- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Сценарий ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧАСА ОБЩЕНИЯ для учащихся средних и старших классов «Барды, Кто они?»
Сценарий ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧАСА ОБЩЕНИЯ для учащихся средних и старших классов «Барды, Кто они?»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Минасян Н.Г. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Эстетический час
для учащихся средних и старших классов
«Барды, Кто они?»
Минасян Н. Г.
Новоамвросиевская ОШ І-ІІІ ступеней
кабинет музыки
Эстетический час
для учащихся средних и старших классов
«Барды, Кто они?»
Оборудование
и оформление:Стенд с фотографиями Б. Окуджавы, Ю. Кима, Ю. Визбора, В. Долиной, А. Дольского; выставка пластинок с записями песен бардов. Слайды с фотографиями бардов. Гитары, фортепиано.
(Звучит песня «Как здорово ...» в исполнении учащихся класса).
Учитель: Наша встреча посвящена бардам. Кто они? Что это за люди? О чем поют? О чем думают? Почему их популярность в наше время не ослабевает?
Мы с вами перелистаем страницы далекого прошлого и страницы творчества лучших певцов-бардов.
Итак ... (одновременно выключается свет, и луч света наводится на учащихся-актеров, выставляется 1-я страница с названием).
Первая страница.
Эпоха средневековья. ХІ-XV века. Кто такие барды?
Действующие лица: Иоанн-малый, Иоанн-большой, учитель, ведущий.
Сценка. (Поляна. Лежит парень и спит. Появляется монастырский учитель с палкой в руках. Замахиваясь, говорит. (Действие происходит во сне).
Учитель: «Отрок Иоанн! Опять ты задумался о мирском, не о божественном?!»
Ведущий: Голос монастырского учителя гремел как военная труба. Он занес палку над головой подростка. Иоанн втянул голову в худые плечи, ожидая удара ... и проснулся.
Иоанн-малый: - Свободен! Наконец свободен! Как здорово я сбежал из монастырской школы. Прощайте бесконечные молитвы, розги, противный страх перед учителем. То-то рассвирепеет наставник-монах, когда не увидит своего лучшего ученика!
(смеется от радости, сладко потягивается и вскакивает на ноги).
Куда же мне податься из этой Англии?
А пойду-ка я во Францию. Я слышал, что в Европе набирают силу города. Они избавляются от власти епископов и сеньоров. И городские школы отличаются от монастырских. Они не зависят от церкви. И там изучают семь свободных искусств:
(задумчиво, подняв голову вверх, загибая пальцы)
грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка ... Вот здорово! Итак...
(останавливается, показывает рукой вперед) во Францию.
(резко устремляется вперед).
Иоанн-большой: Эй, парень, постой! Куда путь держишь? Может нам в одну сторону?
(Иоанн-малый резко останавливается. Оборачивается).
Иоанн-малый: Иду в Дувр. Хочу попасть во Францию. А зовут меня Иоанн.
Иоанн-большой: (Весело)
Вот здорово! Я тоже Иоанн и тоже иду во Францию. Значит, будем Иоанн Большой (показывает на себя пальцем) и Иоанн-малый (показывает пальцем на парня).
Я тоже хочу вернуться во Францию. Там я уже был два года назад, ездил с купцами, а потом учился в Париже. А в Англию попал потому, что хотел посмотреть вашу школу Солсбери о которой слухи дошли и на континент. Вообще-то я люблю ходить по свету и слагать песни о том, что я видел и слышал, ведь я - бард!
Иоанн-малый: Бард? (удивленно). Но монастырский учитель ругал бардов, называл их бесовским отродьем, объедалами, опивалами и насмешниками.
Иоанн-большой: (С гордостью) Правда, мы не в ладу с церковью. Не зря в одной нашей песне поется
(Берет гитару, играет и поет)
Храм господен стал вертепом,
Всяк служитель в ней - грабитель.
Без подарка он тоскует,
А с подарком он ликует, разоряет,
возвышает, одаряет, сокрушает.
Иоанн-малый: (Радостно)
Метко сказано!
Иоанн-большой: А как же иначе, Мы барды, странствующие школяры, веселое и бесстрашное племя, не желаем подчиняться лицемерным наставникам-священникам. Идем мы из страны в страну, из города в город. Ищем учителей получше, жизни повольней, собираем знания по школам, как пчелы свой мед по цветам. Мы оторвались от своих семей , от родных мест. Говорим на всех языках Европы. И про виденное слагаем вирши и распеваем их, а за образец берем античных поэтов. Барды всегда в самой гуще городов. Хоть наши песни часто и дерзки, но они всегда призывают к справедливости. Если хочешь, присоединяйся к нам!
