Ф.И.О.

Протокол №______ Приказ №_______

«__»__________2015 г. « __»__________2015 г. «___»_______2015 г.

Программа

воспитательной работы


на 2015-2018 уч.г.






Воспитатель:

Миньковская Л.И.

Программа воспитателя Группы продлённого дня 7,8,9 кл

Пояснительная записка

Воспитательная система ГКОУ ЛО « Всеволожская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида » является организационной основой воспитательной деятельности школы-интерната. Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников старших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Программа составлена с учетом требований ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО и в соответствии с требованиями СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу планирования положена пошаговая программа формирования личности ребёнка на основе комплексного подхода к её развитию через различные виды деятельности. Для этого необходимо знать, какие мотивы (потребности, желания) являются наиболее значимыми для старшего школьного возраста , чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности.

Кроме того, важно знать основные, доминирующие виды деятельности, которые ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов.

Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.


Сформированность навыков вычисления и измерения, способность использовать эти навыки в жизни.

  1. Знание основ правовой культуры.

  2. Осознанный выбор профессии.

  3. Продолжение образования и трудоустройство выпускников.

  4. Создание здоровой семьи.

  5. Осознанное отношение к своему здоровью (уменьшение числа курящих школьников, рост числа участников образовательного процесса, занимающихся спортом);

  6. Проявление гражданской позиции по отношению к окружающей среде.

  7. Умение и желание воспитанников трудиться на благо общества.

  8. Повышение культурного уровня родителей

  • активизация системы партнерских отношений взрослых и воспитанников в направлении открытости общения, доверия к воспитателю и педагогу;

  • становление системы общественных отношений, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обретает социальное принятие обществом потому, поскольку он к нему принадлежит; без необходимости доказательства его успехов и прав;

  • создание реально-работающей системы междисциплинарного профессионального сотрудничества и взаимопомощи всех служб, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  • создание гибких организационных форм обучения, воспитания в контексте индивидуально-дифференцированной педагогической работы, направленной на формирование комплексной компетентности ребенка, обеспечивающей ему нахождение адекватных ответов в меняющихся жизненных ситуациях.

  • социальные группы на основе освоения модели коммуникативного поведения;

  • создание системы общественных отношений, принимающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья таким, каким он есть, без наклеивания ярлыков и клише;

  • развитие чувства собственного достоинства, уважения на основе формирования жизненной компетентности.

Этапы реализации программы

1этап 2015-2016уч.г. - Диагностико-прогностический

- создание постоянно действующей системы мониторинга за уровнем обученности и воспитанности;

- создание коррекционно-развивающей среды, создание системы самореализации воспитанников в социальное включение.

2 этап 2016-2017уч.г. - Разработки программы

- создание благоприятных условий для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в направлении максимально возможного соответствия человеческой потребности в свободе действий, творчестве, самореализации;

- развитие механизмов продуктивного общения, обеспечивающих освоение социального опыта и адекватное вхождение в различные социальные группы на основе освоения модели коммуникативного поведения

- развитие чувства собственного достоинства, уважения на основе формирования жизненной компетентности.

3 этап 2017-2018уч.г. - Внедренческо-корректировочный

- использование новых форм и методов воспитания , направленных на достижение оптимального уровня развития каждого воспитанника;

- акцентированное обеспечение пространство жизнедеятельнос- ти ребенка.

- создание эффективно развивающей среды для подготовки вос-

питанников, которая обеспечивает стабильную социальную интеграцию выпускников в нормально-развивающуюся среду сверстников.

Условия реализации программы

Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

При разработке содержания программы, главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом. В программе учтены три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.


  1. Воспитательные цели задачи.

Цели: реабилитировать и социально адаптировать воспитанника с особыми возможностями здоровья к реалиям окружающего мира.

Задачи: создание условий для воспитания социально адаптированной личности; рационализация досуговой деятельности, формирование общественных объединений воспитанников; развитие воспитательного потенциала школы с целью обеспечения гражданского потенциала, самореализации воспитанников.

Приоритетные направления

Воспитательная работа с подростками осуществляется по направлениям и имеет свое специфическое содержание, обусловленное особенностями подросткового возраста.

