- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа внеурочной деятельности Будем здоровы
Программа внеурочной деятельности Будем здоровы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Напольских Е.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа «Будем здоровы!» для учащихся начальной школы, оздоровительное направление, автор-составитель Напольских Е.В
Программа «Будем здоровы!» реализует 0здщровительное направление внеурочной деятельности. Занятия направлены на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Учащиеся овладевают теоретическими и практическими навыками здорового образа жизни. Программа разработана с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы.
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учащимися программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
Пояснительная записка
Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить процесс обучения и воспитания с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.
В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении. Большую помощь в этом окажет программа «Будем здоровы».
Она направлена на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводит к улучшению психо-эмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом. Эта программа также направлена на реализацию просветительскую деятельности учащихся, задачами, которой является
-
Развивать волонтёрское движение.
-
Пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
-
Профилактика болезней и вредных привычек.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.
Цель данной программы - формирование культуры здоровья обучающихся начальной школы.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- познакомить обучающихся с основными составляющими здорового образа жизни;
- обучить способам сохранения здоровья;
-способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся.
- учить пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни.
Программа «Будем здоровы!» тесно связана с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, технология, изобразительное искусство. Программа «Будем здоровы!» не является обособленным (изолированным) звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации работы по программе, в основном - коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы. Формы, используемые при проведении теоретических занятий: беседа, демонстрация видеопрезентаций, игры, викторины. Формами проведения практических занятий являются: экскурсии, творческие конкурсы, путешествия, туристические походы, проектная деятельность, выступление агитбригады, издание газет.
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-ти модулей:
-
«Уроки Мойдодыра». Ребята знакомятся с правилами личной гигиены.
-
«Как живёт наш организм». Дети изучают особенности строения организма человека и его органов.
-
«Правильное питание - залог здоровья». Учащиеся знакомятся с правилами здорового питания.
-
«Растём здоровыми». Учащиеся изучают влияние здорового образа жизни на организм человека.
-
«Сам себе я помогу и здоровье сберегу». У учащихся развиваются навыки безопасного поведения.
-
«Движение-это жизнь». У учащихся развивается двигательная активность, формируется осознанная мотивация к занятиям физической культурой.
Планируемые воспитательные результаты освоения учащимисяпрограммы.
Программа «Будем здоровы!» предполагает обучение на трех основных уровнях:
первый - информативный, который заключается в приобретении школьником социального знания ( знания об общественных нормах здорового образа жизни)
второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения,
третий - просветительский уровень, который показывает получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (подготовка и выступление агитбригады, выпуск стенгазет).
В процессе обучения по программе «Будем здоровы!» у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
У учащихся будут сформированы личностные УУД:
-
различать основные нравственно-этические понятия;
-
применять правила культурного поведения в обществе;
-
соотносить поступок с моральной нормой (в школе, дома, в социуме);
-
оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
-
применять навыки культурного поведения за столом;
-
применять навыки личной гигиены;
-
бережное и разумное отношение к своему здоровью;
-
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
-
сопереживать чувствам других людей;
-
выражать положительное отношение к процессу познания о здоровом образе жизни;
-
проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
У учащихся будут сформированы регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности;
-
контролировать своё поведение в школе, дома, в гостях;
-
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
-
организовывать подвижные игры со сверстниками;
-
Организовывать выступление агидбригад;
-
Организовывть выпуск стенгазет.
