Отчет по самообразованию воспитателя Томиловой С. В. Особенности социализации воспитанников школы-интерната

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет по самообразованию воспитателя Томиловой С.В.

за 2012-2015 г.

Особенности социальной адаптации воспитанника в коррекционной школе - интернат

Социальная адаптация и дезадаптация прямо объединены с таким понятием как «социализация». Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим образом: социализация - это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, освоение личностью общественного опыта путем вступления в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы общественных отношений за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду. Личность перестраивает социальный опыт в личные ценности, установки, ориентиры и активно использует его. Суть процесса взаимодействия личности с общественной средой содержится в изучении, преобразовании и воспроизводстве личностью социального опыта [37, с. 90].

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, происходит вне семьи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

В разнообразные учебно-воспитательные учреждения, которые в своем роде являются институтами социализации, попадают дети, лишенные родительской опеки. Группу таких институтов социализации детей, лишенных родительской опеки, составляют учебно-воспитательные учреждения интернатного типа: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

Аналогом семьи у детей лишенных родительской заботы выступают одновозрастные группы, с которыми они проживают. Предоставленная структура школы-интерната увеличивает уровень зависимости складывающейся личности от института социализации.

В интернатном учреждении социализация детей, лишенных родительской заботы осуществляется в процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. В школе - интернате учебно-воспитательный процесс для детей, лишенных родительской заботы, учитывает их социальную и родительскую депривацию, которая проявляется в социально-педагогической заброшенности детей, устраивающихся в интернатное учреждение; присутствии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье; разнообразных формах девиантного поведения. Учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка (психологической, социальной, дефектологической, медицинской).

Роль трансляторов социального опыта в школе - интерната играют группы взрослых и сверстников. Взрослые являются агентами вторичной социализации, призваны воздействовать на личность. Но в этом случае педагоги выполняют роль первичных агентов социализации - биологических родителей. Следует сказать, что любая имитация семейных отношений, со стороны взрослых в искусственно организованных условиях доставляет вред социализации ребенка.

В группе численность детей намного превышает тот уровень, при котором взрослый может уделять нужное внимание каждому ребенку. Что приводит к избыточности общения с взрослыми, присутствию обостренной надобности в их внимании и доброжелательности. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, делает ребенка крайне зависимым от взрослого.

Дети в школе - интернат наблюдают взрослых при исполнении своих профессиональных обязанностей, эти дети ограниченны в возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. У таких детей не складываются установленные стандарты мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности, это приводит к затруднению вырабатывания у мальчиков и подростков собственной половой идентичности.

В школе - интернат взаимоотношения между ровесниками формируются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, так как ребенок общается с одной и той же довольно ограниченной группой сверстников, при чем сам он не может выбрать ей какую-либо иную группу. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, содействующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выдается как аналог семьи. С другой стороны, схожие контакты не способствуют вырабатыванию навыков общения со ровесниками, умения исправить равноправные взаимоотношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, нужные для избирательного товарищеского общения.

На основании данных исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, А.М. Прихожан, Е.А. Волошиненко выделяют факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях:

  1. Фактор социальной изоляции - ограниченное взаимодействие с социальной средой, закрытость интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с общественной средой замечается «разрыв». У воспитанника начинаются трудности в изучении социального опыта, что отображается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.

  2. Фактор родительской депривации. Здесь нужно проанализировать два случая:

- дети, попавшие в интернатное учреждение из родительских семей. Эти дети имеют негативный опыт семейной социализации. Они идентифицируют разнообразные формы девиантного поведения родителей (пьянство, насилие, невыполнение родительских обязанностей). Постигнутый отрицательный семейный опыт отражается как уже собственное девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество);

- дети, от которых родители отказались еще в роддоме и никогда не жили в родительской семье. Эти дети никогда не осуществляли роли сына или дочери.

  1. Фактор организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях.

- численность детей в интернатном учреждении превосходит тот уровень, при котором возможна организация условий, примерных к семейным;

- группы одновозрастные, численность детей в них намного больше того, при котором взрослый может уделять чуткость каждому ребенку;

- строгая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не дают содержательных предлогов для общения;

- неадекватная организация жизненного пространства в интернатных учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает присутствия своей территории, заставляя детей все время находиться в чересчур большом коллективе сверстников;

- коллективная жизнь доминирует над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего нужного: близких взрослых, своего «угла», своих игрушек и своих вещей, свободы передвижения внутри и вне помещения, контактов с людьми, предпочтения занятий и игр. Социализация личности совершается как часть общего целого. Личность вторична по отношению к коллективу;

- смена воспитателей, перевод детей из группы в группу не позволяет определять адекватные взаимоотношения ребенка с взрослым;

- воспитатели не получают особой подготовки для работы с детьми, лишенными родительской опеки.

Проживание в интернатных учреждениях откладывает особый отпечаток: неполноценностью общения с взрослыми и сверстниками; отсутствие общения с родителями; неготовностью к общению в социуме; отсутствие самостоятельности; неумением регулировать свою деятельность; трудностью приспособления к новым условиям жизни; нарушены механизмы становления собственной идентичности; неумение адекватно оценивать себя.

