Классный час в 7 классе: Одаренность и талант

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Одаренность и талант»

Цель: сформировать в доступной форме понятие об одаренности, талан­те, способностях, задатках.

Задачи:

1) сформировать понятие об одаренности, таланте, задатках;

2Классный час в 7 классе: Одаренность и талант)способствовать желанию развивать в себе одаренность;

3)познакомить учащихся с биографиями одаренных людей;

4) расширить кругозор детей в области психологических знаний.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- слайды для демонстрации.

План занятия.

Организационный момент.

Вводная беседа.

Основная часть: анализ сказки «О цветах способностей» и определение способностей, задатков, одарённости, беседа об одаренных людях.

Работа с памяткой.

Выступление гостей классного часа - семьи Фефеловых.

Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- поздравление с началом учебного года.

-Ребята! Настроимся на урок.

2. Вводная беседа.

- Итак, у каждого человека, помимо учебы, труда, есть свое хобби или любимое занятие. Расскажите, пожалуйста, о своем хобби, любимом деле.

(Ответы учащихся)

- Какие вы молодцы! Как хорошо, что вы способные и талан­тливые дети.

И тема нашего сегодняшнего урока «Одаренность и талант».

(Показ темы урока, слайд №1)

3. Основная часть.

- Послушайте, пожалуйста, сказку «О цветах способностей».

Сказка о цветах способностей.

В Волшебном Саду Способностей в три разных горшка садовник посадил по одному семени. Это были, конечно, необычные семена: из них должны были вырасти Цветы Способностей.

Из первого - Способность Рисовать, из второго - Способность к Математике, а из третьего - Музы­кальная Способность.

(На доску вывешиваются плакаты с изображением цветочных горшков.)

Едва только попав в почву, семена начали спорить, кто из них станет самым лучшим цветком.

-Способность Рисовать расцветет пышнее всех, - заявило пер­вое семя. - Я в этом уверено.

-Нет! Думаю, что ты не право, - возразило второе семя. - Цветок самой правильной формы вырастет из меня. Вы скоро в этом убедитесь, ведь во мне заложена Способность к Матема­тике.

- Ах, ну о чем тут спорить, - усмехнулось третье. Только Музыкальная Способность будет поражать своей красотой всех, кто придет в наш Волшебный Сад.

Прошло немного времени, и спор семян разрешился сам собой: в первом горшке красовался изумительный цветок с разноцветными лепестками. Здесь расцвела Способность Рисовать.

(В цветочный горшок «Способность рисовать» поместить цветок из цветной бумаги)

Во втором гор­шке, где было посажено семя Математической Способности, тор­чал пока только стебелек с еще нераспустившимся бутоном.

(В цветочный горшок «Способность к математике» вставить стебелёк из цветной бумаги)

А в третьем горшке не взошло ничего. Музыкальная Способность так и осталась зарытой в землю.

-Как же так? - горестно вздыхало семя Музыкальной Способ­ности. - Почему так получилось?

Эти вздохи услышал веселый садовник и подошел к клумбам.

-Почему? - улыбаясь, спросил он. Почему одна способность расцвела, другая еще никак не раскроется, а третья вообще не дала ростков? Я могу объяснить.

-Неужели? Расскажите, почему так случилось! - откликнулись все три семени.

-Я садовник. А зовут меня Интерес.

(Табличка «Садовник интерес»)

Меня с самого начала привлекло семя Способности Рисовать. Поэтому я больше занимал­ся выращиванием именно этого цветка. Именно я заставил моего помощника Садовника Трудолюбие чаще поливать именно этот цве­ток.

(Табличка «Садовник трудолюбие»)

Но Трудолюбие в нашем Королевстве - еще малыш, многого не успевает сделать, и поэтому мало занималось остальными Цветами Способностей. Вот и получилось, что благодаря мне - Интересу - и Трудолюбию Способность Рисовать так расцвела.

-Но ведь Способность к Математике дала росток. А я нет. Почему все-таки? - послышался обиженный голосок семени Музы­кальной Способности.

-Видно, тут еще и другое повлияло, - ответил садовник. - У Музыкальной Способности меньше внутренней силы к росту, а у Мате­матической этой силы было больше, и Способность дожидается своего часа, чтобы привлечь и меня, и Трудолюбие. Тогда уж и этот цветок расцветает во всем великолепии.

-А как же я? - опять печально спросило третье семя. Садов­ник Интерес почесал в затылке.

-Надо, наверное, нам и тобой заняться. Растить, развивать. А то ведь не дело это - совсем пустая клумба.

Анализ сказки «О цветах способностей»

-Вспомните начало сказки. Чем первоначально является способность прежде, чем она разовьется (Семенем)

-Все ли способности выросли из семян?

(Совсем не выросла Музыкальная Способность. Способность к Математике дала толь­ко росток.)

- Кто так помог расцвести Способности рисовать?

(Садовники Интерес и Трудолюбие)

-Почему, несмотря на отсутствие помощи, все-таки выросла Способность к Математике?

(У нее было больше внутренней силы, чем у Музыкальной способности)

-Отчего Музыкальная способность не смогла взойти из семени?

(У нее не было ни внутренней силы к росту, ни помощи со стороны Интереса и Трудолюбия)

-Итак, на что же похожа способность, которая вырастает и развивается из семени благодаря Интересу и Трудолюбию?

(На цветок)

(Демонстрация слайда №2 )

-Здесь зашифрована волшебная формула способностей:

Семена (Задатки)+ Интерес +Трудолюбие =Способности

- Давайте теперь расшифруем, что же означает само слово «Способности».