Основным ориентиром становится работа по профессиональному самоопределению во всей ее полноте. Речь идет о профессиональном самоопределении подростка, о его умении выстраивать возможные варианты будущего на основе полного и адекватного знания ситуации на рынке труда.

Основное назначение этого блока воспитательной работы - научить подростка выстраивать субъективную картину своего жизненного пути, связанных между собой событий жизни, сформировать навык анализа последствий для себя жизненных событий. Важным аспектом этой работы является эмоционально - волевой аспект, позволяющий формировать адекватное реагирование на нежелательные варианты перспектив и содержательно анализировать их возможные последствия.

Старшие классы

Личностное развитие

а) Диагностика уровня воспитанности;

б) формирование навыков общения, анализа, самоанализа.

Охрана здоровья и физическое развитие.

а) Профилактика здорового образа жизни;

б) профилактика вредных привычек;

в) владение навыками интимной гигиены.

Основы профессионального самоопределения и трудовое обучение.

а) Помощь в профессиональном самоопределении (формирование личностного отношения к профессиональнотрудовой сфере и способа ее самореализации), развитие способности конструировать возможные варианты будущего;

б) закладывание основ производственных отношений;

в) осмысление необходимости трудовой деятельности.

Основы гражданского самосознания.

а) Закладывание основ правового воспитания, экономического просвещения;

б) ознакомление с истоками национальной культуры;

в) осмысление статуса гражданина.

Эстетическое воспитание.

а) Эстетическое осмысление окружающего пространства;

б) формирование эстетического вкуса;

в) развитие способности ориентироваться в различных направлениях искусства.

Основы безопасности и жизнеобеспечения

а) Развитие умений:

а) ориентироваться в чрезвычайных ситуациях;

б) оценивать опасность вредных привычек;

пользоваться доступными (разрешенными) средствами самозащиты.

Межличностные отношения.

Развитие умений строить свои отношения:

- со сверстниками;

- со взрослыми;

-с незнакомыми людьми.

4. Ожидаемые результаты.

Модель личности выпускника школы:

  • Личность, осознающая цели жизни, умеющая составлять перспективный план на ближайшее будущее;

  • Личность с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании, с установкой на здоровый образ жизни;

  • Личность, знающая свою родословную, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;

  • Личность, обладающая таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.

  • Личность готовая успешно интегрироваться в общество: умеющая выделять и соотносить социальные позиции, пользоваться благами и создавать их.

  • Личность, знающая правовой минимум, необходимый для адаптации в жизни.

Основными мотивами для старшего школьного возраста являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания вы поднять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Воспитательная работа концентрируется на формировании следующих качеств характера личности:

  • физическое и психическое здоровье,

  • культура речи,

  • высокая нравственность.



1. Личностное развитие и межличностные отношения.

Цель: Формирование навыков культурного поведения. Воспитание уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу). Учить следовать им в повседневной жизни.

Задачи:

1. Развитие санитарно-гигиенических навыков.

2. воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

3. Воспитывать чувство личной ответственности за свои дела и поступки, умение соотносить их с интересами коллектива.

Учащиеся должны знать и уметь:

- выражать свои приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;

- правильно вести себя во время разговора;

- самостоятельно регулировать отношения с другими детьми.

Личностное развитие.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 16 годам:

1. Понимать свой статус гражданина.

2. Ориентироваться в понятиях «долг», «ответственность», «свобода».

3.Правильно использовать способы самовыражения.

4. Владеть навыками адекватного социального поведения:

- выполнять правила общепринятых норм этикета;

- Владеть основными формами речевого общения.

5. Ставить цель и находить пути ее реализации.

При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение; анализ и решение ситуативных задач; анкетирование; письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи - умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки. Анкеты-опросники дополняют итоги наблюдений.

Межличностные отношения.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 16 годам:

1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.

2. Избегать конфликтных ситуаций.

3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).

4. Определять настроение партнера по общению.

5. Строить интимно-личностные отношения.

Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.

2. Охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения

Цель: Формировать у учащихся сознание физического совершенства, сознательного отношения к укреплению здоровья.

