- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Интеллектуальный марафон «ВЕРСТЫ ВОЙНЫ»
Интеллектуальный марафон «ВЕРСТЫ ВОЙНЫ»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фан Л.Л. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка внеурочного мероприятия
«ВЕРСТЫ ВОЙНЫ»
Интеллектуальный марафон для 5-11 классов,
посвященный 70-летию Победы
Подготовила:
Фан Людмила Леонидовна,
учитель истории и обществознания
г. Омск - 2015
Пояснительная записка
Память о Великой отечественной войне - это не только дань прошлому, она неразрывно связана с настоящим и будущим, она необходима нашей молодежи как величайший нравственный ориентир. И в предзнаменовании 70-летия Великой победы хочется поговорить о значимости военно-патриотического воспитания, еще раз оценить все то, что мы делаем, и то, что еще предстоит сделать, чтобы сохранить мир на Земле, сберечь и для нас, живущих, и для будущих поколений нашу планету - общий дом человечества, исключить войну из жизни людей.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, являются интеллектуальные марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии обучающихся. Школьный интеллектуальный марафон - форма учебной деятельности - массовое и увлекательное ученическое соревнование.
Прежде всего, надо сказать, что интеллектуальный марафон - это глобальная комплексная игровая форма работы, которая сочетает в себе различные формы воспитательных технологий: проектная деятельность, технология сотрудничества, технология создания ситуации успеха.
Основная схема проведения интеллектуального марафона состоит из следующих элементов:
-
Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.
-
Разработка композиции предстоящего мероприятия.
-
Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.
-
Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.
-
Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.
-
Проведение мероприятия.
-
Итоговое обсуждение реализации мероприятия.
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).
«Версты войны»
Интеллектуальный марафон для 5-11 классов.
Цели:
- формирование у подрастающего поколения гражданской позиции, патриотических качеств,
- расширение знаний и стимулирование интереса школьников к истории Великой Отечественной войны.
- продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.
Задачи:
- в нестандартной форме проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию интереса учащихся к истории;
- привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия;
- воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны;
- внести посильный вклад в празднование Великой даты
Опережающее задание:
Каждый класс (5-11 классы) выбирает инициативную группу 3-5 человек и готовит свою станцию:
- Города - герои;
- События и даты;
- Награды ВОВ
- Полководцы ВОВ
- печальная статистика ВОВ
- Песни войны
- Дети на войне
- Книга памяти
От класса: боевой листок «Город - герой, военная песня, материалы для книги памяти.
Необходимое материалы и оборудование:
- Книги о ВОВ;
- Аудиозаписи песен военных лет;
- Видеофильм «Дети на войне»
- презентации
- медиапроектор, компьютер, колонки (на каждой станции)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Орг. момент:
Вед 1.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
Вед 2.
Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории - Великой Отечественной войне. Войне советского народа против фашистских захватчиков. Войне, длившейся 1418 дней и ночей.
Никто не забыт, и ничто не забыто.
Вед 1. Мы собрались в этом зале, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры. И сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа. Каждый класс получит маршрутные листы, в которых будут обозначены маршрут и станции. (приложение 1)
Вед 2.
Наш интеллектуальный марафон «Версты войны» состоит из 8 станций.
Каждый класс должен будет пройти все станции и заработать как можно больше балов. Желаем всем удачи.
-
СТАНЦИИ
1 станция
Города - герои (подготовить презентацию «Города -герои)
Звание "Город-герoй" - высшая степень отличия СССР. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. оно было присвоено 12 городам, а одному городу - звание крепость-герой. В настоящее время четыре города-героя находятся на территории Украины, два (в том числе крепость-герой) - на территории Белоруссии, остальные - в России.
Задание командам:
1. Каждый класс демонстрирует боевой листок
2. Напишите имена городов-героев.
Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой), Минск, Севастополь, Одесса, Киев, Новороссийск.
2. Ответить на вопросы
• Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость.)
• Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь.)
• Этот советский город фашисты так и не смогли захватить (Ленинград).
• Этот дом знаменит тем, что в нем 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолетов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»? (В Волгограде.)
• В начале ноября 1941 года в этом городе состоялось историческое событие, поднявшее моральный дух нашей армии и всего народа. О каком событии и о каком городе идет речь? (Парад войск на Красной площади в Москве.)