По данным многих изучений, социальное развитие таких детей различается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и торопливы, поверхностны. Ребенок в то же время добивается внимания и отторгает его, переключаясь на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неверно складывающийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим отрицательный взгляд.

В условиях жизни без родительской заботы у детей стихийно формируется детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие» - мы и они. От «чужих» они вместе обособляются, выражают по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут бессердечно обращаться со своим ровесником или ребенком младшего возраста, так как у них не выработана и искажена надобность в любви и признании из-за нестабильного положения.

Дети не умеют и не стремятся признать свою вину в конфликтной ситуации (преобладают защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно рассчитывать и контролировать свои поступки, т.е. вместо развития произвольного поведения у них формируется установка на внешний контроль. Вместо умения самому преодолевать трудную ситуацию, дети намерены обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность.

Исследования И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской показывают, что воспитанники интернатных учреждений зачастую ощущают важные трудности в создании своей семьи и ее сохранении.

Чехословацкие психологи И. Лангмейер и З. Матейчик на основании обобщения данных, а так же своего многолетнего изучения психического развития детей, воспитывающихся в школе-интернате, еще в 1984 году ввели понятие психических лишений или психической депривации. Они определяют психическую депривацию как психическое состояние, начавшееся в результате таких жизненных условий, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых главных (жизненных) психических надобностей в достаточной мере в процесс длительного времени. Она может быть частичной или полной, эмоциональной, сенсорной, социальной, моторной.

Особенности психического развития в коррекционной школе - интернат содержатся в том, что у воспитанников в развитии существует ряд качественных негативных особенностей.

Эти особенности по-разному и в различной степени показывают себя на каждой возрастной стадии, но все они чреваты нешуточными последствиями для формирования личности. Постепенно они наслаиваются друг на друга и без систематической и целенаправленной профилактической и коррекционно-развивающей работы приводят к значительным сложностям в социальной адаптации воспитанников.

Становление самосознания у подростков из коррекционной школы-интерната так же имеет свою особенность: у них замечается более низкий уровень развития самооценки, ее изменчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей свойственна заниженная самооценка, инверсия образа «Я». Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент детей из школы-интерната (по сравнению с детьми из семьи) воспринимает отношение к себе других людей как критическое.

В оценке себя дети из семьи ориентированы больше на нравственные качества, тогда как дети из школы-интерната ценят себя в основном за успехи и неуспехи в учебной деятельности и поведения [18, с. 51].

Все эти сведения, а так же присутствие большого числа высказываний, типичных для младшего школьного возраста, разрешают сделать вывод об отставании в формировании образа «Я» воспитанников школы-интерната, в соответствии этого образа более раннего этапа возрастного развития.

Особенности психического развития воспитанников с особыми образовательными потребностями можно выделить как базовый фактор, прямо воздействующий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность их социальной адаптации [18, с. 54].

Особенности психического развития (психологический и социальный инфантилизм) весьма затрудняют благополучное вступление воспитанников школы-интерната в современный социум.

У школ - интерната, как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, надзора, содержания детей, их воспитания, обучения, коррекции и развития. С другой стороны, школа - интернат - это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребенку семью. И если мы проанализируем, какие общественные функции исполняет семья, то сможем определить, какие функции должна исполнять школа-интернат как социальный институт - «заменитель» семьи. Если спроектировать эти функции семьи на школу-интернат, то наравне с общими для всех детских образовательных учреждений функциями, школа-интернат должна реализовывать и важнейшую функцию присоединения ребенка к социальной жизни (т.е. социально-адаптивную функцию).

Приоритет этой функции определен тем, что у воспитанников школы-интерната отсутствует воздействие главного социального института - семьи. Школа-интернат для воспитанников - временное место нахождения, и после завершения обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь в открытый социум. От того, насколько сумеет подготовить школа-интернат воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы:

- высокий уровень: характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дисциплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформированностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем коммуникации, низким уровнем тревожности и агрессии;

- средний уровень: характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии;

- низкий уровень: характеризуется неуспеваемостью по учебным дисциплинам, отсутствием социально-нравственных позиций, значительными трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, низким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.

Тем самым следует отметить, что дети, воспитывающиеся в коррекционных школах - интерната сталкиваются с проблемными ситуациями, которые связаны с адаптацией и приспособлением к природной и социальной среде.

Более эффективной будет индивидуальная помощь в процессе социальной адаптации, если будет правильно определено содержание, формы и этапы оказания помощи. Помощь, оказанная в решении возрастных задач социализации, опасностей возраста, проблемных ситуаций, которые возникли в процессе жизнедеятельности, и является содержанием индивидуальной помощи.

