Исследовательская работа по теме Школьный мир: домашнее образование

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа


Школьный мир:

домашнее образование.

Оглавление.


  1. Вступление.

  2. Из истории домашнего образования.

3. История становления и развития гувернёрства.

  • Гувернёрство в России.

  • Гувернёрство в наши дни.

4. Домашнее образование в Америке.

5. Домашнее образование - плюсы и минусы.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения.



  1. Вступление.

Одной из самых значимых проблем, которые решает специальное образование на современном этапе своего развития, является гуманизация педагогического процесса. В основе теоретических и практических путей ее разрешения лежит поиск оптимальных форм ее осуществления. Реализация данного подхода на основе личностно-ориентированной модели выбора форм обучения и воспитания предполагает создание условий, в первую очередь обеспечивающих соматическое и психологическое здоровье ребенка. В силу неблагополучия здоровья или других причин образование возможно получить и вне школы, в том числе в семье. Так, в законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что «с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы можно осваивать в форме семейного образования».

Некоторые родители предпочли бы обучение ребенка в домашних условиях, поскольку именно домашний учитель ориентирован на личностную модель взаимодействия с ребенком, на его социальную защиту, на оказание педагогической помощи многим категориям учащихся в условиях семьи. Закон «Об образовании» предусматривает возможность получения среднего образования дома с последующей государственной аттестацией. Кроме правового аспекта при решении проблемы домашнего обучения, приходится учитывать ряд других: психологических, социальных, организационных.

В литературе, которую я использовала, авторы пользуются разными синонимическими понятиями: «семейное образование», «домашнее обучение», «индивидуальное обучение на дому», «надомное обучение», хотя каждый термин несет определенную смысловую нагрузку.

К индивидуальному обучению в школах вынуждены обращаться в последнее время. Причина общая для всех - снижение уровня здоровья детей. Многие освобождены от экзаменов, занимаются дома (это называется индивидуальное домашнее обучение). Ученик не ходит в школу не потому, что он дойти до нее не может, - он не может находиться в коллективе по состоянию своей нервной системы, не может вынести 5 - 6 уроков по 45 минут...

Несколько иное обучение - семейное. Ученые-практики пытаются отделить его от домашнего. Домашнее - для ослабленных детей. А семейное - так захотели дети и их родители. Причины, конечно, тоже есть, но чаще всего они скрытые, не афишируются. Для семейного обучения нужен высокий образовательный уровень родителей или же возможность нанять репетиторов, частных учителей. А в школу дети приходят на консультации, для получения заданий, для отчета за выполненную работу.

Я решила выяснить, что такое домашнее образование и главное - какова история его зарождения и состояние домашнего образования в наши дни.

  1. Из истории домашнего образования.

Домашнее образование берет свое начало издревле, наверно, как только появился человек. В V веке до нашей эры в Афинах не было ни одного неграмотного! Обучение в Древней Греции к тому времени велось в основном в домашних условиях, и им занимались только мужчины. Отец или мужчина-преподаватель обучали ребенка обращению с оружием, танцам, музыке, ораторскому искусству. Экзаменов не проводилось, но пользовались популярностью всевозможные соревнования - в учебе, спорте, красноречии.

Домашнее образование в России имеет свою историю, оно практиковалось с XVII века и получило распространение задолго до его признания. Первыми предвестниками домашних учителей являлись священнослужители и «мастера грамоты». Курс начального обучения ограничивался домашним воспитанием, одинаковым для всех сословий: чтение, письмо, церковное чтение. Обучение включало воспитание христианина и приобщение к православной религии. В эпоху Петра I в начале XVIII века домашнее образование осуществлялось под руководством учителей-иностранцев и признавалось в обществе привилегированным. Сам Петр I в детстве долгое время находился под надзором многочисленных женщин: кормилицы, мамки и разных прислужниц. Когда ему исполнилось 8 лет, к царевичу приставили дядьку-воспитателя. В это время Петра начали обучать грамоте. Его первым учителем стал Никита Зотов, который не принадлежал к числу людей образованных и эрудированных. Он научил будущего царя читать, писать, заучивать наизусть тексты из богослужебных книг, дал ему отрывочные знания по истории и географии. Но по тем знаниям, которыми Петр в дальнейшем поражал иностранцев, он был обязан самому себе, своей одаренности, желанию учиться и интересу ко всему, что происходило мире. Петр всю жизнь учился сам и любил поучить других. Именно при нем молодых дворянских отпрысков начали отправлять в Европу за знаниями.

