Опыт организации гражданско-патриотического воспитания

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Анализ учебных программ и учебников по истории - как условие организации гражданско - патриотического воспитания старших школьников 6

1.1.Роль уроков истории в гражданско-патриотическом воспитании школьников 6

1.2.Учебно-методическое обеспечение гражданско-патриотического воспитания на уроках истории 9

Глава 2. Пути и средства гражданско - патриотического воспитания старших школьников 14

2.1. Методы и формы работы на уроках истории, направленные на гражданско-патриотическое воспитание старших школьников 14

2.2.Взаимодействие школы и семьи в гражданско - патриотическом воспитании старших школьников 17

Глава 3. Организация гражданско-патриотического воспитания современных старших школьников на уроках истории 22

3.1. Цели, задачи и основы программы гражданско-патриотического воспитания детей старшего школьного возраста на уроках истории 22

3.2. Разработка уроков истории как условие гражданско-патриотического воспитания 25

Заключение 38

Список использованной литературы 40





Введение

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

На этом фоне актуальность гражданско-патриотического воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства. Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека, как гражданина своей страны, требуют переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием детей и молодежи. И одним из важных элементов огромной системы социального воспитания является организационный потенциал социально-педагогическими деятельности всех социальных институтов.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности.

Предмет истории является практически основным при воспитании у школьников гражданско-патриотических позиций.

Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель курсовой работы - изучить опыт организации гражданско-патриотического воспитания современных старших школьников.

Задачи:

  1. Изучить актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания детей старшего школьного возраста.

  2. Определить роль уроков истории в гражданско-патриотическом воспитании школьников.

  3. Рассмотреть методы и формы работы на уроках истории, направленные на гражданско-патриотическое воспитание школьников.

  4. Привести примеры разработки уроков, как условия гражданско-патриотического воспитания.

  5. Охарактеризовать взаимодействие школы и семьи в гражданско-патриотическом воспитании школьников.

  6. Организовать гражданско-патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста на уроках истории.

Объект исследования - процесс гражданско-патриотического воспитания.

Предмет - гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории.

Методы исследования: анализ и изучение литературы по проблеме курсовой работы, педагогического опыта.

Теоретической основой работы послужили учебные пособия, статьи периодических изданий, электронные ресурсы по теме исследования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Анализ учебных программ и учебников по истории - как условие организации гражданско - патриотического воспитания старших школьников

  1. Роль уроков истории в гражданско-патриотическом воспитании школьников

«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне.

Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через: развитие демократических гражданских качеств; выработку осознанности гражданской позиции; сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом; стремление к активным действиям для решения существующих проблем.

Управление процессом гражданского воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности старшеклассника. Целенаправленное формирование личности юного гражданина предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Такое формирование нередко предполагает и соответствующее коррегирование, т. е. выправление, улучшение тех или иных качеств личности гражданина.

Анализ педагогической и методической литературы, наблюдения за работой учителей средних школ показывают, что воспитанию гражданина, формированию его личностных качеств в процессе учебно-познавательной деятельности уделяется недостаточное внимание. Как результат, готовность учителей к реализации воспитывающей и развивающей функций процесса обучения находится на низком уровне.

У обучающихся 8-9 классов на уроках истории продолжается развитие мыслительных умений и навыков, умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанные с культурой устной и письменной речи. Особое внимание следует уделять работе с разнообразными историческими источниками (уроки - практикумы, лабораторные занятия). Осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары. Подростки способны не только получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, но и составлять их самостоятельно на основе текста или других таблиц, схем, графиков, диаграмм, а также на основе аудио- видеоматериалов, вещественных источников. Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выявлять общее и частное. Умея работать по алгоритму, 8-9-классники учатся самостоятельному составлению учебных памяток, планов ответов, алгоритмов учебной деятельности.

