Классный час Солдат войны не выбирает

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа Кинель






Сценарий воспитательного мероприятия


Классный час Солдат войны не выбирает









Цель:

сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории

Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих,

защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти

павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Возраст учащихся: 9 класс

Этап подготовки:

1) изучение информации по вопросам: «Афганская война», «Война в

Чечне», «Хроника гибели атомной подводной лодки «Курск»

2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»

3) составление презентации

4) фрагменты из фильма «Живи и помни»

5) сбор информации о воинах-интернационалистах п.Алексеевки.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!

Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)

«Благородный человек знает только долг, низкий

человек знает только выгоду» (Конфуций)

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?

(Ответы учащихся)

Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? (Самопожертвование)

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения.

Зачем нужна солдату слава,

Когда уйдёт из бытия,

Солдату хочется, чтоб дети

Войны не знали никогда.

Одна из самых противоречивых страниц нашей истории - война в Афганистане. (слайд 1, 2, 3)

(Звучит музыка Шуберта «AveMaria» на протяжении всего мероприятия)

1. Война в Афганистане

1-й чтец. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В 1973 году в Афганистане

была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха - Закир Шах Мухаммед Дауд. 27-28 апреля 1978 г. был свергнут и убит Дауд. На весь мир было объявлено, что это революция. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

2-й чтец. И вот 12 декабря 1979 год. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение - ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

3-й чтец. Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

Есть великое право: забывать о себе.

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть.

4-й чтец: В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Это отразилось в письмах солдат.

Давайте послушаем отрывки из писем солдат, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

Записки из дневников. (слайд № 4 )

1-й чтец: У меня всё нормально. Настроение хорошее Распорядок дня дикий, не для простых смертных. Надо иметь такую выдержку и терпение, чтобы выжить. Армию боишься намного больше, когда её не знаешь. Как я соскучился по домашней еде, хотя кормят неплохо, но сладкого не дают. Здесь дни летят как на гражданке месяца.

2-й чтец: (Слайд 5) Больше всего поразило в Афганистане - нищета. Когда мы приехали - зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мёрзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая.

1-й чтец. (слайд 6) «…Сейчас стоим в г. Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно…Мама, все цветет, трава, как у нас, зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович). Ему оставалось жить чуть больше месяца.

2-й чтец. (слай 7) «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место! Трава здесь тоже зелёная. Мама, а какие здесь маки! Я обязательно пришлю тебе». (Гальченко Сергей Васильевич). В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

3-й чтец. (слай 8) «Привет из Афганистана! Здравствуйте, мама и папа! С горячим солдатским приветом к вам Сергей. Письмо ваше получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой. Отец, готовь удочки для рыбалки, да и картошку на меня тоже сажайте. Одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойтесь. Погода здесь нормальная, много зелени, я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Вот, наверное, и всё, что я хотел написать. До свидания. Жду ответа. Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». (Кафидов Сергей Александрович)

Это последнее письмо нашего земляка домой с войны. Уже был дан приказ о его демобилизации, но жизнь распорядилась иначе. У нас в гостях участник тех трагических событий майор запаса Полисанов Александр Павлович, ему слово… ( рассказ о гибели Кафидова С.А.)

Время выбрало нас

Закружило в афганской метели,

Нас позвали друзья в грозный час

Мы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы.

Не заметили в вихре дорог,

Как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь

Эти качества не напоказ,

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас!

4-й чтец. (слайд 9) Много для солдат значила дружба, друзья и появились такие строки:

На суровой земле афганской

Под чужим неласковым небом

Родилась наша крепкая дружба,

Что в бою выручала не раз.

5-й чтец (слайд 10) Трудной была война… Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение - вплоть до ракетных установок.

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой,

Человеку было 20 лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?

6-й чтец. (слайд 11)

Мужество - это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество - суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

4-й чтец: (слайд 12)У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.

5-й чтец. А мальчики совсем не виноваты

Ни в том, что родились в шестидесятом

Ни в том, что на планете нет покоя,

Ни в том, что не сдавались в плен без боя.

6-й чтец.15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

2. Война в Чечне

Классный руководитель: Ещё не стихла боль Афганистана

Ещё в плену томятся сыновья,

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным Чечня!

