- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад Влияние семьи на становление личности ребенка
Доклад Влияние семьи на становление личности ребенка
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коченова О.В. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж»
ДОКЛАД
«Влияние семьи на становление личности ребенка»
с. Эльхотово
«Если задаться целью помочь детям
стать гармоничными, этически и социально
Полноценными людьми, то недостаточно
быть только последовательным
в воспитании. В первую очередь требуется любовь
и это - самое главное в воспитании ребенка,
независимо от того , какой это ребенок»
Э.Э. Мильсен
Принципы необходимые при общении с ребенком:
-
Принятие ребенка, то есть ребенок принимается таким какой он есть;
-
Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблему, принимает его позицию;
-
Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека происходящему;
-
Безусловная любовь (со стороны родителей).
Типы семейных отношений
-
Диктат - преимущественно взрослыми (насилие, приказ, жесткий авторитаризм);
-
Опека - когда родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка;
-
«Невмешательство» - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности независимого существования взрослых от детей;
-
Сотрудничество - тип взаимоотношений который предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами в совместной деятельности;
-
Эмоциональное отвержение;
-
Эмоциональное потворство.
Роль родительско - детских отношений в развитии личности ребенка
Общение в семье представляет собой:
-
Отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;
-
Обмен информацией между ними;
-
Духовный контакт;
-
Воспитание детей.
Влияние семьи на социальную зрелость подростка
-
Семья оказывает огромное влияние на детей;
-
Создает атмосферу душевного комфорта, защищенности и уверенности в себе;
-
Научить его правильно относится к взрослым, сверстникам и маленьким детям;
-
Правильно реагировать в нестандартных ситуациях.
В основе прочных взаимоотношений лежит безусловная любовь, которая
характеризуется двумя фундаментальными особенностями:
-
Она дается не в зависимости от ценности человека;
-
Она дается без каких либо условий.
«Мы хотим быть любимыми без каких - либо на то оснований» - сказал Н. Уоррен;
Во взаимоотношениях с подростком важно учитывать следующие положения
-
Подростки - то уже не дети, но еще не взрослые;
-
Подростки обычно ведут себя как подростки;
-
Многое в поведении подростка для нас может быть неприятно.
Правила и приемы, помогающие успешному взаимодействию с подростком
-
Побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка;
-
Познакомить родителей с советами специалистов (педагогов, психологов) по общению с детьми;
-
Научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком;
-
Освоение техники «Я - высказывания».
Девиантное (отклоняющееся)
поведение у подростков
Это социальное поведение не соответствующее установившимся в обществе нормам.
Она приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
Подразделятся на две большие категории:
-
Поведение, отклоняющиеся от норм психического здоровья (патологическое);
-
Антисоциальное поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы, которые называются правонарушениями и преступлениями
Социальные отклонения в девиантном поведении
Корыстной ориентации:
-
Правонарушения (хищение, кражи, мошенничество);
Агрессивной ориентации:
-
Действия направленные против личности (оскорбление, хулиганство, убийства);
Социально-пассивного типа:
-
уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, суицид.
Агрессия детей: ее причина и предупреждения
Критерии агрессивности ребенка:
-
Часто теряет контроль над собой;
-
Спорит, ругается со взрослыми;
-
Отказывается выполнять правила;
-
Специально раздражает людей, винит других в своих ошибках;
-
Завистлив, мстителен
Как помочь агрессивному ребенку
-
Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;
-
Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
-
Формирование способностей к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Основные правила при взаимодействии родителя с подростком
-
Правила, ограничения, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка;
-
Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими;
-
Родительские установки не должны вступать в явные противоречия с потребностями ребенка (потребности в познании, движении, упражнении, общении со сверстниками);
-
Правила должны быть согласованы взрослыми между собой;
-
Тон, которым сообщено требование и запрет должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным;
-
Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
-
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Полезные советы родителям
-
Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться встретив на своем пути неудачи;
-
Поддерживайте способность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к крайним неудачам, объясняя что для успеха требуется время и терпение;
-
Развивайте волевые качества , воспитывайте здоровую продуктивность;
-
Будьте терпимы;
-
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами;
-
Помогайте учится строить его систему ценностей;
-
Помогайте ребенку глубже познать себя, развивая в нем уверенность, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, умение общаться с любыми людьми;
-
Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните что его поведение не должно выходить за рамки приличного;
-
Уважайте в ребенке индивидуальность, не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения;
-
Помогайте в удовлетворении основных человеческих потребностей;
-
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.