Мониторинг удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения (из опыта работы)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг удовлетворенности родителей воспитанников качеством предоставляемых образовательных услуг, как индикатор эффективности деятельности ДОУ
(из опыта работы)


В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Поэтому актуальность проведения мониторинга удовлетворенности родителей, связана также с объективной необходимостью в переходе к новой системе оценки качества деятельности нашего образовательного учреждения, ориентированной на стимулирование его развития. Удовлетворенность качеством образования является показателем, отражающим представление родителей (законных представителей) обучающихся о качестве предоставляемых образовательных услуг.

В соответствии с нормативными документами федерального и муниципального уровня, нами была сформирована внутренняя система оценки качества образования, куда вошли следующие мониторинги:

1. мониторинг качества образовательных результатов:

- результат освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- результат анализа работы МБДОУ по здоровьесбережению обучающихся (динамика);

- результат мониторинга удовлетворенности педагогов качеством образовательной деятельности МБДОУ.

Одним из них является мониторинг удовлетворённости родителей качеством образовательных результатов, в рамках которого в МБДОУ д/с № 80 два раза в год (апрель, октябрь) проводится социологический опрос родителей (анонимное анкетирование).

2. мониторинг качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность:

- материально-техническое обеспечение;

- информационно-развивающая среда (включая средства информационно-коммуникативных технологий и учебно-методическое обеспечение);

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда

- кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно - методическую деятельность педагогов)

Согласно приказу по МБДОУ, мониторинг удовлетворенности родителей проводится несколько дней в соответствии с графиком. А так же назначаются ответственные за проведение анонимного анкетирования.

Основной целью проведения мониторинга удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся является качественная оценка и коррекция образовательной деятельности, условий среды МБДОУ д/с № 80 для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.

При проведении мониторинга мы ставим перед собой следующие задачи:

- изучение степени удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в системе дошкольного образования;

- изучение эффективности функционирования образовательного учреждения на основе анализа удовлетворенности родителей как участников образовательного процесса качеством образования.

Накануне анкетирования в каждой возрастной группе в информационном родительском уголке вывешивается объявление о предстоящем мероприятии (образец объявления).

Для честного и анонимного анкетирования в музыкальном зале на столе устанавливается урна, где родители в спокойной обстановке могут заполнить свою анкету и опустить ее в урну. Вечером, анкеты обрабатываются членами комиссии, что дает возможность выявить удовлетворенность качеством образовательных услуг родителей данной возрастной группы. По результатам анкетирования родителей всех возрастных групп оформляется аналитическая справка удовлетворенности родителей качеством образования в МБДОУ д/с № 80.

Анкеты включают в себя несколько критериев для исследования:

- оснащенность дошкольного образовательного учреждения;

- квалифицированность педагогов ДОУ;

- развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

- взаимодействие детского сада с родителями.

На слайде представлен анализ, проведенных мониторингов за 2014 и 2015 годы.

При обработке анкет подсчитывается число родителей, принимавших участие в анкетировании: (см.на слайде)


2014 год

2015 год

Апрель


октябрь

апрель

октябрь

132

семьи

95,6%

(от общей численности родителей)

128 семей

92%

136

семей

97,8%

131

90,9%

Оснащенность МБДОУ д/с № 80 оценивалась по следующим параметрам:

- обеспеченность игрушками и игровым оборудованием;

- оснащенность участка ДОУ;

- наличие спортивного инвентаря;

- техническое обеспечение;

- наличие книг, пособий, методической литературы.

Из данных диаграммы видно, что более 80% родителей считают, что детский сад оснащен на хорошем уровне игровым материалом, спортивным инвентарем, книгами и печатными пособиями.

В 2015 году показатель удовлетворенности родителей по обеспечению игрушками и игровым оборудованием увеличился на 6%, так как родители видят, что ежеквартально группы пополняются новыми игрушками и игровым оборудованием.

Самый низкий показатель удовлетворенности родителей в 2014 году (60%) - оснащение участка МБДОУ д/с № 80. Родители считают, участок детского сада недостаточно оснащен современным оборудованием для обеспечения оптимальной двигательной активности детей.

В 2015 году этот показатель увеличился незначительно (70%), потому что нами была проделана следующая работа: на участках были установлены 2 теневых навеса, заменены все песочницы, приобретено много нового выносного спортивного инвентаря. Но, к сожалению, приобрести новые горки и спортивные современные комплексы, как этого хотят родители, нам пока не удалось.

