- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Презентация часа семейного воспитания Дом, который построили мы
Презентация часа семейного воспитания Дом, который построили мы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 10 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Горскина Л.Н. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель: Научить детей строить отношения, опираясь на такие
нравственные качества, как любовь и дружба, взаимопонимание
и доброта; здоровье, труд по созданию уюта и тепла в доме.
Задачи: 1) Расширить представление детей о доме, об отношениях
членов семьи к друг другу.
2) Подвести воспитанников к понимаю значимости домашнего
труда, как необходимости счастливой семейной жизни.
3) Вызвать у детей стремление быть человеком, который
нужен окружающим людям.
Подготовительная работа: заготовить платочки для «узелков на
память», «кирпичики» для строительства
дома, смайлики , изображающие различные
настроения, материал кол лажа «Дом
мечты», обговорить заранее ситуации,
изображающие различные состояния
человека (кто изображает, набор
составляющих для эликсира молодости,
подобрать музыку).
Оборудование: презентация, магнитная доска, свеча, пылесос, набор
одежды для стирки.
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у меня прекрасное настроение от встречи с вами, и я хочу поделиться этим, передав вам эстафету. Меня зовут Лидия Николаевна. Я - педагог по образованию и по призванию. Я - мать двух прекрасных взрослых дочерей и бабушка очаровательных внуков. Вы тоже поприветствуйте друг друга и скажите: «Кто вы в настоящем или в будущем кем себя видите?»
Приветствие.
Учащиеся передают сердечко и высказывают свои мысли о настоящем и будущем.
Воспитатель:
Ребята, наверное, каждый человек, когда он еще находится в стране детства, торопит время, торопит час своего взросления. Когда же он наступает? Одни доживают до пенсии, но так и остаются детьми, ничего не умеющими делать, другие хотят избавиться от детства и за черты взрослости принимают не то, что надо. Когда мы задумываемся о своей жизни, когда мы выбираем путь, мы по сути, думаем об одном: Зачем я? Для счастья, творчества или унылой повседневности? Готовя вас к будущей жизни, понимая, что она потребует от вас, прежде всего умения преодолевать трудности, хочется пожелать вам только одно: «Будь человеком!»
Вопрос:
Какими же качествами надо обладать, в первую очередь, чтобы можно было смело назвать себя человеком?
Примерные ответы:
-
быть правдивым
-
любить людей, окружающих тебя
-
быть смелым и решительным
-
уметь понять другого человека
-
уметь соотносить слово «хочу» со словом «надо»
Вопрос:
Та что же формирует человека человеком?
1.Среда? Условия? Воспитание?
2.Или как сказал А.М. Горький: «Человек может быть таким, каким хочет быть?»
Вы согласны с этим? Давайте обменяемся мнениями.
Обмен мнениями.
Воспитатель:
Ваши рассуждения верные, хотя и разные. Да, среда, условия и воспитание влияют на формирование человека. Но самое важное то, что человек сам властелин своей судьбы. Ты можешь стать счастьем, опорой для людей, что рядом с тобой. А можешь стать проклятьем для них, исчадием ада. Ты можешь стать яркой личностью, а можешь - жалким подобием человека. Все зависит от тебя. Только от тебя самого. Чтобы ни говорили о влиянии окружающих, о роковых случайностях, это не так. Ты сам решаешь свою судьбу, строишь свою жизнь. Я предлагаю вам сегодня построить дом, в котором мечтаете жить, дом, где главным строительным материалом будут особые человеческие свойства.
Вопрос:
Подумайте и скажите, как вы понимаете, что такое дом? Это же не стены и не окно, это не крыша над головой. Это несравненно что-то более важное для человека понятие.
Примерные ответы учащихся:
-
это семья, уют, согласие
-
это место, где тебя ждут
-
там, где тебе хорошо, куда ты стремишься вернуться
-
это тепло, ласка
-
это заботы, хлопоты
-
это каждодневный труд
А как вы думаете, кто и как делает дом таким, каким мы его только что увидели с ваших слов?
Ответы детей.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам побывать в роли архитекторов и построить на бумаге «Дом мечты». Я приготовила для вас различные картинки. Здесь изображены отдельные уголки наших домов: дворики, чистые и уютные комнатки, мебель цветы животные, конечно, дети и взрослые члены семьи. Приступайте к работе.
Учащиеся под музыку составляют дом, а затем рассказывают о нем.
Строительство дома.
Воспитатель:
Что же, ребята, эскиз готов. Пора начать строительство нашего дома.