Так же на успешность социальной адаптации воспитанников школы-интерната оказывать влияние степень интеллектуального развития, образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков, отношений и особенности их психического развития (с которыми они поступили в школу-интернат и которые формируются за время пребывания в школе-интернате). Специфика развития детей, воспитывающихся в школе-интернате, свидетельствует, что многие свойства и качества личности в целом сохраняются на протяжении всего нахождения в учреждении, показывая себя в той или иной форме. Особенности психического развития воспитанников в формировании, возникшие в раннем детстве, в дальнейшем не пропадают, а приобретают новое качество, углубляются.

Таким образом, индивидуальная помощь является необходимой в социальной адаптации детей в коррекционной школе - интернат. Исходя из всего вышесказанного, следует выделить основные особенности оказания индивидуальной помощи воспитанникам коррекционной школы - интерната: учет специфики жизнедеятельности организации; учет психофизиологических и индивидуальных особенностей воспитанников; реализация учебных мероприятий в игровой форме; соблюдение четкой структуры занятия (этап снятия эмоционального напряжения, основная часть и рефлексия).

2.2 Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната

Для решения поставленных в работе задач было проведено экспериментальное исследование в 3 этапа. Программа исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1 Программа экспериментального исследования

Этап

Название этапа

Задачи

Формы и методы

1

2

3

4

1

Констатирующий эксперимент.

- изучение социальной адаптации воспитанников коррекционной школы - интерната по критериям адаптации В.Н. Литовченко.

- наблюдение (карта Л.Стотта) [17, с. 8];

- тестирование (методика «Социометрия»)

[33, с.8];

- опросник диагностики способности к эмпатии

А. Мехрабиена и Н. Эпштейна

[23, с. 208].

- методика «Несуществующее животное» [7, с. 56].

1

2

3

2

Преобразующий эксперимент.

- разработка и реализация программы индивидуальной помощи воспитанникам коррекционной школы - интерната в процессе социальной адаптации.

Формы работы: игры, упражнения.

3

Контрольный срез.

- изучение социальной адаптации воспитанников коррекционной школы - интерната после реализации программы индивидуальной помощи.

- наблюдение (карта Л.Стотта);

- тестирование (методика «Социометрия» [33, с.8];

методика «Несуществующее животное» [7, с. 56];

опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и

Н. Эпштейна)

[23, с. 208].

Экспериментальная группа состоит из 5 мальчиков. Так как в одной спальне проживают мальчики разных возрастов, для нашего исследования мы взяли мальчиков одного возраста. Тем самым результаты будут более точными. С соблюдением этических норм нами в работе был использован принцип конфиденциальности информации, в связи с этим на всех материалах исследования указаны не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный код 1 (м), 2 (м) и т.д.

За критерии социальной адаптации в своем исследовании мы принимаем критерии отечественного исследователя В.Н. Литовченко. В таблице 2 представлен список диагностических методик, позволяющих диагностировать каждый из критериев социальной адаптации.

Таблица 2 Диагностика социальной адаптации по критериям В.Н. Литовченко

Критерий социальной адаптации

Диагностические методики

1

2

3

1.

Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус.

По результатам социометрического теста [33, с. 8].

2.

Продуктивность и эффективность деятельности.

По результатам наблюдений.

3.

Эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности.

По результатам наблюдений.

1

2

3

4.

Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения.

Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.

5.

Степень реализации внутриличностного потенциала.

По результатам методики «Карта Л. Стотта» [17, с. 111].

6.

Интеграция индивида и среды.

По результатам методики «Несуществующее животное»

[7, с. 56].

На первом этапе констатирующего эксперимента с целью изучения социальной адаптации воспитанников коррекционной школы - интерната нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение и тестирование.

Метод 1: наблюдение. Осуществлен, с помощью карты наблюдений Л. Стотта. Методика используется для диагностики трудностей адаптация ребенка в школе, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни. Карта состоит из 198 «отрезков», сгруппированных в 16 синдромов.

С помощью карты наблюдения Л. Стотта (Приложение ) выявляются особенности детской дезадаптации. Карта оценивает степень и характер самой дезадаптации и состоит из 16 симптомокомплексов - образцов поведения. Использование «Карты наблюдений» Стотта дало возможность выявить исходную степень социальной адаптации детей, которая была практически одинаковой у испытуемых [17, с. 111]. Результаты представлены в таблице 3.

Ориентировочные критерии (по данным В.А. Мурзенко).

Коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 8 до 25 баллов. Свыше 25 баллов свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, эти дети стоят на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.

Таблица 3 - Результаты наблюдений по карте Л. Стотта

Испытуемый

Результат

1 (м)

17 баллов

2 (м)

33 балла

3 (м)

22 балла

4 (м)

23 балла

5 (м)

64 балла

У детей преобладает очень высокая тревожность и враждебность по отношению к взрослым. Примерно такой же уровень тревожности и враждебности у детей по отношению друг к другу. Это подтверждает и наши наблюдения за поведением детей. Дети не стесняются проявлять агрессивное поведение по отношению друг к другу, обзывают друг друга, часто ссорятся, применяют физическую силу, т.е. испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Выводы представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Протокол наблюдения за особенностями поведения детей в процессе их совместной деятельности

Испытуемый

Ситуации для наблюдения

Проявление отношений с товарищами

1

2

3

1 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, групповое занятие, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя свободно. Помогает другим мальчикам. Спокойно себя ведет. Очень долго собирается к выполнению работы. Уступает другим. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает. Старается выполнить все аккуратно, не торопясь.

