- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа по внеурочной деятельности (экологии)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (экологии)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вольф З.М. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности (по экологии) для 1-4-х классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара - единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, формирование экологической культуры.
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.
Содержание программы для 1 класса.
(1 час в неделю, в год - 33 часа.)
1 раздел - «Введение в экологию» (8 часов).
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В рёбенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой родного края: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников РК о природе (В.И.Краев, В.И.Федорчук, С.Киселёв, Ф.Сметанин и т.д.), гербарий.
Образцов П. «Тропинка».
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой родного края; изготовление поделок из природного материала.
2 раздел - «Наши питомцы» (4 часа).
Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: знакомство с книгой Н.Пожарицкой «Путешествие к домашним животным».
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел - «Пернатые друзья» (5 часов).
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в местности родного края. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: Ануфриев В. «Мишкин мундир». Рассказы. А.А.Плешаков «От земли до неба», В.Бианки «Терентий - тетерев». Рассказы и сказки.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа "Синицы… "полезные" или "вредные" птицы?"; оформление наблюдений в виде сообщения, проекта.
4 раздел - «Путешествие в мир леса» (6 часов).
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: Попов С. Про меня и про друзей. Стихотворения.
В.Бианки. Рассказы и сказки. М.Пришвин. Разговор деревьев.
А.Сладков «Азбука леса».
Практическая деятельность: экскурсия в лес и Корткеросский лесхоз.
5 раздел - «Комнатные растения» (4 часа).
Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
6 раздел - «Секреты неживой природы» (3 часа).
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра «День и ночь».
7 раздел - «Охрана природы» (3 часа).
В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растений и животных родного края.
Демонстрация: Красная книга Республики Коми.
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теорет.
Практ.
1.
Введение в экологию.
8
3
5
2.
Наши питомцы.
4
2
2
3.
Пернатые друзья.
5
3
2
4.
Путешествие в мир леса.
6
4
2
5.
Комнатные растения.
4
1
3
6.
Секреты неживой природы.
3
2
1
7.
Охрана природы.
3
2
1
Итого:
33
17
16
Тематическое планирование занятий
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол.
часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
1.
Введение в экологию.
8
3
3
2
1.
Что такое экология? Обзор экологической литературы.
1
1
2.
Как вести себя на природе.
1
1
3.
4-5.
Сбор информации во время экскурсии в природу родного края, наблюдение за осенними приметами, сбор листьев деревьев для гербария, семян цветов, ягод.
Оформление результатов наблюдений экскурсии: рисунки, гербарии, выводы, иллюстрации.
1
2
2
1
6.
День работников леса.
Экологическая тропа осенней экскурсии в сосновый бор родного края. Встреча с лесничим.
1
1
7.
Природа в творчестве художников РК.
1
1
8.
Творческая мастерская. Осенняя гостиная. Поделки из природного материала.
1
1
2.
Наши питомцы.
4
2
1
1
1
Домашние животные. Кроссворд «Кто есть кто?»
1
1
2
Как ухаживать за своим питомцем.
1
1
3
Чем мы кормим домашних животных.
1
1
4
Приюты для животных в РК. Экскурсия в приют для собак
(г. Сыктывкар)
1
1
3.
Пернатые друзья.
5
3
1
1
1
Птицы родного края.
1
1
2
Куприянов день - День журавля.
1
1
3
Столовая для птиц. Изготовление кормушек.
1
1
4-5
Синицы… "полезные" или "вредные" птицы? Исследовательская работа.
2
1
1
4.
Путешествие в мир леса.
6
4
2
1
Взаимосвязь растений и животных.
1
1
2
Следы на снегу.
1
1
3
Лес и наше здоровье. Дары леса.
1
1
4
Любопытные факты о живой природе.
1
1
5
Экскурсия в Корткеросский лесхоз.
1
1
6
Зимовье зверей.
1
1
5.
Комнатные растения.
4
1
3
1
Комнатные растения и уход за ними.
1
1
2
Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа.
2
1
1
3
Конкурс рисунков «Моё любимое комнатное растение».
1
1
6.
Секреты неживой природы.
3
2
1
1
Секрет смены дня и ночи.
1
1
2
Смена времён года.
1
1
3
Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес.
1
1
7.
Охрана природы родного края.
3
2
1
1
2
3
Редкие и исчезающие виды растений и животных РК. Красная книга Республики Коми.
Заповедники и национальные парки РК.
Родники родного края. Охрана вод.
Поход к родникам родного края.