По словам О.В. Ключевского, «Запад все же сумел заставить наиболее богатых и довольно заинтересованных в образовании людей приобрести гувернеров для обучения на дому». Традиция нанимать домашних учителей в эпоху Петра I закрепилась в России надолго. Общеобразовательная подготовка в условиях семьи во второй половине XVIII века была широко распространена в губерниях, среди поместного дворянства, в Москве, Петербурге. Домашнее обучение предназначалось как для получения первоначальных знаний, необходимых для поступления в приготовительный или первый классы гимназии (прогимназии), так и для постоянного изучения всех предметов. Без сдачи экзаменов за каждый класс и за весь курс гимназии такое обучение не давало никаких прав. Поэтому большинство юношей и девушек, обучающихся дома, как правило, сдавали экзамены в гимназии и получали «Свидетельство зрелости». Со времени возникновения университетов, гимназий, лицеев, институтов и других учебных заведений домашнее образование являлось обязательным этапом для желающих продолжить обучение или поступить на воинскую службу. Один из видов домашнего образования - экстернатура - практика домашнего обучения с последующей аттестацией на гимназических экзаменах также была известна в России. А с появлением учителей-иностранцев в России в обиходе появились новые слова: «гувернер», «гувернерство».

3. История становления и развития гувернёрства.


Слово «гувернёр» произошло от французского глагола «governen» - править. От него произошли производные существительные «gouverneur» - губернатор, наместник, гувернёр, воспитатель. Отсюда видно, что педагогическое значение термину первоначально не придавалось. Позднее, когда гувернёрство стало профессиональным видом деятельности, которым стали заниматься преимущественно женщины, появился глагол женского рода «gouvernante», первым значением которого является гувернантка, воспитательница, а позднее им стали иногда обозначать еще и экономку.

В России впервые этот термин был использован в документах, относящихся к XVII веку, в которых князь Голицын обращался к боярам, указывая на необходимость учить своих детей, приглашая для этого польских воспитателей, гувернёров. Позднее, в XVIII веке в законодательных актах, в частности в «Положении о домашних наставниках, учителях и учительницах» (1834 и 1846 гг.) понятие «гувернёр» было закреплено документально и трактовалось как «наставник», «домашний учитель». Характеристика гувернёра как «наставника» предполагает выступление его в качестве образца поведения в обществе, в быту, за столом, примера для детей в манерах общения и пр. Одна из важнейших функций гувернера в прошлом - обучение манерам светского поведения. Домашний учитель, согласно названным Положениям, получал право преподавать по узкой специальности в городских училищах и младших классах гимназий, а также воспитывать детей в качестве педагогов и гувернёров в домашних условиях и в частных пансионах. Согласно данной трактовке, в функции гувернёра, кроме домашнего воспитания, входит и обучение детей.

Одно из первых отечественных определений термину «гувернёр» дано в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля. Здесь оно толкуется традиционно для XIX века как надзиратель за детьми, воспитатель. Из этого определения вытекает другая важнейшая функция гувернёра - надзор за поведением детей, организация их жизнедеятельности. В советское время у данного понятия появился негативный, идеологический подтекст. Оно считалось пережитком прошлого, атрибутом буржуазного общества. Так в толковом словаре русского языка «гувернёр» - это воспитатель в буржуазных семьях, обычно иностранец, нанимаемый для воспитания и начального образования детей». Данное определение расширяет представление о функциях гувернёра. Здесь уже говориться не только о воспитании и надзоре, но и о начальном обучении детей, имея в виду их подготовку к систематическому обучению в учебных заведениях. В энциклопедическом словаре термин «гувернёр» трактуется как домашний воспитатель, наставник детей в буржуазной или дворянской семье. В этом определении впервые приводится словосочетание «домашний воспитатель» и ведется речь об индивидуальном или групповом воспитании детей в рамках одной семьи. В словаре русского языка термин «гувернантка» понимается как воспитательница в буржуазных и дворянских семьях, обычно иностранка, нанимаемая для воспитания и домашнего образования детей. Это определение достаточно широкое. В нем впервые в функции гувернёра кроме воспитания входит систематическое домашнее образование детей. Действительно, многие состоятельные семьи давали детям полноценное образование в домашних условиях. Как правило, при этом нанимался целый штат домашних учителей. Гувернёр выполнял роль координатора домашнего обучения, вёл занятия по отдельным предметам и отвечал за воспитательную работу. Почти не отличается от приведённых выше определений данное в словаре иностранных слов, где слово «гувернантка» переводят как наёмная домашняя воспитательница детей в дворянской или буржуазной семье. В педагогической энциклопедии термином «гувернёр» называют лицо, нанимаемое для домашнего воспитания и начального обучения детей из дворянских и буржуазных семей. Этим термином называли учителей-иностранцев. Для отечественных педагогов, работающих в семье, использовались термины «домашний наставник» и «домашний учитель». Кроме борьбы с засильем иностранного влияния на умы и души русских детей, свойственной для России XIX века, в разведении этих понятий усматривается усиление контроля за деятельностью домашних педагогов. Низкий научный, а часто и культурный уровень иностранных гувернёров привёл к необходимости введения специальных испытаний для подтверждения их знаний. Только выдержавшие их могли заниматься частной педагогической практикой.

