- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Комплексная программа классного руководителя по внеурочной деятельности
Комплексная программа классного руководителя по внеурочной деятельности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шилина О.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28.08.2015 года протокол № 1
Председатель _______ М.Т. Базоева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
классного руководителя
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс
Количество часов 102
Учитель Шилина Ольга Валерьевна
Программа разработана на основе авторской комплексной программы внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов. Авторы-составители: Кондратенко Л.Ф.. Христинина Н.Ф. - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 ст. Пластуновской Динского р-на Краснодарского края.
1. Пояснительная записка
Программа комплексной внеурочной деятельности классного руководителя для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Методический конструктор внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО). Она может стать одним из механизмов достижения высоких воспитательных результатов школьников.
В соответствии с ФГОС количество часов внеурочной деятельности классного руководителя в 5 классе за учебный год на ступени основного общего образования составляет 102 часа. Программа реализовывается в рамках отдельно взятого класса в кружках-модулях «Я в мире, мир во мне» (система классных часов и общешкольных мероприятий), «Искать, творить, стремиться к цели» (интенсив: каникулы, день выходного дня, проектная деятельность).
Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
Комплексная образовательная программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня в данном виде деятельности будут достигаться через форму социальной пробы (инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми).
Результаты второго уровня достигаются через КТД. Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И.П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей».
Результаты третьего уровня достигаются через социально-образовательное проектирование. Это образовательная форма, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня.
При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками - «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности - это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Каждый вид внеурочной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Цель: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.
Задачи:
-
расширение культурно-образовательного пространства;
-
совершенствование социально-психологических отношений;
-
формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой (ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить);
-
дальнейшие развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
В программе внеурочной деятельности классного руководителя соблюдаются следующие принципы:
-
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
-
Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.
-
Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию на каждой ступени всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции и др.
-
Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
-
Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в план внеурочной деятельности ОУ курсов, отражающих специфику Краснодарского края (многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал края, «казачья» составляющая образования на Кубани, развитие курортной и туристической сфер, физической культуры и спорта, пограничное расположение региона, комфортные климатические условия).
-
Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
-
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности.
-
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.
2. Тематический план программы
№
Наименование направлений внеурочной деятельности,
Разделов (модулей), тем
Всего часов
Кол-во часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
1.
Духовно-нравственное направление
«Я в мире, мир во мне» (система классных часов и общешкольных мероприятий)
Аудиторные
Внеаудиторные
1.1.
Классные часы и мероприятия в рамках направления «Я - гражданин России!»:
15
Единый Всекубанский классный час, посвященный Дню Знаний
1
1
Виртуальная экскурсия, работа в группах.
Мероприятия, посвященные освобождения с. Юровка от немецко-фашистских захватчиков
2
2
Участие в митинге в ДК с. Юровка,
легкоатлетическая эстафета
Краевой день безопасности
2
1
1
Выступление учителя, работа в группах, викторина
Выпуск стенгазеты, посвященной Дню Победы
2
1
1
Поиск материала для стенгазеты, посещение библиотек, музея, оформление газеты
Конкурс строя и песни
5
5
Выбор командира. Подготовка к выступлению, выступление
Участие в митинге в ДК с. Юровка
1
1
Обсуждение в группах значения мероприятия, участие в мероприятии, возложение цветов
Открытие месячника оборонно-массовой работы
1
1
Участие в общешкольной линейке, планирование мероприятий
Единый Всекубанский классный час, посвященный Последнему звонку
1
1
Презентация, выступление учащихся
1.2.
Классные часы и мероприятия в рамках направления «Правовая азбука»
(правовое воспитание и культура безопасности)
8
«Как вести себя во время теракта»
Инструктаж по ТБ перед каникулами
4
1
Просмотр учебных видеофильмов, ТБ на каникулах
Классный час по профилактике экстремизма
«Многонациональная Кубань»
1
1
Знакомство с культурой и обычаями народов, живущих на Кубани, выступление учащихся, презентация
«Права и обязанности детей»
1
1
Ролевая игра. Мини-лекция. Интерактивная беседа.
«Экстремальная ситуация»
2
1
1
Обзор ситуаций, знакомство с необходимыми действиями; командные соревнования
1.3.
Классные часы и мероприятия в рамках направления «Мое здоровье - здоровье нации» (здоровьесберегающее и экологическое воспитание)
5
«Режим дня пятиклассника»
1
1
Выступление мед.работника, составление режима дня в группах, просмотр и обсуждение видеоролика.
«Рациональное питание и здоровье»
2
1
1
Презентация, работа в группах (полезные и вредные продукты, информация производителя и что она означает). Экскурсия в магазины с. Юровка, выбор полезных продуктов
«Жизнь виртуальная и жизнь реальная»
1
1
Как правильно организовывать свою работу в сети Интернет, польза и вред компьютера, встреча с учителем информатики.
«Привычки - хорошие и плохие»
1
1
Ролевая игра, мини-лекция, интерактивная беседа, тест
1.4.
Классные часы и мероприятия в рамках направления «Мой мир и мое окружение» (духовно - нравственное, эстетическое и культуротворческое воспитание, формирование коммуникативной культуры, воспитание семейных ценностей.)