(Обнимаются, поют вместе)
От монарха самого
До бездомной голи -
Люди мы и оттого
Все достойны воли,
Состраданья и тепла
С целью не напрасной,
А чтоб в мире жизнь была
Истинно прекрасной.
(Уходят).
Учитель: Теперь мы знаем кто такие барды. Это слово перекочевало из средневековья в наше время. И наших певцов, которые с гитарой в руках, со своими стихами выходят на сцену один на один со зрительным залом тоже называют бардами. Их песни - это их откровения о нашей жизни, о нашей истории. Это их чувства, размышления.
Следующая страница (выставляется страница со словами:
«Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви прекрасные моменты»)
посвящена Булату Окуджаве.
(тихо звучит песня «Давайте восклицать»).
Ведущий 1:Негромкий, непоставленный, чуть застенчивый голос - Голос
откровения. Искренность - вот что ошарашивало и покоряло в песнях Окуджавы. Будоражила недосказанность, необычность, сразу непонятность стихов. Они вызывали острую дискуссию: одни слушатели его песни не понимали и не принимали, других - раздражало, что он стал полулегальным кумиром молодежи 60-х годов, а многие считали непринужденность - дурным тоном.
О чем же пел Окуджава?
(на фоне звучания песни «Полночный троллейбус»).
Ведущий 2:Москва - его суверенное владение. Он славит московские улицы, воспевает все виды городского транспорта: и последний троллейбус, и новенький автобус, и метро, где ему «никогда не тесно».
В его песнях можно отправиться в прошлое, туда, где можно встретиться с кавалергардами, маркитантками, гусарами, дуэлянтами, с декабристами, и с Пушкиным, наконец.
Павел Антокольский не раз говорил о песнях Окуджавы: «Это не совсем песни, это просто способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент».
Учитель: У Окуджавы скоро появились последователи и подражатели. В разговорный обиход втерлось курьезное словечко «бард». «Барды» и «менестрели» возникали повсеместно.
(Звучит песня Юрия Визбора «Милая моя». Выставляется страница
со словами «Не верь в разлуки, старина», появляется его портрет).
Ведущий 3:Юрий Визбор, как и Булат Окуджава, стоял у истоков бардовской песни. Это необычный человек, одаренный множеством талантов. Судите сами: Визбор - журналист, киноактер, драматург, альпинист, радист, горнолыжник. Но самым главным делом его жизни была песня. Для поколения шестидесятых, семидесятых годов - это просто часть жизни, часть их самих.
В чем же секрет его песен?
(на фоне звучания «Домбайского вальса)
Все в песнях знакомо все «из жизни». Они несут заряд добра, человеческого тепла, а это с каждым днем почему-то все реже и реже встречается в жизни. Его песни очень просты, легко запоминаемы, их можно петь и по одному, и компанией, и дома, а главное - у костра. Самое органичное представление о Визборе - это Визбор у костра. Чтобы кругом была суровая природа, ночь, отсветы огня на лицах мужественных людей во время трудного перехода. И гитара негромко - и Визбор - негромко.
Учитель: Он умер в самом разгаре своей работы, подогреваемый новыми планами и надеждами. Он любил сильных, мужественных и добрых людей, и сам был мужественным и добрым в своем искусстве.
(класс исполняет песню «Наполним музыкой сердца»)
(Выставляется страница с фамилиями: В. Долина, Ю. Ким, А. Дольский,
В. Высоцкий, И. Тальков, В. Цой)
Ведущий 4:Большинство авторов перечисленных на четвертой странице в представлении не нуждаются. Их имена хорошо вам известны, а песни - любимы. Это классики бардовской песни.
(Исполняются под гитару песни: Вероники Долиной «Пастораль», В. Высоцкого «Кони привередливые», А. Городницкого «Аэропорты ХІХ века» и другие. Поклонники современного направления бардовской песни могут спеть песни Цоя, Макаревича и др. )
Вопросы.
-
Как вы думаете, жива ли сейчас бардовская песня?
-
В чем секрет ее молодости?
-
Почему некоторые музыканты уходят из «групп» в «бардовскую песню»?
Учитель вывод: Как видите, и сейчас бардовская песня жива. Появляются многие и многие поэты, музыканты, которые выражают свои самые сокровенные мысли в песне. И я думаю, что бардовская песня будет жить и жить долгие годы.