СПОСОБНОСТИ- это что-то особенное, своеобразное у человека.

(Демонстрация слайда)

-Способным может быть человек к чему-то конкретному: к рисованию, к математике, к литературе, к танцам, к музыке, к спорту.

-Итак, мы побывали в волшебном Саду Способностей и узнали их формулу. Давайте повторим.

-Ребята, каждый человек рождается с какими-либо задатками чему-либо, будь то рисование, музыка, спорт. А что же такое задатки?

ЗАДАТКИ - это зачатки каких-нибудь способностей, качеств.

(Демонстрация слайда)

-Если человек проявляет интерес к своим задаткам, то есть разви­вает их, то вскоре у него могут появиться способности. Но, однако, необходимым условием в развитии способней является трудолюбие. Трудолюбие и способности могут подарить человеку одаренность. Что же такое одаренность? Как вы понимаете это слово?

ОДАРЕННОСТЬ - это наиболее высокий уровень развития способностей.

(Демонстрация слайда)

-Одаренность человека может привести к таланту. Что же та­кое талант? Как вы понимаете слово талант? (Свободные высказывания детей)

ТАЛАНТ - это наивысший уровень развития способностей

(Демонстрация слайда).

- Как вы думаете можно ли стать талантливым, не трудясь? (Свободные высказывания детей)

Беседа об одаренных людях.

- Во всем мире очень много одаренных и талантливых людей. Это и ученые, и музыканты, и актеры, и спортсмены, и писатели.

- Все вы знаете известного скрипача Паганини (Демонстрация портрета музыканта).

Его отец в дет­стве заметил, что сын проявляет интерес к музыке, что у него есть музыкальный слух. И отец заставлял маленького мальчика по 8 часов в день играть на скрипке. А это ведь очень тяжело. Несомненно, у мальчика были определенные способности к музыке, но маленький Паганини трудился и именно поэтому стал известным всему миру.

- Как вы думаете, можно ли считать талантливым русского поэта Сергея Есенина? (Демонстрация портрета)

Сергей Есенин - русский поэт. Он родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил русскую приро­ду и воспел ее в своих стихах.

Послушайте одно из его стихотворений «Черемуха» и постарай­тесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

«Черемуха» С. Есенин

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

-Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. (Свободные высказывания детей)

-Согласны ли вы с тем, что такое красивое стихотворение мог написать поистине одаренный человек?

-Все вы знаете великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

(Демонстрация портрета)

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий ком­позитор горячо полюбил родную природу и русскую песню.

-Давайте прослушаем одно из его музыкальных произведе­ний, наверняка вы его знаете и сможете его назвать.

(Дети прослушивают «Вальс цветов»)

-Можно ли П.И. Чайковского назвать одаренным человеком? Почему?

- Великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов

(демонстрация портрета)

Был весьма талантливым живописцем. Посмотрите на экран(Демонстрация В.Д.Поленов «Заросший пруд»). Внимательно рассмотрите картину «Заросший пруд». Ее мог нарисовать поистине талантливый человек. Тем более что эту картину художник писал не с натуры, а по этюду. Какая красота! Погруженные в тень, торжественно предстоят перед зрителем ве­ковые деревья, объятые покоем и тишиной. Их густая, словно посеребренная временем зелень не пропускает солнечных лучей, а лишь отбрасывает темную тень на зеркальную поверхность пруда. Вся картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Так и хочется попасть в этот нетронутый уголок природы.

-Понравилась ли вам эта картина? (Свободные высказывания детей)

- Но есть и спортивная одаренность. Каких известных спорт­сменов вы знаете?

(Свободные высказывания детей)

- Один из спортсменов, о котором я бы хотела вам расска­зать - это фигурист Евгений Плющенко. (Демонстрация портрета)

Несомненно, это одаренный человек. Евгений является Олимпийским чемпионом Тури­на, многократным чемпионом мира и Европы. Этот человек побил мировой рекорд, набрав наибольшее количество баллов за свое выс­тупление. Однако, когда у него брали интервью, то он сказал, что никогда бы не достиг таких успехов, если бы не труд и упорные тренировки.

- Итак, ребята, какой же вывод мы можем сделать из нашего сегодняшнего урока?

Все вы правы. Мы видим, что для того, чтобы стать талантли­вым человеком, нужно не только иметь способности и быть одарен­ным человеком, но и много и упорно трудиться. То есть талант - это одаренность плюс труд.

Я хочу представить вам одаренную и очень талантливую семью, которая живет рядом с нами. Мы настолько привыкли к ним, что не замечаем их талантов.

Это семья Фефеловых. На последующих классных часах вы представите расказ о талантах своей ссемьи.

4. Работа с памяткой.

(Демонстрация памятки на экран + учитель раздаёт памятки каждому ребёнку)

- И в конце нашего занятия я бы хотела рассмотреть с вами памятки, в которых вы найдете практические рекомендации и советы, как стать талантливыми людьми. И кто знает, может именно из вас вырастет второй Есенин или Чайковский.

Развивайте свои способности

1.Больше читайте.

Будьте любознательными: находите ответы у учителя, роди­телей, в книгах.

Посещайте музеи, театры, выставки.

Интересуйтесь всем, что происходит вокруг.

6.Старайтесь уделять больше времени развитию своих способ­ностей.

Будьте старательны и трудолюбивы.

И помните: «Терпение и труд - все перетрут».

5. Подведение итогов.

-С какой темой мы познакомились?

- Как вы поняли, кто такой талантливый человек?

6


© 2010-2022