Статья «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»

Автор: Ульянова М.Б.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и школы.

Почему возникла необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания?

Это связано с кризисом в духовно-нравственной сфере современного общества. Главная причина духовно-нравственного кризиса - разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями,

- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

- культ материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

- некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:

- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений.

Отсюда и необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

«Педагогическое сопровождение семьи» - «система деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье (осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов) в вопросах воспитания детей, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка».

Цель деятельности школы по педагогическому сопровождению семьи: содействие повышению уровня педагогической компетентности и развития педагогической и духовной культуры родителей, выработку единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания для создания оптимальных условий развития личности ребенка.

В основу всей работы по педагогическому сопровождению семьи, несомненно, должен быть положен системный подход. Педагогическое сопровождение семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить семь направлений:

I. Содержательное направление, включающее разработку содержания, форм и методов современного семейного воспитания.

II. Социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.

III. Программно-структурное направление, предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: 1) просвещения родителей (этот этап предполагает в первую очередь осуществление всеобуча родителей в вопросах развития и воспитания детей); 2) организации совместной деятельности семей; 3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы.

V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующее возможности включение мер по просвещению родителей и поддержке семейного воспитания в различные существующие и вновь создающиеся программы регионального, муниципального и школьного уровней.

VI. Экономическое направление, включающее определение объемов и источников материального стимулирования и финансирования деятельности по педагогическому просвещению родителей и комплексной поддержке семьи.

VII. Управленческое направление. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия восстановлению культуры семейного воспитания все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.


В духовно-нравственном воспитании, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, когда работа с семьями осуществлялась только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей.

Сегодня требуется переход от модели воспитания к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.


В этой связи предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

Что должна сделать школа для восстановления традиционного уклада жизни, воспитания семейных ценностей, традиций?

Для школы характерны две составляющие педагогического сопровождения семьи:

- работа с родителями;

-работа с обучающимися.

Работа с родителями

В основу работы с родителями в школе должна быть поставлена информационно - просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. Родители должны прививать с детства традиционные семейные ценности ( 5 составляющих):

-Обычаи (установления, привычные формы поведения);

- традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

- отношения (сердечные чувствования и настроения);

-правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни);

-распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).

Необходимо довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности:

-природа во всей ее красоте, величии и целесообразности;

-истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости;

-неподдельное сочувствие страдающим;

-действенная любовь к ближним;

-мужество национального героя;

-творческая жизнь.

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. Консультации могут быть тематическими.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, юристов, социального педагога, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН.

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы: родительский лекторий о традициях воспитания; подготовка печатных материалов для родителей; выпуск Листков для домашнего чтения; проведение «семейных гостиных»; клубы родительского опыта; организация совместной деятельности семей: оздоровительной, творческой; стенды о достижениях родителей; родительские собрания отцов; создание библиотеки социальных видеопроектов о здоровом образе жизни; семейных ценностях.

Работа с обучающимися

Вторая составляющая педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания духовности и нравственности - работа с обучающимися. Ее девизом могут стать такие слова «Без корней даже полынь не растет».

Организовывая различные коллективные дела и индивидуальные мероприятия, мы должны помнить: наша цель - убедить детей в том, что маленькие семейные праздники и традиции гораздо эмоциональнее и глубже сближают членов семьи, чем те, которые непонятны и далеки.

Формы работы с детьми

-Разговор о семье, семейных взаимоотношениях, традициях.

-Хороший воспитательный эффект дают сочинения о семейных праздниках, любимых блюдах членов семьи, об интересном проведении свободного времени всей семьей, о том, чем гордятся в семье, о семейных династиях.

- С большим удовольствием ребята выполняют проекты «Моя родословная», «Карта семейных странствий».

- При подготовке различных мероприятий можно говорить о фотографиях, семейных реликвиях, поделках, которые хранят в семье.

- Небывалый интерес у школьников вызывает разговор о том, в честь кого их назвали, презентации «Профессии моих родителей».

Приоритетным направлением духовно-нравственного воспитания обучающихся нашей школы является патриотическая направленность. .активное и ежегодное участие дети с привлечением родителей принимают при проведении таких мероприятий как:

- День памяти и скорби по жертвам, погибшим в Беслане;

- День матери;

-День Конституции РФ

- День воина-интернационалиста, посвящённого воинам чеченской и афганской воин;

-День Защитника Отечества.

В школе по традиции проводится акция «Забота о тружениках тыла»( участие в концертах, посвящённых Великой Победе), обучающиеся принимают участие в Вахте Памяти.

В нашей школе содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения сориентировано в сферу православной культуры - ведётся курс ОРКС. Многовековые традиции православного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.

Надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и непрекращающегося труда над своей душой.

При такое взаимодействие семьи и школы планируются следующие результаты:

- повышение престижа семьи, отцовства и материнства;

- возрождение традиций семьи»;

-приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

-бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.



© 2010-2022