- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Статья Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из общежития
Статья Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из общежития
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Мареева Л.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Работа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из общежития.»
преподаватель :Мареева Людмила Викторовна
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из приоритетных направлений деятельности воспитательной службы техникума, поскольку безнадзорность подростка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
Целью работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии, является выявление студентов склонных к самовольным уходам из общежития для проведения профилактической работы.
Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии, являются:
защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью студентов;
предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них;
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
реабилитация и оказание медицинской помощи студентам, склонным к самовольным уходам.
Препятствия в работе по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии следующие:
-
некомпетентность сотрудников в вопросах профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии, отсутствие теоретических знаний по социально-педагогической и психологической адаптации подростков;
-
отсутствие научно - методической базы (программы, методические пособия и т.д.);
-
отсутствие необходимого взаимодействия с семьей, слабая просветительская работа среди родителей.
Организация деятельности по профилактике самовольных уходов в условиях проживания в общежитии включает в себя разработку программ профилактики, направленных на сокращение риска самовольных уходов. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех студентов, проживающих в общежитии. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения студентов о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях). Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и педагогов, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних. Термин «третичная профилактика» Викторовнаобозначает меры вмешательства в случаях, когда несовершеннолетний уже неоднократно самовольно покидал общежитие, и работа в таком случае проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с подростками, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.
В общежитии ГПОУ «СТТТ» разрабатывается система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии, включающая в себя следующие направления: психологическая реабилитация; педагогическая реабилитация; социальная реабилитация; адаптация; меры по розыску подростков; административные методы воздействия. Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости студентов, состоящих на учете в «группах риска», в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних. В техникуме предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску студентов, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску. По каждому факту самовольного ухода несовершеннолетних, из общежития незамедлительно проводится служебное расследование, принимаются управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам техникума, допустившим факты самовольных уходов студентов, а также несвоевременного информирования о них. Для сотрудников техникума проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода несовершеннолетних. Принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья студентов, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов студентов из общежития. Также ежегодно организовываются обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения подростков.
Методы и формы профилактической деятельности с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с учреждением, в котором он обучается. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости подростка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре. Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер. Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их. Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью. Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально - психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим проживания в общежитии, посещать занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением подростка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из студентов. В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с преподавателями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам. На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения. Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме. Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие. Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт-терапия. Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.
Этапы реализации работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии, строится в три этапа:
I. Подготовительный этап (2015г.) и включает в себя: входную диагностику; анкетирование и опрос студентов; обработка результатов обследования.
II. Практический этап (2016г.) включающий в себя: реализация программы по профилактике; отслеживание результатов; коррекцию работы; отработку технологий и методов работы.
III. Обобщающий (2017г.), состоящий из: контрольной диагностики; анализа и обобщение результатов; соотнесение результатов с поставленными целями; оформление и описание результатов; выработки методических рекомендаций; описания опыта работы по реализации программы и формирование рабочей модели системы профилактической работы по профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии.
План - график мероприятий по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии в ГПОУ «СТТТ» на 2015-2017 уч.г.
Мероприятия
Сроки реализации
Ответственные
Результаты
-
Административный блок
Кадровое обеспечение адаптационной работы, распределение функциональных обязанностей.
2015г.
Директор ГПОУ «СТТТ»
Создание внутренней среды учреждения, способствующей формированию социально -адаптированной личности, создание локально-нормативной базы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних
Подготовка плана мероприятий, в рамках закрепленных направлений работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии
2015г.
Зам. директора по УВР
Административные совещания по проблемам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии
2015г.
Директор ГПОУ «СТТТ»
-
Информационно-методический блок
Методическое совещание с педагогическим коллективом по вопросам самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии
2015г.
Зам. директора по УВР
Ознакомление с основными понятиями целями, задачами, и формами работы.
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам адаптации, самовольных уходов несовершеннолетних, проживающих в общежитии
2015г.
Методист, психолог, социальный педагог
Консультации специалистов
2015-2017г.
Классные руководители, мастера п\о, медико-психологическая служба, приглашенные специалисты
Родительский всеобуч: консультирование и помощь семьям обучающихся групп риска
Сбор базы данных на электронных и бумажных носителях
2015-2017г.