Творческие задания усложняются помимо составления описания событий от имени исторического персонажа, составляются газетные публикации, интервью, мемуары, листовки, прокламации, проводятся пресс-конференции и учебные суды. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы. Проблемное обучение дает возможность научить устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений, что является необходимым умением для исследовательской деятельности. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. Дополнительный материал по теме подбирается самостоятельно, ученик сам определяет круг вопросов, который надо осветить и источники. Представление собранного материала может сопровождаться демонстрацией иллюстраций, карт, схем, таблиц, мультимедийных презентаций.

Важным условием развития исследовательских умений и навыков остается внеурочная деятельность. 8-9-классники не только участвуют в различных мероприятиях, но и способны самостоятельно проводить и даже разрабатывать формы и задания конкурсов, игр и викторин по истории для учеников младших и сверстников. Совершают экскурсии не только в пределах города, региона, но и по стране. Учатся выступать в роли экскурсоводов и составлять экскурсии по известным и новым маршрутам. В 8-9 классах начинают написание исследовательских работ. Именно при изучении истории создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности.

Школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают интерес, поэтому через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, можно изучать историю России, проводя между ними параллели.

Школьными программами по истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории.

Историческое краеведение - это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе - высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Одна из главных задач работы - воспитание патриотизма на уроках истории методом использования краеведческого материала.

  1. Учебно-методическое обеспечение гражданско-патриотического воспитания на уроках истории

Программы по истории для старших классов - авторские и адаптированные - все содержат в себе цели, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания.

Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в программе в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Первой задачей изучения истории в основной школе в данной примерной программе определяется: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей, одна из которых - социально-адаптивной (гражданственная).

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества, изложенные в данной программе: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.

Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох - от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории).

В программе подчеркивается, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Рабочая программа по истории Березиковой Татьяны Сергеевны формулирует аналогичные примерной программе цели и задачи, предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Но в данной программе акцент сделан на самостоятельные суждения учащихся относительно тех или иных исторических событий, формулирование и формирование своего мнения и позиции относительно истории Отечества. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

Большое внимание в программе уделено выполнению творческих работ.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

Программа А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной составлена на основе вре­менных требований к Обязательному минимуму содержания исто­рического образования в основной школе и в соответствии с объ­емом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Особенностью предлагаемой программы является то обстоя­тельство, что она послужила основой для написания авторами про­граммы единой линии учебников по истории России для первого концентра, которые включены в Федеральный перечень.

Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом от­бор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Определенной новизной предлагаемого варианта программы яв­ляется обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.

Программа предоставляет возможность более подробного рас­смотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований, развивающих­ся ныне в Российской Федерации; истории своего края, города, се­ла. При этом они сочли возможным не регламентировать содержательную часть данного материала, оста­вив возможность для творческого поиска самому учителю.



Глава 2. Пути и средства гражданско - патриотического воспитания старших школьников

2.1. Методы и формы работы на уроках истории, направленные на гражданско-патриотическое воспитание старших школьников

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Необходима организация различных форм и видов деятельности - сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.

Лекционные занятия по истории лучше проводить в неформальной обстановке, в форме групповых обсуждений, семинаров, коллоквиумов на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний ребят на определенную тему, и в дальнейшем в ненавязчивой форме преподносится новый учебный материал.

Эффективным направлением является туристско-краеведческая деятельность - походы, во время которых проводятся совместные обсуждения с обзором истории и традиций данного края.

Важным элементом гражданского и патриотического воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).

Можно привести примеры мероприятий, проводимые современной школой в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся: сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея; создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников.

На уроках можно организовать тематические беседы, посвященные тем или иным вопросам.

Процесс гражданско-патриотического воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

Форм организации гражданско-патриотической воспитательной деятельности на уроках истории в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (сборы, лекции, доклады, диспуты и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Также используются такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

В работе с учащимися широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов гражданственности и патриотизма и их осмысления, и как средство формирования системы гражданско-патриотических представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования взглядов и убеждений.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Большую воспитательную силу имеет пример исторических деятелей, выдающихся ученых.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Сформировать гражданственность и патриотизм помогает работа с историческими источниками, использование которых позволяет сделать изложение материала наглядным (проиллюстрировать конкретными примерами и фактами теоретические положения), дает возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит, ценности, эпохи; учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию, выработать собственную позицию.

