Концепция моей воспитательной работы

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя концепция воспитательной работы.


Таланты создавать нельзя, но можно создавать

культуру, т. е. почву, на которой растут

и процветают таланты. Круг замыкается -

наш труд оправдан.

Г.Нейгауз

Дети - важнейшая составляющая в структуре любого общества, обеспечивающая перспективы его развития и определяющая его будущее. Жизнеспособность каждой страны и темпы ее развития зависят от того, насколько гармонично сочетаются в обществе возможности и интересы разных поколений, насколько разумно используется при этом молодежный ресурс, насколько он мобилизован и какова эффективность его реализации. Динамичные общества способны в нужный момент опереться на молодежь и реализовать заложенный в ней потенциал мобильности, направляя энергию молодежи в нужное русло, предоставляя ей возможность участвовать в осуществлении социальных преобразований.

В сегодняшнем обществе проблема детей, подростков и молодежи имеет два главнейших аспекта:

  1. 1. Что общество должно дать им?

2. Что может и должна дать молодежь сегодня обществу? (На что она способна.)

Общение и деятельность в среде сверстников, в кругу детского, подросткового, молодежного сообщества - это одна из сфер самореализации современной молодежи. Детская, подростковая, молодежная субкультура рождает свою систему ценностей, особый тип мышления, специфические модели поведения, не всегда понятные и поддерживаемые со стороны взрослых. Внутри сообщества, которое может носить и разновозрастный характер, рождаются:

  1. культура межличностных отношений и совместной деятельности;

  2. гармонизация индивидуальных и коллективных интересов;

  3. опыт самоуправления и демократических форм поведения;

  4. опыт заботы и милосердия по отношению к другим людям;

  5. потребность в апробации различных социальных ролей и позиций;

  6. цивилизованные формы защиты своих прав и интересов.

Стремление молодежи к объединению - это своеобразная форма самозащиты, возможность самореализовать себя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социальные черты и опыт. Для этого очень важно, какова будет фигура педагога.

Позиция классного руководителя должна строиться на основе идей гуманистической педагогики:

  • безоговорочное принятие молодого человека, положительное отношение к нему;

  • уважение личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

  • осознание и признание права личности быть непохожей на других;

  • свобода выбора;

  • оценка не личности, а ее деятельности и поступков;

  • способность к эмпатии, смотреть на проблему с позиций конкретного ребенка;

  • учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности молодого человека (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность «Я - концепции» и «Мы - концепции», активность).

Следовательно, такое общение невозможно без творчества, оно предполагает изменение взгляда на воспитание. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и молодых в сфере их совместного бытия. Таким образом, в воспитательном процессе будет иметь место момент самореализации и момент социализации личности.

Школа начинается с любви. Приходит ребёнок в первый класс и получает вторую маму - своего классного руководителя. Не будет любить классный руководитель своих детей - не получится у него воспитать в них Личность. Опыт Сухомлинского, Макаренко, Амонашвили учат нас, как стать настоящими педагогами - начинать надо с себя и создать для ребёнка такие условия в школе, чтобы каждому ребёнку было также хорошо учиться и уютно, как в семье, чтобы ребёнок знал, что его любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, а просто за то, что он - человек.

Система классного руководства, в условиях современной школы, не имеет предметного внешнего оформления, она есть системное мышление педагога, который во всех видах и формах работы с детьми реализует своё назначение через реализацию обозначенных элементов, каждый раз совершая интеллектуальное усилие в его определённом системном содержании. Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь, содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, помогает им решать проблемы жизни - сегодняшние и будущие, ожидающие их в период взросления. Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда предъявляются детям ценности общечеловеческой жизни и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь, когда создаются условия для раскрытия потенциальных талантов каждого ребёнка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ребёнка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Познание внутреннего мира школьника - одно из приоритетных моих направлений. Дети, как губка, легко и быстро впитывают в себя любую информацию, поэтому каждое мое слово должно быть правдиво, справедливо, искренно, а каждый школьный день мною осмыслен. Мои ученики - это индивиды. У каждого свои задатки, свой взгляд, я хочу вложить в них главное - духовное, чтобы он стал разумной настоящей Личностью, обладающей даром мышления со своей гаммой чувств, рождающих человечность.

Главная моя цель - сформировать устойчивые нравственные и морально-эстетические нормы поведения учащихся, соответствующие правилам культурной жизни в обществе, всемерно развивая и поддерживая проявления школьниками активной жизненной позиции.

Воспитательные задачи:


  • Расширить представления учеников класса о нормах культурной жизни и сформировать образ жизни, достойной человека.

