2 Проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности. Выступление на педсовете

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности

Если человек сам следит за своим

Здоровьем, то трудно найти врача,

Который знал бы, что лучше и поле-

Знее для его здоровья, нежели он сам.

Сократ

Современные темпы развития общества предъявляют всё более высокие требования к человеку, и поэтому вопрос значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Здоровьесберегающая компетентность формируется с раннего возраста, поскольку умения и навыки, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс становления личности.

Реализация компетентностного подхода ставит целый ряд общеметодологических и теоретических вопросов. Исходя из многочисленных высказываний древних мыслителей и врачей, здоровье-есть состояние совершенного равновесия. Когда силы (динамики)или жидкости, или что-либо ещё, составляющее человеческое тело, находятся в состоянии полного равновесия-человек здоров. Нарушение этого баланса приводит к болезни. В результате ряда важнейших открытий в различных областях науки, произошло значительное переосмысление этой категории. Человек рассматривается как существо социальное нежели биологическое. Ведь человек, как существо сугубо социальное, не может не зависеть от множества социальных факторов: уровня экономического развития общества, политической ситуации, культурного и духовного состояния. От этих факторов зависит благополучие человека.

Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Состояние благополучия-гармоничное сочетание физической, социальной, психической, духовной составляющей жизни-оказывает самое существенное влияние на здоровье и полноценность жизни человека.

В педагогике существует своё определение понятия « здоровья». В зависимости от личностных качеств человека и осознанности им своего поведения, на его здоровье, в плане укрепления либо нанесения вреда, влияет характер проявления психофизических качеств индивида и степень его социальной адаптации.

Духовный компонент определяется личностным уровнем, строящемся на основе целей и ценностей жизни, нравственной ориентации, менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и их систем, наличием резервных возможностей организма. Психологический компонент определяется адекватным возрасту уровнем психических процессов, степенью регуляции деятельности и поведения. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации личности в обществе, сформированностью значимых для полноценной и долговременной активности в социуме качеств личности. Таким образом, навыки ЗОЖ формируются с учётом индивидуальных особенностей развития человека и факторов окружающей среды. Отсюда: »ЗОЖ-это часть общей культуры человека, которая характеризуется определённым уровнем социальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретённых в результате воспитания, образования и самовоспитания.

Деятельность нашей школы направлена на формирование мировоззрения как системы знаний, так и усвоения культурных ценностей. Однако при разработке и внедрении педагогических технологий, направленных на формирование здоровьесберегающей компетентности, я столкнулась с рядом проблем. Одна из них-это влияние факторов окружающей среды на детский организм

-Ребёнок неустойчив и раним к воздействию факторов окружающей среды различного происхождения (жил в домашних условиях, предоставлен был часто сам себе, несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, недостаточное внимание и т. д.).У нас, вновь прибывшим детям, приходится перестраивать свой биологический ритм. Не у всех сразу получается. Утро начинается с подъёма и зарядки. Зарядка-это неотъемлемый компонент учебного дня. Очень важно, чтобы ребёнок сам понял необходимость выполнения этих действий. Ведь не зря говорят :»Утро вечера мудренее». Как начнёшь день , так он и закончится. Каждое упражнение должно выполняться качественно, поэтому требования к зарядке должны быть строгие. Я практикую иногда подводить итоги ,отмечаю тех детей, которые стараются, не опаздывают на зарядку. После зарядки водные процедуры(продолжается процесс закаливания организма),растираемся влажным полотенцем. Обязательно вымыть шею и уши.

Следующий фактор--это

-Социальное положение (обучение в условиях длительного пребывания в школе-интернате, привыкание к новому здоровому образу жизни, редкая встреча с родственниками, выполнение режима дня и т.д.).Для ребёнка уже был стресс, когда его оторвали от семьи и привезли в интернат. Адаптационный период для каждого проходит по-разному(от недели до 2-ух месяцев), были и более длительные периоды, но редко. Поведение ребёнка в этот период должно быть под особенным контролем. Он должен знать, что здесь он нужен, его любят, ценят, заботятся о нём.

Обладая определённым мировоззрением , личность ребёнка формирует свой образ действий и мышления.

Одним из ярких показателей организации ЗОЖ ребёнка является режим дня. Функционирование организма подвержено ритмическим изменениям, что требует чёткого распределения видов деятельности: сон, приём пищи, учебная деятельность, трудовая деятельность, занятия спортом, прогулки и т.д. Каким образом составлен режим дня, как он соблюдается, и, конечно, личное отношение ребёнка к его соблюдению, во многом определяет его заинтересованность в организации ЗОЖ.

Следующим фактором , влияющим на здоровье ребёнка, является наследственность. Существует много заболеваний генного характера, обусловленных:

-Интенсификацией использования природных ресурсов, при переработке которых скопилось колоссальное количество отходов, вредных для здоровья человечества(мы живём на Донбассе, где развита угольная промышленность).

-Расширением круга вредных привычек: курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания.