Рекомендуемые формы реализации направления гражданско-патриотического воспитания на уроках истории: акция «Мое Отечество», вечер «Знай свое Отечество», экскурсия в города - герои, встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии, игры, диспуты, олимпиада «Знаешь ли ты свое Отечество?».

Формирование у обучающихся гражданских компетентностей, духовно-нравственных ценностей на уроках истории может осуществляться также с помощью проведения научно-практических конференций, реферативных чтений, олимпиад.

  1. Взаимодействие школы и семьи в гражданско - патриотическом воспитании старших школьников

Влияние семейной среды, семейного окружения ребенка входит нема­ловажным компонентом в воспитывающую среду. Именно в семье проис­ходит социализация личности. А выход семьи за рамки семейных отно­шений в другие сферы социальной жизни (во время прогулок, поездок, путешествий, походов в музей, театр, в процессе обучения в школе, про­смотра телепередач, чтения газет и журналов) формирует в сознании ре­бенка представление о человеке и жизни, об обществе и своей стране.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая нашу землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Учитывая влияние семейной среды, следует налаживать взаимодействие с семьей, организовывать совместную деятельность детей и родителей, привлекать семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.

Ребенок не станет патриотом, пока не начнет действовать. Поэтому дея­тельность - важнейший фактор воспитания патриотизма. Если среда создает образ мира и образ жизни, что служит предпосылкой социального развития, то в деятельности это развитие происходит реально. Именно в процессе деятельности рождаются те новообразования в личностном развитии, которые свидетельствуют о достижении ею определенного уровня отношения к миру.

Семью как фактор воспитания характеризует ее среда - первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:

 знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)

 отношением (являются ли отношения к Родине осознанными ; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);

 поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Общепедагогическими условиями являются:

 взаимное доверие между педагогом и родителями;

 соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

 учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;

 сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;

 взаимосвязь разных форм работы с родителями;

 одновременное влияние на родителей и детей;

 системность в работе с родителями;

 учет особенностей социокультурного окружения школы;

 использование культурного наследия народа и традиций семьи.

Специфическими педагогическими условиями являются:

 моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;

 совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;

 активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

 опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;

 интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).

Примерный алгоритм организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся может быть таким:

1) определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей совместно с психолого-педагогической службой школы);

2) постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;

3) разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям;

4) практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;

5) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.

Таблица 1

Основные направления взаимодействия общеобразовательной школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся

Направление деятельности

Цель

Развитие представлений детей о духовности, нравственности, патриотизме

Формирование знаниевого компонента патриотического воспитания

Формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков

Развитие отношений ребенка к духовно-нравственным ценностям, традициям страны, обычаям разных народов, нормам морали, семейным традициям

Опыт поведения ребенка, адекватного содержанию понятия «патриотическое воспитание»

Включение детей в систему воспитательной работы (подготовка и проведение традиционных дел школы, неформальное общение педагогов, родителей, детей, организация досуга учащихся и т.д.)

Педагогическое просвещение родителей

 Формирование духовной культуры родителей, ценностно-нравственного сознания;

 обогащение родителей педагогическими знаниями и умениями, приемами патриотического воспитания детей;

 помощь в осознании собственной роли, ответственности в воспитании детей

Этнопедагогический подход, основывающийся на принадлежности ребенка к конкретной социокультурной среде, определенному этносу, дает посыл к проектированию и организации воспитательного процесса - опоре на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.