- С чего начинают строить дом? (с фундамента)
- Что такое фундамент? Фундамент - от латинского - основание, закладка, основа. Основание, служащее опорой каких-либо сооружений. В переносном смысле- база, опора, основа чего-либо.
- А в человеческих отношениях, на которых держится, крепится семья, дом, что является фундаментом?
В моей семье, семьях моих родных и близких, в семьях моих друзей - это начало всех начал, без этого не построить прочный крепкий дом. Это самое высокое человеческое чувство.
Ответы учащихся: Это любовь.
Воспитатель:
Да, все начинается с любви. Ибо, по словам В. Гюго, самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любя.
- Как найти любовь?
- Как заслужить любовь?
Слайд «Узелок на память».
-
Истинная любовь тиха, не выставляется на показ.
-
Юноши должны чувствовать ответственность за любовь.
-
Надо беречь тайны любви.
-
Любящий не обидит, не унизит любимую.
-
Настоящая любовь многократно не повторяется.
Воспитатель:
А теперь вы составьте «Сенквейн о любви».
Пояснения, что такое сенквейн.
Слайд «Правила составления сенквейна».
Учащиеся зачитывают свои сочинения.
Воспитатель:
Фундамент любви заложили. Продолжаем дальше строительство нашего дома. Послушайте, я расскажу вам одну ситуацию.
Муж приходит с работы, жена уже стоит у плиты и впереди еще много других дел. Он спрашивает: «Ты устала, дорогая, тебе помочь?» А сам проходит в комнату, берет газету и садится на диван. В другой семье муж, справляясь у жены: чем тебе помочь, начинает накрывать стол к ужину, пока жена его готовит
- Какое же важное качество должно помочь членам семьи, чтобы в доме был лад?
- Взаимопонимание.
Воспитатель:
Правильно. Это очень важно. «Понять и исполнить желанье другого - одно удовольствие, честное слово». Это будет первым кирпичиком нашего дома.
Психологическая игра «Угадай состояние другого человека».
Одни дети изображают состояние усталости, разочарования, злости, радости, огорчения, обиды, а другие угадываю.
Воспитатель:
А сейчас послушайте, я вам расскажу одну притчу.
- Как то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поссорились и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину, и к который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»
- Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, доброе, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть».
Вопрос: Ребята, каким же будет второй кирпичик нашего дома?
Примерные ответы учащихся: Кирпич добра.
Вопрос: Что же такое доброта? Как вы думаете где же она живет?
Примерные ответы учащихся:
-
Отзывчивость, душевное расположение к людям;
-
Доброта - все положительное, хорошее, полезное (словарь С.И. Ожегова)
-
Живет в сердце каждого, в добрых делах, отношениях.
Воспитатель:
Да, человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Доброта - способность чувствовать радость и боль другого, как свою личную и делает человека человеком.
«Доброта для души тоже, что здоровье для тела: она незаметна когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». (Л.Н. Толстой)
Разбор ситуации.
Послушайте ситуацию и дайте ей оценку.
Три друга учились в одном классе. Однажды один из них потерял деньги, которые ему были даны на обед. Когда все обедали, он стоял в сторонке и грустил.
- Что ты не обедаешь? - спросил один из друзей. - Я деньги потерял. - Поищи получше, может ты забыл куда положил? - Да нет их. Я везде искал. - Жалко! - сказал парень и пошел обедать. А второй из друзей ничего не спрашивал, он молча разломил пополам булку, купленную в буфете, и протянул ее другу. - Бери, ешь!
- Кого можно назвать добрым, а у кого мнимая доброта?
Игра «Торопись обрадовать».
Воспитатель: У меня есть волшебные предметы. Я вручаю вам один предмет, вы его передаете друг другу, по сигналу останавливаетесь и тот у кого в руках оказался предмет, говорит добрые слова рядом стоящему и вручает подарок.
Дети играют.
Воспитатель:
Жизнь, достойная человека - это жизнь, построенная на добре. Путь к доброте нелегкий, долгий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен останавливаться и размышлять о своих поступках.
Дети завязывают еще один узелок на память.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, То день не напрасно был прожит, Значит живешь ты не зря!
Воспитатель:
Друзья, строительство нашего дома продвигается. Мы заложили прочный фундамент любви, кирпичик взаимопонимания, кирпич добра. Что еще необходимо в нашем доме для полного счастья…?
Послушайте загадку: Это то, что дороже всего на свете, Об этом знают взрослые и дети. Что нужно его смолоду беречь, Чтоб избежать с врачом ненужных встреч.