Анализ приведённых многих других определений понятия «гувернёр» характеризуют его в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле гувернёр - это домашний воспитатель, учитель, занимающийся воспитанием, начальным обучением детей (чаще дошкольников). В случае, если питомцы получали полное образование дома, гувернёры выступали в роли организаторов учебного процесса. В узком смысле гувернёр - это наставник, занимающийся развитием светских манер, правил приличия, обучающий иностранным языкам, и т.д.


  • Гувернерство в России.

Совершим исторический экскурс в домашнее образование - гувернерство в России.

Начнем с Древней Руси. Традиционное церковное воспитание в целом не предусматривало присутствия гувернеров, а уж тем более иностранных, в домашнем воспитании детей. Это и неудивительно, так как педагогическое сословие как таковое отсутствовало вообще. Священники в школе и приставленные к детям «дядьки» и «няньки» в семье ставили перед собой лишь «душеспасительную» задачу, отодвигая воспитание и образование на второй план. Домашние воспитатели того времени не имели какого-либо специального образования. Занятие воспитанием детей для этих людей не составляло их основную профессию, обычно они совмещали ее с какой-нибудь другой - духовной, земледельческой и т.д. Тем более они имели тесную связь с духовенством. Таким образом, внешкольное образование наших предков до Петра носило тот же характер, что и школьное, т. е. было отмечено церковностью. Основой всех дополнительных знаний служили библейско-апокрифические сказания, к ним в конце концов все сводилось. Но с течением времени ситуация меняется. С заступлением на престол Петра I государство начинает более серьезно заботиться об образовании.

Стоит отметить, что указом Петра I 1725 года «поведено было учить в академии геометрии и тригонометрии, всякого звания людей, кто пожелает, во всякие потребы - в церковную службу и в гражданскую, воинствовать, знати строение и докторское врачевское искусство». Однако с учреждением академии запрещалось учиться дома, без разрешения блюстителя и учителей академии, языкам греческому, польскому и латинскому и другим иностранным языкам, повелевалось домовых учителей не держать и детей, кроме как в академии, не учить из опасения, как бы домашние учителя, особенно иностранные и иноверные, не внесли какой-либо противности вере нашей православной, чтобы не было разногласия. Виновные в нарушении этого приказа подвергались конфискации имущества. Постепенно отношение к домашним воспитателям меняется. Перейдем к либеральной екатерининской эпохе, сменившей жесткое реформаторство Петра. Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей. Оценка роли домашнего воспитания и важности его вполне соответствует духу екатерининской эпохи: «Первым правилом воспитатель должен поставить себе то, чтобы заблаговременно исследовать способности воспитанника, смотрению его вверенного, и сообразно силам и дарованиям молодого человека размерять труды об нем и старания. Внутренняя наклонность всегда готова раскрыться в нас; надобно токмо удачно тронуть ее» - причем индивидуальность присуща не только лицам, но и народам. В нагрузке на ум и на память следует придерживаться разумной середины. Важнейшая тренировка памяти - изучение языков (протест против принципиального невежества эпохи). Ум обогащается, прежде всего, историей. Но, кроме рассудка и памяти, есть еще и воображение, и развивать нужно и его: «История натуры для детей гораздо полезнее, нежели как обыкновенно думают. Молодые люди то скорее понимают, что ближе к чувствам и более действует на воображение». Об иностранном же домашнем воспитании той эпохи можно прочесть следующее: «иметь: из чужестранцев и Россиян, знающих иностранные языки, надзирателей. Они, живучи с ними (детьми) в одних покоях и будучи всегда при них неотлучно, собственным примером, ежечасным напоминанием и благоразумными советами при всех случаях стараются вкоренить в них благонравное поведение, практически приобучают их к разговорам на иностранных языках, делают с ними каждый день повторения уроков, и руководствуют их в изучении всего того, что задается им от Учителей».

В то же время был выпущен Указ, наказывающий гувернёрам и учителям-иностранцам иметь аттестаты Академии наук или Московского университета (с 1804 года аттестаты выдавали также гимназии). Не имеющим аттестатов грозила высылка из страны, а их хозяевам - штраф в 100 рублей - очень немалые по тем временам деньги. От экзаменов освобождались лишь выпускники университетов и духовных академии, а также девушки, окончившие учебные заведения по ведомству Министерства народного просвещения. Как вы видите, в те далекие годы гувернанток готовили специально, причем с самого детства. Для женщин с пытливым умом и добрым сердцем, вынужденных зарабатывать, эта был, быть может, единственно возможный источник существования.