1
1
1
1
1
1
Итого:
33
17
8
8
Содержание программы для 2 класса.
(1 час в неделю, в год - 34 часа.)
1 раздел - «В гостях у природы» (5 часов).
Природа - колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: Загадки о хвойных деревьях. И.Токмакова. Пихты. Почемучкины книжки. Ю.Д.Дмитриев. Большая книга леса. Энциклопедический словарь юного натуралиста.
Практическая деятельность: экскурсия в природу родного края и в музей природы. Посадка деревьев.
2 раздел - «О чём поют птицы?» (9 часов).
Какой же лес без гомона птиц? О чём же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись "Голоса птиц", Образцов П. «О чём верещали сороки». Рассказы, сказки. Сказки-несказки В.Бианки и Э.Шима.
Справочник юного натуралиста.
Практическая деятельность: викторина «Птицы - наши друзья».
3 раздел - «Мир грибов» (5 часов).
Дары леса. Удивительный мир грибов. Что такое «тихая охота»?
Демонстрация: Краеведение. 2 класс. Сыктывкар. 2001. «Загадки о грибах». Образцов П. «По грибы». Н.Архипова «О грибах и не только». Муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН «Мир грибов», составление альбома о грибах.
4 раздел - «Жизнь на водоёмах» (8 часов).
Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоёмов?
Демонстрация: С.Радзиевская «Круглый год».
Практическая деятельность: Видеофильм о бобрах. Оригами «Аквариумные рыбки».
5 раздел - «Удивительный мир насекомых» (3 часа).
Знакомство с насекомыми, занесёнными в Красную книгу Республики Коми.
Что мы знаем о муравьях и бабочках?
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко «Удивительный мир бабочек».
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел - «Явления природы» (3 часа).
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Всё хотим знать. Свойства воды.
Демонстрация: справочное бюро "Почемучка", Ф.Ибрагимова "Красота природы".
Практическая деятельность: Экскурсия. Исследовательская работа «Свойства воды».
7 раздел - «Юные садоводы» (3 часа).
Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра «Найди овощи», исследовательская.
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
теор.
практ.
1.
В гостях у природы.
5
2
3
2.
О чём поют птицы?
9
6
3
3.
Мир грибов.
5
2
3
4.
Жизнь на водоёмах.
6
3
3
5.
Удивительный мир насекомых
3
2
1
6.
Явления природы.
3
1
2
7.
Юные садоводы.
3
3
Итого:
34
16
18
Тематическое планирование занятий
№
п/п
Раздел. Тема занятия
Кол.
часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
1
В гостях у природы.
5
2
3
1
Путешествие в лесную школу.
1
1
2
Лесной час «Хвойные деревья РК». Посадка саженцев.
1
1
3
Библиотечный час «Почемучкины книжки».
1
1
4
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном? Викторина о деревьях родного края.
1
1
5
Игра «Джунгли зовут!»
1
1
2
О чём поют птицы?
9
6
2
1
1.
Ястреб-тетеревятник - самый быстрый и грозный охотник леса.
1
1
2.
Что ты знаешь о сойке и вальдшнепе?
1
1
3.
Совы и корольки.
1
1
4.
Кукушка - хитрая птица.
1
1
5.
Лесной доктор - большой пёстрый дятел. Экскурсия в лес родного края.
1
1
6-7
Это интересно: «Клесту не страшен холод!». Исследовательская работа.
2
1
1
8.
Заказник «Белый». Тетерева и глухари.
1
1
9.
Экологическая акция "Берегите птиц!"
1
1
3
Мир грибов.
5
2
3
1.
Съедобные и несъедобные грибы.
1
1
2.
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях.
1
1
3-4.
Кроссворд «Дары леса - грибы». Составление альбома-справочника о грибах.
2
2
5.
КВН «Мир грибов».
1
1
4
Жизнь на водоёмах.
6
3
3
1.
Рыбные богатства Республики Коми.
1
1
2.
Аквариумные рыбки. Оригами. «Рыбки в аквариуме»
2
1
1
3.
Неуклюжий рак. Где он зимует?
1
1
4.
Чья это хатка? Видеофильм.
1
1
5.
Викторина «Рыба РК».
1
1
5
Удивительный мир насекомых.
3
2
1
1.
Насекомые, занесённые в Красную книгу Республики Коми.
1
1
2.
Искусные строители - муравьи.
1
1
3.
Конкурс рисунков «Удивительные бабочки».
1
1
6
Явления природы.
3
1
1
1
1.
Гроза. Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
1
1
2-3.