На прогулке гуляет с мальчиками из другой группы (более старшими). Ведет себя спокойно. В игры не играет.

2 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, уроки, т.д.)


Прогулка.

Выражает свои желания и чувства. Дает определенные указания. Не слушает мнения других мальчиков. Уклоняется от совместных действий, унижает других. Кричит. Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

Гуляет со всеми. Дергает и цепляет других мальчиков. Громко кричит и ругается. Проявляет агрессию, лезет драться.

1

2

3

3 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, групповые занятия, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя свободно, смеется, помогает другим мальчикам. Руководит и дает указания.

Высказывает свое мнение, оценивает результат работы. Интересуется оценкой своих действий.

Гуляет со всеми мальчиками вместе. Придумывает различные игры. Смеется, шутит. В играх часто бывает ведущим, и следит за правилами игры.

4 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, групповые занятия, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя свободно, руководит и дает указания другим.

Советует в требовательной форме. Выражает свои чувства и желания. Требует от других качественного выполнения работы. Интересуется оценкой своих действий.

Гуляет со всеми вместе. Смеется. Громко рассуждает и спорит. Следит за правилами игры. Руководит игрой.

5 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, уроки, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя скованно. Не просит о помощи других . Ворчит. Проявляет напряженность. Не оказывает помощи другим. Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим.

Гуляет со всеми , но всех цепляет, дергает, бьет.

Метод 2: тестирование при помощи методики «Социометрия».

Методика «Социометрия» - техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. В связи с тем, что мы работали со сложным контингентом детей, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, для проведения социометрии Дж. Морено, мы использовали данную методику в упрощенном варианте . Результаты представлены в таблице 5.

Перед началом социометрического исследования члены группы получают инструкцию примерно следующего содержания: «Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, записав под каждым из них фамилию члена вашей группы с учетом отсутствующих».

На каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке предпочтения (отклонения) фамилии своих одноклассников в соответствии со смыслом вопроса.

Таким образом, отвечая на эти два вопроса, каждый член группы должен сделать свой выбор в пользу или против различных членов группы.

Были заданы такие вопросы:

  1. К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

  2. Кого из своей группы ты пригласила бы на свой день рождения?

Таблица 5 - Результаты, полученные при помощи методики «Социометрия»

Испытуемый

1(м)

2(м)

3(м)

4(м)

5 (м)

1 (м)

+

+

2(м)

+

+

3(м)

+

+

4(м)

+

+

5(м)

+

+

Итого

3

1

4

1

1

Социометрический тест показал, что низкий социальный статус имеют испытуемые 4, 2, 5, лидер 3, приближенные 1.

Метод 3: опросник диагностики способности к эипатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна .

Способность к сопереживанию - эмпатии - понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь друг другу и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков.

Описание процедуры: для диагностики способности к эмпатии был применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений утверждений. Необходимо было прочитать приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «-» с каждым из них. После того, как были даны ответы на все вопросы, необходимо было сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитать количество совпадений. Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализировать, сравнив результат с показателями, представленными в ниже следующей таблице 6 и 7.

Таблица 6 - Показатели уровней эмпатических тенденций

Пол

Уровень эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

очень низкий

Юноши

33-26

25-17

16-8

7-0

Девушки

33-30

29-23

22-17

16-0

Таблица 7 - Анализ результатов, полученных при помощи методики « Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна»

Испытуемый

Баллы

Уровень эмпатических тенденций

1 (м)

17 баллов

Низкий

2(м)

17 баллов

Низкий

3 (м)

19 баллов

Низкий

4 (м)

19 баллов

Низкий

5 (м)

17 баллов

Низкий

По результатам проведенной методики следует отметить, что уровень эмпатических тенденций у всех мальчиков низкий.

Метод 5: методика «Несуществующее животное».

Методика «Несуществующее животное» - метод исследования личности, построенный на теории психомоторной связи. По составу данный тест ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Подросткам дается следующая инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием» .

По результатам проективной методики «Несуществующее животное» можно сделать следующие выводы:

Испытуемый 1.

Расположение листа изменено в зависимости от рисунка это означает, что человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции. Положение «анфас», трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши»: прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих. Любимое занятие несуществующего животного с крыльями парить в облаках - значит, в реальной жизни мальчик пассивен и несколько инфантилен.

Испытуемый 2.

Мальчик изменил расположение листа в зависимости от рисунка - это значит, что он умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции. Положение «анфас», трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши»: прямое - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Продуктами питания несуществующего животного названы явно несъедобные вещи для человека (камни) - это указание на низкую социализированность или нарушение общения. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Испытуемый 3.

Мальчик не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Положение «анфас», трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши»: прямое - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения - очень много острых углов. Друзьями несуществующего животного названы все окружающие, без конкретизации - это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении. Мальчик не назвал конкретных врагов несуществующего животного, скорее всего, дело не в конкретных опасениях и страхах, а вообще в боязни общения и конфликтов, то есть в повышенной застенчивости.