Однако стоит сказать, что источник единственный, но и вполне «хлебный». Дворянство той эпохи щедро оплачивало труды гувернеров. Но, как правило, привозных. Ш.Массон, сам воспитатель в семье Салтыковых, в своих записках сообщает о весьма внушительных гонорарах, полученных за воспитание знатных молодых людей: «Господин Брюкнер получил тридцать пять тысяч рублей за четырнадцать лет, посвящённых воспитанию молодых князей Куракиных, а Гранмон - двадцать пять за воспитание князей Долгоруких». Другой пример: исследователь творчества М.Ю.Лермонтова Висковатов отмечает, что англичанин Виндсон, бывший гувернером в семье Уваровых и потом поступивший к М.Ю.Лермонтову, имел жалованье в 3000 рублей годовых и отдельный флигель для себя и жены.

Все домашние воспитатели, учителя, наставники были объявлены служащими Министерства народного просвещения. При этом звание наставника считалось более высоким, чем гувернёр. Гувернёры могли пройти дополнительные испытания и получить звание наставника. Звание наставника приравнивалось к должности старшего преподавателя гимназии, учитывалась выслуга лет, что давало право на повышение оплаты труда. С 1853 года наставники и гувернёры стали получать пенсии, хотя и довольно мизерные.

Специально для подготовки гувернанток был основан институт благородных девиц, более известный нынешнему поколению как Смольный. Женская семинария (Смольный институт) содержалась на средства императрицы. Девушек обучали истории, географии, русскому, французскому, английскому, итальянскому, немецкому языкам, а также музыке и рисованию. Девушки из средних слоев учились также кулинарному искусству (печь пироги, сбивать масло и т.д.).

Литература и кинематограф донесли до нас образ типичной гувернантки того времени. Изящной и образованной, доброй и беззащитной бесприданницы, которую пытается соблазнить хозяин и обижает истеричная хозяйка. У А.С.Пушкина читаем: «Гувернантки были сноснее гувернеров: они были женщины добрые, искренно любившие своих питомцев». Часто гувернантки относились к своим воспитанникам теплее и лучше, чем их родители, в чём проявлялась потребность одиноких женщин в любви и заботе о детях. Рассказы о тяжкой судьбе гувернанток занимают большое место в мемуарной и особенно художественной литературе. Вспомним хотя бы рассказ А.П.Чехова «Переполох» с описанием того, как гувернантку напрасно заподозрили в краже брошки, что её безмерно оскорбило.

Чему же и как учили гувернёры и гувернантки, наставники и наставницы порученных им питомцев? Из сочинений русских классиков нам хорошо известна та важная, если не определяющая роль, которую учителя-иностранцы, и прежде всего французы, играли в домашнем образовании дворянских детей в России XVIII-XIXвв. Вместе с тем именно художественная литература сформировала в общественном сознании крайне одностороннее представление о данном феномене. Хотя фигура француза-гувернера часто присутствует в произведениях русских писателей, обычно это второстепенный персонаж, лишенный ярко выраженной индивидуальности и обрисованный, нет, скорее обозначенный несколькими беглыми, стереотипными штрихами. О том, как в действительности обстояло дело, мы, к сожалению, мало что можем узнать из научных трудов. Детям старались дать домашнее воспитание, вследствие этого обеспеченные родители отыскивали не просто человека, располагавшего кое-какими знаниями, а опытного педагога. Первоначально среди домашних воспитателей доминировали французы и немцы. Прежде всего, они пытались изолировать своих питомцев от внешнего мира. Эта тенденция была типична для педагогов XVIII-XIX веков. Она проявлялась как в превалировании закрытых учебных заведений, так и в попытках гувернёров основать (не всегда удачно) безукоризненную атмосферу для воспитания в семьях, чтобы ничто не мешало осуществить некую педагогическую методу. Несмотря на несомненные пороки, идея частичной обособленности детей от общества представляется довольно разумной. Ведь ребёнок, оказываясь в мире взрослых, в мире малопонятных ему фактов и разговоров, либо берется подражать, норовя стать маленьким взрослым и тем самым теряя свою личность, либо доставляет себе абсолютно ложное суждение о мире взрослых. Включать детей в мир взрослых следует исподволь и очень осмотрительно.

Основное, чему стремились выучить своих питомцев гувернёры, - это умение трудиться. Они стремились сделать так, чтобы их воспитанники "не покрыли паутиной лени свои от природы светлые головушки", чтобы из ребёнка не получился «больфан» вроде главного героя «Недоросля». Гувернёры почти всегда много внимания уделяли физическому развитию своих питомцев. Но не столько для того, чтобы укрепить их здоровье, сколько приучить терпеливо переносить трудности.

