Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс «Лесков и Орловский край»-2015 г.


Тема исследовательской работы

«Церкви и монастыри Орловщины


в произведениях Н. С. Лескова»


Автор: обучающийся 11 класса

БОУ «Урыновская средняя

общеобразовательная школа

Погибаев Дмитрий Юрьевич

дата рождения 20. 02. 1999 г.

Серия и номер паспорта 54 12 279094

Адрес: 303773 Орловская область,

Должанский район,

с. Урынок, ул. Центральная, д. 20


Руководитель: Глазкова Ольга Валентиновна

учитель истории и обществознания

БОУ «Урыновская средняя общеобразовательная школа»


Адрес: 303773 Орловская область

Должанский район,

с. Урынок, ул. Центральная, д.3

Телефон: 8-920-285-28-64




Содержание


стр

  1. Введение 3- 4

  2. Храмы и монастыри Орловщины на страницах

произведений Н. С. Лескова 5 -6

  1. Заключение 7

  2. Литература 8

  3. Приложение 9 -13






Введение

Тема исследовательской работы мне показалась интересной. Для себя я поставил цель: проследить, какие храмы Орловщины и в каких произведениях увековечил Николой Семёнович Лесков.

Н. С. Лесков - один из всемирно известных писателей Орловщины. Для нас, людей, которым посчастливилось родиться на одной земле с великим писателем, чьё творчество изучается во многих странах мира, чрезвычайно важно и, безусловно, интересно узнать, чем жил, дышал, страдал, на что надеялся и во что верил Орёл девятнадцатого века.

Орловский край богат талантливыми поэтами, писателями, природой, историей, культурными достопримечательностями. Орловщина - родина плеяды гениальных людей, национальных героев, прославивших Россию.

Николай Семенович Лесков прожил в Орловском крае 18 лет и хорошо знал свою Родину. «История земной жизни Христа и святых, чтимых церковью, составляет самое любимое чтение русского народа; все другие книги пока мало интересуют его», - писал Н. С. Лесков. Поэтому особой, можно сказать, красной строкой через многие его произведения проходят проблемы становления духовного мира человека, его веры. Писатель в своей «Автобиографической заметке писал: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала мирить веру с рассудком. Я думаю, что тут я многим обязан отцу. Он, несомненно, был верующим». Дед, прадед, прапрадед Лескова служили священниками в его родной деревне Лесках. Я думаю, что не случайно писатель посвятил несколько своих рассказов праведникам, способным, по его мнению, изменить жизнь, сделать людей добрее, мягче по отношению друг к другу. Писателя всерьёз привлекали характеры личностей служителей Церкви, образ их жизни. Лесков был дружен со многими православными священнослужителями, вел с ними активную переписку. Русское священство, в свою очередь ценило и любило «лесковские» художественные произведения на религиозно - церковные темы. И, конечно же, на многих страницах произведений Лескова можно прочитать описание или упоминание о храмах и монастырях Орловского края.

В тысяча восемьсот сорок первом году Лесков прибыл в Орёл. Вот как он сам это вспоминал: « меня привезли в Орёл и сдали в гимназию, а на квартиру поставили к повивальной бабке (Порфирьевне) за безводной рекой Перестанкою». В те времена, по обыденности обстоятельств, никто особого значения не придавал. Но это было очень интересное место - центр колокольного звона от нескольких городских церквей: на правом берегу реки стояла Покровская и Преображенская, на левом - Богоявленская и Воскресенская, позади дома - Никитская, и здесь же слышались колокола Георгиевской церкви и храмового комплекса Введенского (Христорождественского) женского монастыря. Отец с детства завещал Николаю Семёновичу, тогда ещё пятилетнему сыну: «Никогда, ни для чего в свете, не изменяй вере отцов твоих». И писатель, храня этот отцовский завет, не мог оставаться равнодушным к звонам церковных колоколов. Каждое утро, сказав обязательное «Господи, благослови», помолившись и, послушая колокола, отправлялся в свою гимназию.

На страницах прочитанных мною произведений Лескова часто встречается описание или упоминание об орловских храмах или монастырях. Писатель с любовью пишет о «святых местах», потому что они ему не безразличны, как и для любого глубоко верующего человека.







Храмы и монастыри на страницах произведений Н. С. Лескова

Н.С. Лесков вошел в литературу в довольно зрелом возрасте, в 30 лет, и до конца жизни не изменил своему призванию. Максим Горький, определяя его место в литературе, справедливо причислил его к ряду «творцов священного писания о русской земле».