Задачи:

  1. Прививать санитарно - гигиенические навыки.

Санитарно-гигиенические навыки.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 16 годам:

  1. 1. Применять доступные приемы закаливания организма.

  2. 2. Пользоваться косметическими средствами (кремами, дезодорантами, лосьонами и т.д.)

  3. 3. Стирать и гладить свою одежду.

  4. 4. Пользоваться приемами депиляции.

  5. 5. Владеть навыками интимной гигиены.

  6. Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях детей разных возрастных групп, наметить план дальнейшей индивидуальной работы с детьми.

2. Развивать интерес к физической культуре и спорту.

3. Обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек.

Учащиеся должны знать:

- причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

- способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания.

Учащиеся должны уметь:

- использовать полученные знания на практике;

- соблюдать правила личной гигиены;

-критически относится к употреблению табака и алкоголя.

  1. Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.

Цель: Формирование и закрепление трудовых навыков. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.

Задачи: Воспитывать уважение к людям труда, готовить к сознательному выбору профессий.

  1. Воспитывать потребность к овладению навыками трудовой деятельности, которыми дети смогут руководствоваться в повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- понятие «труд», «профессия»;

- различные виды профессий;

- правила уборки помещений, ухода за одеждой.

- уважать и ценить труд людей.

Учащиеся должны уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- выполнять элементарную уборку помещения;

- выполнять мелкий ремонт одежды;

- стирать белье;

- ухаживать за комнатными растениями.

- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;

Профессиональная ориентация.

К 16 годам воспитанник должен:

  1. Понимать необходимость приобретения профессии.

  2. Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.

  3. Знать основы производственных отношений.

4. Основы гражданского самосознания.

Цель: Воспитание чувства любви, интереса к истории Отечества, Малой Родины, своему народу.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному краю, к природе и бережное отношение к ней.

  2. Формировать у учащихся систему знаний, уважение и интереса к государственным символам России.

  3. Усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры.

  4. Знакомить с истоками национальной культуры.

Учащиеся должны знать:

- государственную символику Российской Федерации;

-основные права и обязанности граждан Российской Федерации;

- историко-культурное наследие своей страны;

- усвоить правовые нормы своего поведения;

- знать, кто и как защищает права человека;

- уважать права другого человека;

- знать, кто защищает права ребёнка;

Учащиеся должны уметь:

-применять свои знания на практике;

-правильно вести себя в природе, охранять растения и животных.

- знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.

  1. Эстетическое воспитание.

Цель: Способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.

Задачи:

  1. Заложение этических и нравственных основ.

  2. Расширение сознания и кругозора.

  3. Раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала.

Должны знать и уметь:

- любить и хранить национальную культуру;

- стремиться всё делать красиво;

- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;

Общие вопросы организации учебно-воспитательного процесса ( Формы работы используемые для достижения поставленной цели).

Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определенным расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления.

Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и тоже время. Продолжительность ее не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продленном дне. Режим группы продленного дня складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебной досуговой и др. Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать все в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение. Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой этот вид деятельности строго регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, - самоподготовка (выполнение домашних заданий).

Учебная деятельность школьников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.

Наиважнейшим моментом при приучении школьников к регулярно, систематической подготовке домашних заданий в условиях группы продленного дня является обучение их экономии времени и сил. Самостоятельная работа учащихся начальных классов во время самоподготовки способствует формированию у них умений и навыков по применению знаний, полученных на уроке, при решении конкретных задач. Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, просмотр телепередач и т.д. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную игровую.

Экскурсионные занятия в группах продленного дня преследуют оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий, содержание которых определено учебными программами. Их нужно рассматривать как одну их форм отдыха, поэтому на них применяются методы и средства организации досуга.

Учебные занятия - это одна из форм учебного труда, в ходе которой учитель пользуется методическими приемами, характерными для организации учебной работы. На учебной экскурсии недопустим отход от запланированной темы. В дополнение ко всему большое значение при проведении экскурсионного занятия придается продолжительности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. Все экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.

