- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа кружка Правильное питание
Рабочая программа кружка Правильное питание
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Старкова О.Л. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированная программа "Разговор о правильном питании"
Старкова Ольга Леонидовна учитель начальных классов.
Разделы: Преподавание в начальной школе
I. Пояснительная записка.
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Примерной программы по окружающему миру» (М.: «Просвещение», 2010), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Примерной программы по технологии» стандарты второго поколения (М.: «Просвещение», 2010).
В соответствии с «Программой о правильном питании»: в 1-4 классах на изучении курса отводится по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Окружающий мир», в 5 - 6 классе по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Технология», которые проводятся за счёт структурирования учебного материала программ «Окружающий мир» и «Технология»
Цель программы - формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.
Задачи:
-
развитие представлений о правильном питании
-
формирование полезных навыков и привычек
-
формирование ответственного отношения к своему здоровью
-
формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием
-
просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей
Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: химии, биологии, технологии и других дисциплин. В рамках же данной программы, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно и в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и школьника 5- 6-го классов решены задачи:
-
осознание важности образования и воспитания правильного питания,
-
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Программа рассчитана на школьников в возрасте от 7 до 14 лет и состоит из трех частей:
- "Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 7-8 лет;
- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет;
- "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет.
УМК программы «Разговор о правильном питании » включает:
Рабочие тетради (3) для учащихся:
«Разговор о правильном питании» для детей 6-8 лет (1 и 2 класс по 7 занятий)
«Две недели в лагере здоровья» для детей 10-11 лет (3 и 4 класс по 7 занятий)
«Формула правильного питания» для детей 12-13 лет (5 и 6 класс по 7 занятий)
Методические пособия для педагогов (3)
Буклеты для родителей
Плакаты
Сборник конкурсных материалов (конспекты занятий, конкурсов, праздников, викторин, соревнований, тематическое планирование).
Часть 1 «Разговор о правильном питании» предназначен для детей 1-2 классов.
Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.
Часть 2 «Две недели в лагере здоровья» предназначен для детей 3-4 классов.
Целью данного курса является формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
В процессе обучения учащиеся:
Познакомятся:
с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Овладеют:
навыками правильного питания как составной частью здорового питания.
Часть 3 «Формула правильного питания» для детей 5-6-х классов.
В данной части реализуются следующие воспитательные и образовательные задачи:
-
Развиваются представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
-
Расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
-
Развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
-
Развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
-
Развиваются представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
-
Пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
-
Развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
-
Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
-
Организуется просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
-
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
-
- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе - игра «Кафе»).
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье - это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки - игра «Угадай-ка»).
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).
Дискуссия, обсуждения Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.
Место программы в учебном плане
На изучение программы «Разговор о правильном питании» в каждом классе (1-6 классы) отводится по 7 ч в год. Программа рассчитана на 42 ч.
Ценностные ориентиры содержания программы
В результате обучения учащиеся овладеют:
-
знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
-
навыками укрепления здоровья;
-
знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;
-
навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Результаты изучения программы
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
-
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
-
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
-
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
-
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-
способность к сотрудничеству и коммуникации;
-
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
-
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
Предметными результатами освоения программы являются:
В познавательной сфере:
-
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
-
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
-
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
-
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
-
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-
планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
-
выраженная готовность в потребности здорового питания;
-
осознание ответственности за качество правильного питания.
В эстетической сфере:
-
дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
-
освоение навыков сервировки стола.
В коммуникативной:
-
публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию универсальных учебных действий в вопросе ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Тематическое планирование (Приложение 1)
Литература:
-
Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
-
Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
-
Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
-
«Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.
-
«Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
-
«Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
-
«Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.