Уровень здоровья человека зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных особенностей организма, степени его адекватности и влияния факторов внешней среды(природной и социальной). Согласно современным представлениям, период развития ребёнка 5-8 лет играет основную роль в формировании адаптивных механизмов с учётом генетических особенностей, определяющих способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов (примерно на 50%).Поэтому так остро стоит проблема формирования у ребёнка навыков в проведении мероприятий, направленных на укрепление здоровья и подавление агрессивности повреждённых генов, наследуемых от родителей. Мы обязательно должны помнить эти 50% и гнать от себя мысли:»…это гены, мы не в состоянии что-либо сделать…». Контингент нашего интерната в основном состоит из социально неблагополучных семей, поэтому работа проводится кропотливая профессиональная.

Третьим фактором является экологический (климат, электромагнитные излучения, экологическая обстановка. Нас бомбили фосфорными снарядами-это бесследно не проходит особенно для детского организма). Уровень экологического состояния окружающей среды является определяющим в выживании всего живого на земле(ВОЗ). Загрязнения, не вызывающие острого расстройства здоровья, нарушают природную гармонию функционирования организма, являясь причиной формирования хронических заболеваний человека. С детьми проводятся беседы по данной теме. У меня в классе висит стенд под названием: »Школа безопасности». На нём представлены все виды снарядов, которые посылала нам Украина. До сих пор их находят в местах , где шли бои. Неразорвавшиеся представляют опастность.

Четвёртая группа факторов. Факторы ближайшего окружения. Эту мощную группу образуют: учебно-воспитательная среда, бытовые условия, внутрисемейные отношения(семейный социум).

Из наиболее опасных факторов можно выделить:

1)гигиенические факторы: запыленность воздушной среды, несоответствие мебели возрастным и гигиеническим нормам, недостаточная освещённость рабочих мест, нарушение систем водоснабжения и воздушно-теплового режима, несоответствие калорийности и норм возрастного питания в рационе детей; Одним из пунктов моего рабочего плана является подготовка класса: режим проветривания, влажная уборка пола и доски, смена воды для губки. Контролируется соответствие роста ребёнка с партой. Перегоревшие лампочки меняются. Медработники следят, чтобы еда была сбалансирована.

-2)учебно-организационные факторы: превышение максимально допустимой нагрузки в режиме учебного процесса, организационно-педагогические условия проведения занятий;

3)психолого-педагогические факторы: психологический климат в классах и в школе в целом.

Ближайшим окружением ребёнка является семья. Работники нашего интерната стараются создать атмосферу комфортности для детей. Некоторые дети, к , сожалению, только здесь ощутили , что такое семья. Для них созданы все условия полноценной жизни. Дети все разные , но их объединяет совместное проживание в интернате, интересы, учёба, спорт. Многие отказались от вредных привычек. Этому способствует ЗОЖ. Каждый учащийся привлечён к общественной жизни класса и школы. Они с удовольствием принимают участие в концертах, спортивных мероприятиях. Увлекаются туризмом, скалолазанием, лёгкой атлетикой, плаванием. На соревнованиях занимают призовые места. Отказавшись от курения, дети понимают, что потеря ценности здоровья создаёт насущную проблему для дальнейшего развития личности. У них формируется правильное отношение к своему здоровью. Они приобретают жизненные навыки, которые способствуют физическому здоровью-это навыки рационального питания; навыки двигательной активности(утренняя зарядка, регулярные занятия физической культурой, спортом, подвижными играми, физическим трудом);санитарно-гигиенические навыки(навыки личной гигиены, умение выполнять гигиенические процедуры(уход за кожей, зубами, волосами и т. п.);режим труда и отдыха.

Жизненные навыки, которые способствуют социальному здоровью. Навыки эффективного общения (умение слушать, умение чётко выражать свои мысли, умение открыто выражать свои чувства, владение мимикой, интонацией). Навыки соболезнования (умение понимать услышанное, потребности и проблемы других людей, умение помогать и поддерживать… .Навыки развязывания конфликтов.(Командир класса Вика Кушнаренко научилась успокаивать Алину). Навыки поведения в условиях давления, угроз. Навыки совместной деятельности и сотрудничества(умение быть членом команды, умение адекватно оценивать свои способности…).

Жизненные навыки, которые способствуют духовному и психическому здоровью. Самосознание и самооценка (умение осознавать собственную уникальность, позитивное отношение к себе, к другим людям, к жизненным перспективам). Анализ проблем и принятие решений, определение жизненных целей и программ. Навыки самоконтроля(умение правильно выражать свои чувства, контролировать проявление гнева, преодолевать тревогу, переживать неудачи, рационально планировать время).Мотивация успеха и тренировка воли(уверенность в том ,что ты являешься хозяином своей жизни, установка на успех, умение сосредотачиваться на достижение своей цели, развитие настойчивости и трудолюбия.

Здоровье человека-это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений , что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.



© 2010-2022