  • Способствовать приобретению детьми умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, активно приобщая их к участию в общественной жизни школы и класса.

  • Развивать творческие способности учащихся как условие формирования в дальнейшем всесторонне развитой личности.

Для реализации поставленной цели и задач я выделила для себя основные направления деятельности классного руководителя в условиях модернизации российского образования:

1) Организационно - координирующее:

  • планирование своей деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными нормативно-правовыми актами, администрацией общеобразовательного учреждения для классных руководителей;

  • ведение документации (журнал, дневники, личные дела учащихся);

  • ведение педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса;

  • организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом;

  • организация дежурства по классу, школе, столовой;

  • соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета;

  • организация питания учащихся;

  • забота о внешнем виде воспитанников;

  • систематическое (1 раз в неделю) проведение классных часов (собрания, «часы общения», организационные классные часы и т. п.) с учащимися закрепленного класса;

  • организация работы по профессиональной ориентации учащихся;

  • формирование системы ученического самоуправления в классном коллективе;

  • привлечение детей к деятельности в рамках детских общественных объединений;

  • определение форм взаимодействия учащихся с государственными (или негосударственными) общественными институтами в целях создания необходимых условий для разностороннего развития личности;

  • проведение плановых и, в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний;

  • содействие деятельности родительского комитета класса;

  • повышение своей профессиональной квалификации в целях совершенствования воспитательного процесса;

  • взаимодействие с учителями, работающими в классе;

  • учет и стимулирование разнообразной деятельности детей, особенно в системе дополнительного образования, обеспечение для этого необходимых условий;

  • индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым учащимся и коллективом в целом как субъектами этой деятельности.

  • 2) Коммуникативное:

  • регулирование межличностных отношений между детьми;

  • установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик-учитель», «ученик - родитель», «учитель - родитель»;

  • содействие общему благоприятному психологическом климату в коллективе.

3) Аналитическое:

  • изучение физического и психического здоровья воспитанников, их успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и психологической службами образовательного учреждения;

  • изучение индивидуальности учащегося;

  • систематический анализ динамики личностного развития обучающихся;

  • анализ и оценка семейного воспитания каждого ученика;

  • анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.

4) Социальное:

  • обеспечение индивидуального развития учащихся класса, полного раскрытия их способностей;

  • при поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности учащихся, эффективности воспитательной работы с ними;

  • организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;

  • создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

  • выявление и учет детей социально незащищенных категорий;

  • обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся;

  • систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы;

  • систематическое осуществление наблюдений за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН;

  • систематическое посещение семей проблемных учащихся в целях изучения условий воспитания и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Моими заповедями стали:

  • относись к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе,

  • найди в каждом ребенке что-то хорошее, делись этим хорошим, вовлекай каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей,

  • вырабатывай у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

  • помни, все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ


Закон творчества: Твори, выдумывай, пробуй!

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.

Закон доброты: Доброта - это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Алгоритм моей воспитательной работы:



Основной формой воспитательного процесса в моём классе является коллективно-творческое дело. Итоги нашей совместной деятельности показали, что все ребята хотят быть участниками мероприятий, нет пассивных наблюдателей, а это значит, что моя задача заключается в умении поддерживать инициативу ребят и доводить начатое дело до конца.

На одном из первых родительских собраний я провела анкетирование и выяснила, что наряду с заинтересованностью в успеваемости своего ребенка, пап и мам волнует душевное здоровье детей, сохранение сплоченного коллектива. Удалось ли удовлетворить запросы родителей, можно узнать из отзывов родителей, которые были делаются в конце каждого учебного года. А то, что родительский коллектив сплочен, нет сомнений. Мамы и папы, бабушки и дедушки являются первыми помощниками во всех наших мероприятиях. Замечательный коллектив родителей помогает мне устраивать праздники, походы, экскурсии, поздравление именинников и многое другое.

Сколько существует обучение и воспитание? Столько, сколько существует человечество. Потому что необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда. Изучив опыт поколений, наступает время осознания собственного предназначения, своего места. Недавно прочитала: ,,Если человек чего-то хочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось" Прощаясь с детьми, я уверена, что у каждого в детском сердечке есть заветное желание. И оно сбудется. Для этого у ребят есть все: молодость и красота, интеллект и эрудиция, идеи и замыслы. Они объективны, естественны, индивидуальны, креативны, решительны. Они готовы к самоопределению и самореализации, а в этом и заключается главная цель воспитания.


© 2010-2022