Программа внеурочной деятельности Будем здоровы

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности Будем здоровыПрограмма «Будем здоровы!» для учащихся начальной школы, оздоровительное направление, автор-составитель Напольских Е.В

Программа «Будем здоровы!» реализует 0здщровительное направление внеурочной деятельности. Занятия направлены на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Учащиеся овладевают теоретическими и практическими навыками здорового образа жизни. Программа разработана с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы.

Содержание

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учащимися программы

Учебно-тематический план

Содержание программы

Список литературы


Пояснительная записка

Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить процесс обучения и воспитания с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.

В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении. Большую помощь в этом окажет программа «Будем здоровы».

Она направлена на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводит к улучшению психо-эмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом. Эта программа также направлена на реализацию просветительскую деятельности учащихся, задачами, которой является

  • Развивать волонтёрское движение.

  • Пропаганда здорового и безопасного образа жизни.

  • Профилактика болезней и вредных привычек.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.

Цель данной программы - формирование культуры здоровья обучающихся начальной школы.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- познакомить обучающихся с основными составляющими здорового образа жизни;

- обучить способам сохранения здоровья;

-способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;

- развивать культуру двигательной активности;

- воспитывать нравственную культуру учащихся.

- учить пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни.

Программа «Будем здоровы!» тесно связана с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, технология, изобразительное искусство. Программа «Будем здоровы!» не является обособленным (изолированным) звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры.


Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.

Форма организации работы по программе, в основном - коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы. Формы, используемые при проведении теоретических занятий: беседа, демонстрация видеопрезентаций, игры, викторины. Формами проведения практических занятий являются: экскурсии, творческие конкурсы, путешествия, туристические походы, проектная деятельность, выступление агитбригады, издание газет.

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-ти модулей:

  • «Уроки Мойдодыра». Ребята знакомятся с правилами личной гигиены.

  • «Как живёт наш организм». Дети изучают особенности строения организма человека и его органов.

  • «Правильное питание - залог здоровья». Учащиеся знакомятся с правилами здорового питания.

  • «Растём здоровыми». Учащиеся изучают влияние здорового образа жизни на организм человека.

  • «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». У учащихся развиваются навыки безопасного поведения.

  • «Движение-это жизнь». У учащихся развивается двигательная активность, формируется осознанная мотивация к занятиям физической культурой.


Планируемые воспитательные результаты освоения учащимисяпрограммы.

Программа «Будем здоровы!» предполагает обучение на трех основных уровнях:

первый - информативный, который заключается в приобретении школьником социального знания ( знания об общественных нормах здорового образа жизни)

второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения,

третий - просветительский уровень, который показывает получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (подготовка и выступление агитбригады, выпуск стенгазет).

В процессе обучения по программе «Будем здоровы!» у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

У учащихся будут сформированы личностные УУД:

  • различать основные нравственно-этические понятия;

  • применять правила культурного поведения в обществе;

  • соотносить поступок с моральной нормой (в школе, дома, в социуме);

  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

  • применять навыки культурного поведения за столом;

  • применять навыки личной гигиены;

  • бережное и разумное отношение к своему здоровью;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

  • сопереживать чувствам других людей;

  • выражать положительное отношение к процессу познания о здоровом образе жизни;

  • проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

У учащихся будут сформированы регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • контролировать своё поведение в школе, дома, в гостях;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

  • организовывать подвижные игры со сверстниками;

  • Организовывать выступление агидбригад;

  • Организовывть выпуск стенгазет.