-
следить за чистотой и аккуратностью в одежде;
-
использовать способы повышения работоспособности;
-
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
-
проводить комплексы утренней зарядки, физминуток;
-
определять последовательность действий при составлении режима дня;
-
проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;
-
правильно распределять время на работу и отдых;
-
снимать утомление;
-
оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
У учащихся будут сформированы познавательные УУД:
-
выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
-
анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
-
определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;
-
иметь представление о том, как работают органы человека и зачем они нужны;
-
определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;
-
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
-
знать негативное влияние вредных привычек на организм человека;
-
выполнять упражнения для развития физических навыков;
-
различать «полезные» и «вредные» продукты;
-
проверять информацию о здоровье, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
-
определять назначение физических упражнений;
-
отличать подвижные игры от спортивных;
-
презентовать подготовленную информацию о здоровье в наглядном и вербальном виде;
-
знать, как и для чего необходимо питаться;
-
определять признаки рационального питания;
-
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
-
сравнивать различные объекты;
-
приводить доказательно примеры здорового образа жизни;
-
устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
-
определять последовательность упражнений при составлении комплекса утренней зарядки;
-
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.
У учащихся будут сформированы коммуникативные УУД:
-
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
-
слушать и понимать речь других;
-
стремиться к взаимопониманию между людьми;
-
применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
-
работать в команде;
-
распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;
-
составлять устные небольшие монологические высказывания.
Тематическое планирование.
-
сроки
Название модуля
Содержание аудиторных занятий
(1 уровень)
Приобретение школьником социальных знаний
Формы работы внеаудиторных занятий
(2 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
(3 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Сентябрь
Правильное питание-залог здоровья.
Зачем человек питается.
Режим питания.
Правила поведения за столом
Здоровая пища для всей семьи.
Здоровье - овощи, ягоды, фрукты.
Кто такие микробы.
Викторина «Зачем человек питается».
«
«Режим питания. Правила поведения за столом» (практическое занятие в школьной столовой).
«Здоровая пища для всей семьи»(сказка о правильном питании, игра «Угадай-ка»).
Выставка продуктов, содержащих витамины«Самые полезные продукты» (соревнование «Собери корзинку», конкурс загадок о продуктах). «Стоит ли верить рекламе?» (видеопрезентация «Что нам рекламируют»)
«Секреты здорового питания»- агитпредставление.
Выпуск стенгазеты «Секреты здорового питания»
Октябрь
«Сам себе я помогу и здоровье сберегу».
Первая помощь при травмах
Опасность в нашем доме
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте.
Пожаробезопасность.
Что такое переутомление и как его избежать.
Как защитить себя от болезни
Тренинг безопасного поведения «Как правильно вести себя с незнакомыми людьми.
Игра-соревнование «Я в безопасности».
«Что нужно делать, если что-то болит» (экскурсия в медкабинет). «
«Домашняя аптечка» (практическое занятие)..
Викторина «Как вести себя на улице. В транспорте»,
Акция «Мы за безопасность» -
профилактические выступления агитбригады по безопасной жизнедеятельности.
Стенгазета «Мы за безопасность».
Ноябрь
«Уроки Мойдодыра»
В гостях у Гигиены.
Где чистота, там здоровье!
Советы доктора Воды.
Гигиена одежды.
Игра-путешествие «В гостях у Гигиены». Выставка рисунков в гостях у гигиены.
«Где чистота, там здоровье!» (сценка «Волшебная щёточка», конкурс загадок, игра «Полезно-вредно»),
Выпуск стенгазеты «Уроки Мойдодыра».
Декабрь
«Растём здоровыми».
Вредные привычки
Почему дети грызут ногти
Сезонные изменения в природе и их влияние на здоровье.
Труд и отдых. Соблюдение режима дня.
Здоровье в порядке - спасибо зарядке
Как сохранить и укрепить своё здоровье.
«В здоровом теле - здоровый дух» (комплекс упражнений утренней гимнастики).
«Как научиться соблюдать режим дня» (практикум «Мой режим»). «Твоё здоровье в твоих руках» (спортивная игра на спортплощадке).
Агитпредставление на тему : « Как сохранить свое здоровье»
Февраль
Правильное питание-залог здоровья
Витамины - наши друзья и помощники.
Секреты здорового питания.
Как и что мы едим?
Как утолить жажду?
Что надо есть если хочешь стать сильнее?
