Программа по трудовому воспитанию и профориентации Дорога в будущее

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММА

ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ДОРОГА В БУДУЩЕЕ


Составила:

воспитатель Кутявина Н.В











Содержание программы

Готовность к труду и профессиональному обучению 9 классе


  • «Мой азимут выбора»

  • «Шаг к профессии»

  • « Маршруты в мире профессий»

  • «Профориентационная игротека»

«

Данная программа рассчитана на один год обучения .









«Готовлюсь к труду и профессиональному обучению»
(программа для учащихся -9-класса)

Цель программы для учащихся 9 классов: Помочь воспитанникам детского дома выбрать рабочие профессии и профессии среднетехнического уровня в предполагаемой сфере труда Ч-Ч; Ч-П; Ч-Т; Ч-З; Ч-Х.


Психологические особенности старшего подросткового и юношеского возраста

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка в пору полового созревания. Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к психическим и физиологическим изменениям, происходящим в организме. На всех уровнях личных особенностей, присущих подростку, особенно выделяется формирование у него чувство взрослости и «Я-концепции».
Ребенок взрослеет, готовится к жизни в обществе людей как полноправный участник этой жизни. Однако подростку еще далеко до истинной зрелости и физически, и психологически, и в социальном плане. Он объективно не может полноценно включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах чаще всего во внешнем облике, в манерах. Чувство взрослости особая форма самосознания. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими, стремится к самостоятельности, желает оградить себя от вмешательства взрослых родителей, воспитателей, учителей.

Наряду с чувством взрослости Д.Б.Эльконин выделяет подростковую тенденцию к взрослости стремление быть , казаться и считаться взрослым. Эта тенденция усиливается тогда, если подросток не находит отклика у окружающих. С одной стороны, подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, с другой представляет себе, каким он хотел бы быть. Подросток стремительно выходит за рамки школьных интересов, притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт и знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

В этом возрасте развито стремление разными способами приобщиться к жизни старших. Например, будущая жизнь интересует девятиклассников с профессиональной точки зрения. Они достаточно четко излагают свои представления о системе общественных отношений, о том, как вписывается в нее человек. Например, у нас в стране свободный выбор специальностей. Выпускник школы должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Ему приходится ориентироваться в различных профессиях. Так как в основе выбора и отношения к профессии лежит не свой опыт, а чужой. При выборе профессии наиболее значимы следующие факторы:

-·престижность профессии (ее социальная ценность),
·-качества личности, присущие представителям этой профессии,
-·принципы нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.


В настоящее время одним из наиболее важных факторов становится материальный возможность больше заработать и устойчиво зарабатывать в будущем.
Насколько престижными окажутся выбранная профессия и учебное заведение для получения профессионального образования, зависит не только от его уровня притязаний, но и уровня реализованных возможностей.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, ставится центральным новообразованием воспитанников в ранней юности. Самоопределение связано с новым восприятием времени соотнесением прошлого и будущего , а также с восприятием настоящего с точки зрения будущего. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития воспитанник-старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше. Старшеклассник самоопределяется при позитивном изменении учебной мотивации: начинает рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности.
Подростка, воспитывающегося в детском доме, отличает внутренняя позиция, выражаемая в слабой ориентации на будущее; ориентированность в отношении себя основана на оценке окружающих, а не на собственной самооценке. Из чего следует, что нужно работу строить для повышения самооценки воспитанников и формирования адекватной самооценки, учитывающей уровни возможностей, притязаний и практической их реализации в период обучения в школе и воспитания в детском доме.

Цели и задачи

Профориентационная работа в этот период решает следующие задачи:

1. Оказание помощи в самостоятельном и осознанном выборе дальнейшего жизненного пути воспитанниками детского дома. Это означает, что воспитанники детского дома должны сделать обоснованный выбор достойной профессии.
2. Помочь воспитаннику как человеку, способному осознанно выбрать сферу применения своих сил, отвечать за себя и свое дело.
3. Научить воспитанников соотносить свое «хочу» и «могу» с общественным рынком труда.
4. Научить соотносить свои возможности и мечты с предполагаемой профессией.

5. Систематически информировать воспитанников:

· о хозяйственных структурах; организации малых предприятий; частном бизнесе;
· о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии;
· об учебных заведениях, готовящих профессиональные кадры.

Для этого воспитателям детского дома необходимо:

· изучить личность воспитанника, особенно его интересы, склонности, способности;
· сопоставить достигнутый уровень психологической и практической готовности, дать квалифицированный педагогический совет на основании сопоставления положительных и отрицательных черт характера;
· указать воспитаннику пути для самовоспитания с целью компенсации недостающих профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения желаемой профессией;
· верить в силы, возможности, способности ребенка, поощрять их, придавая ребенку уверенность в себе.

