Конспект внеклассного занятия на тему Средства пожаротушения

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия «Средства пожаротушения».

Тема: Средства пожаротушения.

Цели: рассказать учащимся о средствах пожаротушения, привить элементарные навыки борьбы с огнем, научить учащихся пользоваться огнетушителями.

Оборудование: интерактивная доска, огнетушитель, пожарный кран, пожарный щит, пожарный автомобиль (техника).


ХОД ЗАНЯТИЯ.


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Сообщение темы и цели занятия.

- Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о разрушительной силе огня и об основных средствах пожаротушения.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, его использовали для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- В. Даль в «Толковом словаре русского языка» дал определение: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела». ( слайд № 1)
С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожара, стали создавать средства пожаротушения.

- Давайте посмотрим какими средствами пожаротушения пользовались в старину (Слайд № 2)

1 кадет: рассказывает о том какими средствами пожаротушения

пользовались в старину. «топорами, лопатами, ведрами и баграми,

бочками с водой».

В последствии всё это стало размещаться на конных экипажах.

Воспитатель: Сегодня пожарные части оснащены современным

оборудованием, производительными средствами пожаротушения. Ребята, а как вы думаете, какое средство пожаротушения являются самым распространенным и дешёвым? (Вода).

Внимание на экран: (Слайд № 3)

2 Кадет: Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она имеется везде. «противопожарный водопровод, реки пруды, озера и т.д.»Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов (каких? - дерево, бумага, ткань, резина). Огнетушащие свойства воды увеличиваются, если в нее при тушении пожара добавляется специальный пенообразователь для снижения поверхностного натяжения, а также попадает в очаг возгорания в виде распыленных струй под давлением.

Воду также успешно используют для охлаждения конструкций, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки расположенные

поблизости от очага горения.

Воспитатель: А можно ли тушить водой электроустановки? И

Почему?

3 кадет: Вода -это хороший электропроводник и можно получить электрически удар. Так же нельзя тушить водой: щелочи и щелочные металлы, так как при попадании на них воды она резко закипает и выплескивается совместно с щелочью в окружающую среду, что увеличивает площадь пожара; торфяники - так - как при тушении выделяется, кислород, способствующий процессу горения.

Воспитатель: (Слайд № 4) Следующее средство - это Земля. Ее применяют для небольших очагов горения. Например: костер, трава. Землей забрасывают очаг горения, что затрудняет доступ кислорода и прекращает его горение.

4 кадет: Каждое общественное здание по пожарной безопасности в своей комплектации должно иметь «пожарный щит», (Слайд № 5) на котором расположены первичные средства пожаротушения, к которым относятся - лопата, ведро, топор, лом, багор, ящик с песком, огнетушитель.

Пожарный щит располагается в доступном месте и окрашивается в красный сигнальный цвет, как и весь инвентарь на нём. С помощью этих инструментов можно открывать закрытую дверь, засыпать небольшой очаг песком или водой, отделить горящую часть строения или мебели, предотвратив распространение огня на другие предметы.

5 кадет: вы, наверное, все видели дверцу в стене или навесной красный ящик с надписью ПК. (Слайд № 6) Очень простой комплект в обращении, но очень эффективен в борьбе с огнём. Он состоит из пожарного крана, пожарного рукава (шланга), ствола, с помощью которого вода направляется точно в очаг. Все элементы комплекта должны находиться в собранном состоянии. При подготовке комплекта лучше действовать вдвоём. Необходимо открыть дверцу пожарного комплекта, взять ствол и растянуть рукав на всю длину, избегая закручивания и перегибов. По готовности к тушению второй человек открывает кран. Внимание на экран:

Воспитатель: - Но очень важно знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Огнетушители предназначены для тушения небольшого очага пожара в начальной стадии его возгорания. Время действия его ограничено, поэтому действия человека должны быть чёткими и направленными.

6 кадет: Основные виды огнетушителей: жидкостные, пенные, углекислотные, аэрозольные, порошковые и комбинированные.

По объёму корпуса подразделяются: ручные (до 5 литров), промышленные (от 5 до 10 л), стационарные или передвижные (свыше 10 литров).

Мы с вами рассмотрим приведение в действие огнетушителя порошкового ОП - 5.

Внимание на экран! (Слайд № 7)

Для приведения огнетушителя в действие необходимо:

- доставить огнетушитель к месту пожара;

- держа огнетушитель одной рукой за ручку, другой сорвать предохранительный фиксатор;

- подойти с огнетушителем, держа его одной рукой за ручку, а другой - за шланг-раструб, к очагу пожара с наветренной стороны на расстояние минимальной длины струи ОТВ (3 м);

- направить шланг-раструб на очаг пожара и нажать на рычаг. Струю огнетушащего порошка направляется под углом 20-30 градусов к горящей поверхности.

Воспитатель: Помимо того, что нужно знать правила приведения огнетушителя в действие, нужно ещё знать правила тушения самого возгорания с помощью огнетушителя и в этом нам поможет памятка (ПАМЯТКА РАЗДАЁТСЯ КАДЕТАМ).

Работа с памяткой.

Перед тушением возгорания определить класс пожара и использовать наиболее пригодный для его тушения огнетушитель (в соответствии с этикеткой огнетушителя).

Очаг пожара тушить с наветренной стороны, начиная с его переднего края постепенно перемещаясь вглубь.

Начинать тушение разлившихся легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя. Льющуюся с высоты горящую жидкость тушить сверху вниз. Горящую вертикальную поверхность тушить сверху вниз. При наличии нескольких огнетушителей необходимо применить их одновременно.

Не подносите огнетушитель, позволяющий тушить пожары класса Е, к горящей электроустановке ближе расстояния, указанного на этикетке огнетушителя.

Следите, чтобы потушенный очаг не вспыхнул снова (никогда не поворачивайтесь к нему спиной).

После использования огнетушитель необходимо отправить на перезарядку.

III. Закрепление полученных знаний. Итог занятия.

  • Итак, ребята, на сегодняшнем занятии мы поговорили о разрушительной силе огня и об основных средствах пожаротушения. Чтобы закрепить полученные знания, давайте ответим на несколько вопросов.

1)Предмет, позволяющий потушить огонь? (Огнетушитель)

2)Основные виды огнетушителей? (Жидкосные, пенные, углекислотные, аэрозольные, порошковые, комбинированные)

3)Назовите основные средства пожаротушения? (вода, земля, песок,

порошок)

4)Средство передвижения пожарных, использовавшееся до появления машин? (лошадь)

5)Человек, оказывающий помащь в экстренных случаях? (спасатель)

6)На чем приезжают пожарные к месту пожара? (пожарная машина)

7)Что находится в цистерне пожарной машины? (вода)

8)Что закачивают в балон дыхательного апарата? (сжатый воздух)

9)Предмет позваляющий пожарному подыматься на высоту? (лестница)

10)Предмет, необходимый пожарному позваляющий растащить горящую

постройку? (багор)

11)Защитное средство для головы пожарного? (каска)

12)Переговорное устройство пожарнвх? (рация)

Рефлексия.

  • Что главного было на занятии?

  • Какие знания занятия лично значимы для меня?

  • Какая работа на занятиях была для меня интересной?

Пожелание: пусть пожаров в жизни будет меньше, и лишь в сердце будет гореть огонек!



© 2010-2022