Конспект статьи О трудных детях

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»



«Трудные дети»



Подготовила воспитатель:

Котова Ольга Васильевна



Тема:

«Трудные дети»



Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и, как принято считать, только в подростковом возрасте. Их причины нужно искать в более ранних периодах жизни ребенка.

У растущего человека в силу законов развития постоянно появляется что-то новое: хорошее или плохое, желаемое или не желаемое, положительное или отрицательное. Он познает мир, не только воспринимая все полезное, что было создано до него культурой, опытом, традициями старших поколений, но и совершая ошибки, преодолевая их. Отрицательное в ребенке - это то, чего он сам пока еще не может преодолеть, то, что мешает его продвижению вперед. Поэтому так важно дать жизнь всему положительному, укрепить его, сделать фактором дальнейшего развития ребенка, замедлить начало любого неблагополучия в поведении, предупредить его. Все это не просто, и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь, в области психологии и педагогики, огромных нервных и физических условий, как говорил В.А. Сухомлинский, колоссального труда ума и сердца.

Любить ребенка - это естественно, это легко. Гораздо труднее проявлять постоянное заботливое внимание к развитию растущего человека, направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку, предвидеть последствия своих действий и слов. Поэтому не случайно говорят: воспитания без трудностей не бывает.

Угрозы, окрики наказания, вызванные искренним желанием не допустить чего-нибудь отрицательного, создают только дополнительные препятствия на жизненном пути ребенка, а ведь ему и так нелегко взбираться к вершинам знаний и благородства. Особая помощь нужна детям в период, когда им трудно дается очередной шаг вперед.

Воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука - возрастная и детская психология.

Характер поведения взрослых отражается на поведении ребенка.

Родительский долг усложняется по мере взросления ребенка и тем самым обязывает отца или мать расти духовно: повышать свою культуру, обогащать знания, закалять волю, - т.е. самосовершенствоваться. Любые недостатки, отрицательные качества у ребенка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребенку. Трудновоспитуемость - всегда следствие определенных внешних причин и внутренних предпосылок (особенностей развития психики). И тем не менее она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов и медиков.

В.А.Сухомлинский считал, что у ребенка с детства должна быть воспитана способность к восприятию воли родителей, педагогов. Тогда он внутренне подготовлен к педагогическому влиянию. Не воспитуемый человек глух к слову, призыву, убеждению, наставлению, совету. Но абсолютно не воспитуемых детей нет. Само по себе недостаточное общее развитие не обязательно приведет к трудновоспитуемости, но может стать ее источником.

Отклонение в поведении детей и подростков - следствие пробелов в их нравственном развитии. Механизм образования таких отклонений сложен.

Непосредственно связано с трудновоспитуемостью такое качество, как эгоистичность.

У трудных подростков возникают серьезные нарушения в сфере чувств. Они всегда озлоблены, черствы, жестоки, недоверчивы к людям. У таких людей отсутствует совестливость чувство вины.

Трудные дети, за редким исключением, лживы. Некоторые родители сами приучают детей лгать. Этого допускать нельзя.

Три личностных недостатка - эгоистичность, ленность и лживость - создают в подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости.

При объяснении причины трудновоспитуемости детей довольно часто устанавливают такие зависимости: в неблагополучной семье ,- неблагополучные дети, в плохом школьном количестве, - плохо воспитанные ученики. Но эти деления условны, может, ведь, быть и наоборот: в благополучной семье неблагополучный ребенок и т.д.

Литература: «Воспитание школьников» №6 1991г.

© 2010-2022