Статья на тему Воспитательный потенциал проекта Школьный кукольный театр в рамках ФГОС в классах компенсирующего обучения

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательный потенциал проекта «Школьный кукольный театр» в рамках ФГОС в классах компенсирующего обучения.

На современном этапе развития в России в отношении образования и воспитания существует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, определяющий единые требования и направления работы с детьми в образовательных учреждениях. Следует отметить, что работа по ФГОС предполагает как занятия в урочной системе, так и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, направленную, в первую очередь, на достижение личностных и метапредметных результатов. Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовно-нравственного становления личности, реализации потребности в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности. Эффективной работе в этом направлении способствует тщательная адаптация и модификация программ, выбор актуальных форм и технологий взаимодействия с детьми с учетом конкретной детской группы и ее проблем и трудностей.

В классах компенсирующего обучения находятся дети с низким уровнем сформированности психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.).

Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Для работы с указанной категорией обучающихся была выбрана игровая проектная деятельность, так как, по нашему мнению, она наиболее эффективная, увлекательная и развивающая.

Таким образом, в 2014 году в рамках занятий внеурочной деятельностью в школе появился проект «Кукольный театр». В него вошли ребята из 1-4 классов. Немного остановимся на том, почему такой проект очень подходит для работы в классах компенсирующего обучения.

Очевидны преимущества в использовании этого проекта для закрепления и практического применения отдельных аспектов содержания программ таких учебных предметов, как чтение, технологии, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир. Возможности кукольного театра очень велики и расширение метапредметных связей с различными учебными дисциплинами может происходить бесконечно.

Занятия в кукольном театре мотивируют ребят к познавательной деятельности. В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. А при подготовке к спектаклю ребята с удовольствием читают сказки, басни. Самостоятельно пользуются библиотекой и сетью Интернет, предлагают материал для следующего спектакля.

Нельзя не упомянуть о работе в духовно-нравственном направлении, так как при работе с русскими народными сказками или произведениями русских авторов происходит формирование основ гражданской идентичности.

Кроме этого во время изготовления кукол и декораций, как и во время выступления развивается мелкая моторика. Следующим этапом в работе с куклами будет овладение специфическим умением - работа с двумя куклами одновременно. При такой деятельности происходит дифференциация мозговых импульсов, как при игре на музыкальном инструменте. Такая стимуляция мозговой активности незаменима в условиях коррекционной работы.

Для того, чтобы несколько минут ребенок мог держать руку с куклой над ширмой, ему нужны определенные физические навыки. Для этого на занятиях проводятся разминки и зарядки из нескольких упражнений, проводят физминутки, конечно, сами ребята.

В кукольном театре во время спектакля ребята поставлены в условия очень тесного взаимодействия. В такой ситуации сотрудничества формируется доброжелательное и терпеливое отношение друг к другу, развивается чуткость детей к общему целенаправленному действию.

Главное преимущество кукольного театра для классов компенсирующего обучения состоит в том, что ребёнок, который не может преодолеть стеснение и выйти на сцену в обычной театральной студии, в роли кукловода за ширмой чувствует себя гораздо увереннее и в конце спектакля может выйти на поклон и получить так необходимые ребёнку для самореализации аплодисменты, улыбки зрителей, одобрение окружающих.

Благодаря этому проекту расширяется и межсетевое взаимодействие, запланировано несколько гастролей по учреждениям района, что тоже очень важно для социальной адаптации ребят.

Таким образом, воспитательный потенциал проекта «Школьный кукольный театр» способствует социальной адаптации, улучшению физических данных, формированию целеустремленности и т.д. В классах компенсирующего обучения работа в этих направлениях особенно важна. В настоящее время идет разработка программ занятий внеурочной деятельности «Школьный кукольный театр» для 5-6-7 классов.

ГБОУ ЦО № 173 Петроградского района Санкт-Петербурга

Заместитель директора по воспитательной работе,

педагог-организатор,

Сафронова Дарья Андреевна.



© 2010-2022