День ученического научного общества

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

«День ученического научного общества ИКАР»

Сценарий классного часа для 6 - 8 классов

Цель: популяризация ученического научного общества среди учащихся среднего звена; формирование образа успешной личности; пропаганда участия в жизни гимназии и в научной деятельности.

Участники. 5 человек: 4 ведущих - члена ученического научного общества, 1 в образе Фомы Неверующего.

Вступление

Звучат фанфары.

1-й. Ой ты, гой еси, весь честной народ!

Собирайтесь, добры молодцы да красны девицы,

В гимназических кельях учением перезамученные!

2-й. Здравствуйте! Здравствуйте, друзья!

Вас собрали в этом зале всех не зря.

1-й. В 2008 году в нашей гимназии было образовано ученическое научное общество ИКАР.

2-й. ИКАР - это Интеллектуальный Клуб Авторов и Рационализаторов.

1-й. В соответствии с Уставом, прием юных гимназистов повинен осуществляться из лиц, в коих усмотрена особая острота и склонность к наукам, познанию и прилежанию.

2-й. Свидетельство выдавать ученым отрокам из юношей и девушек ума здравого, способным и талантливым, манерам обученным, дабы выходили из

стен этих незаурядные Ньютоны и Эйнштейны, Лобачевские и Ключевские, Менделеевы и Павловы, Пушкины и Достоевские…

1-й. Привлекать для работы лучших наставников, кои не должны с учениками поступать ни гордо, ни фамильярно, а словами и поступками добрыми пример показывать учащимся.

2-й. В честь дня сего, в ознаменование начала работы нашего научного общества повелеваем: всем гостям и посадским, учёным и школярам восхвалять ум, талант и мудрость всех, кто служит во благо науки.

Звучат фанфары.

Часть 1. Формула успеха.

Фома Неверующий. Постойте! Постойте! Ну, какое научное общество?! Наука - дело серьезное. Наукой занимаются в университетах, академиях. А мы учимся в школе. Ну что мы здесь можем? Мы же еще только учимся!

1-й. Ты не прав. Конечно, мы еще только учимся. И каждый из нас мечтает найти себя в жизни. Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно.

2-й. Вот, например, создатель неэвклидовой геометрии Николай Иванович Лобачевский, поступив в 9 лет в Казанскую гимназию, увлекся математикой. Изучая ее со своим учителем Карташевским, выпускником Московского университета, Николай Лобачевский уже в 14 лет стал студентом Казанского университета. Так что именно в гимназии определилось его призвание.

1-й. А французский физик Мария Склодовская-Кюри блестяще училась и в начальной, и в средней школе. Еще в юном возрасте она ощутила притягательную силу науки и работала лаборантом в химической лаборатории своего двоюродного брата. Великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев, создатель периодической таблицы химических элементов, был другом ее отца. Увидев девочку за работой в лаборатории, он предсказал ей великое будущее, если она продолжит свои занятия химией.

Фома Неверующий. Ну-у-у, Кюри… Если бы у меня был другом сам Менделеев, я, может, тоже стал заниматься наукой. Ну а что я могу здесь? Уроки, уроки. То одно, то другое. Может, мне и не пригодятся в жизни все эти предметы, может, мне что-то одно нужно. А мне все успей, выучи… Где ж тут еще и наукой заниматься?

2-й. Учись ценить и рассчитывать время. Самый ценный ресурс, который есть в жизни - это время. Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь. Планируйте будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Отмечайте свои успехи.

1-й. А еще, учись быть самостоятельным! Чем больше мы делаем самостоятельных шагов, тем увереннее себя чувствуем. Ты знаешь, что первым учителем по высшей математике знаменитой Софьи Ковалевской была стена. Да, да! Не удивляйтесь, самая обыкновенная стена детской комнаты, оклеенная пожелтевшими листами литографированного курса высшей математики Остроградского, по которому когда-то учился ее отец, ныне отставной артиллерийский генерал. Софа подолгу стояла у этой загадочной стены, стараясь разобрать символы высшей математики, неведомый ей язык дифференциального и интегрального исчисления. Она по-своему раскрывала их содержание и запоминала на долгие годы. Для понимания некоторых формул понадобилась тригонометрия, которую она постигла самостоятельно по учебнику физики Тыртова, подаренному отцу самим автором.

2-й. Профессор Тыртов был частым и желанным гостем отставного генерала. Как-то он заметил, как юная Софа подолгу сидит за его учебником физики, силясь что-то понять и осмыслить. Как-то раз он ей сказал:

3-й. (Профессор) Софочка, эта книга не для тебя. Ее можно постигнуть, только зная тригонометрию, которую ты со своим домашним учителем не проходила.