Испытуемый 4.

Изменено расположение листа в зависимости от рисунка означает, что человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции. В пищу несуществующее животное употребляет особо крупные объекты (деревья) - это говорит об импульсивности человека или его низкой социализированности. Друзьями несуществующего животного являются все окружающие, без конкретизации - это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении. Несуществующее животное хочет иметь друзей - мальчик испытывает недостаток общения.

Испытуемый 5.

Мальчик не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Пещера названа местом обитания несуществующего животного - мальчик испытывает недостаток общения или чувство одиночества. Мальчик не рассказал об отсутствии друзей у несуществующего животного - он испытывает чувство одиночества.

После проведения всех методик нами была составлена итоговая таблица по уровню социальной адаптации каждого воспитанника. Испытуемые были оценены нами (исходя из диагностики и наблюдений) по каждому критерию социальной адаптации по «5» бальной системе, результаты занесены в таблицу 8.

Таблица 8 - Сводная таблица результатов по изучению социальной адаптации воспитанников коррекционной школы - интернат

Критерии



Оптант

Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус

Продуктивность и эффективность деятельности

Эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности

Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения

Степень реализации внутриличностного потенциала

Интеграция индивида и среды

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8


1 (м)

4 балла

3 балла

3 балла

2 балла

3 балла

3 балла

18 баллов средний уровень

социальной адаптации. Отрицательные эмоции: вспыльчивость, раздражительность; выполняет требования формально, не заинтересована в общении, старается быть незаметным;

Эгоцентризм, склонность обращать на себя внимание окружающих, быть всегда в центре внимания.

2 (м)

1 балл

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

10 баллов - низкий уровень социальной адаптации.

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их.

Заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Свойственна агрессия, страх и тревога, необщительность, замкнутость.

3 (м)

5 баллов

4 балла

4 балла

2 балла

2 балла

3 балла

20 баллов - средний уровень социальной адаптации.

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами.

Сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами, ригидность, нежелание ничего менять.

4 (м)

1 балл

2балла

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

10 баллов - низкий уровень социальной адаптации.

Испытуемый насторожен по отношению к окружающему миру, может легко установить контакт.

Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос.

Повышенное внимание к себе, забота о собственной внешности. Слабый внутренний контроль, неудовлетворенность потребности в общении.

5 (м)

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

1 балл

1 балл

9 баллов - низкий уровень социальной адаптации. Испытывает тревожность, страх, внутренне напряжение, замкнутость, необщительность, уход в себя. Чувствует подавленность и неуверенность. Ригидность, нежелание ничего менять, девочка испытывает недостаток общения.

Уровень социальной адаптации испытуемых оценивался нами по характеристикам, на которые ссылается А.Л. Венгер:

Если сумма баллов менее 10 - «низкий уровень» - ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой); пассивный, движения скованные, избегает других детей; необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого, поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят), замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему); общение с взрослыми приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании; отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин; агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос.

Если сумма баллов 11-20 - «уровень средний» - ребенок положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками; отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх; обидчивость, вспыльчивость, раздражительность; выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным; предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт; сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами; не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой; часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах).

Если сумма баллов 21-30 - «уровень высокий» - ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; прилежен, внимательно слушает указания взрослых, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе; поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение; высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх; общительный, легко контактирует с детьми; проявляет дружелюбие по отношению к взрослым, стремится понравиться; хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

По уровню социальной адаптации сделаны следующие выводы:

3 мальчика (5, 4, 2) - низкий уровень социальной адаптации;

2 мальчика (1, 3) - средний уровень социальной адаптации.

Испытуемый 1 (м) легкая умственная отсталость, сирота (родители лишены родительских прав). Социометрический статус - «приближенный». Ранее сексуальное развитие. Требует внимания к себе, повышенная забота о собственной внешности. Желание быть привлекательным, симпатичным другим людям. Верная половая идентификация. Общительный, активно взаимодействует с внешним миром. Уверен в себе, имеет завышенную самооценку. Имеет сексуальный поддекст.

Испытуемый 2 (м) легкая умственная отсталость, сирота (мать лишена родительских прав). Социометрический статус в группе «пренебрегаемые». Испытуемый испытывает стремление компенсировать недостающее. Ему свойственна агрессия, страх и тревога, необщительность, замкнутость. Испытуемый требует повышенного внимания к себе. Ранее сексуальное созревание, сильное внутренне напряжение, чувство незащищенности, недостаточная зрелость и слабый внутренний контроль.

Испытуемый 3 (м) легкая умственная отсталость, ребенок -сирота . Социометрический статус в группе - «лидер». . Сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Верная половая идентификация. Незрелость. Общительность, активное взаимодействие с внешним миром. Имеет сексуальный подтекст. Повышенное внимание к собственной персоне.