Достаточно высокую оценку родители дали показателю оснащенность техническим оборудованием (88%), так как во все группы были приобретены ноутбуки и звуковые колонки, что дает возможность педагогам качественно осуществлять образовательный процесс. На всех мероприятиях, организованных с родителями используется мультимедийное устройство. Родителей это вполне удовлетворяет.

Как в 2014 так и в 2015 году родители высоко оценивают готовность воспитателей создать комфортные условия с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Квалифицированность педагогов оценивалась по следующим параметрам.

Анализ проведенного опроса выявил, что в 2014 году по мнению 92%, а в 2015 году 97,7% родителей воспитатели возрастных групп обеспечивают качественный присмотр и уход за каждым ребенком.

В ходе мониторинга, родителям предлагается оценить, какую роль, на их взгляд, играет ДОУ в развитии их ребенка. Развитие ребенка в МБДОУ оценивалось по следующим параметрам.

Большинство родителей (2014г - 96,1 %; 2015г. - 96,2%), принявших участие в опросе, отметили, что их дети, посещая детский сад, удовлетворяют свои познавательные интересы, потребность в общении со сверстниками, дети с интересом и пользой проводят время в детском саду, их привлекают в организуемых мероприятиях на уровне МБДОУ и города. Так же отмечено, что в успехах детей есть очевидные заслуги педагогов детского сада, дети приобретают соответствующие возрасту знания и умения.

В ходе мониторинга родителям предлагается оценить уровень взаимодействия дошкольного учреждения с родителями. Большинство родителей, принявших участие в опросе (около 70%), отметили, что им доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду, и педагоги учреждения предоставляют консультативную помощь в вопросах воспитания. Однако, 30% опрошенных считают, что им не в полной мере предоставляется возможность участия в управлении учреждением.

Для того, чтобы дать родителям возможность вносить свои предложения, направленные на улучшение работы детского сада и участвовать в управлении учреждением в группах были приобретены и установлены почтовые ящики, куда родители в письменном виде оставляют свои анонимные замечания и предложения. А администрация, в свою очередь, старается оперативно их рассматривать и учитывать при дальнейшей работе. Поэтому показатель в 2015 году повысился до 90,8%.

Таким образом, удовлетворенность родителей качеством образования складывается из совокупности оценок, как положительных так и отрицательных. Проанализировав ответы респондентов можно отметить высокий уровень авторитета МБДОУ д/с № 80: за 2014 год - 92,8%; за 2015 год - 95%.

Обобщив результаты мониторинга, для себя мы выявили ряд задач, которые требуют своего разрешения в текущем и следующем году, а именно:

  • В части оснащенности МБДОУ

нам необходимо оборудовать спортивную площадку, игровые площадки современным оборудованием и инвентарем (сетка для бадминтона, стойки для крепления бадминтонной сетки передвижные, ракетки и воланчики; кольцо баскетбольное, стойка баскетбольная мобильная, щит баскетбольный, мячи баскетбольные № 3 (30 штук); мячи волейбольные детские (30 штук); оборудование для городошного спорта; переносной барьер-сетка для мини-тенниса, ракетки теннисные детские укороченные л-17 - для возраста 5-6 лет (20 штук), мячи теннисные; лыжи и лыжные палки (30 штук) для полноценной реализации регионального компонента (парциальная программа Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье»), с целью решения следующей задачи:

- реализация здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение здоровья дошкольников, способствующих повышению качества образования и дальнейшему успешному обучению в школе.

В части квалификации педагогов. У нас на сегодняшний день 15 педагогов. Из них: старший воспитатель - 1 человек, воспитателей - 10 человек, музыкальный руководитель - 1 человек, инструктор по физической культуре - 1 человек, учитель-логопед - 2 человека, из которых:

12 педагогов (80%) имеют высшее педагогическое образование, 3 педагога (20%) имеют среднее специальное педагогическое образование.

А так же 10 педагогов (66,6%) имеют первую квалификационную категорию, 1 педагог (6,6%) имеет высшую квалификационную категорию. 4 молодых педагога пока без категории, но все они готовятся к аттестации в этом году.