4-й. (Софья Ковалевская) А все-таки я знаю тригонометрию. Тригонометрия, как я ее понимаю, наука о решении треугольников. Ее основные величины: синус косинус, тангенс, котангенс, секанс и косеканс. Синус, например, можно рассматривать как половину хорды некоторой дуги…

1-й. Далее она по-своему определила прочие тригонометрические функции и установила основные формулы, связывающие эти величины.

3-й. (Профессор) Молодец, Софочка! А кто же тебе все это сообщил?

4-й. (Софья Ковалевская) До всего этого я дошла собственными размышлениями, читая ваш учебник физики, где вы на каждом шагу пользуетесь готовыми формулами тригонометрии.

2-й. Восхищению ошеломленного профессора не было границ.

1-й. А вы знаете, что Софья Ковалевская увлекалась не только математикой? Ее интересы были очень разносторонние. Она с поразительной легкостью изучала языки! С детства Софа владела французским и английским наравне с родным русским. Позднее изучила немецкий, шведский. На шведском одна даже публиковала литературные произведения.

2-й. Софья Ковалевская вспоминала:

4-й. (Софья Ковалевская) «Что до меня касается, то я всю мою жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности - к математике или к литературе? Только что устанет голова над чисто абстрактными спекуляциями, тотчас начинает тянуть к наблюдениям над жизнью, к рассказам, и, наоборот, в другой раз вдруг все в жизни начинает казаться ничтожным и неинтересным, и только одни вечные, непреложные законы привлекают к себе. Очень может быть, что в каждой из этих областей я сделала бы больше, если бы предалась ей исключительно, но, тем не менее, я ни от одной из них не могу отказаться совершенно».

Фома Неверующий. Ну не у всех же такие способности как у Ковалевской! Она гений. А я самый обычный. Учусь-учусь, а высот никаких что-то не достиг. И в олимпиаде по математике участвовал, а места никакого не занял. Нет у меня талантов никаких. А вы все в примеры приводите каких-то гениев.

2-й. Разве ты обычный? Ну не выиграл один раз в олимпиаде. В каждой ситуации надо видеть положительные моменты. Неудача - это опыт, который необходим для достижения будущих целей. В жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.

1-й. Американский поэт и публицист писал Уолт Уитмен:

Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя,

Ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя,

И какие других наслаждения ждут, такие ждут и тебя.

2-й. А что касается таланта… Одна из самых грандиозных фигур в науке ХХ века Альберт Эйнштейн утверждал: «У меня нет никакого таланта - есть только упрямство мула и страшное любопытство».

1-й. А один из самых крупных изобретателей за всю историю человечества Томас Эдисон смеялся, когда его называют гением: «Что за пустяк! Я вам говорю, что секрет гения - это работа, настойчивость и здравый смысл».

Фома Неверующий. Настойчивость? Так я настойчивый! Уже несколько дней пристаю к родителям, чтобы купили мне новую компьютерную игру. Каждый день о ней разговор завожу, а толку никакого.

1-й. Да уж… А вот послушайте другую историю.

4-й. Выдающемуся советскому авиаконструктору Олегу Антонову шел четвертый год, когда в их семью приехал из Москвы двоюродный брат будущего создателя всемирно знаменитых «Анов» и «Антеев». Гость рассказал о фантастическом по тем временам перелете через Ла-Манш, совершенном Луи Блерио. Почти через полстолетия Антонов вспоминал.

3-й. «На меня это произвело сильное впечатление. Помню тот вечер и рассказ брата поныне. Решил, что буду летать как Блерио».

4-й. Родители вначале не обратили внимания на его увлечение: мама считала, что человеку вообще незачем летать, а отец, инженер-строитель по профессии, думал, что мужчина должен заниматься «более основательным делом». И только бабушка посочувствовала мальчику - подарила ему модель аэроплана с резиновым мотором. Сначала тот рассматривал подарок и запускал его, а потом сам стал строить модели. В то время в Саратове практически не было литературы по авиации. Все сведения о ней Олег вырезал из газет и журналов, составляя своеобразный справочник.

3-й. «Это собрание сослужило мне огромную службу, приучив рассматривать летательные аппараты под углом зрения их развития». Вместе со сверстниками Олег создал «Клуб любителей авиации», выпускал рукописный авиационный журнал. Страсть к полету тянула одержимых ребят на военный аэродром, где они знакомились с конструкцией самолетов, изучая их обломки на окраинах летного поля, и на книжный рынок в поисках случайных книжек по авиации.

