Статья Адаптация учащихся 5 класса к среднему звену, воспитание толерантности ( из опыта работы работы)

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация учащихся 5 класса к среднему звену школы, воспитание толерантности

(из опыта работы учителя сельской школы).


Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой , как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Я - учитель сельской общеобразовательной школы. Стаж моей педагогической работы 20 лет, ровно столько же лет моему стажу классного руководителя. Сейчас я работаю учителем истории и обществознания в сельской школе и являюсь классным руководителем 9 класса, но мне, ввиду семейных обстоятельств, приходилось работать и в городской школе. Я говорю об этом, потому что работа учителя в селе имеет свои особенности, на которых я остановлюсь чуть ниже. Сегодня мне хотелось бы поделиться небольшими секретами классного руководителя, которые помогали и помогают мне достигать желаемых результатов в процессе работы с детьми.

Выводы, к которым я пришла, были получены мною в процессе работы с предыдущим выпуском (выпуск 11 класса - 2011 г.) и моим нынешним классом.

Первый вопрос, на котором я хотела бы остановиться: это адаптация учащихся 5 класса к учёбе в среднем звене школы. Начиная работу в качестве классного руководителя, нужно, прежде всего, определиться с основными приоритетными направлениями работы с классом. Я, как любой классный руководитель, имею план воспитательной работы с классом. Этот план составляется в начале учебного года, но потом корректируется в процессе работы, в зависимости от особенностей класса. Воспитывая ребят, все свои усилия я направляю на то, чтобы сохранить индивидуальность каждого ученика, развить все имеющиеся у него способности; стремлюсь к формированию активной гражданской позиции каждого, учу отстаивать свою точку зрения. Я развиваю у своих ребятишек стремление к постоянному расширению своего кругозора; учу их быть коммуникабельными; постоянно стремлюсь к развитию у них навыков здорового образа жизни. Ну и, конечно же, я стремлюсь к тому, чтобы ребята гордились той великой страной, в которой им посчастливилось родиться и жить. У меня есть некоторые принципы, на которые я опираюсь в своей работе с детьми. Я всегда стараюсь говорить то, что думаю, никогда не лицемерю, стремлюсь общаться с детьми на равных, я никогда не боюсь признаться в том, что я чего - то не знаю, я воспитываю ребят и беру у них всегда что - новое для себя.

Со своими будущими пятиклассниками я знакомлюсь задолго до их прихода ко мне. Выступая с небольшими сообщениями перед ними об истории некоторых праздников или о различных исторических деятелях, я исподволь узнаю о них нечто новое. Беседуя с учителем начальных классов, я узнаю об особенностях характера своих будущих воспитанников. У нас в школе существует традиция: в конце учебного года учитель начальных классов знакомит ребят с их будущим классным руководителем. Очень важно, постараться сразу же принять и полюбить своих ребят и постараться, чтобы они это заметили.1 сентября сделать это очень сложно, потому что ещё не успеваешь отвыкнуть от своих выпускников и незаметно начинаешь сравнивать тех и других. Но начинается учебный год, и всё встаёт на круги своя.

Начиная работать с пятиклассниками, я использую различные диагностические методики, позволяющие мне лучше узнать ребят с разных сторон. Одна из них - составление автопортрета класса. На доске рисуется схематическая улыбающаяся рожица, а рядом пункты характеристики: рост, вес, увлечения, дисциплина, учёба, характер. Ребята с удовольствием проводят необходимые измерения, выводят среднее число, а в процессе занятия узнают много нового друг о друге, у них формируется позитивный настрой на учёбу. Общий составленный портрет вывешивается в уголок класса.

В начале сентября я провожу в классе пресс - конференцию «Давайте познакомимся». Я задаю ребятам различные вопросы, на которые я хочу получить ответы, но сначала сама отвечаю на эти вопросы. В процессе такой работы ребята узнают многое обо мне. А я о них. Вопросы могут быть такими: любимое имя, любимая пора года, любимый цвет, любимая книга, любимая песня и т.д.

Использую я в своей работе и методику« Путешествие на воздушном шаре». На одном из занятий я узнаю у детей, в какой бы стране они хотели побывать и предлагаю совершить виртуальное путешествие на воздушном шаре. Я предлагаю им взять с собой троих самых близких друзей. Но во время подъёма случилась неполадка, и нужно уменьшить количество пассажиров до двух человек. Дети вычёркивают лишних пассажиров, а по оставшимся можно судить, кто пользуется наибольшим авторитетом в классе, а кто находится в числе отверженных. К моей радости в моих класса отверженных никогда не имелось.

