- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Концепция моей воспитательной работы
Концепция моей воспитательной работы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бакрадинова Г.Ф. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя концепция воспитательной работы.
Таланты создавать нельзя, но можно создавать
культуру, т. е. почву, на которой растут
и процветают таланты. Круг замыкается -
наш труд оправдан.
Г.Нейгауз
Дети - важнейшая составляющая в структуре любого общества, обеспечивающая перспективы его развития и определяющая его будущее. Жизнеспособность каждой страны и темпы ее развития зависят от того, насколько гармонично сочетаются в обществе возможности и интересы разных поколений, насколько разумно используется при этом молодежный ресурс, насколько он мобилизован и какова эффективность его реализации. Динамичные общества способны в нужный момент опереться на молодежь и реализовать заложенный в ней потенциал мобильности, направляя энергию молодежи в нужное русло, предоставляя ей возможность участвовать в осуществлении социальных преобразований.
В сегодняшнем обществе проблема детей, подростков и молодежи имеет два главнейших аспекта:
-
1. Что общество должно дать им?
2. Что может и должна дать молодежь сегодня обществу? (На что она способна.)
Общение и деятельность в среде сверстников, в кругу детского, подросткового, молодежного сообщества - это одна из сфер самореализации современной молодежи. Детская, подростковая, молодежная субкультура рождает свою систему ценностей, особый тип мышления, специфические модели поведения, не всегда понятные и поддерживаемые со стороны взрослых. Внутри сообщества, которое может носить и разновозрастный характер, рождаются:
-
культура межличностных отношений и совместной деятельности;
-
гармонизация индивидуальных и коллективных интересов;
-
опыт самоуправления и демократических форм поведения;
-
опыт заботы и милосердия по отношению к другим людям;
-
потребность в апробации различных социальных ролей и позиций;
-
цивилизованные формы защиты своих прав и интересов.
Стремление молодежи к объединению - это своеобразная форма самозащиты, возможность самореализовать себя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социальные черты и опыт. Для этого очень важно, какова будет фигура педагога.
Позиция классного руководителя должна строиться на основе идей гуманистической педагогики:
-
безоговорочное принятие молодого человека, положительное отношение к нему;
-
уважение личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
-
осознание и признание права личности быть непохожей на других;
-
свобода выбора;
-
оценка не личности, а ее деятельности и поступков;
-
способность к эмпатии, смотреть на проблему с позиций конкретного ребенка;
-
учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности молодого человека (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность «Я - концепции» и «Мы - концепции», активность).
Следовательно, такое общение невозможно без творчества, оно предполагает изменение взгляда на воспитание. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и молодых в сфере их совместного бытия. Таким образом, в воспитательном процессе будет иметь место момент самореализации и момент социализации личности.
Школа начинается с любви. Приходит ребёнок в первый класс и получает вторую маму - своего классного руководителя. Не будет любить классный руководитель своих детей - не получится у него воспитать в них Личность. Опыт Сухомлинского, Макаренко, Амонашвили учат нас, как стать настоящими педагогами - начинать надо с себя и создать для ребёнка такие условия в школе, чтобы каждому ребёнку было также хорошо учиться и уютно, как в семье, чтобы ребёнок знал, что его любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, а просто за то, что он - человек.
Система классного руководства, в условиях современной школы, не имеет предметного внешнего оформления, она есть системное мышление педагога, который во всех видах и формах работы с детьми реализует своё назначение через реализацию обозначенных элементов, каждый раз совершая интеллектуальное усилие в его определённом системном содержании. Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь, содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, помогает им решать проблемы жизни - сегодняшние и будущие, ожидающие их в период взросления. Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда предъявляются детям ценности общечеловеческой жизни и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь, когда создаются условия для раскрытия потенциальных талантов каждого ребёнка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ребёнка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Познание внутреннего мира школьника - одно из приоритетных моих направлений. Дети, как губка, легко и быстро впитывают в себя любую информацию, поэтому каждое мое слово должно быть правдиво, справедливо, искренно, а каждый школьный день мною осмыслен. Мои ученики - это индивиды. У каждого свои задатки, свой взгляд, я хочу вложить в них главное - духовное, чтобы он стал разумной настоящей Личностью, обладающей даром мышления со своей гаммой чувств, рождающих человечность.
Главная моя цель - сформировать устойчивые нравственные и морально-эстетические нормы поведения учащихся, соответствующие правилам культурной жизни в обществе, всемерно развивая и поддерживая проявления школьниками активной жизненной позиции.
