Интеллектуальный марафон «ВЕРСТЫ ВОЙНЫ»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеурочного мероприятия


«ВЕРСТЫ ВОЙНЫ»


Интеллектуальный марафон для 5-11 классов,

посвященный 70-летию Победы




Подготовила:

Фан Людмила Леонидовна,

учитель истории и обществознания





г. Омск - 2015



Пояснительная записка

Память о Великой отечественной войне - это не только дань прошлому, она неразрывно связана с настоящим и будущим, она необходима нашей молодежи как величайший нравственный ориентир. И в предзнаменовании 70-летия Великой победы хочется поговорить о значимости военно-патриотического воспитания, еще раз оценить все то, что мы делаем, и то, что еще предстоит сделать, чтобы сохранить мир на Земле, сберечь и для нас, живущих, и для будущих поколений нашу планету - общий дом человечества, исключить войну из жизни людей.

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии обучающихся. Школьный интеллектуальный марафон - форма учебной деятельности - массовое и увлекательное ученическое соревнование.

Прежде всего, надо сказать, что интеллектуальный марафон - это глобальная комплексная игровая форма работы, которая сочетает в себе различные формы воспитательных технологий: проектная деятельность, технология сотрудничества, технология создания ситуации успеха.

Основная схема проведения интеллектуального марафона состоит из следующих элементов:

  1. Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.

  2. Разработка композиции предстоящего мероприятия.

  3. Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.

  4. Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.

  5. Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.

  6. Проведение мероприятия.

  7. Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).







«Версты войны»

Интеллектуальный марафон для 5-11 классов.

Цели:

- формирование у подрастающего поколения гражданской позиции, патриотических качеств,

- расширение знаний и стимулирование интереса школьников к истории Великой Отечественной войны.

- продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.

Задачи:

- в нестандартной форме проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- способствовать развитию интереса учащихся к истории;

- привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия;

- воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны;

- внести посильный вклад в празднование Великой даты

Опережающее задание:

Каждый класс (5-11 классы) выбирает инициативную группу 3-5 человек и готовит свою станцию:

- Города - герои;

- События и даты;

- Награды ВОВ

- Полководцы ВОВ

- печальная статистика ВОВ

- Песни войны

- Дети на войне

- Книга памяти

От класса: боевой листок «Город - герой, военная песня, материалы для книги памяти.

Необходимое материалы и оборудование:

- Книги о ВОВ;

- Аудиозаписи песен военных лет;

- Видеофильм «Дети на войне»

- презентации

- медиапроектор, компьютер, колонки (на каждой станции)



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Орг. момент:

Вед 1.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.

Вед 2.

Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории - Великой Отечественной войне. Войне советского народа против фашистских захватчиков. Войне, длившейся 1418 дней и ночей.

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Вед 1. Мы собрались в этом зале, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры. И сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа. Каждый класс получит маршрутные листы, в которых будут обозначены маршрут и станции. (приложение 1)

Вед 2.

Наш интеллектуальный марафон «Версты войны» состоит из 8 станций.

Каждый класс должен будет пройти все станции и заработать как можно больше балов. Желаем всем удачи.


  1. СТАНЦИИ

1 станция

Города - герои (подготовить презентацию «Города -герои)

Звание "Город-герoй" - высшая степень отличия СССР. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. оно было присвоено 12 городам, а одному городу - звание крепость-герой. В настоящее время четыре города-героя находятся на территории Украины, два (в том числе крепость-герой) - на территории Белоруссии, остальные - в России.

Задание командам:

1. Каждый класс демонстрирует боевой листок

2. Напишите имена городов-героев.

Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой), Минск, Севастополь, Одесса, Киев, Новороссийск.

2. Ответить на вопросы

• Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость.)

• Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь.)

• Этот советский город фашисты так и не смогли захватить (Ленинград).

• Этот дом знаменит тем, что в нем 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолетов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»? (В Волгограде.)

• В начале ноября 1941 года в этом городе состоялось историческое событие, поднявшее моральный дух нашей армии и всего народа. О каком событии и о каком городе идет речь? (Парад войск на Красной площади в Москве.)

• Этот город называли «вратами Москвы». От исхода битвы за него зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия застряла на два месяца (Смоленск).

