Воспитательное мероприятие Золотая хохлома

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат

Подготовила: воспитатель высшей категории

Лазарева Наталья Вильгельмовна

Мастер - класс
«Хохломская роспись»

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи

Задачи:

1. Научить выделять элементы хохломской росписи.

2. Раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта.

3. Отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки.

4. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.

5. Воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.

Оборудование и материалы: муляжи хохломской посуды, хохломская посуда, наглядность, слайды с изображением хохломской посуды, сарафан, кокошник, гуашь, альбомные листы, мультимедийная установка .

Ход занятия:

В зал входит бабка Матрёна в расписном сарафане, кокошнике.

Воспитательное мероприятие Золотая хохлома

- Добрый день, честной народ. Я бабка Матрёна, шла, шла, да на вас набрела. Иду из края не близкого и не далекого. Из Нижегородской области, из села Хохлома, что стоит на великой реке Волге. А это мои помощницы Василисушка, да Варварушка.

Василиса:

- Наши края не простые, а чудесные. Чего не коснется рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки - всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. Вот что я с собой принесла вас удивить, да порадовать. (Показывает короб с хохломской посудой). (слайд1,2)

Варвара

- Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами). (слайд3)

Василиса:

- Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т.е золотой цвет посуды.(слайд 4)

Варвара:

- Золотистой посуда становится не сразу. Все её приключения начинаются с выдалбливания из хорошей просушенной древесины, которая называется заготовка или бельё.

- Затем заготовку грунтуют, покрывают тонким слоем глины. После просушки посуда покрывается олифой и втирается в неё алюминиевый порошок.

Бабка Матрёна:

- А раньше, наши предки применяли оловянный порошок, но на этом путешествие посуды не заканчивается. Её расписывают умелые мастера и покрывают специальным лаком. Ставят на обжиг в большую печь, где под воздействием высокой температуры алюминиевая поверхность становится золотистой.

Варвара:

- Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии. (слайд 5)

Василиса:

- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.

Воспитательное мероприятие Золотая хохлома

Бабка Матрёна:

- Есть такая красивая легенда:

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

- Вот такой секрет хохломского золота.

2. Главная часть.

Василиса:

- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

(слайды 6,7,8)

(Воспитанники и гости знакомятся с элементами растительного орнамента по слайдам и во время рассказа выполняют элементы росписи на белых полосках бумаги.)

- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом

Бабка Матрёна:

- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

Посмотрите на вазочку: ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

- Ребята, сегодня на занятии я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

На столе приготовленные заранее шаблоны различной посуды.(слайд9)

3. Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.

(слайд 10)Звучит народная мелодия, участники мероприятия начинают работу и по примеру воспитателя вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде. Воспитатель:
- Была бы охота, заладится любая работа.
Дети:
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Не будет скуки, когда заняты руки.
• Птицу узнают в полете, а человека в работе!
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Упорство и труд все перетрут.
• Без труда не вынуть рыбку из пруда.
• Каков мастер, такова и работа.

Варвара:

-Хохлома, хохлома
Краше нет нигде тебя.
Золотые листики, жёлтые цветы.
Наливные ягодки - доброта земли.
Хохлома, хохлома
Мастерам в сердца дана.
Есть и сказка, есть и быль.
Золотая в чашке пыль.
Завиточек золотой распишу я хохломой.
Здесь цветок, здесь листок,
Здесь мудреный завиток.
Краска черная блестит,
Kрасна, ягодка горит.
Чашку в руки возьмешь.
И от радости замрешь.
Хорошо в старинку жили,
Деревянные ложки были.
Нет столовых, нет десертных,
Чайных ложек тоже нет.
Зато много так красивых
Деревянных, сердцу милых.
Ложки, плошки и шкатулки
Расписали хохломой.
- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама

Бабка Матрёна:

-А ещё пели песни во время работы. Песни весёлые и грустные. Вот и я вам предлагаю вспомнить русские народные песни «Ты гори моя лучина», «Ой, вставала я ранёшенько» (слайд 11)

Василиса:

Разгадывание загадок

1.Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал

Без тела, а живёт,

Без языка - кричит (Эхо)

2.На горе - горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди оглохнут (Пушка)

3.Он упрямый и пузатый

Больно бьют его ребята

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут (Мяч)

4.Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит,

Конец себе находит (Иголка с ниткой)



4. Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.

Воспитательное мероприятие Золотая хохлома

Владимиров Андрей

Сапожникова КсенияВоспитательное мероприятие Золотая хохломаВоспитательное мероприятие Золотая хохломаМальцева Надежда

Подведение итогов

Бабка Матрёна:

- Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашим купцам не стыдно будет ехать на ярмарку.

(слайд 12)Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку



© 2010-2022