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. (Исследовательская работа). Экскурсия на реку Кия-ю.
2
1
1
7
Юные садоводы.
3
3
1.
Мы исследуем почву родного края. Исследовательская работа.
1
1
2.
Искусство составления букетов.
1
1
3.
Овощи, выращиваемые в РК.
1
1
Итого:
34
19
14
Содержание программы для 3 класса.
(1 час в неделю, в год - 34 часа.)
1 раздел «Я - юный исследователь и следопыт». (4 часа)
Что означает слово «исследователь»? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Экскурсия в парк.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение «Осень».
2 раздел. «Республика Коми - край лесов и лесных богатств". (13 часов)
Структура леса родного края, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. «Лесные этажи». Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу. Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни - "добытчики" и проводники дерева. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса родного края. Сбор материалов по истории Корткеросского лесхоза и о труде наших родных в этом лесхозе.
Демонстрация: Ю.Д.Дмитриев. Большая книга леса. Видеофильм "Тайны деревьев".
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, определение по годичным кольцам возраст деревьев. Экологическая экскурсия в лес.
Исследовательская работа: "Шишки еловые, шишки сосновые". (Сходство и различия). Сбор материалов по истории Корткеросского лесхоза и о труде наших родных в этом лесхозе. КВН.
3 раздел. Охрана леса. (10 часов).
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит? Учёный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса». Закон об охране живой природы Республики Коми. Болотные заказники РК и Корткеросского района. Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу.
Демонстрация: видеофильм «Лесные пожары». Красная книга РК. Физические карты РК и Корткеросского района.
Практическая деятельность: составление памятки «Как вести себя в лесу. Как уберечься от беды?».
4 раздел. «Окружающая среда». (4 часа)
Историческое озеро. Гордость наших сельчан - парк. Животный мир парка. Наши луга и просторы. Реки Вычегда, Кия-ю.
Демонстрация: карта расположения села Корткерос. Иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы. Посадка деревьев (весной и осенью). Исследовательская работа по истории пруда и парка (опрос долгожителей деревни).
5 раздел. «Зелёная аптека природы». (3 часа)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Дары леса - ягоды. Чудодейственный чай природный: мята, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела.
Всего часов
В том числе занятия
Теор.
Практ.
1.
Я - юный исследователь и следопыт.
4
1
3
2.
Республика Коми - край лесов и лесных богатств.
13
6
7
3.
Охрана леса.
10
7
3
4.
Окружающая среда.
4
1
3
5.
Зелёная аптека природы.
3
2
1
Итого:
34
17
17
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ п/п
Раздел. Тема занятия.
Кол. часов
Из них
Теорет.
Прак.
Экскур.
1.
Я - юный исследователь и следопыт.
4
1
1
2
1.
«Исследуем, проверяем, ищем и находим…». Экскурсия в осенний парк.
2
1
1
2.
Экскурсия в Национальный музей РК. Отдел природы.
1
1
3.
Творческая работа - сочинение «Осень».
1
1
2.
Республика Коми - край лесов и лесных богатств.
13
6
4
3
1.
Экологическая ценность лесов. Лёгкие нашей планеты.
1
1
2-3.
Структура леса родного края, типы.
Экскурсия в лес родного края.
2
1
1
4.
Флора и фауна наших лесов.
Конкурс на составление кроссворда на тему «Богатства леса нашего края».
1
1
5.
Народные промыслы РК.
1
1
6-7.
История Корткеросского лесхоза и труд наших родных в этом лесхозе.
2
1
1
7.
Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).
2
1
1
8.
Сколько лет дереву?
Экскурсия на пилораму.
2
1
1
9.
Дом-музей леса. п. Затон РК (экскурсия).
1
1
10.
КВН «Знаем ли мы свой лес?»
1
1
3.
Охрана леса.
10
7
2
1
1 .
Самое страшное - это пожар. Причины пожаров.
1
1
2.
10 заповедей друзей леса.
1
1
3.
Чем страшен клещевой энцефалит?
1
1
4.
Составление памятки «Как вести себя в лесу. Как уберечься от беды?».
1
1
5-6.
Природоохранные объекты родного края. Поход к памятникам природы Корткероса: «Языческая роща. Дерево любви».
2
1
1
7-8.
Болотные(клюквенные) заказники в РК и Корткеросском районе.
Болотные животные и растения.
2
2
9-10.
За щитом Красной книги (изучение фауны и флоры, занесённых в Красную книгу РК). Составление списка растений и птиц РК.
2
1
1
4.
Окружающая среда.