Мне очень нравится методика «Недописанный тезис». Ребята дают ответы на поставленные мной вопросы, а я их потом анализирую. Вопросы могут быть такими: главное в моей жизни - это…: мне нравится , когда…; мне не нравится, когда…; самая большая радость в моей жизни - это…; мне хорошо, когда…; мне плохо, когда… и др. Ответы на тезисы я никогда не зачитываю вслух, но на первом родительском собрании я даю их прочитать родителям и, оказывается они открывают тоже что - новое в своих детях.

В своей работе я пользуюсь и психогеометрической самооценкой личности ( С.Делингера в адаптации А.А.Алексеева, Л.А.Громовой), где по выбранным детям геометрическим фигурам определяются социально - психологические особенности личности.

Очень нравится мне и использование теста «Самооценка». Он очень прост в использовании. Ребята рисуют 8 кружков в ряд. Затем быстро пишут букву «я» в любом кружке. Чем ближе этот кружок к правому краю , чем выше самооценка, чем ближе к левому - тем ниже. Что интересно в этом году у меня оказалось двое учеников с заниженной самооценкой. Причём одна девочка - отличница, а другая - девочка слабоуспевающая по отдельным предметам. Этот тест определил направления работы с отдельными учениками.

Готовясь к первому родительскому собранию. Я провожу анкетирование среди учащихся и среди учителей, преподающих в данном классе. Ребятам я задаю такие вопросы: самый любимый предмет, самый трудный предмет, самое любимое место в школе. У учителей я интересуюсь, кому даются трудно их предметы, на что нужно обратить внимание. Стараюсь до первого собрания посетить как можно больше уроков в своём классе, стараюсь понаблюдать за ребятами во время интеллектуальной работы и во время творческой. Во время первого собрания родители имеют возможность индивидуально пообщаться с учителями, работающими в классе.1 сентября все ребята записывают в дневник номер моего домашнего и сотового телефона, родителям на собрании я напоминаю об этом. Я обращаю их внимание, что в жизни бывают непредвиденные ситуации, и они могут звонить по данным телефонам в любое время.

И ещё очень важный момент. В первые дни пребывания ребёнка в 5 классе я напоминаю ребятам о правилах поведения в школе, а на уроках учителя знакомят их со своими требованиями по предмету.

На одном из первых классных собраний при распределении обязанностей я обязательно стараюсь учитывать пожелания и интересы учащихся, а командира класса мы всегда выбираем тайным голосованием. Мнение ребят вполне может измениться к концу учебного года, ведь тогда ученики лучше узнают друг друга. Также всем классом мы определяем принципы жизни класса. У нас они такие.


Правила нашей жизни

1. Не оправдывай себя!

2.Не снимай с себя ответственности

3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

4. Будьте искренни!

5. Будьте мужественны!

6. Будьте справедливы!

7. Считайтесь с чужим мнением!

8. Не бойтесь говорить правду!

9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

10. Будьте естественны в общении!

11. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

12. Анализируйте свои отношения с другими!

Ну вот, так проходит адаптационный период в моём классе. Ребята быстро привыкают к новым для себя условиям учёбы. Очень быстро класс становится единым целым. Сравнивая прошлый и нынешний классы, я заметила некоторые изменения. Нынешним детям очень не хватает общения . Ребята пытаются как можно дольше задержать меня в классе на перемене, все хотят рассказать мне что-нибудь, поделиться различными новостями, получить ответы на волнующие вопросы. Ещё очень заметно влияние компьютера на современных учеников, от этого некуда не деться. Просто приходится чаще беседовать с детьми о пользе компьютера и его влиянии на здоровье человека.

Теперь я хочу немного рассказать о воспитании толерантности в ведомых мной классах. Воспитание толерантности - это очень актуально сегодня. Но сначала небольшое вступление. Школа наша является базовая. Количественный состав учащихся очень сильно изменяется в 10 классе, когда в нашу школу приходят дети из 9-летних школ соседних деревень. В моём классе всё было немного иначе. Мой прошлый выпуск я приняла в 5 классе в количестве 14 человек ( 5 девочек, 9 мальчиков). Количественный состав класса менялся на протяжении всех лет обучения. В 7 классе 1 ребёнок выбыл в лицей г.Чебоксары, 2 прибыли из соседней деревни. В 8 класс пришли 5 человек из татарской школы в связи с реструктуризацией данной школы, 1 ребёнок из другого района. В 9 классе часть учеников поступили в средние специальные учебные заведения, но в класс пришли новые ребята. В итоге я выпустила 11 класс в составе 23 человек (8 девочек и 15 мальчиков). Особенностью класса являлось то, что четверо - являлись - представителями татарской национальности, то есть исповедовали ислам, остальные - были чуваши, представители христианской религии. Сама я по национальности - русская, то есть сплошной интернационал. И это ещё не всё. В классе был один ребёнок инвалид. Ученики моего класса являлись жителями 6 деревень. Вот такой состав класса. Как уж тут обойтись без толерантности.

В нынешнем моём классе 16 человек (из них девочек - 7, остальные мальчики), 1 ученик - из татарской деревни, он же является инвалидом. Все дети из пяти деревень.

Ни в одном, ни в другом классе у меня не было никаких проблем на национальной почве, в обоих случаях никогда дети - инвалиды не чувствовали себя в чём - либо обделёнными, никогда не стоял вопрос, кто лучше, кто хуже. Как же мне удалось добиться, чтобы разные ребята чувствовали себя комфортно в школе, в классе?

Я думаю, что перечисленные выше особенности моих классов как раз и помогли мне в этом. В первом случае ребёнок был признан инвалидом в 8 классе, когда ребята уже были вполне взрослыми людьми, они знали и понимали, что можно говорить вслух . а о чём нужно промолчать. Да они понимали, что он немножко другой, но нужно принимать его таким, какой он есть. Класс у меня был обычный, дети учились по-разному, но старались по мере возможности помогать друг другу. Говорили ли мы о толерантности? Да, очень много. Ведь тогда уже появился день толерантности, дети знали происхождение этого слова, мы учились быть толерантными во время внеклассных занятий.

С этим классом дело обстояло иначе. В 5 класс пришли одновременно 4 новых человека. Один из них был инвалид. Заранее я поговорила с ребятами о том, что у нас в классе будет учиться необычный ученик, который отличается от остальных. Он очень часто будет нуждаться в их помощи. Ребята приняли его таким, какой он есть. Они его очень полюбили, он в классе как лучик солнышка. Причём полюбили его ни только дети нашего класса, но и остальные ученики школы. Мальчик чувствует себя очень комфортно. У него есть затруднения с речью, но ребята научились его понимать. Ребёнку нравится ходить в школу. Во время морозов он даже скучал дома, как говорит брат. Ребята помогают ему надевать портфель, помогают принести тарелку в столовой. Он в свою очередь не хочет отставать от остальных; вместе со всеми участвует в субботниках, следит за порядком в классе. Даже детский врач заметила очень сильные изменения в нём в лучшую сторону.

Теперь о религиозной принадлежности. В нашей школе в каждом классе есть дети из татарской деревни. На своих уроках я стараюсь как можно больше говорить об особенностях мировых религий. При изучении истории в 6 классе мы организуем экскурсии в христианскую церковь и татарскую мечеть. Раньше в нашей школе в старших классах вёл элективный курс батюшка, а преподавал татарский язык мулла. Учащиеся старших классов выступали перед младшими школьниками с исследовательской работой «Два мира, две религии - одно толерантное пространствошколы». У нас в школе проходят конкурсы на лучшее татарское и чувашское блюдо. На различных школьных праздниках на «ура» принимают выступления артистов с чувашскими и татарскими песнями.

В своей работе с классом я считаю самым главным : привитие ребятам таких качеств, которые помогут им найти себя в будущей жизни. Я хочу, чтобы они выросли честными, порядочными, человечными. Во время внеклассных занятий мы очень часто ведём с ними разговор о том, «что есть добро и зло», каким должен быть настоящий друг, нужны ли компромиссы в жизни. Я всегда пыталась по мере возможности убрать у ребят те качества, которые им будут мешать в жизни. Например: кабинет, в котором мы занимались, был очень большим. Во время генеральной уборки кто - то работал, кто - то стоял. Я стала делить ребят на группы так, чтобы в одной группе были работающие, а в другой не очень. В итоге , работать приходилось всем. Я знаю, что нечто так не объединяет как общее дело. Я старалась, чтобы общих дел было много. Всегда стремилась к тому, чтобы в любом деле показать значимость каждого. Есть у человека замечательные организаторские способности, он командует на пришкольном участке классе. Первое место в конкурсе цветников - и все говорят о его заслуге в этом. Оформляет стенгазету тот, у кого это лучше получается, другие - помощники. На сцене в лидерах - третьи. В итоге - убеждение в том, что каждый человек - уникальный, нужно просто увидеть и развить эту уникальность.

В нынешнем классе у нас есть достоинства и недостатки. Энергия у ребят бьёт ключом, главное направить её в нужное русло. Украшаем класс к празднику - участвуют все, высаживаем рассаду цветов - работаем все без исключения, порядок в классе - дело рук каждого, рисуем стенгазету - все вместе. Есть ли у нас недостатки, есть, но мы их исправляем. Научились делиться радостью друг с другом - достижение, перестали жаловаться друг на друга - радость, вместе отмечаем победу на конкурсе - коллективизм налицо. Научились слушать друг друга - новая ступенька вверх. Самое моё главное правило - хвали при всех, а ругай в одиночку. Каждый должен поверить в то, что ему всё по плечу

Растут мои ребята , изменяюсь и я. Неизменным остаётся лишь то, что в ближайшее время я буду классной мамой для моих, ставших уже родными и взрослыми ребят!!!


© 2010-2022