Примерные ответы детей: Здоровье.
От чего зависит ваше здоровье и здоровье ваших домочадцев, друзей?
Примерные ответы детей: - От образа жизни - От питания - От вредных привычек - От климата в семье и т.д.
Воспитатель показывает развернутые ладони рук.
Представьте я весы, а это чаши. На этой стороне весов - здоровье близких ваших, будущей матери и детей. Жизнь и здоровье планеты всей.
А эта чаша весов тяжела, но в нашей жизни она не нужна.
Вопрос:
Что же на правой стороне весов? (физическая активность, интеллект, развитие, оптимистическое отношение к жизни, отказ от вредных привычек и т.д.)
На левой стороне весов? (употребление наркотиков, курение, употребление спиртного, малоподвижный образ жизни, неправильное питание).
Физкультминутка.
Воспитатель:
А сейчас давайте сделаем так, чтобы левая чаша не была такой тяжелой.
-
Мы будем правильно питаться. «Сорви яблоко» (5-6 раз).
-
Отказ от вредных привычек (сигарету выбросить и растоптать).
-
Больше двигаться.
-
Интеллектуально развиваться. «Чтение для ума, что физические упражнения для тела».
-
Будь оптимистом (танцевальные движения).
-
Дотянись до звезд (улыбайся больше).
Воспитатель: Ребята, а теперь предлагаю изобрести эликсир молодости вечной:
-
Взять 100 мл физической активности
-
Смешать со 100 мл интеллектуального развития
-
Добавить к этому 50 мл улыбок
-
И столько же оптимизма
-
Все смешать с отказом от вредных привычек
-
В завершение добавить 100 мл правильного питания.
И проживешь до ста лет и больше, или будешь вечно молодой.
Слайд «Узелок на память»
Усвойте, что здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Знайте, что 10% здоровья заложено в нас генетически, 5% дает медицина, а 85% зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Поэтому без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. И часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Помните, лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным. Лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. Навыки здорового образа жизни столь же необходимы, как воздух, вода, пища.
Воспитатель:
Ребята продолжаем строительство нашего дома. Что еще не хватает в нашем доме? Любовь есть, взаимопонимание, доброта, здоровье. Но этого недостаточно, чтобы дом был полной чашей.
Примерные ответы детей: Уюта, умения трудиться для пользы всей семьи, дома.
Воспитатель:
Красивый ухоженный дом бывает всегда и у всех? Что нужно, чтобы он был таким?
Дети: Труд.
Воспитатель:
Правильно, дом - это труд, заботы, хлопоты. Благополучие, уют, атмосфера дома определяются отношение его жильцов к труду. Дом должен быть чистым, а это самое главное. Ведь только в чистой комнате уютно смотреть телевизор, слушать музыку, читать книгу, только за чистым столом, из чисто вымытой посуды приятно пить чай, только ухоженные цветы в комнате приносят радость и свежесть.
Воспитатель:
Представьте себе, что ваша вторая половинка возвращается из отпуска домой. А у вас в доме беспорядок. Вам нужно пропылесосить, постирать белье и накрыть стол к чаю.
Предлагаю вам заняться делом, чтобы порадовать, удивить любимую (любимого)
-
Пропылесосить коврик. (Кто лучше и быстрее).
-
Заложить белье в стирку. (Кто правильно это сделает).
-
Накрыть стол к чаю. (Кто красивее).
Воспитатель:
Домашний труд - это широкое поле для проявления подлинной любви. Помощь не на словах, а на деле - проявление внимания, заботливости.
Посмотрите все кирпичики на месте, дом почти готов. Чего не хватает? Правильно крыши. В нашем доме это крыша настроения.
Раздаются конверты с различными забавными мордашками.
Воспитатель:
Ребята, рассмотрите их, прислушайтесь к своему эмоциональному состоянию и повесьте на крышу по одному смайлику. Какой чудесный получился дом! Как хочется, чтобы он стал уголком любви, мечты и фантазии. Домом, где слышны звонкие, веселые голоса, исполняются надежды и уютно от любви и заботы.
Ребята теперь самое время зажечь семейный очаг.
Передавая его друг другу, выскажите, чтобы вы взяли в свой дом.
Из того, что услышали, узнали сегодня, что осталось бы с вами навсегда? А что бы вы никогда не хотели видеть в своем доме? (зло, зависть, болезни, ссоры, одиночество, жадность…)
Я желаю вам, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого!!!
Приглашаем всех к чаю.