Туда, как в бездну, гонят эшелоны,

Вновь погибать мужчинам на Руси,

А вслед летят родительские стоны:

«Прости их Господи! Помилуй и спаси!»

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.

Солдат войны не выбирает -

Он верен долгу и стране,

Которая его ввергает,

То в кровь, то в славу,

Что сверкает на склонах

В памятной Чечне.

7-й чтец. Вот что рассказывает непосредственный участник событий Андрей Лукашевич - начальник милиции Железнодорожного района г. Воронежа: «Оружие у чеченцев в каждом доме имеется. Да что там взрослые, попадались нам 10-12-летние пацаны с оружием, которые прямо говорили, что стреляли в солдат. Вообще-то человека, участвовавшего в боевых действиях, вычислить несложно: при проведении зачисток мы сразу осматривали плечи, - если там есть синяк от приклада, значит стрелял»

Я только раз видел рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

8-й чтец. В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная.

Вторая часть - подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, как правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, кто имеет какие-либо обиды на русских. Давайте посмотрим кадры из фильма о наших земляках «Живи и помни».(просмотр отрывка из документального фильма ).

9-й чтец. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. По-разному мы к ней относимся. Но все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть там наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал». Таким солдатом чеченской стал Селезнев Александр Анатольевич, ученик нашей школы, погибший в первым же бою в Грозном в новогоднюю ночь. Посмертно он был награждён орденом «Мужества». О жизни и гибели наших земляков мы много знаем из экскурсий, которые проводит в школьном музее Косарева Нина Антоновна.

10-й чтец. К бессмертному подвигу не как на вершину идут.

От ступени к ступени к бессмертью взлетают,

Подобно пылающим птицам.

Себя целиком отдавая, а не по частицам.

(слайд 13)

Слово предоставляется участнику чеченской войны, полковнику запаса, главе администрации нашего посёлка - Козлову Сергею Валентиновичу.

Классный руководитель: Мне довелось побывать на параде 9Мая, в котором принимал участие Бердский спецназ, вернувшийся из чеченской командировки. Утро было пасмурным, моросил дождь, но к 11 часам выглянуло солнце. Погода наладилась, а от дождя остались только лужи на площади Славы. И вот четкими рядами, красивые как на подбор стали маршировать военные. Ребята чеканили шаг так, что брызги луж разлетались фейерверком из под ног, но шли они не под музыку, а под звон своих наград, привезённых со второй чеченской войны. И это был страшный звон войны, которая калечит судьбы замечательных молодых ребят.

Классный руководитель: Парад был 9 Мая, а 12 августа 2000 г. всех нас потрясло сообщение: «Атомная подлодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря, и всплыть самостоятельно не может».

3.Трагедия на АПЛ «Курск»

1-й чтец.Крейсер «Курск» спущен на воду в 1994 г., в строю с 20 января 1995 года.

Вооружение: 24 крылатых ракеты комплекса «Гранит», всего 28 торпед. Два атомных реактора. 10 отсеков. Построен в Северодвинске. На борту находилось 118 человек.

…И если пенные объятья

Назад не пустят ни на час

И ты в конверте за печатью

Получишь весточку о нас -

Не плачь, мы жили смело,

Умели храбро умирать

Ты на штабной бумаге белой

Об этом можешь прочитать.

Переживи внезапный холод,

Полгода. Замуж не спеши,

А я останусь вечно молод

Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре

Ему одна стезя и цель,

Ему одна дорога - море,

Моя могила и купель.

2-й чтец. Хроника гибели АПЛ «Курск»

День первый. 12 августа 2000г.

Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота находились на учениях в Баренцевом море, в их числе «Курск». Он обнаруживает в районе патрулирования учебную цель и ложится на боевой курс, чтобы атаковать ее. После доклада командира подлодки (капитан 1 ранга Геннадий Лячин) руководителю учений о готовности к атаке, Лячин получил «добро», и после этого связь с подлодкой оборвалась. На гидроакустиках кораблей был зафиксирован шум взрыва, его приняли за пуск торпед.

3-й чтец.День второй. 13 августа 2000г.

Связи с «Курском» по-прежнему нет. На поиски АПЛ направляется группа кораблей во главе с командующим. Учения, задуманные как парадный рапорт президенту о готовности флота возродить боевое патрулирование в Средиземном море, завершились аварией на подводной лодке.

