Час общения Тропа милосердия

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения в 4Г классе МОУ «Начальная школа - детский сад»

Учитель: Власова Екатерина Ивановна

Тема: Тропа милосердия

Цель: позитивное развитие социально-психологического климата в группе детей младшего школьного возраста, развитие коммуникативных навыков, воспитание чувства сострадания, милосердия к окружающим людям

Ход занятия

1. Приветствие

- Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, чтобы ничего не мешало, сосредоточить все свое внимание. На перемене мы смеялись, разговаривали, вокруг происходило много событий. В соседнем классе дети готовились к занятиям, цветок рос, машина ехала и т.п. Все происходит одновременно, мы ничего этого не осознаем, не слышим. Давайте сейчас попробуем сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Дети с закрытыми глазами слушают звуки на улице, в кабинете, коридоре и т.п.

- А теперь попробуем представить, как бьётся сердце друга, выполним упражнение «импульс» (мелодия № 1)

2. Разминка

2.1 Игра «Камень - верёвка»

Посмотрите: что у меня в руках? Да, это камень. Он тяжелый (движение руки вверх-вниз имитирует взвешивание), холодный, не очень приятный на ощупь, шершавый, у него острые края. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называется имя сидящего рядом ребенка)».

Педагог берет камень в ладони, сжимает их и произносит: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям. Передай, камень, мои чувства другу»». С этими словами педагог передает камень ребенку. Когда камень оказывается в руках ребенка, ему задаются вопросы: «Тяжелый ли это камень? А какой он на ощупь? А теперь скажи, ты держишь в руках холодный камень?». «Конечно же, камень теплый.

Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делала, о чем просила камень? Сейчас мы сделаем то же самое: совершим обыкновенное чудо - согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям. Передай, камень, мои чувства другу».

Далее камень передается другому ребенку. Игра продолжается. (мелодия № 2) В момент, когда камень возвращается к педагогу, он говорит: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень! Спасибо вам большое!

А теперь встаньте, пожалуйста, в круг. Посмотрите еще раз на этот камень. Он очень твердый. Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я».

Педагог сжимает кулаки, предлагая детям ощупать его руки, чтобы они смогли почувствовать его напряжение и твердость.

«А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Молодцы! Разожмите кулаки. Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните…. Какая она? (мягкая, гибкая, податливая). А теперь посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка». Педагог расслабляет руки и предлагает ощупать, «поиграть» с ними.

«А теперь вы попробуйте расслабить свои руки так, чтобы они стали «веревкой».

Игра «Камень - веревка». По команде педагога дети «превращают» свои руки то в «камень», то в «веревку». После этого детям предлагается сделать то же самое со всем телом (напрягать и расслаблять мышцы тела).

«А теперь веревка становится краем дороги»

2.2 Игра «Скала». Выбирается «скалолаз». Он должен пройти по верёвке и не оступиться.

Далее дети выстраиваются в одну шеренгу, веревка выкладывается вдоль шеренги на расстоянии примерно 20 см. крайний ребенок становится «скалолазом» и должен пройти вдоль всей шеренги, держась за детей, не выходя за пределы, обозначенные веревкой. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли «скалолаза» (мелодия № 4)

«Ну вот, наконец-то все скалолазы преодолели эту непреступную гору.

Потом дети выстраиваются в одну шеренгу, веревка выкладывается вдоль шеренги на расстоянии примерно 20 см. Девочки становятся «скалолазами» и должен пройти вдоль всей шеренги, держась за мальчиков, не выходя за пределы, обозначенные веревкой. (мелодия № 4)

Ну вот, наконец-то все скалолазы преодолели эту непреступную гору.

3. Основное содержание

3.1 Работа над понятием «Милосердие»

- Как вам было проще проходить по верёвке? Почему? Следовательно, если рядом с вами крепкое плечо надежного отзывчивого человека, то можно многое преодолеть.

- Как называют людей, всегда готовых прийти на помощь? (добрые, неравнодушные, отзывчивые). А еще таких людей называют милосердными.

- Как вы понимаете слово «милосердие»? Есть ли у этого слова синонимы? (Сочувствие, сострадание)

Милосердие - это желание прино­сить пользу другим людям, без мысли о выгоде и вознаграждении.

Эммануил Сведенборг

Я просила ребят найти в словаре Ожегова точное определение этого слова

(Дети зачитывают определение слова из словаря).