Безусловно, без знания и понимания мировоззренческих основ своего народа со стороны родителей и педагогов невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, как и прочие составные части народной культуры. Тогда ребенка легко привести к пониманию языка символов в орнаменте, в росписи, языка условных иносказаний в устной поэтике и т.д. Естественно, что философия бытия будет раскрываться ребенку через практическую деятельность и символы, создающие своеобразную систему координат в современном мире.

Базой педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и истории, в частности. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни.

Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, игры, музеи - все это служит патриотическому воспитанию. Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей, также обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей.

Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение и другие.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в гражданско-патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Глава 3. Организация гражданско-патриотического воспитания современных старших школьников на уроках истории

3.1. Цели, задачи и основы программы гражданско-патриотического воспитания детей старшего школьного возраста на уроках истории

Гражданско-патриотическое воспитание было организовано на базе школы №9 г. Воскресенска среди учащихся 9 класса. За основу воспитательного процесса была взята программа гражданско-патриотического воспитания Т.Г. Дорониной «Я - гражданин России». Данная программа была адаптирована под учебный процесс уроков истории.

Цель: создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания, ориентированного на становление и развитие личности: готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве; свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной; любящей свою семью, школу, край, малую и большую Родину; личности культурной, нравственной, готовой к самореализации в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

Данная цель определяет следующие задачи: воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданского воспитания в школе; модернизировать организационно-педагогические условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации гражданско-патриотического воспитания; воспитание гражданина, патриота, развитие позитивной Я - концепции, становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике); формировать основополагающие ценности культуры; воспитание проводить на основе исторических и культурных традициях родного края.

Практический этап (содержательно-деятельный)

Задачи:

1. Пополнение новыми методическими разработками «Копилки воспитательных мероприятий».

2. Привлечь учащихся к поисковой, литературной, оформительской работе.

3. Учить школьников ответственности за порученное дело.

4. Умение делать осознанный выбор и принимать решение.

5. Оценивать многообразие этнических, религиозных групп в нашей деревне, стране.

Заключительный этап (рефлексивный)

Задачи:

  1. Подвести итоги работы.

  2. Проверить изменение гражданской, патриотической социализации школьников.

  3. Предложить использовать материал экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию при планировании воспитательной работы школы, класса.

  4. Создать объективные, адекватные, открытые критерии и формы оценки своей работы.

  5. Самооценка учащихся в вопросах патриотизма и гражданственности.

ПОпыт организации гражданско-патриотического воспитаниярограмма включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

«Я И Я». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ. Задачи: формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

«Я И СЕМЬЯ» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ. Задачи: формировать уважение к членам семьи; воспитывать семьянина, любящего своих родителей; формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

«Я И КУЛЬТУРА». ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ. Задачи: воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ. Задачи: развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Историко-краеведческое: туристко - краеведческая, экскурсионная работа; пополнение фонда музейного уголка, обновление его экспозиций и экспонатов, посещение школьных и городских музеев по истории страны, города, района; празднование памятных дат, связанных с героями России.

Итогами деятельности станет программа, которая предусматривает:

1. Создание организационно-педагогических условий для формирования: компетентности: знакомство с государственной символикой в РФ; профилактика противоправного поведения; формирование основ экономического мышления.

2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ: знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп; формирование терпимости к этим традициям; формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством; профилактика национальной, религиозной неприязни;

На основе вышеизложенных принципов планировались и организовывались уроки по истории с учащимися 9 класса.

3.2. Разработка уроков истории как условие гражданско-патриотического воспитания

Гражданин

Эпиграф урока: "А что такое гражданин? Отечества достойный сын". Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин.

План изучения темы урока:

Гражданские качества личности. Кого и почему называют гражданином?

Права и обязанности гражданина.

Цели урока:

Используя знания учащихся, полученные ими на уроках истории, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство".

Продолжать работу над развитием логического мышления, умением доказательно рассуждать, сопоставлять факты, мнения, делать обобщения и выводы, анализировать правовые документы.

Продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой гражданской позиции, воспитывать гражданские патриотические качества личности.

Межпредметные связи: литература: гражданские мотивы в произведениях русской и зарубежной литературы (А.С.Пушкин "Капитанская дочка", М.Ю.Лермонтов "Бородино" и др.); история: примеры проявления гражданской позиции в истории Отечества, истории зарубежных стран; изобразительное искусство: гражданские мотивы в живописи и скульптуре.

Оборудование урока: символы России (герб, флаг); документы: "Всеобщая декларация прав человека", Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (фрагменты); иллюстративный материал по выбору учителя.

Основные понятия урока: гражданин, патриотизм, Родина, Отечество. Право, обязанность, гражданский выбор, гражданство.

Ход урока

1. Введение в тему и определение целей урока. Вступительное слово учителя.

Термин "гражданин" появился еще в период античности и обозначал полноправного жителя городской общины (полиса), обладавшего исключительным правом участвовать в управлении общественными делами, голосуя в народном собрании и занимая выборные должности. На Руси к X - началу XI века относится появление терминов, обозначавших городское население: "горожанин", "гражанин", "гражданин". И лишь позже это понятие наполнилось новым смыслом.

Вопросы урока: Что значит быть гражданином? Какими качествами должен обладать этот человек? Какие права и обязанности есть у гражданина? Как взаимосвязаны понятия "гражданин" и "государство"? На эти вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока.

2. Методом "мозгового штурма" предлагаем учащимся выделить:

А - качества, которые характеризуют человека как гражданина;

Б - понятия, связанные с понятием "гражданин". Предложения учащихся записываются на доске или листе бумаги. Возможные варианты оформления

записей: А

Б

патриотизм

государство

ответственность

Родина

честь

Отечество

справедливость

паспорт

долг

флаг

гуманизм

право

законопослушание

обязанность и т.д.

свобода (мнение)

выбор (избиратель)

Предлагаем классу разделиться на 4 группы (назовем их условно "филологи", "историки", "философы" и "политологи") и приступить к работе. Каждая из групп работает в соответствии с заданиями в течение 7-10 минут. Цель работы - проанализировать предложенные учащимися во время "мозгового штурма" гражданские качества личности (см. столбец А).

Задания для групп

"Филологи": используя знания содержания различных литературных произведений, выделить качества личности, определяющие человека как гражданина. Приведите примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности.

"Историки": кого и почему называли гражданами в истории России? Приведите примеры поступков исторических личностей, которые можно характеризовать как гражданские поступки. При ответе на этот вопрос используйте факты из российской истории.

"Философы": выделите черты, свойственные настоящему гражданину, анализируя фрагмент работы русского философа И.А.Ильина (1883-1954):

"Первое, что отличает настоящего гражданина, есть свойственное ему чувство собственного духовного достоинства... Второе, что отличает настоящего гражданина, - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющий волевой центр, он есть тот истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах... Третье, что отличает настоящего гражданина, - это есть то взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими согражданами и с его государственной властью... И, наконец, четвертое, что отличает настоящего гражданина, - это есть умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А это значит переживать и осуществлять свои... права как вменяемые самому себе обязанности, а свои обязанности как свои драгоценные и почетные права".

"Политологи": проанализируйте фрагмент трактата древнегреческого мыслителя Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) "Политика". Какие качества гражданина выделил в трактате Аристотель? "И о детях, не достигших совершеннолетия и потому не внесенных в гражданские списки, и о старцах, освобожденных от исполнения гражданских обязанностей, приходится сказать, что и те и другие граждане лишь в относительном смысле, а не безусловно. Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти. /Поэтому/мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании. Тот гражданин, о котором сказано выше, соответствует преимущественно гражданину демократического устройства; к остальным видам государственного устройства это определение подходить может, но не обязательно".

