Организация краеведческой исследовательской деятельности в русле духовно-просветительской работы с учащимися основной школы

В современном обществе потребления, все чаще духовные общечеловеческие ценности заменяются на материальные блага, что приводит к глубокой нравственной деградации. Сегодня понятие «человек образованный» уже далеко не синонимично понятию «человек нравственный и культурный». В таких условиях главной задачей современного школьного и дополнительного образования детей становится духовно- нравственное развитие и воспитание. Огромным потенциалом такого развития и воспитания обладает краеведческая исслед...
Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Методическая разработка на тему:

«Организация краеведческой исследовательской деятельности в русле духовно-просветительской работы с учащимися основной школы»

Автор: Потапова Нина Александровна

Название учреждения, в котором работает автор:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №79 города Новошахтинска







Город Новошахтинск

2016 год









Методическая разработка на тему:

«Организация краеведческой исследовательской деятельности в русле духовно-просветительской работы с учащимися основной школы»

В современном обществе потребления, все чаще духовные общечеловеческие ценности заменяются на материальные блага, что приводит к глубокой нравственной деградации. Сегодня понятие «человек образованный» уже далеко не синонимично понятию «человек нравственный и культурный». В таких условиях главной задачей современного школьного и дополнительного образования детей становится духовно- нравственное развитие и воспитание. Огромным потенциалом такого развития и воспитания обладает краеведческая исследовательская деятельность, организованная в школе [2].

Очень хочется поделиться опытом организации такой деятельности детей. Ребята с удовольствием занимаются краеведческими исследованиями на основе результатов собственной поисковой работы. Опыт организации такой деятельности представлен в методической разработке на тему

«Организация краеведческой исследовательской деятельности в русле духовно-просветительской работы среди учащихся основной школы»

Краеведческая исследовательская деятельность в школе преследует цель: духовно-нравственное становление подростка. Задачами этой воспитательной и развивающей работы являются:

  • воспитание уважения к Отечеству;

  • пробуждение интереса к родной истории, языку, культуре своего народа, своего края, к основам культурного наследия народов России;

  • формирование мотивации к обучению и познанию;

  • развитие опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;

  • формирование навыков общения в сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности;

  • развитие опыта социально ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия земляков, творческой деятельности эстетического характера [1].

Целевая аудитория организации творческой деятельности: учащиеся 5-9 классов, участники детского творческого объединения «Экология родного края».

Для реализации поставленных целей и задач автором были выбраны следующие современные педагогические технологии: технология проблемного обучения в исследовательской деятельности, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии.

Этапы организации краеведческой исследовательской деятельности в русле духовно-просветительской работы среди учащихся основной школы представлены в таблице.

№ п/п

Этапы организации исследовательской деятельности

Педагогическая технология. Форма организации деятельности детей

Содержание этапа на примере работы над проектом «Мы все родом из детства» (Истоки литературного творчества наших земляков)

Продукт учебной деятельности (изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в субъекте обучения и развития, т.е, приобретенный индивидуальный опыт ребенка).

1

Мотивация к исследовательской деятельности

Проблемное обучение. Работа в группах.

Дискуссия.

Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности, организация деятельности по установке тематических рамок, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в исследовательскую деятельность.

Детям предлагается обсудить вопрос «Можно ли считать детство важным этапом в жизни человека?»

Дети делятся на две группы, одна должна привести аргументы «за», вторая -«против».

Приобретение положительных мотивов к обучению и познанию. Осознание необходимости общения для решения проблемы в сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности;

2

Целеполагание

Обучение в сотрудничестве.

Работа в группах.

Поиск выхода из проблемной ситуации в сотрудничестве

Определение направления и объекта исследования. Можем ли мы ответить сразу на вопрос «Кто же прав?»

Формулирование цели, задач исследования

Цель данной исследовательской работы выяснить, какую роль играет детство в жизни человека, расширив знания о жизни талантливых земляков и их самобытном творчестве, получить от них информацию о памятных из детства милых их сердцу местах, событиях, людях.

Какую цель мы можем поставить для решения проблемы?

Пробуждение интереса к родной истории, языку, культуре своего народа, своего края, к основам культурного наследия народов России

3

Построение плана работы над проектом

Обучения в сотрудничестве

Работа в группах.

Планирование, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Ребята планируют работу по изучению литературного наследия земляков

Приобретение опыта участия в социально значимом труде. Освоение умения структурировать знания, контролировать и оценивать процессы деятельности и прогнозировать ее результаты.

4

Реализация построенного проекта в соответствии с планом, коррекция плана в процессе работы над проектом

Обучения в сотрудничестве. ИКТ.

Работа в группах.

Реализация построенного проекта по плану:

1. Интервью, опросы и беседы с родными и близкими.

2. Встреча с земляками - участниками литературного клуба «Автограф» города Новошахтинска.

2. Составление списка земляков, занимающихся литературным творчеством.

3. Налаживание контактов с земляками, жителями поселка Юбилейный, занимающимися литературным творчеством.

4. Сбор материалов по результатам интервью, опросов и бесед с земляками, жителями поселка Юбилейный, занимающимися литературным творчеством.

5. Систематизация собранных материалов, оцифровка собранных материалов.

6. Составление плана-макета проекта «Мы все родом из детства» (Истоки литературного творчества наших земляков)

7. Подготовка проекта «Мы все родом из детства» (Истоки литературного творчества наших земляков)

8. Презентация проекта «Мы все родом из детства» (Истоки литературного творчества наших земляков)

Приобретение целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Осознание и уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям.

уважение к Отечеству [1].

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

5

Подведение итогов, оценка и самооценка исследовательской деятельности и личностного роста.

Обучения в сотрудничестве. ИКТ.

Работа в группах.

Презентация проекта «Мы все родом из детства» (Истоки литературного творчества наших земляков).

Обсуждение и оценка результатов работы.

Приобретение опыта социально ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия земляков, творческой деятельности эстетического характера.

Ученическая краеведческая исследовательская деятельность может быть организована как часть воспитательной внеклассной деятельности, частично может осуществляться на уроках литературы, истории, географии в качестве региональной составляющей содержания учебного предмета, и очень удачно сочетается с курсом в системе дополнительного образования детей в составе детского творческого объединения «Экология родного края». Организация краеведческой исследовательской деятельности предоставляет обширные возможности для интеграции школьных предметов гуманитарного цикла, интеграции учебной и воспитательной работы, а также основного и дополнительного образования [3].

«Литературное творчество земляков» - только одна из многих тем ученических краеведческих исследований. Ребята разрабатывали также такие темы как «Немые свидетели войны», «История моей семьи в истории России», «Святыни малой Родины» (исследование об истории мемориальных досок, расположенных на территории поселка Юбилейный), «История родной школы №79», «Экологические проблемы поселка Юбилейный» и многие другие. Автор надеется, что работа над этими проектами стала прочной основой в духовно-нравственном становлении подростков.

Логическим завершением этой методической разработки является результат кропотливого детского труда «Мы все родом из детства», приведенный в Приложении.








Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «17» декабря 2010 г. № 1897

2. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование., 1988, № 6.

3. «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. Иваново, 1995

© 2010-2022