Исходя из реальной ситуации, результатов мониторинга и задач программы развития на этот год нами определены такие задачи, как:

- повышение уровня квалификации педагогов и их профессиональной компетенции с учетом ФГОС ДО, посредством курсов повышения квалификации, аттестации педагогов, посещения и активного участия в городских методических объединениях, работы постоянно действующего семинара по введению ФГОС ДО в МБДОУ, а так же через практикумы, тренинги, проектную деятельность в МБДОУ;

- изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта коллектива;

- поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования, внедрение инновационных технологий и методик в образовательный процесс.

В части уровня развития ребенка, согласно Программы развития МБДОУ д/с № 80 задачами являются:

- расширение спектра здоровьесберегающих образовательных услуг, с целью полного удовлетворения здоровьесберегающих потребностей семьи (Поэтому в этом году введена бесплатная образовательная услуга кружок «Юный баскетболист». Проводит ее наш инструктор по физической культуре - старший тренер-преподаватель по баскетболу МБУДО СДЮСШОР № 5 с высшей квалификационной категорией);

- совершенствование работы с одаренными детьми и детьми разного уровня способностей и возможностей (подготовка и участие воспитанников в конкурсах различного уровня) (Задача остается недовыполненной, потому что нашему педагогическому коллективу нужно стремиться к тому, чтобы больше участвовать с детьми в очных конкурсах различного уровня).

- координация и совершенствование развития системы социального взаимодействия. (Так же остается для нас проблемой выезд детей за пределы детского сада в Краеведческий музей, Музей-диораму, Художественный музей, так как эти социальные институты расположены от детского сада далеко и часто возникают трудности с доставкой детей).

- корректировка и осуществление плана мероприятий по формированию у дошкольников гражданско-патриотических качеств и духовно-нравственного воспитания, с учетом регионального компонента - краеведение (начата реализация интегрированного курса и парциальной программы по Белгородоведению). (В данном направлении педагогический коллектив продолжает работу: был проведен установочный семинар, где педагоги были ознакомлены с нормативными документами по Белгородоведению, издан приказ о создании творческой группы для разработки дополнительной образовательной программы по Белгородоведению, утвержден план работы в этом направлении);

- совершенствование условий в МБДОУ для раскрытия способностей дошкольников, удовлетворения их познавательных интересов и разумных потребностей (пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО). (За последние два года в группы нашего детского сада было много приобретено игрового оборудования, мобильные ширмы различных размеров (для разделения зон, настольные ширмы, для сюжетно-ролевой игры и театрализованные игры), оформлены различные центры, очень много сделано своими руками и с помощью родителей. Но работа в этом направлении продолжается и запланированы новые приобретения и пополнение групп недостающим оборудованием и играми).

В части взаимодействие детского сада с родителями

Задачи Программы развития МБДОУ д/с № 80 в этой части определены и они реализуются. В 2014- 2015 уч.году было осуществлено:

- на официальном сайте МБДОУ появился раздел «Для родителей», где были размещены правила приема ребенка в ДОУ, различная нормативная документация;

- был проведен ряд консультаций и семинаров для педагогов по тематике: «Взаимодействие ДОУ и семьи»;

- были проведены родительские собрания, тематические вечера, мастер-классы, с целью участия родителей в управлении учреждением, внесении предложений, направленных на улучшение работы детского сада.

Но результат мониторинга показал, что нам надо откорректировать и углубить работу по взаимодействию с родителями, поэтому задачами на 2015-2016 уч.год следующие:

- корректировка и расширение раздела «Для родителей» на официальном сайте МБДОУ д/с № 80, с целью доступной и наиболее полной информации о жизнедеятельности ребенка в детском саду (Планируется создать еще несколько подразделов в этом разделе: «Питание вашего ребенка в детском саду», «Адаптация вашего ребенка», «Досуг вашего ребенка», где будет наиболее подробно описана и показана деятельность детей каждый день);

- включение в программу повышения квалификации МБДОУ д/с № 80 вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с родителями (Запланировано проведение « Круглого стола» с приглашением преподавателя педагогического колледжа Миленко В.М. с выступлением «Современный родитель ребенка-дошкольника»;

- использование разнообразных интерактивных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (тренинги, мастер-классы, практикумы и мн.др.), с целью участия родителей в управлении учреждением, внесении предложений, направленных на улучшение работы детского сада.


© 2010-2022