Завершив работу, представители каждой из групп докладывают о результатах работы, дополняя список качественных характеристик личности и используя примеры. Итог работы - составление наиболее полного мнения о личностных качествах гражданина. И последующее обсуждение его. Результаты работы учащиеся оформляют в рабочих тетрадях. Учитель может предложить им продолжить работу над заданием дома. 1 вариант: дополнить составленный в классе список, изменить его, предложить новый вариант. 2 вариант: написать эссе, изложив в нем свое мнение "Надо ли гражданину ходить на выборы?".

3. Работа с записями в столбце Б. Группам предлагается анализ текстов документов.

Группа 1: "Всеобщая декларация прав человека", статьи 13, 14,15, 29.

Группа 2: Конституция Российской Федерации, статьи 27, 31, 32, 33,45, 60,61,62,63.

Группа 3: Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", введение, статьи 1, 5, 9, 10.

Учащимся предлагается дополнить и конкретизировать список Б и обсудить проблемы:

1. Каково юридическое значение понятий "гражданство" и "гражданин"?

2. В чем состоит устойчивая политико-правовая связь гражданина с государством?

3. Почему наряду с правами гражданин несет обязанности? В чем они состоят и почему их необходимо выполнять?

4. В качестве закрепления и проверки уровня усвоения знаний учащимися можно предложить следующее задание: считаете ли вы себя гражданами России? Почему? Свою позицию объясните.

Домашнее задание: напишите небольшое сочинение - размышление на одну из предложенных тем:

Что значит быть гражданином?

Каким должен быть настоящий гражданин своего Отечества?

Какие граждане нужны современной России?

"Надо ли гражданину ходить на выборы?".

Восточные славяне в древности

Цель - дать представление о восточных славянах, как наших предках

Задачи: сформировать у учеников общее представление о предках славян, расселением их племен, соседей в древности; развивать умения составлять рассказ, логическое мышление, умение работать с историческими источниками; воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувства взаимопонимания, взаимоуважения.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну - РОССИЮ.

С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю нашей страны, мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас обозначает слово - Родина?

/п.о./

- А знаете ли вы как называли наших предков?

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы узнали о том, как называли наших предков, где они жили и чем занимались.

3. Работа в тетради.

- Откройте тетради и запишите тему и план нашего урока.

Тема: Восточные славяне в древности.

План:

Далекие предки славян.

Религия восточных славян.

Славянские племена и их соседи.

4. Рассказ учителя о племенах восточных славян.

5. Словарная работа.

Славянская языковая семья,

индоевропейская группа народов,

праславяне,

подсечное земледелие,

род,

родовая община,

племя,

союзы племен,

язычество.

- Внимательно посмотрите на доску, это слова, которые мы будем использовать на нашем уроке.

- Значение каких слов вам известны?

/п.о. - род, родовая община, племя, союзы племен/

(Дети дают определения этим словам.)

6. Словарная работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 7 и попробуйте самостоятельно дать определения словосочетаниям:

славянская языковая семья,

индоевропейская группа народов.

/Дети читают определения и пытаются их пересказать./

Закрепление проводится по рабочим тетрадям В.В. Артемова с. 5 № 1.

Вычеркнете в первом и во втором списках по 2 названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы:

1) словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки ___________________ .

2) англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики ____________________ .

- Определения другим словам мы дадим работая в группах.

7. Работа в группах.

- Ребята, сейчас мы представим, что наш класс состоит из трех групп:

I группа - это писатели, они будут составлять рассказ о занятиях крестьян по картине "Славянский поселок", и они же дадут определение словосочетанию "подсечное земледелие".

II группа - это географы, они нанесут на контурную карту поселения славянских племен и дадут определение слову "праславяне".

III группа - это историки, они будут изучать религию восточных славян, расскажут нам о славянских праздниках и дадут определение слову "язычество".

/На работу в группах дается 10 минут. Ребята работают в сотрудничестве друг с другом и с учителем./

После подготовительной работы группы отчитываются.

8. Отчет рабочих групп.

9. Игра "Угадай соседа".

