• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Опытно-экспериментальная работа. Образовательное событие, как результат построения индивидуальной образовательной траектории подростков и как создание воспитательной и образовательной среды формирующей корпоративную культуру в образовательном учреждении

Опытно-экспериментальная работа. Образовательное событие, как результат построения индивидуальной образовательной траектории подростков и как создание воспитательной и образовательной среды формирующей корпоративную культуру в образовательном учреждении

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малышева Екатерина Павловна

Учитель истории, права, обществознания МБОУ «Школа №4»

Описание опыта работы: Образовательное событие,как результат построения индивидуальной образовательной траектории подростков и как создание воспитательной и образовательной среды формирующей корпоративную культуру в образовательном учреждении

Мы не будем исключением и начнем стандартно со стандартов, которые позволяют сегодня работать нестандартно и являются самой модной и обсуждаемой темой в образовании. Безусловно, новые ФГОС сегодня дают возможность создать условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Однако какими способами будут созданы условия в основной школе для проявления общественной активности современного подростка, поэтапного формирования, проявления и повышения уровня самостоятельности детей образовательные учреждения вправе решать самостоятельно. Вводя в практику образовательные события (ОС), нашей главной задачей было уйти от ориентации образования и воспитания на «процесс» и прийти к ориентации на «результат». Современное образование и воспитание не должно оставаться развернутой во времени длительности и повседневности, но должно стать для современного школьника значимым событием. Сегодня мы предполагаем, что это возможно через организацию, вовлечение, проведение и публичную презентацию Образовательного события, но такого, которое бы являлось Событием, в том смысле, что нарушает привычное течение обыденной жизни и остается в памяти надолго. Событие, которое переживаемо и неповторяемо. Внедрение в практику ОС поможет понять, как влияет образовательная событийность на формирование и развитие самостоятельности, общественной активности и социальной деятельности учащихся. Это является целью одного из направлений опытно-экспериментальной работы школы «Портрет хорошего ученика». Но кроме этого мы рассматриваем ОС и как ресурс, который создаст подросткам, педагогам, родителям, то есть всем участникам образовательного процесса возможность выбора своего собственного участия в ОС в соответствии со своими желаниями, возможностями, способностями, интересами и в своем темпе. И здесь уже небезосновательно можно полагать, что через ОС, организуется вариативное многофакторное поле выбора и тем самым мы получаем возможность создать для каждого ребенка реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории образования. Как известно траектория - это предсказуемый путь движения объекта (в нашем случае субъекта образовательного процесса), испытывающего действие приложенной к нему силы (в нашем случае это ОС), после того как это действие прекратится (в нашем случае в рамках ОС индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) помогает приобретению учащимся личностно-значимых образовательных результатов на пути движения) (2).Что касается педагогических определений, то особенно нам близка позиция А.В.Хуторского, который говорит об индивидуальной образовательной траектории как о персональном пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (1). На наш взгляд именно образовательная событийность предлагает учащимся реализацию такого персонального пути, множество вариантов своего собственного участия в разных формах, каждый из которых подразумевает использование различных учебных и не учебных средств и материалов, а также неограниченное количество индивидуальных способов его выполнения, мы создаем тем самым некое разветвленное «дерево» возможностей. Таким образом, у каждого ребенка есть реальная возможность сделать свой собственный выбор и двигаться по своей собственной «ветви» или иными словами по своей индивидуальной траектории. В результате с учетом изучения запросов учащихся, анализа ресурсов школы, при последующем вынесении на обсуждение с Управляющим Советом родителей, происходит определение собственной образовательной траектории подростками, педагогами, родителями и вначале проектируется, а затем и организуется ОС.

Возникает своего рода взаимозависимость между образовательным событием, индивидуальной образовательной траекторией и формированием социальной активности и самостоятельности подростка. Таким образом, выстраивание ИОТ содействует организации ОС, в тоже время участие в ОС дает возможность определить свою образовательную траекторию, что и способствует самостоятельности и социальной активности.

Для построения ИОТ для всех организуется знакомство с планом ОС и выдаются на руки расписание и карта участия в ОС в рамках ИОТ. Проект ОС представляется заранее, но может корректироваться и меняться в процессе построения ИОТ учащимися.

Расписание участия в ОС «Древняя Греция. Прошлое для будущего» в рамках ИОТ

Предмет/

учитель

Мероприятие в рамках ОС

Формы и виды учебной деятельности

Формы и виды внеучебной деятельности

Дата и время/

корректировка

История/

МХК

Малышева Е.П.