• Эта крепость была построена в 1833-1838 годах. В 1941 году она первой приняла на себя удар фашистских захватчиков. Назовите эту крепость (Брестская крепость).

• В 2000 году в честь 55-летия Победы впервые были организованы Международные спортивные игры детей из городов-героев бывшего СССР (современные Россия, Украина, Белоруссия). Назовите города-герои, находящиеся на территории Украины (Керчь, Одесса, Севастополь, Киев).

• После освобождения Орла и Белгорода по приказу И.В. Сталина был произведен первый победный салют. В каком городе он был дан? (В Москве.)

• Символом и визитной карточкой какого города является одна из самых больших и известных в мире скульптур «Родина-мать»? (Волгоград - бывший Сталинград.)


"Город воинской славы" - почётное звание РФ, установленное в 9.05.2006 г. Такое звание присваивается городам РФ, на территории которых или в непосредственной близости от которых, в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм, в том числе городам РФ, которым присвоено звание "Город-герой". В городе, удостоенном этого звания:


1) устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента РФ о присвоении городу этого звания;
2) проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города.

2 станция

Даты и события (подготовить презентацию о периодах ВОВ)

Задание командам:
1.
Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события.

• Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).

• День Победы, окончание Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года).

• Военный парад на Красной площади (7 ноября 1941 года).

• Парад Победы (24 июня 1945 года).

• Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 года).

• Водружение знамени Победы над рейхстагом, самоубийство А. Гитлера (30 апреля 1945 года).

• Открытие второго фронта (6 июня 1944 года).

• Победа Красной армии под Сталинградом (2 февраля 1943 года).

• Начало коренного перелома в войне (19 ноября 1942 года).

• Снятие блокады Ленинграда (27 января 1944 года).

2. Расставьте номера в хронологическом порядке, по дате, соответствующей этим героическим событиям во время ВОВ.
№1. Битва за Москву.
№2. Сталинградская битва.
№3. Курская битва (битва на Курской дуге).
№4. Блокада Ленинграда.

№__ (30 сентября 1941 - 20 апреля 1942) Битва за Москву.
№__ (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) Сталинградская битва.
№__ (5 июля по 23 августа 1943) Курская битва (битва на Курской дуге).
№__ (8 сентября 1941 - 27 января 1944) Блокада Ленинграда.

Все сражения на войне совершаются в ходе военных операций.

3. дать название военным операциям, обозначенным на листе.

• План захвата фашистами Москвы (Тайфун).

• План молниеносной войны Германии против СССР (Барбаросса).

• Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии (Багратион).

• Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их (Цитадель).

• Советский план разгрома немцев под Сталинградом (Уран).

• Немецкий план по дезинформации советского командования с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом (Кремль).

• Операция по открытию второго фронта в Европе (Оверлорд).

• Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была рассекречена и капитулировала (Кольцо).

3 станция

Награды Великой Отечественной

Героический подвиг советских людей был отмечен высокими наградами Великой Отечественной войны.

Задание командам:

1. Нужно сказать, о какой награде идет речь или кто ею был награжден.

• До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, и все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена.)

• «Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… (Наград.)

• Кто был первым награжден орденом Победы? (Г.К. Жуков.)

• Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … (И.В. Сталин.)

• За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? (Герои Советского Союза.)

• Какой награды были удостоены 2438 советских воинов при форсировании Днепра? (Звания Героя Советского Союза.)

• В годы Великой Отечественной войны в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие? (А.Невского, М.Кутузова, А.Суворова, П.Нахимова, Ф.Ушакова.)

• Г.К. Жуков был удостоен этой награды четырежды. О какой награде идет речь? (О звании Героя Советского Союза.)

За годы войны орденами и медалями СССР были награждены 185 тысяч партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены Звания Героя Советского Союза

Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.

Поговорим о людях, чьи полководческие умения способствовали успешной борьбе с фашизмом. Поговорим о военнокомандующих Советской Армии.

4 станция

Полководцы Великой Отечественной войны (презентация)

Задание командам:

1.Соотнести фамилию имя отчество полководца с фронтом.