В профориентационной работе со старшеклассниками особое внимание должно быть уделено подготовке их к выбору массовых рабочих профессий в сфере материального производства и обслуживания. Эти профессии учащиеся могут изучить в процессе производственного обучения в школах (УПК), в лицеях, колледжах, на курсах.

Формы и методы занятий

1. Рефлексивные сочинения на темы «Нужна ли людям моя профессия?» и их в обсуждение.
2. Диспуты, дискуссии, беседы, конференции. Например, «За бортом общества».
3. Дневник по самовоспитанию и самообразованию (профориентационный анализ).
4. Ролевой игровой практикум
5. Деловые игры ( в неделе самоуправления)
6. Ролевая практика ( по конкретной профессии)
7. Мозговой штурм «Как правильно выбрать учебное заведение»
8. Индивидуальные консультации специалистов по выбору конкретной профессии

Формы профориентационной работы
с выпускниками 9 классов

1. Беседы о значении профессий, которым обучают профессионально технические училища, лицеи, колледжи
2. Экскурсии школьников в вышеперечисленные учебные заведения
3. Экскурсии на базовые предприятия с целью ознакомления с различными рабочими профессиями
4. Демонстрация видеофильмов о жизни и учебе во время обучения учащихся
5. Оборудование выставок и стендов, раскрывающих содержание учебно-воспитательного процесса в училищах, лицеях, колледжах, вузах, университетах и подготовку молодых рабочих профессий.
6. Организация вечеров-встреч с учащимися училищ и т.д.
7. Проведение встреч с интересными людьми, с работниками и выпускниками училищ и т.д., со специалистами редких профессий.
8. Помощь работников училищ и т.д. школам, детским домам в организации работы технических кружков.
9. Организация для школьников «Дня открытых дверей»
10. Проведение дней-консультаций работниками училищ в школах и т.д.
11. Знакомство педагогов детского дома с профессиограммами профессий, по которым осуществляется подготовка кадров
12. Участие работников лицеев, училищ и т.д. в деятельности профконсультационных комиссий детского дома



Прогнозируемый результат

1. Степень устойчивости интереса к профессиям, учебным заведениям, готовящим кадры по рабочим профессиям.
2. Решение проблемы воспитанника «Куда пойти учиться?» - обоснованным выбором профессии.
3. Определение выбора траектории для подготовки к профессии (курсы для дальнейшего отучения, самообразование, ролевая практика).
4. Уровень получения (в перспективе) профессии рабочей, средне-технического уровня, на основе высшего образования.
5. Выявить приобретенные, устойчивые, отработанные практические навыки в определенной сфере труда.
6. Определение степени значимости собственных ценностей в жизни и уровня ответственности за выбор профессии.
7. Свободная ориентация воспитанников в сферах труда и рынке труда.

Содержание раздела программы
«Готовлюсь к труду и профессиональному обучению»

№ п/п

Кол-во часов

Содержание программы

Примечание , используемая литература

1 четверть: «Мой азимут выбора»


Словарь профессий

«Формула» успеха

Способности и профессиональная пригодность

Пути получения профессии

Закон цены и платы или «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»

За бортом общества

Неверно выбранная профессия может привести к….

Игра «Ошибки в выборе профессии»

Анкетирование «Мир наших интересов»

Анкетирование «Что я знаю о своих возможностях»

Мини-анкета «Многообразие мира труда»

С чего начинается успех в деловой карьере

Самосовершенствование основа успешной жизненной карьеры человека.

Душа обязана трудиться

Встречи с нашими выпускниками.

2 четверть: «Шаг к профессии»


Здоровье человека и его профессиональная деятельность. Какую выбрать профессию?

Мои интересы, склонности, способности и профессиональное
самоопределение.

Требования профессии к человеку.

Жизненный успех и самооценка человека (тренинг успешности)

Составление и исследование профессиограмм

Где продолжить учиться?

Рынок труда в Харабалинском районе и Астраханской области: вчера,
сегодня, завтра (встреча с специалистами службы занятости Харабалинского района).

Встречи с мастерами-профессионалами и успешными людьми.

3 четверть «Маршруты в мире профессий»


Трудовой Кодекс Российской Федерации в жизни гражданина. Трудовые права несовершеннолетних.

Трудоустройство и поступление на работу. Юридические основы устройства на работу.

План делового человека и программа личностного саморазвития.

Деловая игра «Цели профессиональной деятельности»

Дискуссия «Право и труд»

Работа и заработная плата.

Мотивы выбора профессии (тестирование, дискуссия).

Что такое трудовой коллектив?

Мы к вам в гости (экскурсии на производства).

Молодежь и жизненный успех. Игра «Звездный час» (Осознание основного жизненного смысла той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнесение этого смысла со своим собственным представлением о счастье).

Проектная деятельность «Здоровье и выбор профессии» или «Неблагоприятные факторы труда на производствах, участках детского дома, села»

4 четверть: «Профориентационная игротека»


Игра «Вакансия» (знакомство с особенностями профессий, их требованиями к человеку и ориентировочной пробы своих сил в различных игровых производственных ситуациях).