  • следить за чистотой и аккуратностью в одежде;

  • использовать способы повышения работоспособности;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;

  • проводить комплексы утренней зарядки, физминуток;

  • определять последовательность действий при составлении режима дня;

  • проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;

  • правильно распределять время на работу и отдых;

  • снимать утомление;

  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

У учащихся будут сформированы познавательные УУД:

  • выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);

  • анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

  • определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;

  • иметь представление о том, как работают органы человека и зачем они нужны;

  • определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

  • знать негативное влияние вредных привычек на организм человека;

  • выполнять упражнения для развития физических навыков;

  • различать «полезные» и «вредные» продукты;

  • проверять информацию о здоровье, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • определять назначение физических упражнений;

  • отличать подвижные игры от спортивных;

  • презентовать подготовленную информацию о здоровье в наглядном и вербальном виде;

  • знать, как и для чего необходимо питаться;

  • определять признаки рационального питания;

  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • сравнивать различные объекты;

  • приводить доказательно примеры здорового образа жизни;

  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами;

  • определять последовательность упражнений при составлении комплекса утренней зарядки;

  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.

У учащихся будут сформированы коммуникативные УУД:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • слушать и понимать речь других;

  • стремиться к взаимопониманию между людьми;

  • применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;

  • работать в команде;

  • распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;

  • составлять устные небольшие монологические высказывания.


Тематическое планирование.

сроки


Название модуля


Содержание аудиторных занятий

(1 уровень)

Приобретение школьником социальных знаний

Формы работы внеаудиторных занятий

(2 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

(3 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия.

Сентябрь

Правильное питание-залог здоровья.

Зачем человек питается.

Режим питания.

Правила поведения за столом

Здоровая пища для всей семьи.

Здоровье - овощи, ягоды, фрукты.

Кто такие микробы.


Викторина «Зачем человек питается».

«

«Режим питания. Правила поведения за столом» (практическое занятие в школьной столовой).

«Здоровая пища для всей семьи»(сказка о правильном питании, игра «Угадай-ка»).

Выставка продуктов, содержащих витамины«Самые полезные продукты» (соревнование «Собери корзинку», конкурс загадок о продуктах). «Стоит ли верить рекламе?» (видеопрезентация «Что нам рекламируют»)


«Секреты здорового питания»- агитпредставление.

Выпуск стенгазеты «Секреты здорового питания»

Октябрь


«Сам себе я помогу и здоровье сберегу».

Первая помощь при травмах

Опасность в нашем доме

Правила безопасного поведения на улице, в транспорте.

Пожаробезопасность.

Что такое переутомление и как его избежать.

Как защитить себя от болезни

Тренинг безопасного поведения «Как правильно вести себя с незнакомыми людьми.

Игра-соревнование «Я в безопасности».

«Что нужно делать, если что-то болит» (экскурсия в медкабинет). «

«Домашняя аптечка» (практическое занятие)..

Викторина «Как вести себя на улице. В транспорте»,

Акция «Мы за безопасность» -

профилактические выступления агитбригады по безопасной жизнедеятельности.

Стенгазета «Мы за безопасность».

Ноябрь


«Уроки Мойдодыра»

В гостях у Гигиены.

Где чистота, там здоровье!

Советы доктора Воды.

Гигиена одежды.

Игра-путешествие «В гостях у Гигиены». Выставка рисунков в гостях у гигиены.

«Где чистота, там здоровье!» (сценка «Волшебная щёточка», конкурс загадок, игра «Полезно-вредно»),

Выпуск стенгазеты «Уроки Мойдодыра».

Декабрь

«Растём здоровыми».

Вредные привычки

Почему дети грызут ногти

Сезонные изменения в природе и их влияние на здоровье.

Труд и отдых. Соблюдение режима дня.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

Как сохранить и укрепить своё здоровье.

«В здоровом теле - здоровый дух» (комплекс упражнений утренней гимнастики).

«Как научиться соблюдать режим дня» (практикум «Мой режим»). «Твоё здоровье в твоих руках» (спортивная игра на спортплощадке).


Агитпредставление на тему : « Как сохранить свое здоровье»

Февраль


Правильное питание-залог здоровья

Витамины - наши друзья и помощники.

Секреты здорового питания.

Как и что мы едим?

Как утолить жажду?

Что надо есть если хочешь стать сильнее?

