Программа кружка Азбука права

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Науменко Ольга Ивановна

МКОУ «Звездинская средняя общеобразовательная школа»

программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних




Программа кружка Азбука права


Программа кружка Азбука права





Пояснительная записка

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто у подростков обнаруживается полная правовая безграмотность. Правовые знания нужны подросткам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Общеизвестно, что в механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения.

По словам Ф.М Достоевского, подростка подстерегают все опасности этого мира. Детская проституция, нарушения в области охраны труда несовершеннолетних, вовлечение несовершеннолетних в нарко- и порнобизнес, торговля несовершеннолетними - результат правовой незащищенности подростков. С другой стороны, правовая безграмотность, незнание своих прав и ответственности за свои деяния приводят к отклонениям в поведении - поступкам, не соответствующим нормам и правилам общества. Воровство, попрошайничество, детский алкоголизм, наркомания, бродяжничество стали за последние 10 -15 лет актуальными проблемами нашего общества.

Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо, прежде всего, познакомить их с этими нормами. Для этого требуется организация систематической просветительской работы с подростками с целью формирования у них собственной нравственной и гражданской позиции. Овладевая правовыми знаниями, подросток легче адаптируется в окружающей среде, и в дальнейшем, при вступлении в самостоятельную жизнь, его социализация проходит более спокойно и безболезненно.

Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, - важно уметь грамотно ею пользоваться. Только в этом случае закон будет защищать человека.

Учитывая актуальность проблемы правовой безграмотности подростков, специалистом отделения профилактики безнадзорности детей и подростков разработана программа «Азбука права», с целью предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних.


Программа рассчитана на работу с подростками 15-18 лет, учащимися общеобразовательных учреждений.

Цель программы:

Предупреждение форм противоправного поведения несовершеннолетних.

Основные задачи:

  1. Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

  2. Формирование навыков правовой культуры у подростков.

  3. Формирование законопослушного поведения и основ толерантности.

  4. Знакомство с основами российского законодательства.

Объект программы:

Подростки 15-17 лет.

Условия реализации программы:

Группа комплектуется на базе образовательного учреждения, оптимальное количество участников 10-15 человек. Каждое занятие рассчитано на один академический час. Осуществляется с периодичностью - один час в неделю.

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня правовой грамотности подростков.

Основная форма проведения:

Групповые занятия - во время групповой работы происходит осознание своего места в окружающем мире выработка навыков группового взаимодействия.

Виды групповых занятий:

-упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной обстановки;

-разминка в виде игры или упражнения, способствующие включения в групповую работу;

-групповая дискуссия.


Содержание деятельности

Организационный этап

Основная задача на данном этапе - организовать деятельность группы на договорной основе с учреждением, в котором планируется реализация программы.

Диагностический этап

Основная задача - получение сведений о личных особенностях участников. Мероприятия, проводимые на данном этапе, - диагностические процедуры. Полученные данные характеристик личности участников позволяют специалисту значительно эффективнее стимулировать изменения участников в процессе работы.

Деятельностно - практический этап

Включает 12 занятий.

Календарно-тематическое планирование


Тема

Задача

Количество часов \ формы работы

Сроки

1.

Международные документы, охраняющие права детей

1. Ознакомить с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

2. Способствовать формированию у подростков культуры общечеловеческих ценностей

2 часа

Круглый стол «Чтобы достойно жить», «Ваши права»

1 раз в неделю в течение 3 месяцев

2.

От безответственности до преступления - один шаг

1. Знакомство с законодательством РФ, устанавливающим ответственность за совершение правонарушений.

2. Проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений.

4 часа

Круглый стол

«От безответственности до преступления один шаг»,

правовая игра «Мой взгляд», «Сказка ложь, да в ней намек»

Игра «Умей сказать «нет»».

3. Преступления против детства

1. Правовая защита несовершеннолетних 2.Познакомить с одним из способов отстаивания своего мнения.

2 часа

Лекция - беседа

4.Образование и труд несовершеннолетних

2.Познакомить с одним из способов отстаивания своего мнения.

3.Формирование ответственного отношения за свое поведение.

2 часа

Деловая игра

«Конфликт на бирже труда»,

«Поиск работы»

4. «Право и жизнь»

1.Формировать законопослушное поведение.

2. Формировать жизненные цели.

3.Подведение итогов программы.

2 часа

Ролевая игра «Хочу спросить»,

Игра «Турнир знатоков права»






Список литературы


  1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. - 2-е изд., перераб. и доп.. -М.: ВАКО, 2007. -336 с.

  2. Методика и опыт работы социального педагога. Василькова Ю.В.. - М., «Академия», 2001.- 160 с.

  3. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Великородная В.А. и др. - М.: ВАКО, 2006 - 224 с.

  4. Сборник программ - победителей. Отв. за выпуск: Рыжих Т.В. Министерство труда и социального развития Омской области, 2007

  5. Социальная работа с детьми группы риска/ М.С. Мартынова и др. - М.: Социальный проект, 2004. - 272 с.








Заключение


Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития и формирования личности. В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.

Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Очень важно, чтобы в этот кризисный для личности подростка период рядом нашлись люди, которые смогут объяснить, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Раннее выявление признаков аддиктивного поведения, отклонения и продвижения в сторону противоправного поведения у подростков - первостепенная задача профилактики детских правонарушений.

Значимость программы «Азбука права» раскрывается с учетом возрастных особенностей подростков 15 - 17 лет, а также с учетом обострившейся в последнее время проблемы правовой незащищенности детей.







© 2010-2022