Испытуемый 4 (м) легкая умственная отсталость, сирота. Социометрический статус в группе - «пренебрегаемые». Ребенок имеет выраженную степень интеллектуальной недостаточности. Испытуемый насторожен по отношению к окружающему миру, может легко установить контакт. Верная половая идентификация. Слабый внутренний контроль. Имеет сексуальный подтекст.

Испытуемый 5 (м) легкая умственная отсталость Социометрический статус в группе «не принятые». Ребенок имеет выраженную степень интеллектуальной недостаточности. Стремиться к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношении с окружающими. Испытывает тревожность, страх, внутренне напряжение, замкнутость, необщительность, уход в себя. Чувствует подавленность и неуверенность.

По результатам проведенных нами методик была составлена программа индивидуальной помощи воспитаннику в процессе социальной адаптации.

На заключительном исследования мы провели контрольный срез с целью определения особенностей социальной адаптации воспитанника коррекционной школы - интерната .

Для проведения повторной диагностики мы использовали такие же методы и методики, как и на первом этапе исследования.

Метод 1: наблюдение. Осуществлен с помощью карты наблюдений Л. Стотта. Результаты представлены в таблице 11.

Таблица 11 - Результаты наблюдений по карте Л. Стотта после реализации программы индивидуальной помощи

Испытуемый

Результат

1 (м)

15 баллов

2 (м)

19 балла

3 (м)

19 балла

4 (м)

17 балла

5 (м)

23 балла

Также мы использовали педагогическое наблюдение за воспитанниками в ситуациях коллективного дела и свободного времяпровождения. Результаты оформлены в таблице 12

Таблица 12 - Протокол наблюдения за особенностями поведения детей в процессе их совместной деятельности после проведения эксперимента

Испытуемый

Ситуации для наблюдения

Проявление отношений с товарищами

1

2

3

1 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, групповое занятие, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя свободно. Помогает другим . Спокойно себя ведет. Очень долго собирается к выполнению работы. Уступает другим. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает. Старается выполнить все аккуратно, не торопясь.

На прогулке гуляет с детьми из своей группы. Младше себя возрастом старается завлечь в игры. Ведет себя спокойно.

2 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, уроки, т.д.)

Прогулка.

Выражает свои желания и чувства. Дает определенные указания. Стал прислушиваться к мнению других . Стремиться выполнять все поручения вместе с кем - то, сообща. Стал предлагать свою помощь. Более спокойно себя ведет, не кричит, старается быть всегда с другими мальчиками.

Гуляет со всеми. Играет в игры с другими детьми. Бывает, громко кричит, но других не цепляет.

1

2

3

3 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, групповые занятия, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя свободно, смеется, помогает другим . Старается прислушиваться к мнению других . Высказывает свое мнение, оценивает результат работы. Интересуется оценкой своих действий.

Гуляет со всеми вместе. Придумывает различные игры. Смеется, шутит. В играх часто бывает ведущим, и следит за правилами игры.

4 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, групповые занятия, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя свободно, прислушивается к мнениям других.

Дает советы, но уже в не требовательной форме. Выражает свои чувства и желания. Предлагает другим свою помощь. Интересуется оценкой своих действий.

Гуляет со всеми вместе. Смеется. Громко рассуждает и спорит. Следит за правилами игры.

5 (м)

Коллективное дело.

(генеральная уборка спальни, уроки, т.д.)

Прогулка.

Чувствует себя свободно. Не просит о помощи других , предлагает свою помощь. Соглашается, уступает другим.

Гуляет со всеми , не кричит, не дерется. Защищает девочек от мальчиков.

Проведя повторное наблюдение за детьми, мы можем сравнить результаты до эксперимента и после, которые представлены в таблице 13.

Таблица 13 - Анализ поведения воспитанников до и после реализации программы индивидуальной помощи .

Этап констатирующего эксперимента


Этап контрольного среза

У детей преобладает очень высокая тревожность и враждебность по отношению к взрослым. Примерно такой же уровень тревожности и враждебности у детей по отношению друг к другу. Это подтверждает и наши наблюдения за поведением детей. Дети не стесняются проявлять агрессивное поведение по отношению друг к другу, обзывают друг друга, часто ссорятся, применяют физическую силу, т.е. испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей снизился уровень тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам. Дети стали активными, шли на контакт друг с другом, решали предложенные ситуации. Заметно снизился уровень агрессии. Физическая сила не применяется.

Метод 2: тестирование при помощи методики «Социометрия».

Были заданы такие вопросы:

  1. К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

  2. Кого из своей группы ты пригласила бы на свой день рождения?

Результаты, полученные при помощи социометрии, оформлены в таблице 14.

Таблица 14 - Результаты, полученные при помощи методики «Социометрия»

Испытуемый

1(м)

2(м)

3(м)

4(м)

5 (м)

1 (м)

+

+

2(м)

+


+

3(м)

+

+

4(м)


+


+

5(м)

+

+

Итого

2

2

2

2

2

Взаимный выбор

1

1

2

1

1

Сравнение результатов социометрии до и после формирующего эксперимента представлены в таблице 15.