4-й. Очень хотелось летать, и 14-летним школьником Олег Антонов пытается поступить в летную школу. Его не приняли. Тогда он сделал прямолинейный вывод - раз хочется летать, а не на чем, надо построить то, на чем можно летать. И начинает строить планеры. Так Антонов стал авиаконструктором.

2-й. Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того, что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится. Поэтому с ранних лет необходимо учиться осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата. Не останавливайтесь перед трудностями, а преодолевайте их. Ведь удача - это результат активной деятельности, а неудача - всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно. И если твое желание получить новую компьютерную игру, то у тебя есть два пути: просить ее у родителей или, как авиаконструктор Антонов, придумать самому. А для этого надо учиться, много и старательно.

1-й. (Фоме) Что ты снова задумался, заскучал?

Фома Неверующий. Ну, вот я со всем согласен. Нужно учиться, искать любимое дело. Мне вот интересно на компьютере работать, попробую себя в олимпиаде по информатике. Готовиться надо, а по литературе стихотворение Пушкина учить задали огромное, да еще по украинской литературе пересказ, а по истории к диспуту подготовиться. Ну, зачем мне это? Что я буду зря время тратить? Сами же говорили, что нужно ценить время.

1-й. Но одно другому не мешает! 80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения, осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и ту же мысль разными словами. А этому тебя как раз литература научит!

2-й. Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями. Необходимо больше общаться, участвовать в диспутах, спорить, отстаивать свое мнение. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях ваше мнение не будет совпадать с мнением остальных. Необходимо учиться делать свой собственный выбор.

1-й. Великий русский врач и педагог Николай Пирогов был тринадцатым ребенком в семье. Первоначальное образование Николай получил дома, в дальнейшем обучался в частном пансионе. Он любил поэзию и сам пописывал стишки. В пансионе Николай пробыл только два года вместо положенных четырех лет. Отец его разорился, платить за обучение было нечем. По совету профессора анатомии Мухина отец с большим трудом исправил в документе возраст Николая с четырнадцати на шестнадцать лет. В Московский университет принимали с шестнадцати лет. Экзамены он сдал не хуже своих старших товарищей. Пирогов учился легко, хотя ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы помочь семье. Пирогов стал выдающимся специалистом в избранной профессии и был счастлив ею.

2-й. А ведь мы, порой не ценим, что имеем все возможности, чтобы хорошо учиться, узнавать новое.

Фома Неверующий (передразнивая). Все возможности, все возможности! Я вот решил прибор новый изобрести по измерению мощности закипания мозгов. Пришел в кабинет физики, взял амперметр, кипятильник из дома принес, собрал прибор, подключил и…

1-й и 2-й. Что??

Фома Неверующий. И ничего. Все посмеялись только надо мной… Ну еще электричество вырубило во всей гимназии… И учитель физики меня теперь в кабинет не пускает. Так что нет у меня теперь возможности заниматься физикой. Не стать мне физиком… А вы говорите…

2-й. Люди должны осознавать, что только они несут ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит. С ранних лет необходимо учиться отвечать за свои слова и поступки. Все имеет свои последствия.

1-й. Ну а на счет станешь ты физиком или нет, вот тебе еще одна история.

3-й. Великий русский химик Александр Михайлович Бутлеров стал заниматься химией совсем юным - приготовлял порох для фейерверков, что-то выпаривал, перегонял, получая удовольствие от самого зрелища тонкой причудливой посуды, булькающих разноцветных жидкостей, бледных струек пара с непривычным резким запахом. Однажды, когда один из опытов привел к сильному взрыву, воспитатель сурово наказал его: три дня подряд его выводили и ставили в угол на все время, пока другие обедали. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик». И ведь слова эти стали пророческими...

4-й. Хотя химия была для Бутлерова развлечением, забавой. Он считал, что по-настоящему интересует его только живая природа - зоология, ботаника, энтомология. Даже диссертация его была посвящена бабочкам Волги и Урала. К химии он пришел позже.

1-й. Чтобы быть успешным во взрослой жизни, придется много постараться, но наградой будет - счастье найти свой верный путь в жизни. Мы рассказали вам об очень известных людях, которые много добились в жизни и не только благодаря своему таланту, а и благодаря упорному труду. А рассказали мы о них, чтобы, на их примере, предложить вам правила успеха.

