Доклад на педсовет «Роль чтения в познавательном развитии воспитанников коррекционной школы»

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основная тенденция последних лет - утрата чтением его исключительной роли в обществе. Существенным фактором, сказавшимся на отношении нынешних детей к чтению является та среда, в которой ребенок находится ежедневно и которая способна повлиять на него своим примером.

Книга несет в себе не только информацию, но и нравственно, эстетически, эмоционально влияет на личность.При чтении развивается речь, мышление, воображение, расширяется кругозор. Чтение книг помогает познать самого себя, понять других, учит общаться. Так же решаются воспитательные задачи: книги заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают войти в положение других людей, учат этике. Чтение придает силы и вдохновение, оно увлекает и развлекает. Книга заставляет детей и взрослых плакать и смеяться, сокращает одиночество, приносит утешение и указывает выход из трудного положения.

В моём классе в настоящее время 7 учащихся.

Ежедневно задают домашнее задание по чтению. Для закрепления умения и навыка беглого, осознанного, выразительного чтения я использую различные виды работы - чтение вполголоса, по цепочке, по ролям, многократное обращение к тексту, чтение с разным оттенком в интонации, чтение с чувством.Учу отвечать на вопросы, высказыватьть правильно и полно свои мысли. Каждое произведение в учебнике наполнено особым смыслом, заставляет задуматься, делать полезные выводы. Для развития у школьников умения отвечать на вопросы к прочитанному, я использую такой приём: после прочтения текста в учебнике к доске выходит ученик, который громко и внятно читает вопрос, данный к тексту. Остальные учащиеся должны дать полный ответ. Таким образом, на подготовке создается учебный диалог по типу «ученик-ученик». Детям эта работа очень понравилась.

Особое внимание при подготовке урокачтения я уделяю работе с иллюстрациями. У детей развивается наблюдательность, мыслительные процессы, воображение и развивается речь. Учащиеся объясняют, почему произошли те или иные события с героями, изображенными на иллюстрациях. Рассуждение составляется к произведению или к определенному отрывку из произведения. Такие задания применяются после неоднократного прочтения текста, подробного разбора его содержания, т.е. при закреплении пройденного материала.

Для развития коммуникативных качеств речи используются скороговорки, чистоговорки для развития силы и высоты голоса, темпа речи (упражнение «Корреспондент»), правильности звукопроизношения, интонационной окрашенности голоса (упражнение «Лесенка» - выделение интонацией голоса слов скороговорки по порядку). Для овладения умелой, искусной речевой деятельностью практикуются разные формы устной речи:

-подробный или выборочный пересказ,

-подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного по плану,

- составление творческих рассказов с изменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения,

-построение простейших предложений по схемам,

-устное рисование картинок к тексту,

- составление характеристик персонажей произведения.

Эффективность работы по развитию данных форм устной речи зависит от плавного, выразительного способа чтения.

Для себя я нашла систему приемов по развитию плавного, выразительного способа чтения и работаю по ней:

Развиваю умение держаться во время чтения (т.е. стоять или сидеть прямо, свободно, непринужденно, грудь слегка вперед, голова приподнята, чтобы не зажимать горло).

Развиваю умение правильно дышать во время чтения (ровно, спокойно, свободно, брать дыхание на паузах).

Развиваю умение управлять напряжением голоса (тихо, громко, шепотом, высоко, низко, быстро, медленно на скороговорках).

Развиваю умение ставить логическое ударение при чтении (какое слово главное, как его нужно произносить - усиленно, громко).

Развиваю умение преодолевать однозвучность, монотонность чтения - управление тоном голоса. Работа над интонированным чтением (повышение, понижение интонации внутри фразы).

Развиваю умение четко, внятно произносить слова (дикция).

Развиваю умение управлять темпом и ритмом чтения (ритм чтения учителя должен соответствовать ритму естественной речи ребенка).
Выполняя домашние задания по русскому языку и математике дети читают задание к упражнению, объясняют, как они поняли его. При чтении упражнения, работаем над смысловым содержанием текста,провожу словарную работу.

Обязательным является применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность менять их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым учеником. (Равиль Г.)
С 1 класса перед сном читаюдетям художественную литературу.Выбирала сказки с красивыми, яркими, красочными иллюстрациями, так как передо мной стояла задача заинтересовать детей. Вначале такие ребята, как Равиль, Данил, Ильнурне хотели слушать и не могли усидеть на месте, но к 3 классу и эти ребята заинтересовались, у них стало формироваться слуховое восприятие.

Прочитали мы с ними сказки братьев Гримм, Большую книгу золотых сказок, прочитали Приключения Буратино. Сейчас дети с удовольствием слушают рассказы о животных известных писателей классиков Бианки, Пришвина. Ежевечернее чтение детям понравилось, они садятся поближе друг к другуи даже Равиль сидит очень тихо.

Для наших детей выбрать подходящую интересную для нихкнигу непросто, для этого пробую,экспериментирую, начиная читать книгу, наблюдаю за реакцией, прислушиваюсь к мнению своих учеников. Уж очень хочется увлечь, заинтересовать ребят. Особенно наши дети любят сказки. Это объясняется тем, что учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеют конкретное мышление, слабую аналитико- синтетическую способность.

Одной из особенностей ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, является слабо развитая речь, бедный словарный запас. Поэтому, при посещении библиотеки, ребята не всегда могли сказать, чего они хотят. Стесняясь этого, они или совсем не спрашивали книгу или брали первое, что попадётся.

В этом году заметно появился интерес к посещению библиотеки, почти все дети умеют обращаться к библиотекарю за помощью, освоили правила поведения, стараются вовремя сдать прочитанную книгу.Ребята к книге стали относится бережнее, это значит книгу ценят, уважают.Заметила, что они в библиотеке выбирают книги о животных, прочитав их самостоятельно, просят меня перечитать вслух для всего класса. Отвечая на вопросы по содержанию текста, они четко осознают кто добрый, а кто из героев злой,что хорошо, а что плохо. Дети, знакомясь с книгой, узнаюткак нужно поступать в тех или иных ситуациях, учатся любить и прощать, узнают о последствиях своих поступков.

Для детей и подростков чтение как процесс имеет еще одно значение - способствует формированию личности. Сопереживая героям произведения, они развиваются эмоционально, учатся любить, сочувствовать, прощать.

Только при взаимодействии учителя, библиотекаря и воспитателя мы можем добиться достижения всех поставленных целей и задач, и использовать все имеющиеся возможности для расширения и углубления у учащихся читательских интересов.


ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай.



















Сообщение на тему:

«Роль чтения в образовательном процессе и в личностном развитии школьника»















Воспитатель: Черноиванова М.А.



2014-15 уч/год.

5


© 2010-2022