Блиц-турнир«Где прячутся витамины». Игра «Полезные или вредные продукты»
В гостях у Витаминов» (экскурсия в медкабинет или в аптеку).
Игра путешествие по улице правильного питания.
Выступление агитбригады «Самые полезные продукты»
Стенгазета «Полезные продукты».
Март
«Растём здоровыми».
Полезные и вредные привычки привычки.
«Курить - здоровью вредить»( «Посеешь привычку - пожнёшь характер»
Викторина полезные и вредные привычки.Практическое занятие «Роль рекламы на формирование вредных привычек»,
игра-кричалка «Разрешается-запрещается»)
Спортивные соревнования в здоровом теле здоровый дух.
Выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни»
Стенгазета «Мы за здоровый образ жизни»
Апрель
«Движение-это жизнь».
Комплекс утренней гимнастики.
Со спортом дружить - здоровым быть.
Выполнение комплекса утренней гимнастики. Спортивно-развлекательные игры «Со спортом дружить - здоровым быть», «Успей занять своё место». Праздник «Мы - спортивные ребята».
Приготовление презентаций «Я в спорте»
«Если хочешь быть здоров» - выступления агитбригады.
Стенгазета «Наши спортивные успехи за год»
Май
«Сам себе я помогу и здоровье сберегу».
Как правильно вести себя с незнакомыми людьми.
Как правильно вести себя на природе?
Как правильно вести себя на воде?
Один дома.
Викторина «Безопасные каникулы»
Конкурс рисунков безопасные каникулы.
«Путешествие по стране Здоровья» ( путешествие по станциям здоровья, где учащиеся применяют теоретические знания и практические навыки по сохранению и укреплению здоровья).
Выступление агитбригады
Викторина «Безопасные каникулы»
Информационно-методические ресурсы.
-
Багрова, Н. Г. Губительная сигарета [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. - 2006. - № 4. - С. 12-13.
-
Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. - 2007. - № 4. - С. 3-5.
-
Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева. - М. : ВАКО, 2007. - 152 с.
-
Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. - Минск :Красико-Принт, 2007. - 128 с.
-
Капецкая, Г. А. Берегите здоровье! [Текст] / Г. А. Капецкая // Последний звонок. - 2007. - № 10. - С. 4-5.
-
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2005. - 208 с.
-
Криволап, Н.С. Здоровье на тарелке [Текст] / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. - Минск :Красико-Принт, 2005. - 128 с.
-
Безруких М. Разговор о правильном питании. Москва 2008 год
-
Кривош, Е. Н. Игра -путешествие «Откуда берутся грязнули?» [Текст] / Е. Н. Кривош // ПедСовет. - 2006. - № 10. - С. 12-14.
-
Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! [Текст] : устный журнал / И. Н. Крылова // Педсовет. - 2006. - № 10. - С. 8-10.
-
Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни [Текст] : театрализованное представление для учащихся 2-4 классов / М. В. Кузьмина // ПедСовет. - 2007. - № 4. - С. 14-16.
-
Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними [Текст] / Н. В. Лисина // Начальная школа. - 2004. - № 8. - С. 56-58.
-
Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. - 2006. - № 4. - С. 3-5.
-
Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. - М. : ВАКО, 2007. - 288 с.
-
Ротенберг, Р. Расти здоровым [Текст] : детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг. - М. : Физкультура и спорт, 1992. - 592 с.
-
Ситник, И. А. Вредным привычкам - нет! [Текст] / И. А. Ситник // Последний звонок. - 2007. - № 10. - С. 14-15.
-
Титов, С. В. День приветствий [Текст] / С. В. Титов // ПедСовет. - 2008. - № 2. - С. 3-7.
-
Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//edu.ru.
-
Феоктистова, В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст] : опыт работы методического объединения учителей начальных классов / В. Ф. Феоктистова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 121 с.
-
Яковлева, Е. Н. Дни здоровья [Текст] / Е. Н. Яковлева // Последний звонок. - 2007. - № 10. - С. 13.