/Перед началом урока учитель расклеивает по всему кабинету карточки с названиями соседских племен восточных славян

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите вокруг себя, вы видите наклеенные по классу таблички с названиями соседствующих племен восточных славян.

Откройте карту в учебнике. Вам надо подойти взять карточку, посмотреть на карту в учебнике, где располагается этот сосед, а затем подойти к доске и правильно наклеить карточку, висящую на доске.

м.и. - Перечислите соседей восточных славян.

/п.о. - /

10. Элемент регионального компонента.

- Ребята, посмотрите на карту. В этом месте находится территория нашего края.

- Какие племена проживали на этой территории в древности?

/п.о. -…/

Были на этой территории поселения славян?

/п.о. -…/

- А кто знает, когда впервые русское население поселилось на территории края?

/п.о. -…/

IV. Итог урока:

1. Игра "Вопрос-ответ".

На доске прикреплены карточки с вопросами. Если правильно отвечаешь на вопрос, карточка переворачивается и получается слово МОЛОДЦЫ!

Опыт организации гражданско-патриотического воспитания

Вопросы на карточках:

Как называли наших предков?

Что такое подсечное земледелие?

Перечислите занятия славян.

Что такое язычество?

Перечислите религиозные праздники славян.

Покажите на карте племена восточных славян.

Покажите на карте соседей восточных славян.

Какие народы проживали на территории нашего края в древности?

2. Оценивание.

3. Домашние задание.

Государственные символы России

Цель: воспитание на примере изучения истории государственной символики патриотизма и гражданственности.

Задачи:

Формировать интерес к истории России;

Популяризировать государственные символы РФ - Герб, Флаг, Гимн;

Развивать умение работать с различными источниками информации;

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России;

Воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.

Форма: интерактивная игра.

Эпиграф на доске:

"Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан".

М.Монтень

Вступительное слово учителя: Тема нашей игры - "Государственные символы России". К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн - в XIX в. Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история.

Вы уже изучали возникновение и преобразование государственных символов нашей Родины. А сегодня, в ходе игры, мы воспроизведем в памяти наши знания и выявим знатока истории символов России.

Подготовительный этап. По данной теме учителем готовится 30 вопросов. Листки с вопросами сворачиваются и помещаются в коробку, из которой их участники игры смогут свободно достать. Тема игры участникам сообщается заранее. Жюри формируется из педагога и приглашенных гостей.

Вопросы для игры.

Когда в Российской Федерации празднуется День государственного флага?

Когда в Российской Федерации празднуется День государственного гимна?

Чьим родовым гербом является двуглавый орел?

Что такое скипетр?

Что называли "яблоком царского чину"?

Что символизирует орел, изображенный на гербе?

Каковы цвета российского государственного флага?

Что означают цвета государственного флага России?

Каковы цвета флага Свердловской области?

Что означают цвета флага Свердловской области?

Как звучал девиз советского герба?

Кто является автором эскиза герба Российской Федерации?

Что такое гимн?

Как назывался гимн России после октября 1917 года?

Кто является авторами гимна Российской Федерации?

С именем какого правителя связано появление на русском гербе двуглавого орла?

Каковы были цвета российского императорского флага?

При каком правителе российский флаг стал трехцветным?

В каком году государственный флаг стал красного цвета?

Кто является автором строк "Боже, царя храни..", ставших гимном России XIX века?

Когда российский флаг вновь стал бело-сине-красным?

Как назывался корабль, на котором впервые был поднят государственный флаг?

Какая гербовая фигура наиболее распространена?

Какая гербовая фигура находится на гербе Свердловской области?

Как называлось знамя в царской армии?

С кем отождествляли древние греки орла?

Какие государства имеют на гербе изображение орла?

Что было изображено на гербе московских князей?

Как называют всадника с копьем, поражающего змея, изображенного на российском гербе?

Что символизирует поверженный змей на гербе московских князей?

