- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Воспитательное мероприятие Золотая хохлома
Воспитательное мероприятие Золотая хохлома
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Лазарева Н.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат
Подготовила: воспитатель высшей категории
Лазарева Наталья Вильгельмовна
Мастер - класс
«Хохломская роспись»
Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи
Задачи:
1. Научить выделять элементы хохломской росписи.
2. Раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта.
3. Отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки.
4. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.
5. Воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.
Оборудование и материалы: муляжи хохломской посуды, хохломская посуда, наглядность, слайды с изображением хохломской посуды, сарафан, кокошник, гуашь, альбомные листы, мультимедийная установка .
Ход занятия:
В зал входит бабка Матрёна в расписном сарафане, кокошнике.
- Добрый день, честной народ. Я бабка Матрёна, шла, шла, да на вас набрела. Иду из края не близкого и не далекого. Из Нижегородской области, из села Хохлома, что стоит на великой реке Волге. А это мои помощницы Василисушка, да Варварушка.
Василиса:
- Наши края не простые, а чудесные. Чего не коснется рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки - всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. Вот что я с собой принесла вас удивить, да порадовать. (Показывает короб с хохломской посудой). (слайд1,2)
Варвара
- Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами). (слайд3)
Василиса:
- Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т.е золотой цвет посуды.(слайд 4)
Варвара:
- Золотистой посуда становится не сразу. Все её приключения начинаются с выдалбливания из хорошей просушенной древесины, которая называется заготовка или бельё.
- Затем заготовку грунтуют, покрывают тонким слоем глины. После просушки посуда покрывается олифой и втирается в неё алюминиевый порошок.
Бабка Матрёна:
- А раньше, наши предки применяли оловянный порошок, но на этом путешествие посуды не заканчивается. Её расписывают умелые мастера и покрывают специальным лаком. Ставят на обжиг в большую печь, где под воздействием высокой температуры алюминиевая поверхность становится золотистой.
Варвара:
- Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии. (слайд 5)
Василиса:
- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.
Бабка Матрёна:
- Есть такая красивая легенда:
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».
- Вот такой секрет хохломского золота.
2. Главная часть.
Василиса:
- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
(слайды 6,7,8)
(Воспитанники и гости знакомятся с элементами растительного орнамента по слайдам и во время рассказа выполняют элементы росписи на белых полосках бумаги.)
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом
Бабка Матрёна:
- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.
Посмотрите на вазочку: ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
- Ребята, сегодня на занятии я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.
На столе приготовленные заранее шаблоны различной посуды.(слайд9)
3. Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.
(слайд 10)Звучит народная мелодия, участники мероприятия начинают работу и по примеру воспитателя вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде. Воспитатель:
- Была бы охота, заладится любая работа.
Дети:
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Не будет скуки, когда заняты руки.
• Птицу узнают в полете, а человека в работе!
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Упорство и труд все перетрут.
• Без труда не вынуть рыбку из пруда.
• Каков мастер, такова и работа.
Варвара:
-Хохлома, хохлома
Краше нет нигде тебя.
Золотые листики, жёлтые цветы.
Наливные ягодки - доброта земли.
Хохлома, хохлома
Мастерам в сердца дана.
Есть и сказка, есть и быль.
Золотая в чашке пыль.
Завиточек золотой распишу я хохломой.
Здесь цветок, здесь листок,
Здесь мудреный завиток.
Краска черная блестит,
Kрасна, ягодка горит.
Чашку в руки возьмешь.
И от радости замрешь.
Хорошо в старинку жили,
Деревянные ложки были.
Нет столовых, нет десертных,
Чайных ложек тоже нет.
Зато много так красивых
Деревянных, сердцу милых.
Ложки, плошки и шкатулки
Расписали хохломой.
- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Бабка Матрёна:
-А ещё пели песни во время работы. Песни весёлые и грустные. Вот и я вам предлагаю вспомнить русские народные песни «Ты гори моя лучина», «Ой, вставала я ранёшенько» (слайд 11)
Василиса:
Разгадывание загадок
1.Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал
Без тела, а живёт,
Без языка - кричит (Эхо)
2.На горе - горушке
Стоят две старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут (Пушка)
3.Он упрямый и пузатый
Больно бьют его ребята
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут (Мяч)
4.Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит,
Конец себе находит (Иголка с ниткой)
4. Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.
Владимиров Андрей
Сапожникова КсенияМальцева Надежда
Подведение итогов
Бабка Матрёна:
- Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашим купцам не стыдно будет ехать на ярмарку.
(слайд 12)Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку