СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ Формирование и развитие межэтнической толерантности среди обучающихся ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование и развитие межэтнической толерантности среди обучающихся ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»

В Тарко-салинском профессиональном колледже обучаются студенты разных национальностей, это:

Представители славянской группы - 107 чел. (56%)

Представители национальности северного Кавказа - 15чел. (7,9%)

Представители КМНС - 46 чел. (24%)

Азербайджанцы - 6 чел. (3%)

Татары - 3 чел. (1,5 %)

Представители национальной Средней Азии - 1 чел. (0,5%)

Башкиры - 3 чел. (1,5%)

Иные национальности - 8 чел. (4,2%)

Одним из наиболее важных направлений воспитательной работы является формирование межэтнической толерантности среди обучающихся, развития их позитивного отношения, как к своему, так и к другим народам.

Большое внимание уделяется профессиональному становлению личности будущего специалиста (конкурсы проф. мастерства, олимпиады, конференции), гражданско-патриотическому воспитанию, формированию исторического сознания обучающихся и расширению их кругозора посредством поисковой, проектно-исследовательской деятельности, развитию навыков толерантности (тренинги, ролевые игры,) которое представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность по формированию у обучающихся патриотических качеств личности, осознание возможности выхода за пределы этнических стереотипов, толерантности к себе и другим, активной гражданской позиции, способности и готовности выступить в роли гражданина.

Наиболее благоприятна для формирования культуры межнационального общения совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей и общественности. Важно, чтобы студенты могли проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

Одним их направлений этой работы является творческий подход к проведению общеколледжных мероприятий и праздников. Успешности воспитательной работы способствует единство действий обучающихся, кураторов групп, педагогов родителей, социальных партнеров.

В колледже сложилась система традиционных мероприятий:

  • День знаний;

  • «Встреча с профессией»;

  • День учителя;

  • «Посвящение в первокурсники»;

  • «Гимн профессии»;

  • Новогодний карнавал;

  • День студента «Татьянин день!»;

  • День святого Валентина;

  • День защитника Отечества;

  • Праздник весны «О, женщина, ты прекрасна!»;

  • Последний звонок;

  • День Победы;

  • Ярмарка профессий;

Приобщение к традиционным мероприятиям развивает у обучающихся самодисциплину, чувства ответственности, создает благоприятную атмосферу в группе и в колледже, повышает культуру межличностных отношений.

В нашей профессиональной организации сложился коллектив достаточно опытных, не равнодушных к своей педагогической деятельности кураторов групп.

В своей воспитательной деятельности педагоги применяют самые разнообразные формы работы с коллективом группы и проводят различные мероприятия. Основной упор делается на кропотливую индивидуальную работу с обучающимися, обеспечивается связь и преемственность колледжного и семейного воспитания, внеклассные мероприятия дополняют урочную деятельность, повышают ее результативность. Максимально используется экскурсионная, туристско-краеведческая деятельность, посещение городских библиотек, музея, выставок, мероприятий города и района. Важную функцию в работе куратора выполняют классные часы. На классных часах обсуждаются важные для воспитания молодежи вопросы: патриотизм, взаимоотношения с близкими и товарищами, нравственные темы, культуры поведения, личной гигиены. Часы общения педагога и воспитанников способствуют сплочению коллектива. Именно на классных часах, во время общих обсуждений насущных проблем, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Итогом и показателем успешной деятельности куратора является дружная группа, которая успешно сдает экзамены, активно ведет общественную деятельность, побеждает в конкурсах, спортивных мероприятиях.

Педагоги, мастера групп являются нравственным примером для своих воспитанников. В своей профессиональной деятельности они руководствуются моральными нормами, соблюдая педагогическую этику, как с коллегами, так и с обучающимися. Личность воспитывается личностью. И это верно: человек не может быть духовно богатым, если его воспитывает безнравственный, равнодушный преподаватель, мастер, куратор группы. Следует учитывать, что прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у обучающихся национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, традициям, верам.

С целью выявления уровня толерантности, сохранности культуры, внутренней сплоченности и сознания обучающихся, в нашей образовательной организации было проведено тестирование «Толерантность межнациональных отношений в молодежной среде».

Результаты опроса подтвердили факт снижения интереса обучающихся к культуре вообще и к национальной культуре и родному языку в частности, многие ребята не очень хорошо знают обычаи и традиции своего народа.

Но в тоже время результаты тестирования подтвердили приоритет общечеловеческих ценностей у большинства обучающихся.

В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев. В нашем образовательном учреждении проводятся мероприятия, направленные на подъем культуры молодого поколения, как внутри группы, так и на общеколледжном уровне.

Молодежь сегодня - это, в определенной степени, лидирующая группа общества, поэтому необходимо максимально эффективно использовать весь ее положительный потенциал. А обучение, образование и воспитание были, есть и будут главными направлениями в преодолении духовного кризиса. Поэтому вся воспитательная работа в колледже совместно с другими общественными организациями, направлена на формирование толерантной среды.

Наряду с мероприятиями общеколледжного характера, в течении учебного года проводилась работа с социумом. Наше образовательное учреждение очень тесно сотрудничает со многими организациями города:

  • Районным историко-краеведческим музеем;

  • Управлением молодежной политики и туризма;

  • Центром Детского Туризма и Краеведения;

  • Подростковым клубом «Островок»;

  • Ассоциацией «Ямал - потомкам»;

  • С «Межпоселенческой центральной библиотекой муниципального образования Пуровский район»;

  • с «Таркосалинской ДШИ»;

  • с ЦРБ;

  • с ОПдН и КДН и ЗП;

  • ГИБДД;, отдело нарконтроля;

  • с Советом ветеранов;

  • Учреждениями культуры: музей, ДК «Юбилейный, ЦНК, КСК «Геолог»;

  • Военным комиссариатом;

  • СМИ: «Северный луч», ГТРК «ЛУЧ», «Наше время»;

  • Управлением физической культурой и спортом;

  • Центром занятости населения:

  • Комитетом малочисленных народов Севера;

В рамках сотрудничества с социумом, работы волонтеров «Команды доброй воли» и активистов «Молодой Гвардии» Пуровского района, в лице наших обучающихся, были проведены следующие добровольческие акции:

- «Мы против СПИДа»

- «Всемирный день объятий»

- «Правде в глаза» в рамках профилактики ЗОЖ

- «Красная капля», акция приуроченная национальному дню донора в России.

- «Георгиевская лента», данная акция Всероссийского масштаба вызывает чувство патриотизма и гордости молодежи за свою Родину.

В рамках социального сотрудничества с социумом были проведены следующие мероприятия:

  • Классные часы на темы: «О законах нравственности», «Молодежные субкультуры», «Толерантная культура», «Знаешь ли ты закон» и др.

  • Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних

  • Беседы с показом видеороликов «Подростковый алкоголизм», «Вся, правда, о пиве» - профилактика алкоголизма, «Детки в клетке» - профилактика наркомании; «Здоровье молодежи - богатство России

  • Встречи с представителями духовенства г. Тарко-Сале;

  • Круглые столы «Толерантность»; «Компьютерная зависимость»,

  • Расширенные заседания с представителями органов опеки и попечительства, Управления по делам малочисленных народов Севера, Ассоциациии «Ямал - потомкам»,

  • Тренинги «Профилактика ВИЧ/СПИДа», с показом видеороликов;

  • Встречи с сотрудниками МРО госнаркоконтроля Пуровского района с профилактической лекцией «О вреде наркомании»;

  • Встреча с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с Чередниковой Т.П. по теме - «Правовая пропаганда»;

  • Встречи с педагогом-психологом кризисного отделения МБУ «КЦСОН» Пуровского района.

  • Встречи с работниками ЦРБ по темам: «Туберкулез», «Алкоголь- это разрушение жизни» и др.

  • Наши обучающиеся участвовали в мероприятиях, просмотрах фильмов, соревнованиях по бильярду, экскурсиях, акциях, проводимых подростковым клубом «Островок», молодежным центром «Апельсин» г.Таркщ-Сале;

  • Принимали участие в мероприятиях, проводимых в шахматном зале КСК «Геолог».

  • Проводили совместные творческие концерты с казачьим хором, с инструментальным ансамблем «Калинка» и др. организациями.

Сегодня целесообразна работа с ветеранами, общение с которыми - настоящая школа патриотизма. К ним можно отнести не только участников Великой Отечественной войны, но и совсем молодых людей, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволяет более гибко и всесторонне обсуждать проблемы патриотизма и интернационализма. В нашем образовательном учреждении была проведена встреча с воинами - интернационалистами. Это совместное мероприятие с Домом культуры КСК «Геолог» и поселенческой библиотекой г.Тарко-Сале прошло на очень высоком уровне.

На базе колледжа оформлена Комната боевой Славы, где собраны экспонаты времен ВОВ, которые были найдены нашими ребятами в результате раскопок на местах боевых действий в Ленинградской обл., в составе поискового отряда «Забытый полк». На классных часах проводятся Уроки мужества, с просмотром видеофильма о проводимых раскопках и экскурсией в Комнату Боевой Славы.

Студенческая жизнь это не только процесс овладения знаниями и профессиональными навыками, это еще и важный этап развития и становления личности человека, определения его будущего социально-культурного статуса. Поэтому организация досуга обучающихся играет важную роль в воспитательном процессе. В нашем образовательном учреждении накоплен определенный опыт функционирования ученического самоуправления, которое рассматривается как: условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях.

Активно работает Совет учащихся, Совет общежития, которые представляют позицию обучающихся в органах управления колледжа, разрабатывают предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, работают над повышением духовно-нравственного и культурного уровня обучающихся, регулирует отношения среди обучающихся, решает конфликтные ситуации.

Наши ребята являются участниками и призерами конкурсов, соревнований, научно-практических конференций различного уровня. Они принимали участие в соревнованиях по летним и зимним видам туризма «Вольный ветер», в фестивале волонтеров «Дорогою добра», в проекте «Деловая молодежь Ямала», в фестивале Ямальской студенческой лиги КВН в г.Тюмене, во Всероссийских соревнованиях по фрироупу в г.Тюмене и др.