Конец XVIII в. - период интенсивного развития естествознания. В России изучением «естественной истории» активно занимались не только профессиональные ученые, но и многие представители высшей аристократии. Гувернеры принимали самое деятельное участие в этих изысканиях. Находясь в переписке с зарубежными учеными и поддерживая тесные связи с российскими естествоиспытателями, они выполняли функцию одного из каналов популяризации в русском обществе передовых достижений западноевропейской науки. Здесь нельзя не упомянуть о прекрасном. Большая часть иностранных гувернеров были образованнейшие люди, нередко знатного происхождения. Далеко ходить не надо - кто же развил у великого русского классика А.С.Пушкина любовь к искусству, а именно к рисованию? Да ни кто иной, как его первый гувернер! Известно, что еще задолго до поступления в Царскосельский лицей, где преподавалась живопись, к этому искусству интерес у ребенка пробудил французский эмигрант граф Монфор. Он был очень образованным человеком, хорошим музыкантом и живописцем. О нем великий поэт написал: «Не могу ставить на одну доску с этими чудаками (гувернерами) воспитателя детей, французского эмигранта, графа Монфора, человека образованного, гуманного: воспитывать и обучать французскому языку взялся сам граф Монфор. Этот француз любил рисовать, был музыкантом». И здесь же «мы с Монфором обошли всю Москву. Я знал ее вдоль и поперек: Кремль, набережная, каменный мост, памятник Минину и Пожарскому, Воспитательный дом, Петровский театр, Университет».

У Михаила Юрьевича Лермонтова также был гувернер. Его звали Жан Капе. Это был французский офицер, раненый во время отступления наполеоновской армии, попавший в плен и выхоженный добрыми людьми. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня - по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства. А через несколько лет Россия читала «На смерть поэта». Это было рождение еще одного великого классика.

Однако значительная часть семей по-прежнему привлекала иностранных гувернеров и гувернанток для обучения детей языкам и овладения навыками европейского воспитания. Попытки регламентировать эту сферу образования не всегда были успешными: она продолжала оставаться наиболее зависимой от индивидуальных качеств педагога, который составлял образовательные программы и подбирал по своему усмотрению учебные пособия. Многое здесь определялось и представлениями родителей о том, какое образование следует дать их сыну или дочери. Так, цели и качество обучения зависело не столько от учителей, состоятельности родственников, сколько от духовной направленности, устремлений родителей. В этот период сложился некий индивидуальный заказ родителей на домашнее обучение детей. Несмотря на широкое распространение домашнего образования в конце 90-х гг. XIX века в России наступает кризис в проблемах семейного воспитания. В этот период вышел первый номер журнала «Энциклопедия семейного воспитания» (1898 г.). Основная цель, стоящая перед создателями журнала, состояла в том, чтобы «облегчить обществу переживание одного момента в совершающемся кризисе - выяснение и установление задач и основ правильного домашнего обучения и воспитания детей». Вот как об этом кризисе писал видный отечественный педагог и психолог П.Ф. Каптерев: «Домашние учителя - иностранцы были мало подготовлены к педагогической деятельности и в большинстве случаев оказали негативное влияние на становление характера своего воспитанника, пропитывая его презрительным отношением ко всему отечественному, внушая чувство превосходства европейских «цивилизованных наций над русской».

Более дифференцированный подход к проблеме домашнего образования намечен в трудах В.О.Ключевского. Он полагал необходимым проводить различие между французами-гувернерами первого «привоза», случившегося в царствование Елизаветы, и второго - при Екатерине II. Первые, по мнению Ключевского, «были очень немудреные педагоги». Вторые, по его словам, существенно отличались от тех в лучшую сторону: «Некоторые из них, стоя на высоте своего призвания, знакомы были с последними словами тогдашней французской литературы и даже принадлежали к крайнему течению тогдашнего политического движения». К числу последних историк относил наставника великого князя Александра - Лагарпа. Граф Строганов, видный деятель в начале царствования Александра I, воспитан был французом Роммом. Дети Салтыкова воспитывались под руководством брата Марата (брата революционера), Даламбер едва не сделался воспитателем наследника русского престола. «Такими высокими средствами образования, как образованные гувернеры, пользовалось только высшее дворянство, но и читающая дворянская масса не лишена была средств усвоять новые идеи». К примеру, увлечение французским было повсеместным. Дворяне не чтобы то ни стало, стремились нанять своему ребенку учителя-француза. Неудивительно, что гувернерами зачастую становились люди случайные и даже невежественные. Приезжали за «легкими» деньгами мелкие жулики и авантюристы, актеры и парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий.

Известен случай, когда одного француза, преподававшего в дворянском доме грамматику, принудил самого сдать экзамен. На вопрос о наклонениях французских глаголов смекалистый «преподаватель» ответил, что давно уже уехал из Парижа, а ведь известно, что мода там без конца меняется.