4
1
2
1
1-3.
4.
Экологическое богатство Корткероса - парк, озёра, луга (наблюдение за экосистемой окружающей среды). Поход к озеру Кия ты.
Исследовательская работа по истории озера и парка.
Уборка территории. Посадка деревьев.
3
1
1
1
1
1
5.
Зелёная аптека природы.
3
2
1
1.
2.
Лекарственные растения РК.
Экскурсия в парк.
Дары леса. Ягоды.
2
1
1
1
1
Итого
34
17
9
8
Содержание программы для 4 класса.
(1 час в неделю, в год - 34 часа.)
1 раздел. «Земля - наш общий дом». (12 часов)
Наш дом - планета Земля. Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. Экология планеты Земля. Атмосфера Земли. Защитная способность атмосферы. Озоновый слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферное явление - полярное сияние в РК. «Белые» ночи в Республике Коми. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на рост растений и здоровье человека. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Хартия Земли.
Демонстрация: глобус, карты разного типа, картина К.Брюллова «Последний день Помпея». Раздаточный материал - полезные ископаемые Республики Коми. Книга И.Светловой «Атлас Земли». Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи). «Хартия Земли» (учебное пособие).
Практическая деятельность: работа с картой, викторина «В гостях у хозяйки медной горы». Фотоконкурс "Остановись, мгновение… Ты прекрасна!" (фотоснимки родного края).
2 раздел. «У природы нет плохой погоды». (4 часа)
Изменения в природе родного края. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.
Практическая деятельность: творческая работа - сочинение по наблюдениям «Любимое время года». Проведение акции "Птичья столовая".
3 раздел. « Человек - часть природы». (2 часа)
Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Возможности человека. Масштабы влияния человека на земную кору. Влияние автомобильного транспорта на экологию родного края (выхлопные газы).
Демонстрация: Презентация «Что может человек?».
Практическая деятельность: составление памятки «Люби и охраняй природу родного края».
4 раздел. «Экологические катастрофы». (2 часа)
Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле. Экологические катастрофы в Республике Коми.
Демонстрация: видеофильмы.
Практическое занятие: Акция: сбор подписей против загрязнения окружающей среды «Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро».
5 раздел. «Флора и фауна». (5 часов)
Наблюдения за растениями и животными. Взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: гербарии; Красная книга Республики Коми.
Практическое занятие: КВН, игра «Да - нет»; экскурсия в Корткеросский краеведческий музей.
6 раздел. «Чудо природы в Республике Коми». (3 часа)
Все чудеса Республики Коми. Сибирский кедр. Кедровые заповедники Республики Коми.
Демонстрация: презентация «Все чудеса Республики Коми»; «Кедровые заповедники Республики Коми».
Практическое занятие: экскурсия в Корткеросский лесхоз.
7 раздел. «Вода - наше богатство». (5часов)
Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Влияние водохранилищ на экосистему родного края. ГЭС и наши водоёмы.
Демонстрация: презентация «ГЭС в РК».
Практическая деятельность: Экологическая акция «Речная лента». Создание рекламных роликов на экономное использование воды.
8 раздел. Заключительное занятие. (1 час).
Подведение итогов. Награждение активистов.
Весенний бал.
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теор.
Практ.
1.
Земля - наш общий дом.
12
5
7
2.
У природы нет плохой погоды.
4
1
3
3.
Человек - часть природы.
2
1
1
4.
Экологические катастрофы.
2
1
1
5.
Флора и фауна.
5
1
4
6.
Чудо природы в Республике Коми.
3
2
1
7.
Вода - наше богатство.
5
2
3
8.
Заключительное занятие.
1
1
Итого:
34
13
21
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№
Раздел. Тема занятия
Кол.
часов
Из них.
Теор.
Практ.
Экск.
1.
«Земля - наш общий дом».
12
5
6
1
1
Глобус - макет планеты Земля. Строение планеты Земля. Вулканы и землетрясения. Землетрясения в РК. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира. Экология планеты Земля.
1
1
2-3.
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Лунный календарь РК. Осенние работы в саду, в огороде.
2
1
1
4.
Атмосфера Земли. Атмосферное явление - полярное сияние в РК. «Белые» ночи в Республике Коми.
1
1
5.
Сокровища недр. Изучение полезных ископаемых Республики Коми. Использование природных богатств.
1
1
6.
Чёрное «золото» Республики Коми. Экологические проблемы нефтяной промышленности.
1
1
7.
Экскурсия в Геологический музей им. А.А.Чернова г. Сыктывкар
1
1
8.