Своеобразным итогом работы системы самоуправления стал уже традиционный конкурс «Лучшая группа года», «Ученик года», «Самая спортивная группа», «Спортсмен года». Все победители и номинанты награждаются ценными призами и грамотами, все активисты Совета учащихся получают благодарности за хорошую работу. Соревновательный характер, единство духа в реализации поставленных целей и задач сплачивает коллективы групп.

Воспитательный процесс становления гражданской позиции у молодежи сегодня невозможен без достоверной и доступной информации. Ежемесячно в колледже выпускается газета «Тарко-STUDENTS». Газета наполнена различной информацией и развлекательными материалами: календарные праздники с их историей возникновения, отчеты о мероприятиях наших корреспондентов, а так же о наших достижениях и обучающихся, нарушающих дисциплину и Устав колледжа.

Еженедельные тематические линейки, мероприятия: «День пожилого человека», «День матери», «День семьи», День призывника, «Символика России», «Никто не забыт, ничто не забыто!» способствуют развитию духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающихся.

Для изучения национальных культур и соблюдение национальных традиций в нашем образовательном учреждении проводятся встречи в городской поселенческой библиотеке с местными поэтами, с представителями духовенства, фестивали национальных культур, экскурсии в Центр национальных культур, выставки книг в библиотеке училища «ТСПУ» «Молодежные субкультуры», «Религии мира» и др.

колледже проводится большая воспитательная работа по формированию межэтнической толерантности среди обучающихся, проживающих в общежитии. Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых он никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, по-своему готовит, убирает и все остальное. Поэтому, жизнь ребят в общежитии, их внутреннее состояние зависит от работы воспитателя и всей воспитательной службы общежития. Для этого сделано и делается не мало. Проводится очень много мероприятий на сплочение коллектива: «Давайте познакомимся», «День именинника», тренинги на сплочение коллектива, вечерние «свечки», где ребята обсуждают с воспитателями свои проблемы, подводят итоги дня, походы выходного дня.

Воспитательная служба старается создать условия проживания в общежитии, как дома: готовят с ребятами блюда разной национальной кухни: русские блины, строганину из рыбы, блюда кавказкой кухни и других народов, устраивают совместные чаепития на кухне общежития, создавая дружелюбную обстановку. В вечернее время в актовом зале общежития работает домашний кинотеатр, где обучающиеся просматривают видеофильмы, видеоролики о здоровом образе жизни, о профилактике наркомании, алкоголизма, курения и разные художественные фильмы.

Совет общежития, совместно с воспитателями, ведут борьбу со сквернословием, с курением. Подводят итоги за месяц «Лучшая комната по чистоте», «Самая активная комната» и др. На ежемесячных собраниях подводятся итоги работы, вручаются призы лучшим комнатам. Все это очень подстегивает ребят. Жизнь в общежитии интересная и разнообразная. Ребята находят себе друзей и эта дружба чаще всего остается на всю жизнь.

На духовное, нравственное воспитание обучающихся воздействуют различная социокультурная и этнокультурная среда, традиционно-бытовой уклад семьи (он может иметь и положительное, и негативное влияние). В силу специфики семейно-бытовых отношений обучающиеся отличаются друг от друга не только языком, но и характером, проявлением своих индивидуальных, нравственных качеств, опытом межнационального общения.

Развитие творческих способностей учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей обеспечивала система дополнительного образования. Охват обучающихся в нашей образовательной организации кружковой работой составляет более 80% от общего числа всех ребят. Особой популярностью среди учащихся пользуется объединение «Туризм. Команда «Автопилот» является призером ежегодных соревнований по туризму. Многие ребята посещают спортивные секции и объединения в спортивных школах и клубах города.

Проблема воспитания культуры межнационального общения - общая для педагогов и родителей. Семья во многом может помочь образовательному учреждению. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. В этой связи ведется целенаправленная работа с родителями обучающихся. На родительских собраниях говорится о важности воспитания у обучающихся культуры межнационального общения. Педагогический коллектив работает над проблемой педагогического просвещения родителей и использования воспитывающего потенциала социума. Уставом колледжа определены права и обязанности родителей. Права родителей реализуются посредством проведения консультаций психологов, групповых и общеколледжных родительских собраний.

Проводимая работа содействует всестороннему развитию личности обучающающихся, формированию его объективной самооценки, приобретению социально-психологической компетентности навыков работы в творческих коллективах и научно-организационной деятельности, развивает у обучающихся способности к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам. В колледже создаются условия для отвлечения обучающихся от недостойных действий и приобретения вредных привычек, овладения методами рационального использования своего свободного времени Приобщение к будущей профессии, таким образом, приобретает творческий характер и стимулирует креативную индивидуальность обучающихся.

Результатом этих мероприятий должно стать формирование у молодежи приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали); подъем культуры молодого поколения; формирование толерантности (толерантное отношение к другим национальностям, религиям и обычаям); дружба между молодежью различных национальностей.

© 2010-2022