- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа Разговор о правильном питании
Программа Разговор о правильном питании
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кнышова С.И. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Николо- Березовская СОШ
Программа
«Разговор о правильном питании»
Бондарева Т.Н., учитель начальных классов
Кнышова С.И., учитель начальных классов
Рассмотрено и рекомендовано к утверждениюУтверждаю:
на заседании педагогического совета директор МБОУ Николо- Березовской СОШ
МБОУ Николо- Березовской СОШ ___________/Чернова Г.Н./
от 15.01.2012 № 05 приказ от 24.01.2012 № 87
Программа
«Разговор о правильном питании»,
реализуемая в МБОУ Николо- Березовской СОШ на I ступени НОО на 2012-2016 гг.
Паспорт программы
Заказчик
Педагогический коллектив МБОУ Николо- Березовской СОШ
Основные разработчики
Бондарева Т.Н.
Кнышова С.И.
Цели
формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Задачи
-формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Сроки реализации программы
2012-2016 гг.
Ответственный за реализацию программы
Бондарева Т.Н.
Кнышова С.И.
Источник финансирования
Бюджетные средства
Ожидаемые результаты реализации программы
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе учебно-методического комплекта программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009г. /программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации/.
Для реализации программы используется УМК: рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, М., М.ОЛМА Медиа Групп, 2012г. для учащихся 1-2 классов;рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» авторовМ.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А.Филипповой, М.ОЛМА Медиа Групп, 2013г. для учащихся 3-4 классов.
Цель программы
- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни
- сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
- формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы
-формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Актуальность программы
Выбор содержания программы не случаен, т. к. правильное питание - один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье и жизнь человека. Актуальность программы на данный момент заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности.
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 - 35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза - с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.
Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату - это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.
Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.
Будущее России - это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания "Нестле" приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания - осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемый результат
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Направления реализации программы
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Формы и методы:
- рассматривание рисунков, фотографий;
- свободное и тематическое рисование;
- моделирование и анализ ситуаций;
- рассказы, беседы, дискуссии, анкетирование;
- сюжетно - ролевые игры;
- чтение по ролям;
- рассказ по картинкам;
- игры, конкурсы, викторины;
- мини - проекты;
Программа включает в себя разделы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка. В программе ребёнку предлагается множество интересных игр, участвуя в которых ребёнок не только учится сам, но и учит других - своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах, о традициях русской народной кухни, о режиме и культуре питания. Отличительной чертой программы является то, что на занятиях ребёнок трудится в коллективе. Дома он на практике усваивает полученные знания. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей: конкурс фотографий, конкурс блюд.
Содержание программы
1.Давайте познакомимся
Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании».
2. Из чего состоит наша пища
Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
3.Меню сказочных героев
Дети обсуждают - чем опасен рацион питания Карлсона, Вовки из Тридесятого царства и т. д., составляют меню для этих героев.
4. Что нужно есть в разное время года
Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.
5.Как правильно питаться, если занимаешься спортом
Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.
6. Где и как готовят пищу
Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов.
7. Как правильно накрыть стол
Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
8. Молоко и молочные продукты
Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания.
9. Блюда из зерна
Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием.
10. Какую пищу можно найти в лесу
Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства.
11. Что и как приготовить из рыбы
Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу.
12. Дары моря
Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.
13. Кулинарное путешествие по России
Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа.
14. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен
Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.
15. Как правильно вести себя за столом
Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Тема занятия
Цель
Формы работы
Дата
1
Давайте познакомимся.
Познакомить учащихся с героями программы, выяснить круг представлений ребёнка о здоровом образе жизни
Демонстрация картинок
сентябрь
2
Если хочешь быть здоров.
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
Сюжетно - ролевая игра «Мы идем в магазин»
октябрь
3
Самые полезные продукты.
Научить детей выбирать самые полезные продукты.
Сюжетно - ролевая игра «На кухне»;
игра - соревнование «Разложи продукты на разные столы»
ноябрь
4
Как правильно есть.
Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.
Игра - обсуждение «Законы питания»
декабрь
5
Удивительные превращения пирожка.
Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина»
январь
6
Кто жить умеет по часам.
Сформировать у школьников представление о значении режима дня и важности его соблюдения
Обсуждение «Сказки о потерянном времени И.Шварца.
февраль
7
Вместе весело гулять.
Дать представление о необходимости и важности ежедневных прогулок на свежем воздухе
Игра «Пословицы запутались», «Играем в классики»
март
8
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной.
Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
Игра «Пословицы запутались»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам
апрель
9
Плох обед, если хлеба нет.
Сформировать у детей представление об обеде как обязательном дневном приеме пищи, его структуре.