Ход игры: Формируется три команды участников. Команде делится на трех активных игроков и запасных игроков. Очередность вступления команд в игру устанавливается жребием.

I тур. Три игрока первой команды вытягивает поочередно три вопроса и отвечает на них. На подготовку и ответ каждого вопроса отводится 1 минута. Каждый правильный ответ - 1 балл. Если активные игроки команды не смогли ответить на вопросы, то это смогут сделать запасные игроки. Баллы остаются на счету команды. Если команда не смогла ответить на вопрос, то через минуту на него может ответить любой игрок других команд и заработать для команды дополнительный балл. После этого к игре приступает вторая, затем третья команда.

II тур. Игроки поочередно вытягивают три вопроса для игроков другой команды. Правила игры сохраняются.

III тур. Участвует только один игрок от команды. Он вытягивает поочередно три вопроса и отвечает на них. Правила игры сохраняются.

IV тур. Каждая команда в течение 3 минут готовит дополнения по темам "Флаг", "Герб", "Гимн". Тема определяется жребием. Команда указывает только новые сведения. Каждый новый факт оценивается в 1 балл.

Подведение итогов. Если в конце игры остались вопросы, на которые игроки команд не смогли ответить, учитель дает на них ответы. Жюри подсчитывает баллы, комментирует игру команд. Команды называют своего лучшего игрока. Команды и лучшие игроки получают поощрительные призы.

Заключительное слово учителя: Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан, как художественный и музыкальный образ страны. Эти символы - часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. Нам есть чем гордиться.

Мы живем в России, мы - ее граждане. Мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

Вслушайтесь в слова нашего великого соотечественника:

"… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал"

А.С. Пушкин

Домашнее задание: подготовить кроссворд или тест из 10 заданий на тему "Государственные символы России".


Заключение

Уровень гражданской воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность - вот те три основных показателя, которые достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников гражданской позиции.

Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой. На сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении. Школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить.

Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно - воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.

Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, само актуализации и самоопределения личности. Одним из важных направлений в работе учителей историков считается гражданско-патриотическое воспитание. Основной целью концепции гражданско-патриотического воспитания является определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству, формирование у нее профессионально - значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в верности к Родине, высокой значимостью национальной принадлежности.

В современных условиях содержание гражданско-патриотического воспитания выделяются следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, преданность своему Отечеству, преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города, села.


Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Истина школы. - Киев: СПД А.М. Богданова, 2005.

  2. Баранов С.П. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник. - М.: Владос, 2006.

  4. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе. - М.: Академия, 2009.

  5. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Брянск. БИПКРО. 2006.

  6. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе. - 2007. - №7.

  7. Доронина Т.Г. Программа Гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России». // copy.yandex.net

  8. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма. // Вестн. ОГУ. - 2007. - № 1.

  9. Жоголь-Лабзеева И.П. Формирование гражданской культуры. // Преподавание в школе. - 2009. - №1.

  10. Кабуш В.Т. Моральные ценности детского объединения. / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. - 2006. - №6.

  11. Каменец В.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе. - 2006. - №9.

  12. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. - М.: Академия, 2005.

  13. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе. - 2007. - №4.

  14. Кулагина B.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2008.

  15. Лутовинова В.И. Гражданское и патриотическое воспитание. // portalus.ru

  16. Методические рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году». // umk.gorodgomel.by

  17. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе. - 2004. - №4.

  18. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие. Ч. 1. - М.: Владос, 2009.

  19. Серов Б.Н. Поурочные разработки. Гимн. Герб. Флаг. - М.: Вако, 2007.

  20. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2008.

  21. Степанищев А.Т. История Отечества - преподавание в школе. - М.: Владос, 2006.

  22. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебное пособие. - М.: Владос, 2007.

  23. Финогенова А.В Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление. // bgam.edu.by

  24. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2009.

  25. Хорошкевич А.Л. Герб и флаг России X- XX вв. - М.: Академия, 2007.


© 2010-2022