Но именно иностранцы были гувернерами. Многие русские интеллигенты побывали в этой роли. Так, гувернерами были поэт Плетнев и декабрист Кюхельбекер. Но к концу XIX века гувернантками (их еще называли боннами) стали преимущественно женщины.

Завершая исторический экскурс, скажу, что в послереволюционное время к факторам, снижавшим интерес исследователей к изучению домашнего образования царской России, добавился еще и классовый подход. Придерживаясь его, советские историки педагогики сознательно акцентировали внимание на тех формах образования, что были доступны «трудящимся классам», и на проектах внесословной школы. Качеству домашнего обучения дворянских детей дается однозначно негативная оценка: «Среди учителей иностранцев появляется много случайных людей, не имеющих необходимого образования и опыта в обучении и воспитании детей. Даже дворянские правительства, сами зараженные преклонением перед иностранщиной, вынуждены были обращать внимание на это».

Итак, как можно оценит вклад гувернеров в историю русской педагогики?

Во-первых, под влиянием гувернеров в России появилось несколько поколений аристократов, которые воспринимали и использовали как родной язык не только русский, но и французский и, как правило, английский или немецкий. Иностранные гувернеры дали русской культуре не только языковую свободу в общении и чтении иностранной литературы. Во-вторых, иностранные гувернеры - это еще и уроки хороших манер. В результате дети - воспитанники гувернеров- с измальства осваивали определенные навыки этикетного поведения, поведения, приучающего человека контролировать выражение эмоций в формах, приемлемых для окружающих.


  • Гувернерство в наши дни.


В последнее время спрос на гувернеров резко возрос (как и предложение подобных услуг). Газеты, Интернет пестрят рекламами агентств, предлагающих услуги гувернеров, и частных лиц, считающих себя специалистами в данной области. Это возрождение традиций? В советское время гувернантки исчезли («буржуйский пережиток»). Но лет 10 назад все вдруг вернулось на круги своя. Почему? Один мудрый человек сказал, что есть разница между родителем и воспитателем. Задача родителя - родить, кормить, любить и заботиться. А «воспитывать» - дело воспитателя - профессионала, знающего, как передать ребенку те или иные знания и навыки.

У современного гувернера три основных функции: обучающая, воспитательная и коммуникативная (ребенку необходимо научиться общаться с взрослым, уважающим и поддерживающим развивающуюся личность ребенка).

Какой бы хорошей ни была школа (даже если это частная школа, где в классе 12 человек), обучение в ней - групповой процесс. Оно изначально построено как групповое. В то же время каждый ребенок индивидуален. Один общительный, другой замкнутый; одному нравится история, другому физика, третьему иностранные языки, а четвертому - футбол. Один запоминает быстро, другой - медленно. А учатся все в одном классе и по одной программе. А домашнее образование от этого отличается, и наверно, поэтому в настоящее время появились гувернеры.

Гувернер, точнее, гувернантка сейчас - преимущественно женская профессия, хотя иногда встречаются и мужчины - гувернеры: их обычно приглашают родители «буйных» мальчиков, мечтающие о «твердой руке». Такой воспитатель может стать для родителей нерадивого чада выходом из ситуации. Поскольку обучаться нужному предмету ребенок будет индивидуально и в комфортной для себя обстановке с учетом его личностных особенностей.

4. Домашнее образование в Америке.

Домашнее образование в Америке не является чем-то революционно новым. К примеру, два величайших президента США - Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн получили домашнее образование, что не помешало им сделать блестящие карьеры в военной (Вашингтон) и юридической (Линкольн) сфере. Однако до начала 1980-х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980-х ситуация начала изменяться - приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома.

В отличие от многих стран мира, правительство США не принимает большинства решений, связанных с системой образования. Программы школ регулируются на уровне штатов или на более низком уровне. Эта система обладает и плюсами и минусами. Основным ее достоинством является то, что ошибочные решения не оказывают дестабилизирующего воздействия на всю систему образования. Основным недостатком - что новые методы обучения и системы оценки знаний учащихся входят в жизнь медленно. Основа американской системы школьного образования заключается в главном принципе: детей учат думать и искать необходимую для размышлений информацию, а не просто зубрить.

Ныне в США по-разному подходят к домашнему образованию. В некоторых штатах достаточно проинформировать местные органы образования о подобном желании родителей. В других штатах, родители, желающие учить детей дома, обязаны сдать особые тесты, которые позволят проверить их уровень педагогической квалификации. Любопытно, что уровень благосостояния родителей не оказывает влияния на их выбор системы домашнего образования. Более того, в 28 % случаев, когда ребенок получает домашнее образование, в семье работают и отец и мать.