Практическое занятие. Составление карты
своей местности.
1
1
9.
Хартия Земли. 16 принципов Хартии Земли. Экологическая целостность.
1
1
10.
Игра-викторина «В гостях у хозяйки медной горы».
1
1
11.
Творческая работа: сочинение на тему: «Какая будет Земля через 100 лет?».
1
1
12.
Фотоконкурс "Остановись, мгновение…" (фотоснимки родного края).
1
1
2.
У природы нет плохой погоды.
4
1
2
1
1.
Изменения в природе. Поисковая работа «Народные приметы о погоде». (Сравнение с приметами своего края)
1
1
2.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес родного края. Проведение акции «Птичья столовая».
1
1
3.
Творческая работа: сочинение по наблюдениям «Моё любимое время года».
1
1
4.
Явления природы.
1
1
3.
Человек - часть природы.
2
1
1
1.
Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Возможности человека. Масштабы влияния человека на земную кору. Влияние автомобильного транспорта на экологию родного края (выхлопные газы).
1
1
2.
Составление памятки «Люби и охраняй природу родного края».
1
1
4.
Экологические катастрофы.
2
1
1
Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле. Экологические катастрофы в Республике Коми.
1
1
2.
Сбор подписей против загрязнения окружающей среды «Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро».
1
1
5.
Флора и фауна.
5
1
3
1
1.
Ядовитые растения леса родного края.
1
1
2.
Экскурсия в Корткеросский краеведческий музей. Животные нашего края.
1
1
3.
Животные и растения нашего края, занесённые в Красную книгу.
С.Попов, А.Ванеев, Г.Юшков, В.Тимин и другие - об охране окружающей среды.
Игра «Да - нет».
1
1
4.
КВН «Знаешь ли ты этих животных?»
1
1
5.
Праздник «День птиц».
1
1
6.
Чудо природы в Республике Коми.
3
2
1
1-2.
Все чудеса Республики Коми.
2
2
3.
Кедровые заповедники Республики Коми.
Экскурсия в Корткеросский лесхоз.
1
1
7.
Вода - наше богатство.
5
2
2
1
1.
Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов своего края.
1
1
2.
Акция «Речная лента».
1
1
3.
Создание рекламных роликов на экономное использование воды.
1
1
4.
Чудо природы Корткеросского района - река Лымва. Экскурсия.
1
1
5.
Озёра РК - памятники природы.
1
1
8.
Заключительное занятие.
1
1
1.
Подведение итогов. Награждение активистов.
Весенний бал.
1
1
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
- знать происхождения Земли и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных родного края;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Литература.
-
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. Педагогика. 1975.
-
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
-
Рыжова Н.А. «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2000.
-
Бианки В.В. «Терентий - тетерев». Рассказы и сказки.
-
Большой географический Атлас школьника. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
-
Гавеман. А. В. Лес. Беседы лесовода. Москва. Детгиз. 1959.
-
Детские развивающие и познавательные журналы.
-
Толстой Л.Н. «Рассказы о животных"»М.: Детская литература, 1984г.
-
Пришвин М.М. «Разговор деревьев»
-
Паустовский К.Г. «Повесть о лесах» М.: Детская литература, 1982.
-
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. «Эксмо». 2007.
-
Н.Пожарицкая. «Путешествие к домашним животным».
-
Плешаков А.А. «От земли до неба», М. Просвещение. 2008.
-
Ануфриев В. Мишкин мундир. Рассказы.
-
Образцов П. О чём верещали сороки. Рассказы, сказки.
-
Образцов П. Тропинка.
-
Попов С. Про меня и про друзей. Стихотворения.
-
А.Сладков «Азбука леса».
-
Ю.Д.Дмитриев. Большая книга леса.
-
Энциклопедический словарь юного натуралиста.
-
Ярасова Е.К. Краеведение. Второй класс. (Первый год обучения.) Методическое пособие. Сыктывкар - 2001.
Электронные ресурсы:
1. tomovl.ru Клюквенные болота в Коми
2.vizitooptkomi.ru Заказник комплексный Белый
3. trasa.ru Заповедники республики Коми
4.musei-mira.com Картина «Последний день Помпеи»
5. rdbforum.ru Республика Коми
6. ru-ecology.info Экологические катастрофы
7. tomovl.ru Семь чудес Коми
8. ufo-komi.narod.ru Все чудеса Республики Коми
9. cfb.hc.ru Сибирский кедр
10. nsportal.ru 11чудес РК
11. ru.wikipedia.org Республика Коми