• Этот город называли «вратами Москвы». От исхода битвы за него зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия застряла на два месяца (Смоленск).
• Эта крепость была построена в 1833-1838 годах. В 1941 году она первой приняла на себя удар фашистских захватчиков. Назовите эту крепость (Брестская крепость).
• В 2000 году в честь 55-летия Победы впервые были организованы Международные спортивные игры детей из городов-героев бывшего СССР (современные Россия, Украина, Белоруссия). Назовите города-герои, находящиеся на территории Украины (Керчь, Одесса, Севастополь, Киев).
• После освобождения Орла и Белгорода по приказу И.В. Сталина был произведен первый победный салют. В каком городе он был дан? (В Москве.)
• Символом и визитной карточкой какого города является одна из самых больших и известных в мире скульптур «Родина-мать»? (Волгоград - бывший Сталинград.)
"Город воинской славы" - почётное звание РФ, установленное в 9.05.2006 г. Такое звание присваивается городам РФ, на территории которых или в непосредственной близости от которых, в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм, в том числе городам РФ, которым присвоено звание "Город-герой". В городе, удостоенном этого звания:
1) устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента РФ о присвоении городу этого звания;
2) проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города.
2 станция
Даты и события (подготовить презентацию о периодах ВОВ)
Задание командам:
1. Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события.
• Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).
• День Победы, окончание Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года).
• Военный парад на Красной площади (7 ноября 1941 года).
• Парад Победы (24 июня 1945 года).
• Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 года).
• Водружение знамени Победы над рейхстагом, самоубийство А. Гитлера (30 апреля 1945 года).
• Открытие второго фронта (6 июня 1944 года).
• Победа Красной армии под Сталинградом (2 февраля 1943 года).
• Начало коренного перелома в войне (19 ноября 1942 года).
• Снятие блокады Ленинграда (27 января 1944 года).
2. Расставьте номера в хронологическом порядке, по дате, соответствующей этим героическим событиям во время ВОВ.
№1. Битва за Москву.
№2. Сталинградская битва.
№3. Курская битва (битва на Курской дуге).
№4. Блокада Ленинграда.
№__ (30 сентября 1941 - 20 апреля 1942) Битва за Москву.
№__ (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) Сталинградская битва.
№__ (5 июля по 23 августа 1943) Курская битва (битва на Курской дуге).
№__ (8 сентября 1941 - 27 января 1944) Блокада Ленинграда.
Все сражения на войне совершаются в ходе военных операций.
3. дать название военным операциям, обозначенным на листе.
• План захвата фашистами Москвы (Тайфун).
• План молниеносной войны Германии против СССР (Барбаросса).
• Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии (Багратион).
• Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их (Цитадель).
• Советский план разгрома немцев под Сталинградом (Уран).
• Немецкий план по дезинформации советского командования с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом (Кремль).
• Операция по открытию второго фронта в Европе (Оверлорд).
• Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была рассекречена и капитулировала (Кольцо).
3 станция
Награды Великой Отечественной
Героический подвиг советских людей был отмечен высокими наградами Великой Отечественной войны.
Задание командам:
1. Нужно сказать, о какой награде идет речь или кто ею был награжден.
• До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, и все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена.)
• «Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… (Наград.)
• Кто был первым награжден орденом Победы? (Г.К. Жуков.)
• Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … (И.В. Сталин.)
• За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? (Герои Советского Союза.)
• Какой награды были удостоены 2438 советских воинов при форсировании Днепра? (Звания Героя Советского Союза.)
• В годы Великой Отечественной войны в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие? (А.Невского, М.Кутузова, А.Суворова, П.Нахимова, Ф.Ушакова.)
• Г.К. Жуков был удостоен этой награды четырежды. О какой награде идет речь? (О звании Героя Советского Союза.)
За годы войны орденами и медалями СССР были награждены 185 тысяч партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены Звания Героя Советского Союза
Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.
Поговорим о людях, чьи полководческие умения способствовали успешной борьбе с фашизмом. Поговорим о военнокомандующих Советской Армии.
4 станция
Полководцы Великой Отечественной войны (презентация)
Задание командам:
1.Соотнести фамилию имя отчество полководца с фронтом.
