Экологический проект Юные экологи

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рассмотрено Утверждаю

На заседании Директор СС(К)ОШ VIII вида

Координационного совета

2015 г. 2015 г.

Экологический практико-ориентированный проект

«Юные экологи»

Разработчик проекта:



г. Сургут 2015 - 1016 год.







Экологический практико-ориентированный проект

«Юные экологи»



Проект: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный (1 год).

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.

Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX - XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Столкновение в последнее время человечества с экологическими проблемами требует немедленных действий по оптимизации отношений человеческого общества и природной среды. В свете перехода к осуществлению концепции устойчивого развития возникает задача не только обеспечения высокого уровня экологического знания населения, но и коренного изменения способа мышления от потребительского к экологическому. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. По нашему мнению, экологическое воспитание - самое важное в наше время. Конечно же, формирование экологической личности без освоения ребенком материала естественнонаучных дисциплин невозможно.

Проанализировав Типовую Программу образования коррекционных школ VIII вида под редакцией В.Воронковой (2000 г.) мы пришли к выводу, что недостаточно, по нашему мнению, обширно охвачен вопрос организации системы экологического образования.

Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое направлений воспитательной работы, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы считаем, что у младших школьников коррекционных школ необходимо формировать экологическую культуру, однако, этому аспекту воспитания уделяется недостаточно внимания. В результате наблюдений, экскурсий, прогулок, а так же наблюдения показывают, что экологическое самосознание детей в младшем школьном возрасте сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". В то время, как данный возраст сензитивен в отношении направленности и интереса детей к природе, мы считаем, что проблема экологического воспитания учащихся актуальна, органична. Решение этой проблемы нами видится во внеурочной деятельности.

Ведутся поиски способов, форм, достижения поставленной цели и задач: комплексность, привлечение средств, поэтому представляется решение задач привлечением новых технологий: компьютерные технологии, повышающими эффективность воспитательного процесса. Отмечается что, наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования и повышение эффективности воспитательного процесса является организация проектной деятельности, личная включенность детей и родителей в событийную жизнь, использование информационных, компьютерных технологий, что особенно важно в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в экологических акциях, субботниках, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, повысить свою экологическую культуру, принести пользу окружающей природе.

Поэтому, исходя из вышеперечисленных проблем, мы сформировали цель данного проекта и его задачи.

Цель проекта: создание условий, которые дают возможность детям осуществить процесс познания мира посредством деятельностного подхода.

Задачи проекта:

  • изучить литературу;

  • разработать систему мероприятий по экологическому воспитанию;

  • осуществить серию мероприятий экологического цикла «Юные экологи» и оценить ее эффективность;

  • формировать знания обучающихся о необходимости защиты окружающей среды через чтение познавательной литературы, просмотр фильмов, наблюдения, беседы, экскурсии;

  • развивать информационно-практические умения детей при подготовке рефератов, оформлении стенгазет, подборе пословиц, поговорок, стихов на экологическую тематику совместно с родителями;

  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями через совместную деятельность.

  • воспитывать у детей внимательное, осознанное, бережное отношение к окружающей природе

Ожидаемые результаты проекта для педагога:

  • Систематизирован материал на экологическую тематику;

  • Оформлены методические разработки мероприятий по экологическому воспитанию;

  • Разработан мониторинг эффективности реализации проекта;

Ожидаемые результаты проекта для детей:

  • У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

  • Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

  • Сформированы основы экологической культуры детей;

  • Развиваются взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, родителями, педагогами;

  • Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.



Мониторинг эффективности реализации проекта

Цель: определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ответить на следующие вопросы

  • Что означает слово «экология»?

  • Почему вам нравится бывать в лесу, парке, сквере?

  • Какую пользу приносит лес?

  • Можно ли сорить в лесу?

  • Почему возникают пожары в лесу?

  • Какую пользу приносят птицы?

  • Назовите правила поведения в природе.

  • Для чего нужно оберегать цветы ?

  • Как можно помочь нашей природе?

  • Хотите ли вы принять участие в экологической акции?





Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень:

  • Отвечает на поставленный вопрос полными предложениями;

  • Понимает необходимость бережного и заботливого отношения к природе;

  • Усвоил и соблюдает нормы поведения в природном окружении, в практической деятельности и быту;

  • Без труда выражает свое отношение к проблеме;

Средний уровень:

  • Отвечает на поставленный вопрос;

  • Понимает необходимость бережного и заботливого отношения к природе;

  • В основном усвоил и соблюдает нормы поведения в природном окружении, в практической деятельности и быту;

  • Может выразить свое отношение к проблеме;

Низкий уровень:

  • Ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос;

  • Не понимает необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

  • Не усвоил и не соблюдает нормы поведения в природном окружении;

  • Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.



Содержание

Участники проекта:

  • Воспитатели ГПД

  • Дети, посещающие ГПД

  • Родители

  • Педагог организатор



Проект направлен на учащихся начального звена коррекционных школ VIII вида.

Экологическое воспитание это - формирование экологической культуры населения. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране.

Проект начинается с постановки проблемы. Большое внимание уделяется поисковому и проблемному методам.

Проводятся познавательные занятия. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом и др.) а затем реализуются в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни за пределами школы. Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая включает в себя подвижные, дидактические, игры-путешествия.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие учащихся с родителями. Дети совместно с родителями, используя информационные технологии, подбирают нужную информацию, проводят опыты, занимаются совместной деятельностью, после чего все результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Для достижения поставленных задач, в ходе проекта, используются информационно- компьютерные технологии, деятельностный подход, сотрудничество между детьми, педагогами, родителями через практическую совместную деятельность, формирование жизненных компетенций: коммуникативная, трудовая, социальная. Подобраны

формы работы:

  • наблюдения и экскурсии

  • создание рефератов;

  • просмотр познавательных видеофильмов;

  • познавательное чтение;

  • конкурсы и викторины, КВН;

  • продуктивная деятельность, защита плакатов;

  • лаборатория (опыты и эксперименты);

  • выпуск экологический газеты,

  • неделя "Волшебная экология души";

  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результатов в виде детского праздника с посвящением в юных экологов с вручением почетного значка (эмблемы «Юный эколог»).

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях в рамках КТД, которая проходит через четыре этапа:

  • Экологическая тревога

  • Экологические знаки

  • Экологическая газета

  • Итоговое мероприятие

План

работы творческой группы по разработке

экологического проекта

«Юные защитники природы».

Задачи

Содержание

Формы работы

Сроки

Ответственный

Предполагаемый результат

1

Выявление потребности педагогов в обращении к данной проблеме.

Обоснование значимости и актуальности проблемы

Беседа по проблеме.

сентябрь

Выявлены проблемы.

2

Формирование положительных мотивов и желания заниматься проблемой.

Определение целей и задач деятельности.

Утверждение плана работы творческой группы.

Собрание творческой группы.

октябрь

План работы творческой группы.

3

Теоретическая подготовка творческой группы.

Изучение и анализ литературы по данной проблеме. Изучение и анализ опыта работы ДОУ различных городов.

Круглый стол.

октябрь

Изучен опыт работы.

4

Практическая работа членов творческой группы.



1. Разработка актуальности, целей и задач проекта.



2. Разработка примерного перечня мероприятий с обучающимися и родителями.



Подбор и систематизация материала по экологии



Реализация проекта.



Оформление паспорта проекта.

Обсуждение.



Мозговой штурм.





Индивидуальная работа педагогов.

Работа по плану.



Работа с документами.

октябрь



октябрь





октябрь - ноябрь



ноябрь - апрель



март







.





Описана актуальность проекта, определены цели и задачи, участники проекта, предполагаемый результат.

Сформулированное название проекта. Разработан план подготовки проведения мероприятий, определены сроки реализации, назначены ответственные.

Оформлен сборник методических и дидактических материалов на экологическую тему.

Проведены мероприятия: экскурсии, игры, наблюдения, выпуск газеты, труд.

Оформлен паспорт с методическими приложениями.

5

Анализ работы

Подготовка мультимедийных презентаций, статьи.

Собрание творческой группы.

апрель

Презентации по реализации проекта, рефераты.







План-карта действий по реализации проекта для детей 1 - 2 класса.

Акция: «Интересно, что у нас под ногами?» (ноябрь)

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в школе, на природе.

Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

Дата проведения

Мероприятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей с родителями

Предполагаемый результат

Загрязненный участок

14.11

Познавательное занятие «По страницам Красной книги»

Наблюдения за экологической обстановкой на пришкольном участке. Беседа. Обсуждение.