В Канаде родители имеют право обучать своих детей дома. Здесь самое либеральное законодательство по этому поводу, какое только можно себе представить: учи, как хочешь, где хочешь и чему хочешь. С одной стороны, родители ответственны за детей и большинство родителей хотят своим детям только лучшего, поэтому они могут решать, что же лучше для их детей в смысле образования. С другой стороны, ребёнок имеет свои права, и одно из них - право на образование и развитие способностей. С третьей стороны, государство имеет свои права (и интересы!) и свой взгляд на то, что же лучше для детей в смысле образования.

Систем, по которым родители обучают детей дома, великое множество. Кроме того, есть объединения родителей, которые помогают друг другу. Родители всегда могут рассчитывать на помощь школы: есть даже система, по которой дети получают регулярные консультации учителей, выполняют контрольные работы, и их оценки фиксируются в школе.

Вот такой пример домашнего образования. Мать, учительница по образованию, не работает. Она занимается с детьми дома. Один раз в неделю она везёт их всех троих в Дункан (городок в получасе езды от Виктории), где в частном доме собираются пять семей. Пять матерей, разделили учебник (математика и естественные науки) на пять частей и преподают по очереди.

Главными причинами, по которым родители решаются не отдавать детей в традиционные школы, являются низкое качество образования и тяжелая криминогенная обстановка в школах. Опросы показывают, что многие американские родители убеждены, что школы не способны привить их детям необходимые этические и моральные качества. Кроме того, «домашние» дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем их сверстники, получающие традиционное образование. Другая причина - здоровье детей. Хотя в школах, в обычных классах, делают всё, чтобы дети даже с серьёзными заболеваниями могли учиться.

5. Домашнее образование - плюсы и минусы.


Домашнее образование или домашнее обучение - это один из вариантов индивидуального обучения для тех детей, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут ходить в школу. Школьные нагрузки нелегки и для взрослого ребенка, а для тяжелобольного они порой просто невыносимы. Причем нагрузкой является не столько сама учеба, сколько время пребывания в школе: большой коллектив детей, система обучения, когда работают не с самим ребенком, а со всеми детьми сразу, высокий темп занятий. С больным ребенком так работать нельзя.

Плюсы. Индивидуальный план и индивидуальный темп обучения, в котором может работать ребенок; индивидуальные нагрузки, которые можно легко дозировать не только в течение дня, но и всю неделю; если ребенок плохо чувствует, можно не заниматься несколько дней. Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и его особенности. Кроме того, это возможность рациональной организации режима дня. Таким детям нужно больше отдыхать, больше быть на воздухе. В домашних условиях ребенок получает больше времени на то, чтобы оставаться ребенком. Выпускники домашних школ показывают лучшие результаты при сдаче экзаменов и тестов, чем обычные школьники. Причем эти результаты не зависят от того, являются ли их родители профессиональными педагогами или просто дилетантами, честно старающимися передать своим детям необходимые знания и умения.

Минусы. Главное - это отсутствие общения со сверстниками или ограничение такого общения. Домашнее образование требует для родителей огромных затрат времени. Родители сталкиваются с необходимостью планировать занятия ребенка, проверять его знания, что для многих оказывается весьма сложной задачей. Кроме собственно занятий, родители должны предоставить ребенку возможность полноценного общения со сверстниками. Кроме того, многие родители часто оказываются в сложном положении: они должны выполнять не только роль папы или мамы, но и учителя. Довольно часто это приводит к появлению сложных психологических проблем во взаимоотношениях родителей и детей.

6. Заключение.


В настоящее время варианты домашнего образования (домашнего обучения) расширяются.

Появление компьютеров в семьях дает возможность дистанционного обучения - один из вариантов. Но это пока впереди.

Семейное образование - отдельная строка, так как большинство родителей не в состоянии перейти на такую систему обучения своего ребенка, да и не каждый учитель сможет согласиться с такой формой обучения в настоящее время.

Экстернат - форма обучения для одаренных детей. Так что основная форма обучения учащихся - традиционное школьное обучение, а дома ребенок пока будет получать образование, если есть на это какие-либо причины. Это - индивидуальное обучение на дому.

В нашей школе в настоящее время двое детей получают образование на дому (индивидуальное домашнее обучение) по состоянию здоровья.

В ходе работы над темой я провела следующую работу:

  • опросы учащихся 9 и 10 классов (участвовало 26 учащихся):

вопросы:

1. Что вы понимаете под домашним образованием?

2. Хотели бы вы получать домашнее образование?

  • опросы родителей на классном родительском собрании (участвовало 15 родителей):

вопросы:

1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок получал домашнее образование?

2. Готовы ли вы к тому, чтобы ваш ребенок получал домашнее образование? Если нет, укажите причины?

  • беседа с учителями школы о домашнем образовании (4 учителя и ответ одного учителя прилагается);

  • беседа со своими родителями (ответ прилагается).