Медико-психологическая служба
Создание информационно методической базы
Сбор данных о студентах в «Комплексно-индивидуальные карты»
2015-2017г.
Классные руководители, мастера п\о, медико-психологическая служба
Создание индивидуальных комплексных карт развития студентов
-
Медико-педагогический
Проведение мед. осмотров
2015г.
Мед. персонал
Антропометрия
Мониторинг
2015-2017г.
Мед. персонал
Соблюдение норм СанПина, режима учебы, работы, здоровьесберегающих аспектов урока.
Ведения карты здоровья по группам, учет больничных листов студентов, организация медицинских осмотров
2015-2017г.
Мед. персонал
Анализ состояния здоровья обучающихся
Проведение и сопровождение мероприятий
2016г.
Инструктор по охране труда, руководитель ОБЖ, руководитель физ воспитания, мед. работник
Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий, дней здоровья, сопровождение спортивных соревнований и т.д.
-
Психолого-педагогический блок
Анкетирование студентов с выявлением групп риска
2015г.
Педагог-психолог
Первичная диагностика (изучение личностных особенностей студентов)
Беседа, тренинг общения, психокоррекция
2016г.
Медико-психологическая служба
Индивидуальные занятия для студентов групп риска
Консультации специалистов
2015-2017г.
Медико-психологическая служба, приглашенные специалисты
Родительский всеобуч: консультирование и помощь семьям студентов групп риска
Работа службы
2015-2017г.
Медико-психологическая служба
Создание индивидуальных комплексных карт развития студентов
Доклад на организационном собрании
2017г.
Педагог-психолог Кузиванова Е. М.
Подготовка заключения по результатам психологического тестирования
-
Социальный-педагогический блок
Мониторинг личных дел студентов с выявлением групп риска (сироты, малоимущие, инвалиды, семьи группы риска), работа с документами
2015г.
Социальный педагог
Первичная диагностика
Беседа, мониторинг, сбор документов
2015-2017г.
Социальный педагог
Индивидуальные занятия для студентов групп риска
Консультации специалистов
2015-2017г.
Социальные педагоги, приглашенные специалисты
Родительский всеобуч: консультирование и помощь семьям, родственникам студентов групп риска
Работа службы
2015-2017г.
Социальны1 педагог
Ведение личных дел студентов из числа детей, сирот, связь с интернатными учреждениями, контроль за материальным обеспечением
Рейды
2015-2017г.
Классный руководитель, куратор, мастер п\о
Рейды в общежитии, связь с воспитателями, с комендантом.
Работа с документами
2015г.
Классные руководители, кураторы, мастера п\о
Ознакомление студентов из числа детей- сирот и оставшихся без попечения родителей с Положением о социальной защите
-
Воспитательный блок
Беседы, лекции
2015-2017г.
Библиотекарь, классный руководитель
Работа с библиотеки
Формы проведения классных часов
2016г.
Классный руководитель, мастер п\о
Планирование групповых мероприятий на год
Трудовой десант
2016г.
Зам. директора по УВР, АХЧ,
Трудовой десант в кабинетах, в лицее, на сельхоз. работах.
Работа с документами, ведение индивидуальных комплексных карт развития студентов
2015-2017г.
Классный руководитель, мастер п\о
Оформление дневника пед. наблюдений, оформление личных дел, журналов. Составление социально - психологического портрета группы.
Отчетная документация по форме
2016г.
Классный руководитель, мастер п\о
Контроль за посещаемостью, успеваемостью студентов
Беседа, мониторинг, сбор документов
2015-2017г.
Классный руководитель, мастер п\о
Индивидуальные беседы со студентами входящими в группу риска.
Заседание советов
2016г.
Совет Профилактики
Работа Совета мастеров, Совета Профилактики
Консультации специалистов, родительские собрания
2-15-2017г.
Директор, зам. директора по УВР, ТО, УПР,
приглашенные специалисты
Консультирование и помощь семьям, родственникам студентов групп риска, проведение родительских собраний
Кружки, секции, клубы
2015-2017г.
Зам. директора по УВР, руководители ОБЖ, физ. воспитания, воспитатели, педагог организатор
Работа по досуговой деятельности в лицее, общежитии
ПЦК классных руководителей
2015-2017г.
Зам. директора по УВР, председатель ПЦК по ВР
Оказание методической помощи классным руководителям по организации деятельности