Изготовление знака «Не сорите»

Дети владеют информацией об неблагоприятной экологической обстановке. Изготовлен знак «Не сорите»

15.11

Игра - путешествие. Экскурсия в парк.

Наблюдения за экологической обстановкой в парке. Распределение знаков «Не сорите» на пришкольном участке.

Изготовление фотографий «А у нас во дворе».

Установленные предупреждающие знаки. Фотографии для оформления экологической газеты.

16.11

Трудовой десант.

Уборка на пришкольной территории мусора (банки, стекло, бумага).

Чистый пришкольный участок.

17.11

Газета «А у нас во дворе»

Оформление фото - газеты «А у нас во дворе»

Защита Фото - газеты «А у нас во дворе».

18.11

Познавательный фильм.

Просмотр познавательного фильма. Обсуждение.

Дети владеют информацией.



Акция:

«Ёлочка-краса» (декабрь).

Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

Дата проведения

Мероприятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей с родителями

Предполагаемый результат

Вырубка елей к новогоднему празднику.

12.12

Познавательное занятие «Путешествие по лесной тропе»

Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок.

Изготовление таблички «Не рубите ель».

Дети владеют информацией. Изготовлена табличка «Не рубите ель».

13.12

Рисование «Украсим елочку к празднику»

Подбор материала для оформления стенгазеты «Спасем елочку».

Выставка готовых рисунковНаличие матери ала для оформления стенгазеты.

14.12

Экскурсия в парк Энергетиков.

Наблюдения за елью. Укрыть елочку снегом. Установка знака «Не рубите ель».

Установленные предупреждающие знаки.

15.12

Выпуск стенгазеты.

Оформление стенгазеты «Спасем елочку» (пословицы, поговорки, загадки, рисунки).

Защита стенгазеты.

16.12

Дидактическая игра «Подбери плоды к дереву».

Дети владеют информацией.

Акция:

«Птичье меню» (январь).

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

Дата проведения

Мероприятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей с родителями

Предполагаемый результат

Птицам нет еды.

16.01

Познавательное занятие «Наши пернатые друзья».

Загадки, конкурсы, игры.

Подготовить реферат «Зимующие птицы».

Дети владеют информацией. Реферат на тему «Зимующие птицы».

17.01

Раскрашивание «Зимующие птицы»»

Изготовить кормушку для птиц.

Кормушки.

18.01

Экскурсиянаблюдения за птицами.

Развешивание кормушек на пришкольном участке. Подвижные игры «Воробей», «Гуси лебеди».

Подобрать стихи, кроссворды, загадки о зимующих птицах.

Дети владеют информацией. Развешенные кормушки на пришкольном участке.

19.01

Выпуск газеты экологической направленности.

Раскладывание корма в кормушки. Оформление газеты «Покормите птиц зимой».

Защита газеты экологической направленности.

20.01

Дидактическая игра «Птичья мозаика».

Дети владеют информацией.





Акция:

«Капелька воды» (февраль-март).

Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

Дата проведения

Мероприятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей с родителями

Предполагаемый результат

Вода в опасности.

13.02

Познавательное занятие «Путешествие капельки воды»

Опыт по изучению свойств воды.

Подбор материала о воде (стихи, рассказы, пословицы, загадки).

Дети владеют информацией.

14.02

Рисование «Мир в капельке воды».

Оформление выставки рисунков.

Изготовление эмблемы «Юный эколог».

Выставка рисунков.

15.02

Просмотр познавательного фильма.

Обсуждение просмотренного (беседа о загрязненных природных ресурсах)

Дети владеют информацией.

16.02

Экскурсия - беседа «Кому нужна вода»

Наблюдения. Обсуждение.

17.02

Составление книжки - раскладушки «Вода и жизнь»



Итоговый результат проекта для детей 1 - 2класса и родителей - развлечение (апрель).

Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка (эмблемы «Юный эколог).













Литература



  1. Степанова Т. Проектная деятельность в системе работы начальных классов. Учитель, 2004.

  2. Организация проектной деятельности в школе: система работы. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2009

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.

  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.

  5. Бианки В. Лесные происшествия. «Стрекоза» 2000.

  6. Бианки В. Синичкин календарь. «Стрекоза» 2000.

  7. Сахарнов С. Рассказы о животных. Москва 2005.

8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7.



© 2010-2022