Прогулка - это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе ее идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Усвоенные во время прогулки представления и понятия обычно не уступают тем, что приобретены на экскурсии. Со временем они могут быть использованы школьниками в качестве иллюстраций к определенным занятиям.

Физический труд - форма активного отдыха в группе продленного дня. В учебно-воспитательный процесс он вводится с целью: с одной стороны, он преследует воспитательные задачи, с другой - способствует решению оздоровительных задач. Физическая работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и приспособлениями. Занятия дают определенную физическую нагрузку, обеспечивают смену рабочих поз, вызывает физическую усталость.

Музыкальные занятия и занятия по искусству - многогранные занятия, сочетающие в себе разнообразную познавательно-игровую деятельность детей, знакомящую их с распространенными видами искусства. Дети познают красоту через механизм чувственного восприятия.

Используемая литература:

  1. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М., Творческий центр Сфера, 2004.

  2. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, детском доме. М. , Аркти , 2005.

  3. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Перспективы развития специального образования. Сборник научных трудов. Под ред. Л.С. Сековец, Н.Новгород, 2007.

  4. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога Создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников педагогического процесса. М., «ВАКО», 2007.

5. Газман О.С. Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе: Энциклопедия образовательных технологий. М., Т.3, 2006.


Приложение


Калейдоскоп жизни группы продлённого дня

ПАМЯТКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ.

Вспомни уроки на завтра (посмотри расписание уроков в дневнике).

Определи порядок выполнения по предметам.

Приготовь все вещи, необходимые для выполнения домашнего задания по предмету, остальное убери.

Продумай ход выполнения первого урока (воспользуйся памяткой, если испытываешь затруднения).

ПАМЯТКА

ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ.

Вспомни рассказанное учителем на уроке.

Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями.

Читай внимательно и старайся запомнить основное.

Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия.

Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное.

Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.

Расскажи прочитанное про себя и вслух.

Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему.

Для лучшего запоминания дат сравнивай с теми, которые хорошо помнишь

ПАМЯТКА

О ТОМ, КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЛИТЕРАТУРУ.

Прочитай текст, заметь слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

Поработай над этими словами (прочитай несколько раз).

Выясни значение всех непонятных слов из словарей, у взрослых.

Прочитай текст повторно, перескажи его.

ПАМЯТКА

О ПРАВИЛАХ БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАИЗУСТЬ.

При заучивании отрывка, прозы, цитаты прочти и пойми содержание, смысл, прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести; большой текст раздели на смысловые части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух; перескажи несколько раз, следя за выразительностью, перед уроком перескажи с учебником в руках.

При заучивании стихотворения пользуйся теми же правилами, что и при заучивании прозы. Читай выразительно вслух сразу. Если трудно запоминается, запиши текст, раздели на смысловые части. Читай, затем пересказывай, запоминая переход от одной части к другой.

При заучивании правил, определений, законов продумай смысл правила, определения, закона, сравни с известными тебе правилами, определениями, подбери пример; читай медленно 2-3 раза, расскажи, заглядывая в книгу, расскажи без книги.

ПАМЯТКА

О ПРАВИЛАХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ.

Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.

Располагайся удобнее, так как учат в школе.

Прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.

Если надо посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе, под руководством учителя.

Не спеша приступай к выполнению.

Пиши не торопясь, но не слишком медленно. Не отвлекайся посторонними делами.

Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или товарища.

Отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком.

ПАМЯТКА

О ТОМ, КАК НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

Если нужно, найди и еще раз прочитай правило, приведи собственные примеры к нему.

Выполняй упражнение, все время сверяйся с правилом.

Проверь работу (используя учебник, таблицу, словарь).

ПАМЯТКА

О ТОМ, КАК НАДО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ.

Прочти внимательно условие задачи.

Продумай, что значит каждое число.

Прочти вторично условие задачи, выдели слова, имеющие существенное значение для решения.

Зарисуй условие или запиши кратко.

Подумай, что нужно, чтобы ответить на вопросы задачи, что уже известно из условия задачи, а что нужно найти.

Составь план решения задачи (устно).

Реши задачу и проверь решение.

© 2010-2022