Воспитательные задачи:
-
Расширить представления учеников класса о нормах культурной жизни и сформировать образ жизни, достойной человека.
-
Способствовать приобретению детьми умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, активно приобщая их к участию в общественной жизни школы и класса.
-
Развивать творческие способности учащихся как условие формирования в дальнейшем всесторонне развитой личности.
Для реализации поставленной цели и задач я выделила для себя основные направления деятельности классного руководителя в условиях модернизации российского образования:
1) Организационно - координирующее:
-
планирование своей деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными нормативно-правовыми актами, администрацией общеобразовательного учреждения для классных руководителей;
-
ведение документации (журнал, дневники, личные дела учащихся);
-
ведение педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса;
-
организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом;
-
организация дежурства по классу, школе, столовой;
-
соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета;
-
организация питания учащихся;
-
забота о внешнем виде воспитанников;
-
систематическое (1 раз в неделю) проведение классных часов (собрания, «часы общения», организационные классные часы и т. п.) с учащимися закрепленного класса;
-
организация работы по профессиональной ориентации учащихся;
-
формирование системы ученического самоуправления в классном коллективе;
-
привлечение детей к деятельности в рамках детских общественных объединений;
-
определение форм взаимодействия учащихся с государственными (или негосударственными) общественными институтами в целях создания необходимых условий для разностороннего развития личности;
-
проведение плановых и, в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний;
-
содействие деятельности родительского комитета класса;
-
повышение своей профессиональной квалификации в целях совершенствования воспитательного процесса;
-
взаимодействие с учителями, работающими в классе;
-
учет и стимулирование разнообразной деятельности детей, особенно в системе дополнительного образования, обеспечение для этого необходимых условий;
-
индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым учащимся и коллективом в целом как субъектами этой деятельности.
-
2) Коммуникативное:
-
регулирование межличностных отношений между детьми;
-
установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик-учитель», «ученик - родитель», «учитель - родитель»;
-
содействие общему благоприятному психологическом климату в коллективе.
3) Аналитическое:
-
изучение физического и психического здоровья воспитанников, их успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и психологической службами образовательного учреждения;
-
изучение индивидуальности учащегося;
-
систематический анализ динамики личностного развития обучающихся;
-
анализ и оценка семейного воспитания каждого ученика;
-
анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.
4) Социальное:
-
обеспечение индивидуального развития учащихся класса, полного раскрытия их способностей;
-
при поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности учащихся, эффективности воспитательной работы с ними;
-
организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
-
создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
-
выявление и учет детей социально незащищенных категорий;
-
обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся;
-
систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы;
-
систематическое осуществление наблюдений за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН;
-
систематическое посещение семей проблемных учащихся в целях изучения условий воспитания и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы.
Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.
Моими заповедями стали:
-
относись к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе,
-
найди в каждом ребенке что-то хорошее, делись этим хорошим, вовлекай каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей,
-
вырабатывай у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
-
помни, все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.
ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Закон творчества: Твори, выдумывай, пробуй!
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта - это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Алгоритм моей воспитательной работы:
Основной формой воспитательного процесса в моём классе является коллективно-творческое дело. Итоги нашей совместной деятельности показали, что все ребята хотят быть участниками мероприятий, нет пассивных наблюдателей, а это значит, что моя задача заключается в умении поддерживать инициативу ребят и доводить начатое дело до конца.
На одном из первых родительских собраний я провела анкетирование и выяснила, что наряду с заинтересованностью в успеваемости своего ребенка, пап и мам волнует душевное здоровье детей, сохранение сплоченного коллектива. Удалось ли удовлетворить запросы родителей, можно узнать из отзывов родителей, которые были делаются в конце каждого учебного года. А то, что родительский коллектив сплочен, нет сомнений. Мамы и папы, бабушки и дедушки являются первыми помощниками во всех наших мероприятиях. Замечательный коллектив родителей помогает мне устраивать праздники, походы, экскурсии, поздравление именинников и многое другое.
Сколько существует обучение и воспитание? Столько, сколько существует человечество. Потому что необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда. Изучив опыт поколений, наступает время осознания собственного предназначения, своего места. Недавно прочитала: ,,Если человек чего-то хочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось" Прощаясь с детьми, я уверена, что у каждого в детском сердечке есть заветное желание. И оно сбудется. Для этого у ребят есть все: молодость и красота, интеллект и эрудиция, идеи и замыслы. Они объективны, естественны, индивидуальны, креативны, решительны. Они готовы к самоопределению и самореализации, а в этом и заключается главная цель воспитания.