Обучаясь в Орловской гимназии, писатель ходил в Никитскую церковь, когда её расписывали художники. Позже в своей книге «Мелочи архиерейской жизни» он пишет о роли церкви Никития в его жизни. Здесь же автор упоминает и Церковь Смоленской иконы Божией Матери. На страницах рассказов «Как я учился праздновать» и «Грабёж» автор описывает эту же церковь, Церковь Богоявленскую и Петропавловский Собор. Вот как упоминает Лесков в своём рассказе «Грабёж» Богоявленскую Церковь, Введенский (Христорождественский) женский монастырь : «….мальчики завели разговор о часах, а мать говорит: «Ну…. он ещё млад, …их заводить не сумеет. На улице слышно, как на Богоявлении и на Девичьем монастыре часы бьют». Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон отметил, что Петропавловский собор города Орла «Лесков запечатлел на века в своём произведении «Мелочи архиерейской жизни»»

Вот такое описание Введенского (Христорождественского) монастыря и традиции я нахожу в повести Лескова «Некуда»: « Между тем тарантас, прыгая по каменным волнам губернской мостовой, проехал Московскую улицу, Курскую, Кромскую площадь, затем Стрелецкую слободу, снова прокатился по мягкому выгону и через полверсты от Курской заставы остановился у стен девичьего монастыря. Монастырь стоял за городом на совершенно ровном, как скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесён со всех сторон красною кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены четыре такие же кирпичные башенки. Кругом никакого жилища. Только в одной стороне две ветряные мельницы лениво махали своими безобразными крыльями. Ничего живописного не было в положении этого подгородного монастыря: как-то потеряно смотрел он своими красными башенками. Ничего- таки, ровно ничего в нем не было располагающего ни к мечте, ни к самоуглублению. Это не то, что пустынная обитель, где есть ряд келий, тёмный проход, часовня у святых ворот с чудотворной иконою и возле ключ воды студёной, - это было скучное, сухое место. В двух стенах монастыря были сделаны ворота, из которых одни были постоянно заперты, а у других стояла часовенка. В этой часовенке всегда сидела монашка, вязавшая чулок и звонившая колокольчиком, приделанным к кошельку на длинной ручке, когда мимо брёл какой - нибудь прохожий. Игуменья Агния - « смелая душа, гордая своею силою и своим прошлым страданием» »

«Заразительно весёлой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж сын писателя Андрей Лесков. Действительно, в этом рассказе наиболее полно отразилось «орловское происхождение» Лескова, его любовь к Орлу, малой родине, блестящее знание русской провинции, которая была дорога писателю как подлинно корневая основа жизни. Здесь поименно названы все орловские храмы, в том числе церкви Покровская и Спасо - Преображенская на Ильинке, церковь Богоявления, Борисоглебская, Никитская.

В сочинении «О происшествии с кронштадтским священником», встречается небольшое описание Церкви Спаса Нерукотворного Образа» (сейчас это Церковь Казанской иконы Божией Матери).

«Вправо за Орлик шли мелкие хибары, слобода, которая примыкала к коренной части, оканчивавшейся Церковью Василия Великого» - так упоминается эта Церковь в повести Лескова « Несмертельный Голован». В этом же произведении есть описание Церкви Михаила Архангела. Упоминание и небольшое описание Церкви Смоленской иконы Божией матери нахожу в произведениях «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборяне»







Заключение

В ходе проделанной работы я выяснил, что во многих своих произведениях Н. С. Лесков с фотографической достоверностью описывает Орловскую действительность: быт людей разных сословий, улицы, события, имена и, конечно же, церкви, соборы.

Внук священника, Николай Семёнович Лесков, всегда подчёркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей «специальностью» в литературе. Актуальные проблемы в творчестве писателя - проблемы национального самосознания человека из народа, веры и безверия, сам же он - истинно русский человек, православный человек с богом в сердце и с постоянным стремлением духовного самоусовершенствования.

Творчество нашего выдающегося земляка можно назвать энциклопедией церковной жизни Орловской губернии.

Пройдите маршрутами писателя, прочтите страницы произведений Николая Семёновича Лескова и по-новому взгляните на храмы, соборы, церкви, монастыри Орловщины девятнадцатого века. Писатель навсегда остался жить со своими героями произведений в городе своего детства и юности, он увековечил в литературе не только имена Орловских священнослужителей, но и храмы, которые в наше время являются памятниками архитектуры.

В тысяча девятьсот восемьдесят первом году Н. С Лескову был открыт памятник в городе Орле. Памятник располагается в центре города напротив здания гимназии, в которой он учился. Рядом - церковь Михаила Архангела, описание которой есть в ряде его произведений.




Библиографический обзор

  1. Ашихмина Е.Н. Н .С. Лесков о Орле. - Орёл, 2010

  2. .Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2.Храмы города Орла. Википедия

3. Н. С. Лесков «Грабеж»

4. Н. С. Лесков «Мелочи архиерейской жизни»

5. Н. С. Лесков «Как я учился праздновать»

6. Н. С. Лесков «Некуда»

7. Н. С. Лесков «Соборяне»

8. Н. С. Лесков «Несмертельный Голован»

9. Н.С.Лесков. Собрание сочинений.М., 1989






Приложение


Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Церковь Василия Великого

Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Георгиевская Церковь


Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Богоявленский Собор



Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Покровская церковь

Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Никитская Церковь


Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Введенский (Христорождественский) женский монастырь



Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Петропавловский собор



Исследовательская работа Лесков и Орловский край

Памятник Н. С. Лескову перед церковью Михаила Архангела

13

© 2010-2022