Маршал Советского Союза


фронт

1

Сталин Иосиф Виссарионович

А

Ленинградский фронт

2

Конев Иван Степанович

Б

Верховный Главнокомандующий

3

Говоров Леонид Александрович

В

Каминский, Степной

4

Мерецков Кирилл Афанасьевич

Г

Карельский

5

Василевский Александр Михайлович

Д

Донской

6

Рокоссовский Константин Константинович

Е

2-й Белорусский

7

Еременко Андрей Иванович

Ж

Юго - Восточный

8

Толбухин Федор Иванович

З

4-й Украинский

9

Малиновский Родион Яковлевич

И

2-й Украинский

10

Баграмян Иван Христофорович

К

Заместитель Верховного Главнокомандующего

11

Жуков Георгий Константинович

Л

1-й Прибалтийский фронт


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Б

В

А

Г

-

Д Е

Ж

З

И

Л

К

Великая Отечественная война длилась 46 месяцев.

2. Узнать кто на портрете

5 станция

Печальная статистика войны

Заданике командам:

Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.

• Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

• Сколько длилась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей.)

• Сколько советских людей погибло в войне? (27 миллионов.)

• Сколько всего погибших во Второй мировой войне? (Около 60 миллионов.)

• Сколько городов нашей родины удостоены звания города-героя? (12 городов.)

• Самое крупное танковое сражение состоялось 12 июля 1943 года под деревней Прохоровка. Сколько танков участвовало в этом сражении? (До 1200 танков с обеих сторон.)

• Герои-панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков в битве за подступы к Москве. Сколько героев-панфиловцев было? (28 человек.)

• Сколько времени продолжалась героическая оборона Брестской крепости? (Около месяца.)

• Представители скольких национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра? (Представители 33 национальностей.)

• Сколько советских людей оказалось в годы Великой Отечественной войны в фашистской неволе? (Свыше 6 миллионов человек.)

6 станция

Песни войны (от каждой команды по песни)

Вопросы:

  1. Какой праздник «с сединою на висках»? (День Победы.)

  2. С кем призывают вести смертный бой «страну огромную»? («С фашистской силой темною, с проклятою ордой…»)

  3. Чего не понять не ждавшим солдата с войны? («Как ожиданием своим ты спасла меня…»)

  4. О чем мы будем говорить «где-нибудь, когда-нибудь»? («Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…»)

  5. Сколько ребят осталось на безымянной высоте? («Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…»)

  6. Ради чего «мы за ценой не постоим»? («И значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…»)

  7. Какой бой самый трудный? («Последний бой он трудный самый…»)

  8. Сколько человек было в экипаже машины боевой? («Три танкиста, три веселых друга»)

  9. Про кого распевала песню Катюша? («Про степного сизого орла, про того, которого любила, про того, чьи письма берегла…»)

  10. Что согревало солдата в холодной землянке? («Мне в холодной землянке тепло от моей негасимой любви…»)

  11. Сколько пришлось ждать казака лихого, орла степного? («Я всю войну тебя ждала…»)

7 станция

Дети на войне (видеофильм )

Есть поговорка "На войне детей не бывает". Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством - в обычном, мирном смысле этого слова. Они помнят все: и зловещий гул немецких бомбардировщиков, свист летящих бомб и снарядов, голод, страх, расставание и потери близких…

8 станция

Книга памяти

Презентация о героях города, села и т.д. + большой альбом

Обучающиеся вклеивают фото и небольшие рассказы о своих предках участников и героях ВОВ, альбом храниться в школьном музее.


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Судейская коллегия подводит итоги, объявляет победителей. Все активные участники награждаются грамотами.































Приложение №1

Маршрутный лист

команды _______________класса


станция

задания

оценка

1

Города герои

Перечислить названия


Соответствие с датами


Боевой листок


итого


2

Даты и события

Ответы на вопросы




Хронологический порядок


Название военных операций


итого


3

Награды

Ответы на вопросы


итого


4

Полководцы

Соответствие полководца и фронта


Портрет


итого


5

Печальная статистика войны

Ответы на вопросы


итого


6

Песни войны

Ответы на вопросы


Исполнение песни


итого


7

Дети на войне



8

Книга памяти

оценка


Общий счет


Судьи:







© 2010-2022