Игра «Собери пословицу», игра «Секреты обеда»
май
2 класс
№
Тема занятия
Цель
Формы работы
Дата
1
Время есть булочки.
Сформировать представление о полднике как возможном приёме пищи между обедом и ужином; познакомить детей со значением молока и молочных продуктов
Конкурс-викторина «Знатоки молока», разучивание песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой)
сентябрь
2
Пора ужинать.
Формирование представления об ужине как обязательном вечернем приёме пищи, его составе
Игра «Что можно есть на ужин»
октябрь
3
На вкус и цвет товарищей нет.
Дать представление о разнообразии вкусовых ощущений от разных продуктов и блюд
Игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям
ноябрь
4
Как утолить жажду.
Сформировать представление о значении жидкости для организма человека и ценности разнообразных напитков.
Игра - демонстрация «Из чего готовят соки», игра-демонстрация «Мы не дружим с Сухомяткой»
декабрь
5
Что помогает быть сильным и ловким
Сформировать представление о связи рациона питания и занятий спортом, о высококалорийных продуктах питания.
Игра «Меню спортсмена»
январь
6
Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.
Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их полезными свойствами и значением для организма
Игра «Овощи и фрукты»
февраль
7
Где найти витамины весной.
Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
Конкурс загадок, игра «Отгадай название», тематическое рисование
март
8
Всякому овощу - своё время.
Познакомить детей с разнообразием овощей
Праздник урожая.
апрель
9
Праздник здоровья
Закрепить полученные знания о рациональном питании и здоровом образе жизни
Игра «Правильно-неправильно»
май
3 класс
№
Тема занятия
Цель
Формы работы
Дата
1
Давайте познакомимся.
Обобщить знания детей об основах рационального питания и здорового образа жизни, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании»
Игра «Аукцион»
сентябрь
2
Из чего состоит наша пища.
Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме
Игра «Меню сказочных героев»
октябрь
3
Здоровье в порядке - спасибо зарядке.
Развивать представление о роли физической активности в укреплении здоровья, развитии силы и выносливости, важности физической активности
Конкурс «Самая веселая зарядка», исследование двигательной подготовленности
ноябрь
4
Закаляйся, если хочешь быть здоров.
Сформировать представление о закаливании как одном из важных способов укрепления здоровья, вариантах закаливания
Конкурс стихов «Закаляйся!»
декабрь
5
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности
Конкурс
«Мама, папа, я - спортивная семья »
январь
6
Где и как готовят пищу.
Сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне
Конкурс «Сказка, сказка, сказка»
февраль
7
Блюда из зерна.
Сформировать представление детей о многообразии продуктов, получаемых из зерна, необходимости их включения в ежедневный рацион
Конкурс «Венок из пословиц»
март
8
Весёлые старты.
Формирование представления о важности систематических занятий физическими упражнениями и спортом, об их положительном влиянии на развитие и здоровье
Игра «Кто больше знает физических упражнений»
апрель
9
Молоко и молочные продукты.
Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона
Игра-исследование «Это удивительное молоко»
май
4 класс
№
Тема занятия
Цель
Формы работы
Дата
1
Молоко и молочные продукты.
Расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах
Игра-исследование «Это удивительное молоко»
сентябрь
2
Что можно есть в походе.
Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания
Игра «Походная математика»
октябрь
3
Вода и другие полезные напитки.
Развивать представление о питьевом режиме, роли жидкости для нормальной работы организма, необходимом количестве жидкости
Игровое задание «Отгадай кроссворд»
ноябрь
4
Что и как можно приготовить из рыбы.
Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности
Конкурс рисунков «В подводном царстве»
декабрь
5
Дары моря.
Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены
Викторина «В гостях у Нептуна»
январь
6
Кулинарное путешествие по России.
Сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа
Конкурс рисунков «Вкусный маршрут»
февраль
7
Кулинарное путешествие по России.
Расширить представление о кулинарных традициях своего народа
Игра-проект «Кулинарный глобус»
март
8
Спортивное путешествие по России.
Развивать представление о важности физической активности для здоровья, пользе занятий спортом
Выпуск спортивной стенгазеты
апрель
9
Олимпиада здоровья.
Обобщить полученные знания о питании и физической активности; развивать желание заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни
Игра-конкурс «Кто больше знает пословиц о здоровье»
май
Литература
-
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании» Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012г.
-
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Две недели в лагере здоровья» Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
-
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» - М., ОЛМА Медиа Групп, 2012 г.
-
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Две недели в лагере здоровья» - М., ОЛМА Медиа Групп, 2013 г.
-
Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» методическое пособие. - М., Творческий Центр, 2008г.