3
Участие в концерте, посвященном Дню Учителя
1
1
Исполнение песни
Единый Всекубанский классный час, посвященный Дню Матери
1
1
Развлекательно-познавательная программа с родителями, видеоролик, фотоконкурс
«Настоящий друг»
1
1
Ролевая игра, мини-лекция, интерактивная беседа, разбор ситуаций
«Мы - волонтеры»
1
1
Знакомство с деятельностью волонтеров, планирование деятельности класса в этом направлении, выполнение заданий
1.5.
Классные часы и мероприятия в рамках направления «Мой выбор - успешное будущее» (воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание.)
2
«Мой помощник - внимание»
1
1
Ролевая игра, мини-лекция, интерактивная беседа, тест
«Мир профессий»
1
1
Выступления учащихся «Кем работают мои родители», выступление родителей
2.
Общеинтеллектуальное направление
«Искать, творить, стремиться к цели»
(каникулы, день выходного дня, проектная деятельность)
34
Общий сбор класса. Введение в КТД.
1
1
Круглый стол
Подготовка и проведение
осенних мероприятий
8
16
Подготовка к общешкольным мероприятиям, проведение классных мероприятий, проектная работа учащихся, фотоотчеты, портфолио
Подготовка и проведение зимних мероприятий
7
31
Подготовка и проведение весенних мероприятий
9
9
Подготовка и проведение летней программы
9
2
2
3. Содержание программы:
Модуль 1.
Духовно-нравственное направление «Я в мире, мир во мне» (34 часа)
Система классных часов, включает в себя подготовку, проведение и анализ Единых Всекубанские классных часов, общешкольных мероприятий, в том числе классные часы, спланированные классным руководителем самостоятельно с учетом программы воспитания и социализации учащихся, принятой школой на основе программы МО г-к Анапа.
Модуль 2.
Общеинтеллектуальное направление «Искать, творить, стремиться к цели!» (34 часа)
Модуль будет реализован крупными блоками - «интенсивами». Каникулярное время, день выходного дня, проектная деятельность, портфолио.
-
2.1. Общий сбор класса. Введение в КТД. (1 час)
Распределение обязанностей в классе. Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа.
-
2.2. Подготовка и проведение осенних мероприятий (8 часов)
Подготовка, проведение и анализ выступления на общешкольном мероприятии «Фестиваль городов».
-
2.3. Подготовка и проведение зимних мероприятий (7 часов)
Подготовка, проведение и анализ праздника «Рождество Христово» (5 часов). Подготовка, проведение и анализ проектной работы «День защитника Отечества - наше участие в месячнике оборонно-массовой работы» (2 часа).
-
2.4. Подготовка и проведение весенних мероприятий (9 часов)
Подготовка, проведение и анализ «Дня здоровья» (3 часа). Подготовка, проведение и анализ межклассного мероприятия «А ты сдашь нормы ГТО?» (4 часа). Подготовка, проведение и анализ проектной работы «Все профессии нужны, все профессии важны» (2 часа).
-
2.5. Подготовка и проведение летних мероприятий (9 часов)
Подготовка материала, выпуск стенгазеты, классного фотоотчета «Мы стали старше на год» (3 часа). Подготовка, проведение и анализ итогового мероприятия «Открытый микрофон» (3 часа). Подготовка, проведение и анализ игровой программы «Здравствуй, лето!» (2 часа).
4. Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; об уникальном событии на Кубани в Сочи; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; правилах конструктивной групповой работы; о проектной деятельности, профориентационных по ряду профессий и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации в справочной литературе и обработка её; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе, о профилактике пожарной, террористической, детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися:
-
нравственность;
-
достоинство;
-
моральная устойчивость;
-
толерантность;
-
взаимопонимание;
-
выдержка;
-
выносливость;
-
смелость;
-
сила воли;
-
позитивное отношение к жизни;
-
собранность;
5. Формы контроля
Общекультурное направление
Духовно-нравственное направление
-
Тематические классные часы
-
Беседы
-
Интересные встречи
-
Инструктажи по ТБ
-
Виртуальные экскурсии
-
Презентации
-
Фотоотчет
-
Проектная деятельность
-
Спектакль
-
Творческие конкурсы
-
«Погружение»
-
Работа в группах
-
Круглый стол
-
Анкетирование
-
Просмотр DVD
-
Интересные встречи
-
Беседы
-
Экскурсии
-
Презентации
-
Конкурсы
-
Фотоотчет
-
Викторины
-
Кубанские игры
-
Просмотр DVD
-
Инструктажи по ТБ
6. Описание материально-технического обеспечения программы
Педагог вправе дополнять перечень материально-технического оборудования исходя из возможностей ОУ в специфики его деятельности.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин. Образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов - М.: Просвещение, 2011
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС (методические рекомендации)/ Шипулина Н. А., Чуп О.В., Рязанова Н.Б., Казмировская И.В. Сб. Краснодар, 2012
Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 класс / А.Г.Макеева. - М.: Просвещение, 2013
Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение,2011
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/(С.В.Третьякова, А.В.Иванов, С.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова). - М.: Просвещение, 2013
Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. - М.: Просвещение, 2012
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием)
Справочная литература (справочки, энциклопедии)
Таблицы по ПДД
Карточки по пожарной безопасности
Карточки со словами
Карта мира, Кубани
Мультимедийное оборудование
Фотоаппарат
Компьютер
Аудиозаписи
Презентации
DVD-диски
СОГЛАСОВАНО:
Протокол МО классных руководителей
от 27.08.2015 г. № 1
Руководитель МО
__________________ З.О. Алиева
27.08.2015 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
___________ О.В. Букеева
28.08.2015 г.