Из всей проделанной мной работы я могу сделать вывод: родители нашей школы не готовы к тому, чтобы дети получали домашнее образование и большинство детей к этому не готовы. Причина этого в том, что в нашем обществе длительное время воспитывали коллективизм.

7. Список использованной литературы.


  1. Журнал «Здоровье школьника», № 10, 2006 г.

  2. Безруких М.М. «Домашнее обучение: плюсы и минусы», «Учительская газета», 2006 г.

  3. Ключевский В.О. «Курс русской истории» т. 15, Москва, 1989 г.

  4. Сычев-Михайлов М.В. «История педагогики (из истории русской школы и педагогики XVIII века)», Москва, 1960 г.

  5. Чудинов А.В. «Французские гувернеры конца XVIII века: постановка проблемы». Москва, 1972 г.

Приложение.

Домашнее образование ребенка (со слов учителя).

Под домашнем образованием ребенка подразумевается, в моем понятии, квалифицированная помощь учителей-предметников обучающемуся на дому ребенку по тем или иным причинам.

В настоящее время на дому обучаются чаще всего дети с физическими отклонениями. Обучение проводится по специально разработанной программе.

Но мне кажется, что ребенок все-таки должен какое-то время находиться в коллективе, среди других детей. Мы, учителя, воспитывая детей, прививаем им гуманное отношение к «братьям нашим меньшим», учим протягивать руку помощи слабому, сопереживать страдающим. А на практике, если дети сталкиваются с инвалидами, они могут вместо сочувствия насмехаются над физическим недостатком инвалида. Нужно учить детей воспринимать больных как полноправных членов общества, а не как изгоев.

В дореволюционной России дети дворян обучались на дому. В этом обучении были свои плюсы и минусы. Немало достойных людей было в России, получивших домашнее образование. Но достаточно вспомнить мосье Бопре, воспитывающего Петрушу из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, который в отечестве был парикмахером, в Пруссии солдатом, а в Россию приехал, «чтобы стать учителем», не очень понимая значение этого слова.

В настоящее время состоятельные родители нанимают для своих детей не только гувернеров, но и учителей-предметников, которые за достойную плату обучают их детей на дому. Честно говоря, у меня возникает много вопросов. Кто контролирует программы, квалификацию учителя, учебники, с которыми работают и ученик и учитель? Как и в какой форме поводятся экзамены? Кто выдает аттестаты об образовании?

Хотела бы я, чтобы мой внук обучался на дому? Скорее всего, нет. Система образования заложена так, что ребенок с раннего детства растет и развивается в коллективе. Отлучать ребенка от него нельзя. Ребенок должен учиться жить среди других.

Если при изучении какого-либо предмета возникнут трудности, то, скорее всего можно прибегнуть к помощи репетитора, что и практикуется очень давно.

Может быть, со временем домашнее обучение займет достойное место в системе российского образования, но на данный момент, мне кажется, наше общество еще к этому не готово.



Домашнее образование (со слов родителей).


Домашнее образование - это когда учитель обучает ребенка не дому. В этом есть свои плюсы, т.к. все внимание и все свои знания учитель отдает одному ученику. Я считаю, что уровень знаний при домашнем образовании значительно выше, чем в обычной школе, где большие классы и многие учащиеся не желают учиться. А минусы в том, что ребенок находится не в коллективе.

Анализ ответов учащихся.


Класс

Кол-во уч-ся в классе

Кол-во уч-ся участвовавших в опросе

Хотели бы

получать домашнее образование

Не хотели бы получать домашнее образование

9

19

14/74 %

1/7 %

13/93 %

10

14

12/86 %

2/17 %

10/83 %

ИТОГО

33

26/78 %

3/12 %

23/88 %


Данные по классам:


Исследовательская работа по теме Школьный мир: домашнее образование


Общие данные по двум классам:


Исследовательская работа по теме Школьный мир: домашнее образование



Анализ ответов родителей.


Из 15 человек 3 (20 %) ответили, что хотели бы, чтобы ребенок получал домашнее образование, но к этому не готовы материально, не готовы оставить ребенка с чужим человеком и 12 (80 %) - не хотели бы, чтобы из ребенок получал домашнее образование.

Исследовательская работа по теме Школьный мир: домашнее образование

Исследовательская работа по теме Школьный мир: домашнее образование


В энциклопедическом словаре термин «гувернёр» трактуется как


домашний воспитатель, наставник детей в буржуазной или


дворянской семье.


Исследовательская работа по теме Школьный мир: домашнее образование

Перов В.Г.

Приезд гувернантки в купеческий дом.

Эскиз.

Исследовательская работа по теме Школьный мир: домашнее образование


Перов В.Г.

Приезд гувернантки в купеческий дом.

1866


© 2010-2022