- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад для МО на тему Особые дети - особое общение
Доклад для МО на тему Особые дети - особое общение
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Маричева В.А. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особые дети - особое общение.
Аннотация. С использованием технологии педагогического общения с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальной сфере. Раскрывает принципы взаимодействия взрослых и детей, а также основные задачи психологического просвещения педагогов.
Предлагает рекомендации, которые помогут установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в общении, основные принципы взаимодействия взрослых и детей, позволяющие избавиться от эмоционально-поведенческих нарушений, изменить конфликтное поведение ребенка.
Основные принципы общения с детьми и подростками Выражение лица - максимально доброжелательное, приветливое, теплое. Тон голоса в разговоре с учеником предельно доброжелательный, приветливый, теплый в любых ситуациях.
В лексике, по возможности, избегайте употребления:
• частицы не,
• приказных фраз,
• повелительного наклонения,
• словосочетаний «ты должен», «ты обязан».
Желательно чаще использовать местоимение мы и глаголы в форме сослагательного
наклонения.
Не надо:
^вставать на сторону людей, обвиняющих вашего ученика публично (лучше потом спокойно обсудить возникшую проблему без посторонних);
• хвалить в присутствии школьника других детей и ставить их в пример. Помните:
• телевизор, видео - не нянька. Нужно смотреть телевизор с ребенком - это поможет снять волнение и напряжение, возникающие в процессе восприятия фильма или передачи.
• Если вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ученику, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом с ним, будете в лучшем настроении, так как ваш ученик - это радость.
• От вас школьнику необходимо больше тактильных контактов, обнимите, погладьте, приголубьте, приласкайте его.
Старайтесь:
• не говорить с иронией и насмешкой;
• не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
• не ругаться и не кричать на ребенка;
• всегда быть с ребенком доброжелательным, вежливым;
• не торопить и не подгонять ученика;
• как можно чаще, несмотря на проблемы, высказывать одобрение, хвалить, и не только за что-то, тому, что он - ваш ученик;
• как можно чаще показывать любовь к нему:
• никогда не говорить воспитаннику, что его не любите, даже если вы сильно обиделись на него;
• не давать школьнику чувствовать себя плохим: « плохой - поступок, а ребенок добрый, хороший, самый любимый».
При неправильном поведении школьника необходимо переключать его на другие виды деятельности.
Ваше общение с учеником должно проходить под девизом:
« Терпение, терпимость и всегда - любовь».
Советы психолога педагогам.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития является психолого-педагогическая компетентность педагога: деликатность, такт, желание помочь ребенку в осознании его успехов и причин неудач. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребёнком своих потенциальных возможностей, повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений.
Основные задачи педагогов:
1.раскрытие « слабых » и «сильных » сторон ребёнка,
2. способы компенсации трудностей,
3. выработку наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной форме организации занятий.
Анализ практики обучения детей в коррекционных классах позволяет сделать следующие общие рекомендации учителям классов КРО по осуществлению индивидуального и дифференцированного подходов:
- соотносить объём и сложность учебного материала и возможностями ученика, в т.ч. с темпом его деятельности;
- учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность (период врабатывания);
- изменять тактику руководства деятельность ребенка при возникновений в ней динамических изменений (при утомление, пресыщении);
- не предлагать к выполнению сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных его частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые коррективы (постепенно передовая функции контроля самому ребенку);
использовать на уроке групповые методы работы, позволяющие каждому ребенку выполнять определенную, посильную для него, часть задания и вносить тем самым свой вклад в достижения общего результата;
- устраивать паузы активного отдыха с чередованием лёгких физических упражнений и расслабления;
- использовать игровые приёмы, элементы соревнования, дидактические игры;
- создавать ситуации успеха, предоставляя ребёнку возможность проявить свои сильные стороны ;
- поддерживать ребенка, поощрять в нём проявления инициативы и самостоятельности;
- предъявлять к ученику адекватные требования;
- применять знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее поведение и успехи в учёбе, поощрять ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
- ограничиваться минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов и т. П.) в оформлении класса;
- по возможности придерживаться постоянного расписания занятий, т. К. дети с задержкой психического развития отличаются забывчивостью;
- направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например, попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т.п.);
- совместно с психологом, помогать ребёнку, адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения, формировать общеучебные навыки.