Таблица 15 - Сравнения структуры межличностных отношений в группе воспитанников до и после реализации программы индивидуальной помощи

Социальный статус

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Лидер

1

1

Приближенные

1

4

Пренебрегаемые

3

Изгой

0

На данный момент социометрический тест показывает одинаковое количество голосов у всех воспитанников. Что свидетельствует о том, что некоторые поменяли свой выбор полностью и стремятся к взаимодействию с другими воспитанниками.

Метод 3: для изучения уровня эмпатии мы использовали «Опросник диагностики способности к эипатии» А. Мехрабиена и Н.Эпштейна. Результаты представлены в таблице 16.

Таблица 16 - Результаты, полученные при помощи методики «Опросник диагностики к эмпатии» после реализации программы индивидуальной помощи

Испытуемый

Баллы

Уровень эмпатических тенденций.

1 (м)

23 баллов

Средний

2(м)

24 баллов

Средний

3 (м)

26 баллов

Средний

4 (м)

25 баллов

Средний

5 (м)

24 баллов

Средний

Проведя опросник повторно, мы выявили, что уровень эмпатии у всех повысился и стал средним.

Тем самым следует сделать вывод, что воспитанники стали чувствительнее и внимательнее к другим людям, их проблемам, радостям и горем. Они способны оказывать помощи и поддержку.

Метод 5: методика «Несуществующее животное».

По результатам методики «Несуществующее животное» можно сделать следующие выводы, которые представлены в таблице 17.

Таблица 17 - Анализ результатов, полученных при помощи методики «Несуществующее животное» до и после реализации программы «Вместе веселее»

До начала эксперимента

После эксперимента

1

2

Испытуемый 1.

Расположение листа изменено в зависимости от рисунка это означает, что человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции. Положение «анфас», трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Украшающие детали: демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих. Любимое занятие несуществующего животного с крыльями парить в облаках - значит, в реальной жизни девочка пассивна и несколько инфантильна.

Испытуемый 1.

Голова животного повернута вправо: устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться.

У животного снова нарисованы крылья, но любимое занятие - летать в гости к друзьям, означает, что девочка стала более активна, стала по другому видеть остальных девочек.

1

2

Испытуемый 2.

Девочка изменила расположение листа в зависимости от рисунка - это значит, что она умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции. Положение «анфас», трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Продуктами питания несуществующего животного названы явно несъедобные вещи для человека (камни)- это указание на низкую социализированность или нарушение общения. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Испытуемый 2.

Линии более плавные, не так много углов - это указание на проявление социализированности или готовности к общению, а так-же на уменьшение агрессивности..

Испытуемый № 3.

Девочка не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Положение «анфас», трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения - очень много острых углов. Друзьями несуществующего животного названы все окружающие, без конкретизации - это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении. Девочка не назвала конкретных врагов несуществующего животного, скорее всего, дело не в конкретных опасениях и страхах, а вообще в боязни общения и конфликтов, то есть в повышенной застенчивости.

Испытуемый № 3.

Девочка изменила расположение листа в зависимости от рисунка - это значит, что она умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Линии более плавные, меньше углов - это указание на проявление социализированности или готовности к общению, а так-же на уменьшение степени агрессивности.

Девочка называет конкретных врагов своего животного - это говорит о том, что боязнь общения и конфликтов девочка преодолела.

Испытуемый № 4.

Изменено расположение листа в зависимости от рисунка означает, что человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции. В пищу несуществующее животное употребляет особо крупные объекты (деревья) - это говорит об импульсивности человека или его низкой социализированности. Друзьями несуществующего животного являются все окружающие, без конкретизации - это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении. Девочка не называет конкретных врагов несуществующего животного, скорее всего, дело не в конкретных опасениях и страхах, а вообще в боязни общения и конфликтов, то есть в повышенной застенчивости. Несуществующее животное хочет иметь друзей - девочка испытывает недостаток общения.

Испытуемый № 4.

Пищей животного назван - шоколад и конфеты. Это говорит о том, что у девочки повысился уровень социализированности.

Девочка назвала друзей животного, можно сделать вывод - нет боязни общения и конфликтов у девочки, сейчас она не испытывает недостатка общения.

1

2

Испытуемый № 5.

Девочка не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Пещера названа местом обитания несуществующего животного - девочка испытывает недостаток общения или чувство одиночества. Девочка рассказала об отсутствии друзей у несуществующего животного - она испытывает чувство одиночества.

Испытуемый № 5.

Девочка изменила положение листа, и лист расположен горизонтально, это может свидетельствовать о том, что девочка научилась приспосабливаться, не абсолютно следовать инструкции. Местом обитания животного девочка называет волшебную страну, говорит о множестве друзей и большой семье животного. Это говорит о том, что девочка больше не испытывает чувства одиночества и недостатка общения.

На основе полученных результатов мы составили итоговую таблицу 18 по изучению социальной адаптации каждого воспитанника.

Таблица 18 - Результаты изучения социальной адаптации воспитанников коррекционной школы - интернат после формирующего эксперимента

Критерии



Обтант

Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус.