№
Маршал Советского Союза
фронт
1
Сталин Иосиф Виссарионович
А
Ленинградский фронт
2
Конев Иван Степанович
Б
Верховный Главнокомандующий
3
Говоров Леонид Александрович
В
Каминский, Степной
4
Мерецков Кирилл Афанасьевич
Г
Карельский
5
Василевский Александр Михайлович
Д
Донской
6
Рокоссовский Константин Константинович
Е
2-й Белорусский
7
Еременко Андрей Иванович
Ж
Юго - Восточный
8
Толбухин Федор Иванович
З
4-й Украинский
9
Малиновский Родион Яковлевич
И
2-й Украинский
10
Баграмян Иван Христофорович
К
Заместитель Верховного Главнокомандующего
11
Жуков Георгий Константинович
Л
1-й Прибалтийский фронт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Б
В
А
Г
-
Д Е
Ж
З
И
Л
К
Великая Отечественная война длилась 46 месяцев.
2. Узнать кто на портрете
5 станция
Печальная статистика войны
Заданике командам:
Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.
• Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
• Сколько длилась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей.)
• Сколько советских людей погибло в войне? (27 миллионов.)
• Сколько всего погибших во Второй мировой войне? (Около 60 миллионов.)
• Сколько городов нашей родины удостоены звания города-героя? (12 городов.)
• Самое крупное танковое сражение состоялось 12 июля 1943 года под деревней Прохоровка. Сколько танков участвовало в этом сражении? (До 1200 танков с обеих сторон.)
• Герои-панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков в битве за подступы к Москве. Сколько героев-панфиловцев было? (28 человек.)
• Сколько времени продолжалась героическая оборона Брестской крепости? (Около месяца.)
• Представители скольких национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра? (Представители 33 национальностей.)
• Сколько советских людей оказалось в годы Великой Отечественной войны в фашистской неволе? (Свыше 6 миллионов человек.)
6 станция
Песни войны (от каждой команды по песни)
Вопросы:
-
Какой праздник «с сединою на висках»? (День Победы.)
-
С кем призывают вести смертный бой «страну огромную»? («С фашистской силой темною, с проклятою ордой…»)
-
Чего не понять не ждавшим солдата с войны? («Как ожиданием своим ты спасла меня…»)
-
О чем мы будем говорить «где-нибудь, когда-нибудь»? («Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…»)
-
Сколько ребят осталось на безымянной высоте? («Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…»)
-
Ради чего «мы за ценой не постоим»? («И значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…»)
-
Какой бой самый трудный? («Последний бой он трудный самый…»)
-
Сколько человек было в экипаже машины боевой? («Три танкиста, три веселых друга»)
-
Про кого распевала песню Катюша? («Про степного сизого орла, про того, которого любила, про того, чьи письма берегла…»)
-
Что согревало солдата в холодной землянке? («Мне в холодной землянке тепло от моей негасимой любви…»)
-
Сколько пришлось ждать казака лихого, орла степного? («Я всю войну тебя ждала…»)
7 станция
Дети на войне (видеофильм )
Есть поговорка "На войне детей не бывает". Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством - в обычном, мирном смысле этого слова. Они помнят все: и зловещий гул немецких бомбардировщиков, свист летящих бомб и снарядов, голод, страх, расставание и потери близких…
8 станция
Книга памяти
Презентация о героях города, села и т.д. + большой альбом
Обучающиеся вклеивают фото и небольшие рассказы о своих предках участников и героях ВОВ, альбом храниться в школьном музее.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Судейская коллегия подводит итоги, объявляет победителей. Все активные участники награждаются грамотами.
Приложение №1
Маршрутный лист
команды _______________класса
№
станция
задания
оценка
1
Города герои
Перечислить названия
Соответствие с датами
Боевой листок
итого
2
Даты и события
Ответы на вопросы
Хронологический порядок
Название военных операций
итого
3
Награды
Ответы на вопросы
итого
4
Полководцы
Соответствие полководца и фронта
Портрет
итого
5
Печальная статистика войны
Ответы на вопросы
итого
6
Песни войны
Ответы на вопросы
Исполнение песни
итого
7
Дети на войне
8
Книга памяти
оценка
Общий счет
Судьи: