- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад на тему: «О роли предмета «Самопознание» в учебном процессе»
Доклад на тему: «О роли предмета «Самопознание» в учебном процессе»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Григорьева Н.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему: «О роли предмета «Самопознание» в учебном процессе»
Приоритетным направлением развития национальной системы образования стало нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.
Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
В 2010-2011 учебном году в школе с1по 9класс начал изучаться предмет «Самопознание», открыт кабинет по самопознанию. На начало учебного года были составлены нормативные документы, сопровождающие предмет, учебные и методические пособия, разработки уроков, музыкальное сопровождение уроков. Отзывы, сценарии, разработки уроков и мероприятий по самопознанию были помещены на страницах персонального сайта «Мир учителя»(worldofteacher.com ) В этом 2011-2012 учебном году была продолжена работа по предмету. В целях обмена опытом, на городском семинаре была показана работа учителей по созданию электронного портфолио учащихся с 1 по 9 классы, открытые и панорамные уроки, рассказано о роли релаксации на уроках самопознания и других предметов. В рефлексивных листах участников семинара отмечался его организационно-методический характер, глубокая содержательность, комплексный подход к представлению опыта. Для работы по предмету «Самопознание» были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- открытые уроки по предмету;
- уроки самопознания;
- тематические беседы;
- экспресс-диагностики;
- проективные методики;
- тематические выставки книг;
- видеоинтервью с учащимися и родителями;
- творческие отчеты;
- электронные портфолио учащихся.
В школе оформлен кабинет по «Самопознанию». Кабинет, как и предмет «Самопознание» стал одним из самых любимых у наших учеников.
На уроках учащиеся ближе знакомятся с собственным «Я», учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения. Любовь, добро, дружба - эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными. На родительских собраниях применяется практический прием - активное слушание, позволяющее улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания. Родители знакомятся также с примерами правильного сообщения о своих чувствах и получают представление о том, как они могут помочь своему ребёнку повысить уверенность в себе.
В результате проведения таких мероприятий родители получают представление о том, как влияет предмет «Самопознания» на нравственно-духовное развитие и получают новую информацию о влиянии семьи на развитие детей
Портфолио - это совокупность творческих работ учащегося, иллюстрирующая его достижения в процессе самопознания. Творческие работы носят индивидуальный, групповой или коллективный характер. Цели введения портфолио:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию,
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников, содействовать их дальнейшей успешной социализации.
Анализ качества портфолио позволяет совершенствовать и развивать образовательный процесс по самопознанию, принимать своевременные решения для повышения эффективности деятельности учителя и учеников на уроке и служит одним из способов оценивания познавательной деятельности учащихся. Часы итогового повторения можно рассматривать и как возможность для учащихся продемонстрировать результаты творческой деятельности, которая отражается в портфолио.
Все ребята и родители творчески подходят к созданию портфолио.Для стимулирования учащихся в школе, лучшие портфолио отмечаются грамотами школы.
Портфолио учащихся
Мониторинг представляет собой систему наблюдений за учебным процессом, ряд исследований на основе которых осуществляется:
-
оценка достижения программных целей результатов обучения предмету «Самопознание»;
-
анализ для постоянного совершенствования педагогического мастерства;
-
прогнозирование изменений личностных качеств учащихся.
Актуальность мониторинга
-
Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Самопознание» на разных уровнях образования
-
Достижения учащихся со 2 по 9 классы в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия через самооценку и систему творческих заданий.
-
Достижения учащихся оцениваются по системе «зачет/незачет», итоговые оценки выставляются в аттестационных документах основного среднего и общего среднего образования.
-
Информация о достижениях учащихся в текущем учебном процессе и итоговые результаты после каждого учебного года накапливаются в портфолио.
Параметры, которые исследуются в ходе мониторинга учащихся, в основном, следующие:
-
коммуникабельность:
-
доброжелательность;
-
эмпатия;
-
готовность личности к саморазвитию;
-
самооценка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Диагностический материал
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Психологический климат классного коллектива
Цель: определить психологический климат по трем критериям - эмоциональному, моральному и деятельному.
Учебные достижения.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
(адаптирование к предмету Самопознание»)
Цель: определить уровень учебных достижений по самопознанию.
Эмоционально-поведенческий аспект.
Тест эмпатии для детей и подростков Брайант
Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).
.
Коммуникабельность.
Тест «Какой я в общении?».
Цель: определить уровень общительности.
Обработка и интерпретация результатов теста
Вычисляется средний балл группы:
Х=(А+Б+В)/3П; где
А, Б, В - балльные оценки по вопросам;
П - число испытуемых
Интерпретация результатов теста
• Х >= 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
• 3,5 < Х < 4,5 - показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
• В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
5-8 классы
Психологический климат классного коллектива (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева).
Цель: определить психологический климат по трем критериям - эмоциональному, моральному и деятельному.
Коммуникабельность.
Тест «Какой я в общении?».
Цель: определить уровень общительности.
Уровень самооценки
Цель: определить уровень самооценки.
Тест эмпатии для детей и подростков Брайант
Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).
СТАРШЕЕ ЗВЕНО
9 класс
Психологический климат классного коллектива.
Цель: определить психологический климат по трем критериям - эмоциональному, моральному и деятельному.
Оценка социальной зрелости
Цель: исследовать наличие потребности соответствовать социальным нормам.
Оценка склонности к эмпатии.
Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).
Определение уровня мотивации достижения целей
Цель: определить стремление учащихся к улучшению своих результатов, неудовлетворенность достигнутым.
Уровень самооценки
Цель: определить уровень самооценки.
Роль предмета «Самопознание» оценена как важная, значимая и неотъемлимая часть учебного процесса. Учащиеся повышают уровень духовно-нравственого воспитания и развития, реализуют свой творческий потенциал. Использование на уроках здоровье-сберегающих технологий позволяют заботиться о здоровье учеников. Для родителей создана база для развития и гармонизации отношений между членами семьи, принятия идеи сотрудничества и взаимопонимания. Предмет «Самопознание» прочно вошёл в дело воспитания и обучения подростающего поколения.
2011-2012 год