Модульно-рейтинговая система обучения в преподавании МДК 02. 01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ


Тарабукин Алексей Дмитриевич

г.Якутск, Россия

ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум» (преподаватель)


В настоящее время подготовка профессионалов своего дела является сложнейшим педагогическим процессом, в котором должно быть обеспечено многоаспектное развитие и саморазвитие обучающихся. Единственный источник внутренних сил человека для преодоления трудностей, желания учиться - это успех. Мы преподаватели должны обеспечить целенаправленное, организованное сочетание условий ситуаций успеха. Для этого с 2001 года мной внедрена данная модель системы обучения и воспитания обучающихся по МДК 02.01. «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»». В подготовке будущих водителей передо мной, как преподавателем стоит огромная ответственность за профессиональную подготовку водительских кадров, а значит и за жизнь, здоровье участников дорожного движения.

Актуальность темы: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) требует вести обучение водителей автотранспортных средств с огромной ответственностью в интересах человека, общества и государства. Это значит - будущий водитель должен осознать, что с получением водительского удостоверения он становится одним из главных действующих лиц в процессе дорожного движения.

Объект исследования - система профессиональной подготовки обучающихся в якутском автодорожном техникуме.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке оценки качества обучения по МДК02.01. «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»».

Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний обучающегося, равный сумме заработанных студентом баллов за различные контрольные мероприятия, в данном случае тесты по модулям.

Модульно-рейтинговая система представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующих заинтересованную работу обучающихся. Систематическое измерение знаний принципиально отличает модульно-рейтинговую систему от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в модульно-рейтинговой системе производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучающимся при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.

Модульно-рейтинговая система обучения имеет следующую структуру:

1) перечень компетенций, необходимых для освоения МДК;

2) перечень содержательных модулей МДК;

3) сумма баллов для каждого модуля, в зависимости от его трудоемкости;

4) разработка модулей;

Модульно-рейтинговая система организации обучения студентов включает в себя блоки:

  1. информационный - усвоение нового знания на занятии;

  2. рейтингово-информационный - совершенствование знаний, умений и навыков на лабораторно-практических занятиях. Проверка усвоенного в виде рейтингового зачета.

  3. коррекционный - дополнительное занятие или задания.

Цели обучения в такой системе имеют многоуровневый характер:

1-й уровень - оперативные учебные цели конкретных видов занятий;

2-й уровень - учебные цели предмета;

3-й уровень - общепедагогические цели обучения.

Общепедагогические цели формирования компетентности будущего профессионала отражены в ФГОС СПО третьего поколения и основываются на общекультурных и общепрофессиональных компетенциях. Учебные цели формирования компетентности можно выразить исходя из общекультурных компетенций выпускников, которые указаны в ФГОС СПО третьего поколения по различным направлениям и базируются в основном на профессиональных компетенциях. Оперативные учебные цели каждого разработанного модуля определяются спецификой преподаваемого МДК.

Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы и направлен на формирование определенной профессиональной группы компетенций.

Количество зачётов равняется количеству модулей. Обучающиеся в общей сложности сдают 17 зачетов, выполняют одну пробную и четыре контрольные работы после 5 модуля, 8 модуля, 13 модуля, 17 модуля. Перечислю модули и контрольные работы:

I) Общие положения и обязанности участников дорожного движения: «Общие положения»; «Общие обязанности водителя»; «Обязанности пешехода»; «Обязанности пассажиров».

II) Дорожные знаки: «Предупреждающие знаки»; «Знаки приоритета»; «Предписывающие знаки».

III) Дорожные знаки: «Запрещающие знаки»; «Знаки дополнительной информации (таблички)».

IV) Дорожные знаки: «Знаки особых предписаний»; «Информационные знаки»; «Знаки сервиса».

V) Дорожная разметка и ее характеристики: «Горизонтальная разметка»; «Вертикальная разметка».

  • Контрольная работа №1 (I этап - адаптационный)

VI) Сигналы светофора и регулировщика: «Применение специальных сигналов»; «Сигналы светофора и регулировщика».

VII) Начало движения, маневрирование: «Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки»; «Начало движения, маневрирование».

VIII) Расположение транспортных средств на проезжей части: «Расположение транспортных средств на проезжей части»; «Скорость движения».

  • Контрольная работа №2 (II этап - аттестационный)

IX) Обгон, опережения и встречный разъезд: «Обгон, встречный разъезд».

