Доклад на тему: «О роли предмета «Самопознание» в учебном процессе»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «О роли предмета «Самопознание» в учебном процессе»

Приоритетным направлением развития национальной системы образования стало нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.

Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».

Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

В 2010-2011 учебном году в школе с1по 9класс начал изучаться предмет «Самопознание», открыт кабинет по самопознанию. На начало учебного года были составлены нормативные документы, сопровождающие предмет, учебные и методические пособия, разработки уроков, музыкальное сопровождение уроков. Отзывы, сценарии, разработки уроков и мероприятий по самопознанию были помещены на страницах персонального сайта «Мир учителя»(worldofteacher.com ) В этом 2011-2012 учебном году была продолжена работа по предмету. В целях обмена опытом, на городском семинаре была показана работа учителей по созданию электронного портфолио учащихся с 1 по 9 классы, открытые и панорамные уроки, рассказано о роли релаксации на уроках самопознания и других предметов. В рефлексивных листах участников семинара отмечался его организационно-методический характер, глубокая содержательность, комплексный подход к представлению опыта. Для работы по предмету «Самопознание» были запланированы и проведены следующие мероприятия:

- открытые уроки по предмету;

- уроки самопознания;

- тематические беседы;

- экспресс-диагностики;

- проективные методики;

- тематические выставки книг;

- видеоинтервью с учащимися и родителями;

- творческие отчеты;

- электронные портфолио учащихся.

В школе оформлен кабинет по «Самопознанию». Кабинет, как и предмет «Самопознание» стал одним из самых любимых у наших учеников.

На уроках учащиеся ближе знакомятся с собственным «Я», учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения. Любовь, добро, дружба - эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными. На родительских собраниях применяется практический прием - активное слушание, позволяющее улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания. Родители знакомятся также с примерами правильного сообщения о своих чувствах и получают представление о том, как они могут помочь своему ребёнку повысить уверенность в себе.

В результате проведения таких мероприятий родители получают представление о том, как влияет предмет «Самопознания» на нравственно-духовное развитие и получают новую информацию о влиянии семьи на развитие детей

Портфолио - это совокупность творческих работ учащегося, иллюстрирующая его достижения в процессе самопознания. Творческие работы носят индивидуальный, групповой или коллективный характер. Цели введения портфолио:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию,

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников, содействовать их дальнейшей успешной социализации.

Анализ качества портфолио позволяет совершенствовать и развивать образовательный процесс по самопознанию, принимать своевременные решения для повышения эффективности деятельности учителя и учеников на уроке и служит одним из способов оценивания познавательной деятельности учащихся. Часы итогового повторения можно рассматривать и как возможность для учащихся продемонстрировать результаты творческой деятельности, которая отражается в портфолио.

Все ребята и родители творчески подходят к созданию портфолио.Для стимулирования учащихся в школе, лучшие портфолио отмечаются грамотами школы.

Портфолио учащихся

Мониторинг представляет собой систему наблюдений за учебным процессом, ряд исследований на основе которых осуществляется:

  • оценка достижения программных целей результатов обучения предмету «Самопознание»;

  • анализ для постоянного совершенствования педагогического мастерства;

  • прогнозирование изменений личностных качеств учащихся.

Актуальность мониторинга

  • Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Самопознание» на разных уровнях образования

  • Достижения учащихся со 2 по 9 классы в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия через самооценку и систему творческих заданий.

  • Достижения учащихся оцениваются по системе «зачет/незачет», итоговые оценки выставляются в аттестационных документах основного среднего и общего среднего образования.

  • Информация о достижениях учащихся в текущем учебном процессе и итоговые результаты после каждого учебного года накапливаются в портфолио.

Параметры, которые исследуются в ходе мониторинга учащихся, в основном, следующие:

  • коммуникабельность:

  • доброжелательность;

  • эмпатия;

  • готовность личности к саморазвитию;

  • самооценка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Диагностический материал

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Психологический климат классного коллектива

Цель: определить психологический климат по трем критериям - эмоциональному, моральному и деятельному.

Учебные достижения.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

(адаптирование к предмету Самопознание»)

Цель: определить уровень учебных достижений по самопознанию.

Эмоционально-поведенческий аспект.

Тест эмпатии для детей и подростков Брайант

Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).

.

Коммуникабельность.

Тест «Какой я в общении?».

Цель: определить уровень общительности.

Обработка и интерпретация результатов теста

Вычисляется средний балл группы:

Х=(А+Б+В)/3П; где

А, Б, В - балльные оценки по вопросам;

П - число испытуемых

Интерпретация результатов теста

• Х >= 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

• 3,5 < Х < 4,5 - показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.

• В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.

СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

5-8 классы

Психологический климат классного коллектива (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева).

Цель: определить психологический климат по трем критериям - эмоциональному, моральному и деятельному.

Коммуникабельность.

Тест «Какой я в общении?».

Цель: определить уровень общительности.

Уровень самооценки

Цель: определить уровень самооценки.

Тест эмпатии для детей и подростков Брайант

Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).

СТАРШЕЕ ЗВЕНО

9 класс

Психологический климат классного коллектива.

Цель: определить психологический климат по трем критериям - эмоциональному, моральному и деятельному.

Оценка социальной зрелости

Цель: исследовать наличие потребности соответствовать социальным нормам.

Оценка склонности к эмпатии.

Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).

Определение уровня мотивации достижения целей

Цель: определить стремление учащихся к улучшению своих результатов, неудовлетворенность достигнутым.

Уровень самооценки

Цель: определить уровень самооценки.

Роль предмета «Самопознание» оценена как важная, значимая и неотъемлимая часть учебного процесса. Учащиеся повышают уровень духовно-нравственого воспитания и развития, реализуют свой творческий потенциал. Использование на уроках здоровье-сберегающих технологий позволяют заботиться о здоровье учеников. Для родителей создана база для развития и гармонизации отношений между членами семьи, принятия идеи сотрудничества и взаимопонимания. Предмет «Самопознание» прочно вошёл в дело воспитания и обучения подростающего поколения.

2011-2012 год



© 2010-2022