Блиц-турнир«Где прячутся витамины». Игра «Полезные или вредные продукты»

В гостях у Витаминов» (экскурсия в медкабинет или в аптеку).

Игра путешествие по улице правильного питания.

Выступление агитбригады «Самые полезные продукты»

Стенгазета «Полезные продукты».

Март

«Растём здоровыми».

Полезные и вредные привычки привычки.

«Курить - здоровью вредить»( «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Викторина полезные и вредные привычки.Практическое занятие «Роль рекламы на формирование вредных привычек»,

игра-кричалка «Разрешается-запрещается»)

Спортивные соревнования в здоровом теле здоровый дух.

Выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни»

Стенгазета «Мы за здоровый образ жизни»

Апрель

«Движение-это жизнь».

Комплекс утренней гимнастики.

Со спортом дружить - здоровым быть.

Выполнение комплекса утренней гимнастики. Спортивно-развлекательные игры «Со спортом дружить - здоровым быть», «Успей занять своё место». Праздник «Мы - спортивные ребята».

Приготовление презентаций «Я в спорте»

«Если хочешь быть здоров» - выступления агитбригады.

Стенгазета «Наши спортивные успехи за год»

Май


«Сам себе я помогу и здоровье сберегу».

Как правильно вести себя с незнакомыми людьми.

Как правильно вести себя на природе?

Как правильно вести себя на воде?

Один дома.

Викторина «Безопасные каникулы»

Конкурс рисунков безопасные каникулы.

«Путешествие по стране Здоровья» ( путешествие по станциям здоровья, где учащиеся применяют теоретические знания и практические навыки по сохранению и укреплению здоровья).

Выступление агитбригады

Викторина «Безопасные каникулы»

Информационно-методические ресурсы.

  1. Багрова, Н. Г. Губительная сигарета [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. - 2006. - № 4. - С. 12-13.

  2. Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст] : классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. - 2007. - № 4. - С. 3-5.

  3. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева. - М. : ВАКО, 2007. - 152 с.

  4. Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. - Минск :Красико-Принт, 2007. - 128 с.

  5. Капецкая, Г. А. Берегите здоровье! [Текст] / Г. А. Капецкая // Последний звонок. - 2007. - № 10. - С. 4-5.

  6. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2005. - 208 с.

  7. Криволап, Н.С. Здоровье на тарелке [Текст] / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. - Минск :Красико-Принт, 2005. - 128 с.

  8. Безруких М. Разговор о правильном питании. Москва 2008 год

  9. Кривош, Е. Н. Игра -путешествие «Откуда берутся грязнули?» [Текст] / Е. Н. Кривош // ПедСовет. - 2006. - № 10. - С. 12-14.

  10. Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! [Текст] : устный журнал / И. Н. Крылова // Педсовет. - 2006. - № 10. - С. 8-10.

  11. Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни [Текст] : театрализованное представление для учащихся 2-4 классов / М. В. Кузьмина // ПедСовет. - 2007. - № 4. - С. 14-16.

  12. Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними [Текст] / Н. В. Лисина // Начальная школа. - 2004. - № 8. - С. 56-58.

  13. Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. - 2006. - № 4. - С. 3-5.

  14. Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. - М. : ВАКО, 2007. - 288 с.

  15. Ротенберг, Р. Расти здоровым [Текст] : детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг. - М. : Физкультура и спорт, 1992. - 592 с.

  16. Ситник, И. А. Вредным привычкам - нет! [Текст] / И. А. Ситник // Последний звонок. - 2007. - № 10. - С. 14-15.

  17. Титов, С. В. День приветствий [Текст] / С. В. Титов // ПедСовет. - 2008. - № 2. - С. 3-7.

  18. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//edu.ru.

  19. Феоктистова, В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии [Текст] : опыт работы методического объединения учителей начальных классов / В. Ф. Феоктистова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 121 с.

  20. Яковлева, Е. Н. Дни здоровья [Текст] / Е. Н. Яковлева // Последний звонок. - 2007. - № 10. - С. 13.



© 2010-2022