X) Остановка и стоянка: «Остановка и стоянка».

XI) Проезд перекрестков: «Проезд регулируемых перекрестков».

XII) Проезд перекрестков: «Проезд нерегулируемых перекрестков».

XIII) Проезд перекрестков: «Пересечение равнозначных дорог».

  • Контрольная работа №3 (III этап - директорский срез)

XIV) Движение транспортных средств: «Пешеходные переходы и остановка маршрутных транспортных средств»; «Движение через железнодорожные пути»; «Движение по автомагистрали»; «Движение в жилых зонах»; «Приоритет маршрутных транспортных средств».

XV) Требование к движению транспорта: «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами»; «Буксировка механических транспортных средств»; «Учебная езда»; «Перевозка людей»; «Перевозка грузов»; «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов»; «Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также прогону животных».

XVI) Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»; «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».

XVII) Основы управления транспортным средством и безопасность движения: «Основы безопасности движения»; «Ответственность водителя»; «Первая медицинская помощь».

  • Контрольная работа №4 (IV этап - итоговый)

  • Экзамены (внутренний и в ГИБДД)

В целях мониторинга качество обучения система контроля разделена на 4 этапа. После каждого этапа подводим итоги и составляем рейтинг обучающихся.

I адаптационный этап проводится в сентябре-октябре, когда обучающиеся привыкают к новым учебным требованиям. Сначала проводится диагностика (пробная работа) и сдается пять зачетов по модулям. В 20 вопросах допустимо до 4-х ошибок, т.е. если ученик набрал 80 баллов и больше, то ставится «зачет». В конце адаптационного этапа выполняется контрольная работа по таким же требованиям. Вопросы контрольной работы охватывают все модули, пройденные за это период.

II аттестационный этап проводится в ноябре-декабре. Повышаются требования. В 20 вопросах допустимо до 3-х ошибок. Обучающийся должен набрать 85 баллов и больше. Сдается три зачета, и выполнятся контрольная работа. Вопросы охватывают все модули, пройденные на I и II этапах. По итогам данной контрольной работы выставляется оценка за I полугодие.

III этап - директорский срез проводится в январе-феврале. Требования поднимается до уровня требования ГИБДД. На зачете обучающийся должен набрать 90 баллов и больше. Сдается 5 зачетов. Вопросы контрольной работы охватывает все модули I-III этапов.

IV итоговый этап проводится в марте-апреле. Сдается 4 зачета. Выполняется контрольная работа, в которой обучающийся должен набрать 95 или 100 баллов. Вопросы контрольной работы охватывает все модули I-IV этапов.

Таким образом, поэтапно поднимается уровень знаний обучающихся до уровня требований ГИБДД или выше.

В модульно-рейтинговой системе контроля, наряду с положительными учебными баллами, существуют и отрицательные, которые соответственно вычитаются из набранной суммы, это дисциплинарные баллы, которые начисляются в случае пропуска или невыполнения работы в указанный срок. Расчет набранных баллов производится автоматически с помощью документа Microsoft Excel и на каждого обучающегося заводится личная карточка, результаты рейтинга находятся в свободном доступе на протяжении всего периода обучения МДК.

Результатами внедрения модульно-рейтинговой системы являются:

- повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, создание ситуаций успеха в работе обучающихся;

- осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения при освоении ими модулей, необходимых для формирования компетентности;

- реализация принципов научности и доступности, системности и последовательности, индивидуального, дифференцированного, личностно ориентированного подходов.

Итак, к преимуществам рейтинговой системы для обучающихся можно отнести четкое понимание целей, содержания, а также значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности; возможность самостоятельно планировать рабочее время и наиболее полно реализовывать свои способности; на основе текущего рейтинга дать возможность пережить ситуацию успеха. Преподаватель может своевременно определить проблемы обучаемого и скорректировать как его, так и свою деятельность.

В то же время модульно-рейтинговая система не лишена недостатков. Основные трудности у обучающихся связаны с отсутствием навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низким уровнем ответственности и самодисциплины.

Таким образом, внедрение модульного обучения требует определенной организационной перестройки планирования работы. Следуя современным принципам воспитания перед каждым обучающимся, ставлю цели и задачи, при решении которых он делает маленький шаг на пути становления профессионала, достигая маленькой победы, «нахождения в состоянии успеха».

© 2010-2022