3-й. Будьте оптимистом! Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители.

  • Найдите дело своей жизни!

  • Развивайте свое красноречие.

  • Учитесь высказывать собственное мнение.

  • Учитесь быть самостоятельными.

4-й. Развивайте фантазию и воображение.

  • Цените время.

  • Ставьте цель и достигайте ее.

  • Учитесь ответственности

Фома Неверующий. Ну, убедили. Но вот я так и не понял, а причем тут научное общество ИКАР?

2-й. А при том, что именно научное общество ИКАР помогает нашим гимназистам реализовывать свои возможности, добиваться высоких результатов, стать успешной личностью.

Фома Неверующий. Да как же оно помогает, если, вы вот сказали, что существует оно с 2008 года, а кого ни спроси, никто о нем ничего не знает.

1-й. А для этого мы и пришли сегодня, чтобы рассказать о нашем обществе.

Часть 2. Деятельность НО ИКАР в гимназии.

1-й. Научное общество ИКАР существует для того, чтобы:

  • привлекать учеников к участию в научно-исследовательской работе;

  • участвовать в интеллектуальной жизни гимназии, представлять ее на конференциях, олимпиадах, смотрах и конкурсах;

  • организовывать научные конференций, семинары по вопросам научного и образовательного характера;

  • вырабатывать у учащихся умение и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развивать умения работать в творческом коллективе, обмениваться мнением и опытом;

  • помогать в профессиональной ориентации учащихся.

Научное общество состоит из 5 секций:

  • естественно-природоведческой;

  • филологической;

  • общественно-гуманитарной;

  • физико-математической;

  • художественно-эстетической.

В прошлом учебном году мы впервые провели неделю научного общества, во время которой провели ряд мероприятий.

2-й. Общественно-историческая секция подготовила и показала для учащихся 7-х классов историческую сказку «Возвращение в древний мир или Приключения в историческом музее». В этой сказке мы напомнили

7-классникам некоторые события истории древнего мира, которые они изучали в 6 классе, постарались заинтересовать их, показать, что история - это один из интереснейших предметов, и доказать, насколько важно знать историю. Думаем, что нынешние 8-классники помнят эту поучительную сказку, тем более, что некоторые приняли в ней участие.

3-й. Физико-математическая секция провела среди учеников 5-х классов математический турнир. Ребята сами готовили вопросы, были ведущими и членами жюри. Целью этого турнира было показать 5-классникам, которые только приступают к серьезному изучению математики, что математика не только сложная наука, но еще и очень интересная, захватывающая. Настоящая Царица наук!

4-й. Мы надеемся, что все помнят конкурс «Модный силуэт», проведенный художественно-эстетической секцией, ведь конкурс проводился среди всех учащихся, начиная с 6 класса. Пред началом конкурса ребята узнали, как известные российские модельеры используют черты национального русского костюма для своих моделей, а затем каждый класс представил свою современную модель костюма с использованием черт национального украинского костюма. Готовясь к защите своего проекта, ребята проявили все свои таланты: художественный, поэтический, умение публично выступать и даже вокальный.

1-й. Природоведческая секция нашего научного общества подготовила и провела био-химико-географический турнир для 8 классов. Для ребят были подготовлены конкурсы и задания сразу по трем предметам: биологии, химии и географии. Целью конкурса было показать, как важны предметы природоведческого цикла и как они интересны.

2-й. Кроме того члены научного общества были активными помощниками в проведении городских мероприятиях, которые проходили на базе нашей школы: правоведческий и историко-правоведческий турниры. Они приняли участие в предметных олимпиадах и научно-практической конференции «Молодежь в науке и творчестве», принеся нашей гимназии много побед. Мы надеемся, что в этом учебном году побед будет еще больше, а наше научное общество ИКАР в этом поможет!

Финал

1-й. Итак, друзья, пора вам в путь!

С дороги трудной постарайтесь не свернуть!

Побед добейтесь, да таких весомых,

Чтобы могла гордиться вами школа.

2-й. Перед тобой открыты все дороги

Как много от судьбы своей ты ждешь!

Но, как всегда, законы жизни строги:

Что ты посеешь - то ты и пожнешь.

3-й. Ты можешь быть и дерзким, и задорным,

Капризным, бесшабашным, нелогичным,

Но лишь одно понятно и бесспорно:

Любое дело делай на «отлично».

4-й. Только отличные знания лечат,

От смерти и боли, спасая в беде,

Только отличное живо и вечно -

От книг и картин до великих людей.


© 2010-2022