Игра «Эпитафия» ( повысить готовность осознанно выстраивать жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные события собственной жизни)

Игра «Ловушки - капканчики» (повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий).

Игра «Три судьбы» (помочь разобраться в чем могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей труженика, лентяя, бездарности и др.).

Игра «Кто есть кто?» (Дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания детей друг о друге).

Игра «Человек-профессия» ( На ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека ( и самого себя) с профессиями и ,т.о., повысить готовность воспитанников различать профессиональные стереотипы).

Игра «Автопортрет» ( повышение способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями).

Вспомогательные методики для
отслеживания поэтапных результатов

1. «Карта интересов» (автор Е.А.Климов). Цель : определить круг интересов воспитанников.
2. Профессионально-диагностический опросник «Ориентация» (автор Е.А.Климов). Цель: определить группы будущих профессий, исходя из интересов и склонностей ребенка.
3. ЖВПЛ (Жизненные и временные перспективы личности). Цель: оценить уровень жизненной и временной перспективы личности.
4. Методика Рокича «Ценностные ориентации». Цель: выявить ценностные ориентации + инструмент ценности.

5. Информационная карта выбора профессии. Цель: определить интерес, склонности к тому или иному виду деятельности.
6. «Опросник профессиональных предпочтений» (классификация Д.Голланда). Цель: выявить личностные качества и дать возможность воспитаннику подойти к определенному типу профессий.
7. «Матрица выбора профессии». Цель: утвердиться в осознанности выбора профессии.
8. «Стратегия выбора профессии». Цель: убедиться в правильности своего выбора.
9. Методика «Определение нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе (для прогноза)».


Ролевая практика имеет большую степень самостоятельности.


Планируемая ролевая практика в детском доме и вне его

Наименование профессии и сферы деятельности

Деятельность воспитанников
в детском доме

Деятельность воспитанников
вне детского дома

1.

Продавец-консультант

Продажа изделий воспитанников на ярмарках, работа продавцом в магазине «Домовенок» д/дома

2.

Социальный работник

Выявление и определение характера необходимой помощи воспитанникам

Участие в проводимых социальных и реабилитационных программах, опросах.

3.

Менеджер

Организация и проведение дня самоуправления ремонтных работ

Организация летнего труда за пределами детского дома (В сфере торговли, обслуживающего персонала)

4.

Садовник цветовод, декоратор

Выращивание рассады для клумб. Оформление и уход за цветниками.

Высадка саженцем в школе и в селе.

5.

Ветеринарный врач

Лечение и профилактика болезней животных, рыб в живых уголках

6.

Эколог

Выращивание и охрана растений. Участие в семинарах, конференциях по охране окружающей среды. Участие в субботниках по уборке территории.

Участие в субботниках и воскресниках, проводимых в школе

7.

Водитель

Обеспечение бережного ухода за машиной. Наблюдение за выполняемыми ремонтными работами и посильное участие в них. Первичное обучение вождению автомобиля.

Наблюдение за работой водителя во время движения. Помощь в устранении неисправностей во время рейса. Наблюдение и анализ реакции водителя в экстремальной ситуации.

8.

Слесарь

Ремонт бытовой техники

9.

Столяр

Ремонт мебели, врезание замков, ремонт окон

Ремонт школьных кабинетов

10.

Оператор ПК

Изучение персонального компьютера, оформление рефератов, сочинений, творческих работ

Разработка программы самообразования.

11.

Переводчик

Помощь в переводе иностранных текстов в объеме школьной программы, перевод текстов песен при изучении немецкого фольклора в творческом коллективе

12.

Историк

Исследовательская работа по сбору информации, участие в конкурсах на исторические темы

Работа с архивными документами, участие в археологических раскопках.

13.

Архитектор

Строительство снежных скульптур, выполнение макетов и проектов участков двора

14.

Дизайнер

Разработка художественно-конструкторских проектов бытового назначения (дизайн окна, интерьер комнаты)

15.

Реставратор

Участие в ремонте комнат, кабинетов.

Критерии эффективности
профориентационной деятельности

1. Степень ориентации в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда (Методика Е.А.Климова «Профессионально-диагностический опросник «Ориентация»»; Информационная карта выбора профессии).
2. Оценка плана освоения профессии (Методика Д.Голланда «Классификация», «Стратегия выбора профессии»).
3. Степень готовности воспитанника к решению проблем, связанных с организацией профессиональной карьеры (Тест «ЖВПЛ»; методика Рокича «Личностные ориентации»)
4. Сформированность умений к преодолению стрессовых состояний (Методика «Определение нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в плане «Прогноз»»)
5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (Методика КОС)
6. Шкала самооценки (Методика Стилбергера и Ханина; Опросник Рейана «Мотивация успеха и боязнь неудач; опросник Казанцевой «Изучение общей самооценки»);
7. Уровень позитивного отношения к труду.

© 2010-2022