Статья Психолого-педагогическая характеристика подростков, склонных к воровству

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогическая характеристика подростков, склонных к воровству


По мнению Ю.В. Васильковой возраст ребенка от 11(12) - 15(16) лет называют подростковым возрастом; это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто Я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают относиться к своему ребенку как к маленькому, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить его».

Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой:
- подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости, но и самые опасные;
- равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» - это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими;
- социальная зрелость - складывается в ситуации сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;
- интеллектуальная взрослость - связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность к дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка. Терпение, выносливость и другие волевые качества.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подростки обладают такими психологическими особенностями, которые, с объективной точки зрения, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:

- импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразрывности произвольного сознательного контроля поведения;

- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

- узость понятийного аппарата, трудность в осмыслении абстрактных понятий;

- осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с подростками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основание нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т.д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток - вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта вещь принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их ребенка. Еще одна крайность - желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка - влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимание. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

В каждой из вышеперечисленных ситуаций происходит деформация личности ребенка под воздействием неправильного воспитания. Поэтому одним из первых шагов педагога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов проступка, а так же выяснения особенностей семейного воспитания. В случае, если в ходе диагностики выявлены нарушения в системе воспитания и взаимоотношениях между родителями и ребенком, основной акцент должен делаться на работе с родителями, до сознания которых необходимо донести истинную причину воровства, объяснить возрастные особенности подростков. Часто первой реакцией взрослых является отрицание и высказываемое желание принять координальные меры, а так же изменения в отрицательную сторону отношения к ребенку.

Опасными являются случаи воровства из интереса и для компенсации стресса. Выброс адреналина после удачной кражи закрепляется в подсознании и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой. Таким подросткам предстоит трудное и длительное лечение.

Подростковый период - время перехода, когда координальные изменения происходят во всех сферах и областях жизни подростка. Ранняя юность - начало перехода от детской зависимости ко взрослой самостоятельности и ответственности. Для этого нужно, что бы подошло к своему завершению физическое развитие, в том числе и половое созревание, и одновременно была достигнута социальная зрелость. В наше время половое и физическое созревание происходит раньше, а социальная зрелость наступает позже. Поскольку подросток еще не определил свое место в мире, не нашел исчерпывающий и убедительный ответ на вопрос: «Кто я?», ему легче определиться в группе, где еще несколько таких же «Я», как и он сам. Вместе легче выстоять, легче бороться с безумием мира. Говорят, что мы можем понять себя, оценить, осознать, только увидев себя глазами окружающих людей. Подростки поэтому так и стремятся в группы, что не могут найти себя в условиях семьи, в которой в большинстве случаев только мама, папа и ребенок. Дети выбирают группы, в которых они чувствуют себя хорошо, где они значимы и заметны, где им комфортно. Но чтобы удержаться в новом коллективе, нужны определенные внешние признаки. Отсюда и стремление к самой странной одежде, бесчисленному количеству молний и цепей, к браслетам с шипами. Во-первых, это способ показать свою безграничную «крутость», а во-вторых - обозначить принадлежность к своей группе.

Если нет денег на покупку совершенно необходимых, по мнению подростка, атрибутов, то он может их украсть. Самая насущная необходимость для подростка - стать таким, как все. Она диктуется острой неуверенностью в себе и заниженной самооценкой. Подросток, который в этом возрасте не нашел свое место в коллективе класса, чувствует себя изгоем, а потому готов смириться с определенными неудобствами и принять определенные правила поведения и требования к своему внешнему виду и манере общения, лишь бы быть для кого-то своим, а значит, иметь определенную ценность как личность и как член группы. Подростку важно знать, на сколько далеко он может зайти в нарушении правил и запретов. Ему важна реакция родителей. Для него важно, что бы с ним считались, чтобы ему объясняли и с ним обсуждали, что и почему «нельзя». Подросток, к которому относятся с уважением и доверием, полагаясь на его «взрослость» и разум, будет относиться к запретам с уважением, и понимаем и ценить всё вновь появляющиеся «можно», означающие расширение границ дозволенного и несомненное признание его собственных растущих возможностей. Подросток, растущий «без границ» и запретов, либо в границах неопределенных (сегодня «нельзя». Завтра может быть «можно»), способен причинить огромный вред как окружающим, так и в первую очередь себе.

Полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных программ. Пусть ребенок сам решит, куда он сегодня пойдет и что сделает. И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать. Умение самому поставить себе цель и выполнить, необходимо для формирования воли. Для подростков особенно актуальна проблема карманных денег. «Иммунитет к воровству» вырабатывается, если у подростка есть личная собственность. Мудро поступают родители, которые, покупая детям какую либо вещь говорят, что они могут делать с этой вещью все, что хотят, в том числе брать в школу и даже дарить. Но если они подарят или сломают вещь, родители не купят еще одну такую же. Подросток привыкает к тому, что у него есть вещи, которыми он распоряжается сам, и точно так же относится к вещам своих друзей. Тот, кто распоряжается своими вещами, скорее обменяет свою вещь на чужую, чем присвоит.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что подростковый возраст характеризуется физическими, психологическими и поведенческими изменениями. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.



© 2010-2022