4-й чтец.День третий. 14 августа 2000 г.

Кораблям, прибывшим в район бедствия, поступает приказ перейти на режим полного молчания - только по звукам со дна моря удалось установить, где находится подлодка. Осмотрев лежащую на дне субмарину, установили: корпус лодки имеет серьезные разломы, заклинило механизм спасательной катапульты, уровень радиации низкий. От иностранной помощи руководство отказывается.

5-й чтец.День четвертый. 15 августа 2000 г.

Первая попытка спасательного глубоководного аппарата состыковаться с АПЛ «Курск» закончилась неудачей из-за сильного шторма в районе аварии. А тем временем группировка военных кораблей, задействованных для спасения экипажа, увеличена с 15 до 22 единиц. Среди них атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли.

Возникают аварийные ситуации с самими подводными аппаратами и угроза жизней спасателей. Но работы по спасению ни на минуту не прерываются. Оставшиеся в живых члены экипажа дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. В Мурманск со всей страны начинают прибывать родственники матросов и офицеров. Наконец-то российское руководство принимает предложения других стран о помощи.

6-й чтец. О сколько подвигов на свете.

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

И в каждом это подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима,

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

1-й чтец. День пятый. 16 августа 2000 г.

Спасательная операция продолжается. К сожалению, все усилия моряков, ни к чему не привели. Погодные условия остаются сложными. Подлодка «Курск» признаков жизни уже не проявляет. Попытки состыковаться с субмариной ни к чему не приводят.

2-й чтец. День шестой. 17 августа 2000 г.

Для участия в спасательных работах Норвегия направляет глубоководных водолазов. В Баренцевом море работу на глубине поочередно ведут 4 подводных спасательных снаряда. Попытки пристыковаться к субмарине по-прежнему ни к чему не приводят. Точной информации о том, кто находится на подводной лодке и списков военных, до сих пор нет.

3-й чтец.День седьмой. 18 августа 2000 г.

Впервые официально сообщают, что на АПЛ «Курск» могут быть жертвы. Большая часть экипажа находилась в зоне аварии. Система регенерации кислорода на подлодке сейчас уже не работает. Опубликованы списки членов экипажа.

4-й чтец.День восьмой. 19 августа 2000 г.

Комментарии адмиралов о перспективах спасения экипажа подлодки «Курск» час от часу становятся все более пессимистичными. Начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак от имени Северного флота делает заявление: на борту лодки в живых не осталось никого.

5-й чтец. Необходимо извлечь определенные уроки из гибели лодки «Курск» и 118 человек ее экипажа в Баренцевом море.

Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.

6-й чтец.

Странно! От чего это небо синее?

Странно!

Почему солнце вниз не валится?

Улицы бегут - яркие, красивые, -

Жизнь продолжается…

Жизнь!

Но только там волны плещут серые.

Жизнь!

Ее там нет - списки дали полные.

Все лежит на дне - молодые, смелые,

Вольные, вольные.

А на берегу - лица побелелые,

А на берегу - души разрываются,

А на берегу - жизнь осиротелая.

Мается, мается.

Рана стометровая,

Мука стопудовая -

Баренцево море.

Господи всемилостный!

Как же это вынести?

Нету края горю!

Наталья Янчева

Классный руководитель: Почтим светлую память сынов Отечества минутой молчания.

Живым и живущим отмерен предел

Быть верным солдатскому строю.

Военная служба - нелёгкий удел,

Стоять за Отчизну горою.

Сегодня наш урок мужества был посвящён обыкновенным людям с необыкновенной судьбой.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось бы войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили как мы!

Всем нашим гостям хочется от всей души пожелать носить военную форму только по праздникам, а ребятам никогда не знать что такое война.

( В заключении звучит песня в исполнении Олега Газманова «Господа офицеры»)

Используемые ресурсы

Интернет-ресурсы

ed.gov.ru/junior/rub/patriot

Федеральное агентство по образованию. Тематический раздел «Патриотическое воспитание»

armpress.info/patriot.htm

Сайт общероссийского журнала «Патриот Отечества»

Литература

Военно-патриотическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. М.: Патриот, 1991

Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности/Н.В.Мазыкина//Внешкольник. 2002. №5.С.5-8






© 2010-2022