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

- Я думаю, что каждый из нас хотя бы раз ступал на тропу милосердия. Как вы понимаете эту фразу?

- Кому просто необходимо наше милосердие?

- Расскажите случай, когда к вам проявляли сострадание. Что вы испытывали при этом?

- Как вы думаете, каким должен быть человек, что­бы вовремя прийти на помощь; сказать то, что нужно; сделать то, что необходимо в данный мо­мент? (Человек должен быть внимательным, уме­ющим понять и выслушать другого).

3.2 Просмотр фильма «Щенок»

Какие чувства вы испытываете к мальчику Валере из фильма «Щенок»?

Давайте вспомним содержание этого фильма.

Дети рассказывают сюжет

Вам, наверное, не терпится узнать, чем же закончилась эта история. Давайте посмотрим ее окончание.

Просмотр фильма «Щенок» реж. М. Евстафьева (с 40:16 до 43:40 минуты)

- Получилось ли у героя фильма «Щенок» Лёши пойти тропой милосердия?

- Почему?

3.3 Работа над притчей

- А теперь послушайте притчу неизвестного автора «Юноша и морские звёзды»

Притчу читает заранее подготовленный ученик. Притча иллюстрируется его рисунками на слайдах

Юноша и морские звёзды

Как-то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдалеке он заметил молодого человека, подби­равшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спро­сил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выб­рошенные на берег морские звезды умрут, если оста­вить их под лучами солнца. «Но ведь побережье тя­нется на многие мили и морских звезд миллионы, ­ возразил старик.

- Что толку в твоих усилиях?»

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он дер­жал в руке, бросил ее в море и произнес: «Толк есть - для ЭТОЙ морской звезды».

- Спасибо тебе, Маша! А также спасибо Паше, который проиллюстрировал притчу и Ксюше с Леной, которые ему помогали.

- Скажите, этот юноша, бросавший в море морские звёзды, какой он?

- Были ли в вашей жизни моменты, когда кто-ни­будь отговаривал вас совершить доброе дело, но вы все-таки совершали его?

- Каждый ли человек достоин сострадания? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам казалось, что тот или иной человек недостоин сострадания, а потом вы сожалели, что не помогли ему?

3.4 Творческая работа

- Найдите у себя под стулом морскую звезду. В зависимости от её цвета разбейтесь на группы.

Каждой группе предлагается ситуация, в которой необходимо проявить милосердие.

  • Человек потерял любимую работу;

  • У кого-то тяжело болен близкий человек;

  • Кто-то остался без крова;

  • Кого-то все в классе дразнят и обижают.

Каждая группа должна на лучах звезды милосер­дия написать пять разных способов по­мощи людям в той или иной ситуации. (мелодия № 3)

4. Рефлексия

- Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел теплый ласковый дождик. Но дождик этот не простой, а волшебный - клеевой. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять.

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия:

- подняться и сойти со стула;

- обогнуть «широкое озеро»

- пробраться через «дремучий лес»;(верёвка)

- прятаться от диких животных.

Главное условие - дети не должны отпускать друг друга. (мелодия № 5)

Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем свободно двигаться.

- А теперь я задам вам главный вопрос: Как вы думаете, чем мы, в силу своего возраста, можем помочь окружающим нас людям, может быть мы можем сделать это сообща?

- Давайте прислушаемся к себе. Какие чувства поселились в вашей душе после нашего занятия? Озвучьте их.

5.Анализ сделанных добрых дел

- Добрыми делами не принято хвастаться, но мы с вами, несмотря на наш возраст, уже отправились тропой милосердия.

- А закончить наше занятие мне бы хотелось словами Джона Донна: «Быть милосердным - значит, делать все, что в наших силах». А это значит, неустанно идти по тропе милосердия, дорогою добра. (Исполняется песня «Дорога Добра» из кинофильма «Маленький Мук»+ презентация)

Спасибо всем! На этом наше занятие окончено. До свидания!


Использованная литература:

1.Программа психологических тренингов Белинской Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников»

2. Ступеньки мудрости. 50 уроков о добрых качествах. А. Лопатина, М. Скребцова - М.: ООО «Книжный дом Локус», 2003

3. Начала мудрости 50 уроков о добрых качествах. А. Лопатина, М. Скребцова - М.: ООО «Книжный дом Локус», 2002

6

© 2010-2022