Продуктивность и эффективность деятельности.

Эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности.

Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения.

Степень реализации внутриличностного потенциала.

Интеграция индивида и среды

Выводы.

1 (м)

2 балла

3 балла

4 балла

3 балла

4 балла

4 балла

20 - баллов средний уровень социальной адаптации.

2 (м)

2 балл

3 балла

3 балл

3 балла

4 балла

3 балла

18 баллов - средний уровень социальной адаптации.

3 (м)

2 баллов

4 балла

4 балла

3балла

3 балла

4 балла

20 баллов - средний уровень социальной адаптации.

4 (м)

2 балл

3балла

3 балл

3 балла

3 балла

3 балла

17 баллов - средний уровень социальной адаптации.

5 (м)

2 балл

3 балла

2 балла

2 балла

3 балл

3 балл

15 баллов - средний уровень социальной адаптации.

В ходе экспериментальной работы были замечены изменения в поведении детей . Все испытуемые находятся на среднем уровне социальной адаптации.

Полученные результаты позволили сформулировать выводы о социальной адаптации воспитанников коррекционной школы- интерната, оформленные в таблице 19.

Таблица 19 - Результаты изучения уровня социальной адаптации воспитанников коррекционной школы - интернат до и после преобразующего эксперимента

До начала эксперимента.

После эксперимента.

1

2

Испытуемый 1 (м) легкая умственная отсталость, сирота (родители лишены родительских прав). Социометрический статус «приближенный». Ранее сексуальное развитие. Требует внимания к себе, повышенная забота о собственной внешности. Желание быть привлекательным, симпатичным другим людям. Верная половая идентификация. Общительный, активно взаимодействует с внешним миром. Уверен в себе, имеет завышенную самооценку. Имеет сексуальный поддекст.


Мальчик стала более внимательным к другим, проявляет интерес к тому, какие проблемы возникают у окружающих, старается по мере возможности помочь.

Испытуемый 2 (м) легкая умственная отсталость, сирота (мать лишена родительских прав). Социометрический статус в группе - «пренебрегаемые». Испытуемый испытывает стремление компенсировать недостающее. Ему свойственна агрессия, страх и тревога, необщительность, замкнутость. Испытуемый требует повышенного внимания к себе. Ранее сексуальное созревание, сильное внутренне напряжение, чувство незащищенности, недостаточная зрелость и слабый внутренний контроль.


Мальчик менее агрессивен, более общителен, раскрылась его творческая натура, теперь мальчики обращаются к нему за помощью. мальчик стал более решительным, почти не проявляется тревога и страх.

Испытуемый 3 (м) легкая умственная отсталость, ребенок -сирота. Социометрический статус в группе - «лидер». Забота о собственной внешности, ухоженности. Сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Верная половая идентификация. Незрелость. Общительность, активное взаимодействие с внешним миром.


Мальчик стал больше обращать внимание на других , что они делают, как поступают. Делает замечания, старается помочь.

Испытуемый 4 (м) легкая умственная отсталость, сирота. . Ребенок имеет выраженную степень интеллектуальной недостаточности. Испытуемый насторожен по отношению к окружающему миру, может легко установить контакт. Повышенное внимание к себе, забота о собственной внешности. Ранее сексуальное созревание. Верная половая идентификация. Слабый внутренний контроль. Имеет сексуальный подтекст.


Мальчик стал более общителен, менее насторожен по отношению к окружающему миру. Учится контролировать себя, стал более активен. .

1

2

Испытуемый 5 (м) легкая умственная отсталость . Социометрический статус в группе - «не принятые». Ребенок имеет выраженную степень интеллектуальной недостаточности. Стремиться к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношении с окружающими. Испытывает тревожность, страх, внутренне напряжение, замкнутость, необщительность, уход в себя. Чувствует подавленность и неуверенность.


Мальчик учится не уходить от проблем, связанных с конфликтами в отношении с окружающими. Не испытывает тревожности, страха, внутреннее напряжение, замкнутость, необщительность, уход в себя. От подавленности и неуверенности не осталось и следа.

На начальном этапе экспериментальной части воспитанники были пассивными и лишь только наблюдали. Но в ходе работы были заметны изменения, воспитанники пошли на контакт, и вместе с другими выполняли упражнения и играли в игры. С помощью упражнений и игр удалось активизировать вербальную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени. Также у детей снизился уровень агрессивности по сравнению с начальным уровнем до эксперимента.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующее заключение: в экспериментальной группе повысился уровень социальной активности, что проявляется в том, что у детей повышается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми.

Игры и упражнения на сплочение коллектива способствовали тому, что в группе детей повысился уровень сплоченности. Каждый ребенок сумел проявить свои положительные качества: искренность, эмпатию, жалость, честность. Экспериментальная деятельность дала возможность раскрыться способностям детей.

У детей из экспериментальной группы значительно повысился уровень эмоциональных переживаний человека как субъекта межличностного общения. В игре, в рассказах о своих переживаниях, у детей происходит разрядка негативных эмоций.


© 2010-2022