Яценко Л.П.

Театрализованное представление в актовом зале: "Музы приглашают»

Работа с текстом/ Систематизация знаний. Работа в команде

Пошив костюмов, изготовление реквизита, опыт театральной пробы

Литература/

история

Горная Г.З.

Левина Н.В.

Конкурс: «Древнегреческий оратор. Читаем Гомера»

Учебный проект:

«Древние греки о настоящей любви …» Истории любви: Орфей и Эвридика, Амур и Психея, Одиссей и Пенелопа, Перикл и Аспазия, Тесей и Ариадна, Пигмалион и Галатея

Поиск необходимой информации в учебной и дополнительной литературе. Систематизация информации, изложенной в мифической литературе Древней Греции

Опыт театральной пробы, создание и представление презентации

Математика

Горковенко И.В.

Заиченко Н.Н.

Егорова О.А.

Осипенко Н.В.

Занятия-практики:

«Школа Пифагора: законы в математике, музыке и жизни».
«Задачи древней Греции»

Решение познавательных задач (проблем). Закономерные связи между явлениями.

Опыты, открытия, познания и творческие эксперименты

Проведение исследовательского эксперимента. Формула красоты. Божественные пропорции или золотое сечение - в архитектуре, живописи, геометрии, человеке

Физкультура

Ершова Т.Р.

Шелепень И.Г.

Соревнование:

«Олимпийские игры»

Легкоатлетические и гимнастические упражнения с элементами акробатики

Изготовить реквизит: Реквизит: лавровые венки, глашатай, буклет «Олимпийские игры. Танцы гимнастов

Технология

Вильданова А.А.

Лазарева Н.И.

Занятия-практики:

Творческие мастерские.

«Олимпийские боги»

Технология росписи гипсовой репродукции произведения искусства, античной вазы и/или роспись керамического медальона с выбранным символом

Комплексная разнообразная информация познавательного характера. Знакомство с пантеоном и основными символами греческих богов и героев античной культуры

ИЗО/

Технология

Мазурик Н.В.

Лазарева Н.И.

Занятия-практики и выставка-презентация работ:

«Маска, маска - я тебя знаю»

Моделирование и конструирование. Работа в группе

Мастер-класс для учащихся начальной школы. Ознакомление с театром Древней Греции, проведение мастерской по изготовлению театральных масок

Интеграция истории/

риторики/

искусства/

технологии/

ИЗО

Малышева Е.П.

Яценко Л.П.

«Календарь великих Дионисий». Театрализованное представление: «Олимпийские боги на земле»

Работа в команде. Работа с текстом/Систематизация знаний

Все приходят в греческих образах. На переменах разучивание греческих танцев (семь-сорок, сиртаки). Пошив костюмов, изготовление реквизита, опыт театральной пробы

Технология

Полпутин Е.В.

Практическая работа

Моделирование и конструирование. Работа в группе

Изготовление вестника богов Гермеса со свитком в руках «Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!»

История/

МХК/

ИЗО/

технология

Малышева Е.П.

Яценко Л.П.

Выставка-презентация

Подготовка и оформление выставок:

"Аллея философов"

"Арена крылатых фраз"

"Долина муз"

"Пантеон Олимпийских богов"

"Калейдоскоп изобретений и открытий Греции"

Выставка проектов, творческих работ, рисунков

Программа ИОТ предполагает увеличение объема не столько содержания образования, сколько форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках ОС.В соответствии с расписанием учащийся имеет возможность составить карту ИОТ, где будут отражены еще и результаты участия и даже тема возможного проекта или исследования.

И поскольку ОС не упирается в рамки строгих регламентаций, то в этих условиях индивидуальная траектория развития подростка возможна не на словах, а в реальной жизни школы. Вариативность воспитательной и образовательной среды при организации ОС обеспечивается многообразием информации, различными видами деятельности и возможностями их выполнения, большим набором выполняемых учащимися функций и ролей, многообразием применяемых технологий.

Поэтому в данном случае будут обеспечиваться индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Причем образовательные продукты разных учеников будут различны, поскольку усвоенные ими именно виды деятельности отличаются. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями, прежде всего. Возможность выбора участия стимулирует учащихся самостоятельно и осознанно выбрать себе работу, чтобы затем приступить к ее выполнению в составе пары, команды или индивидуально, самим отобрать необходимые им средства и материалы, задействовать свои собственные, индивидуальные «способы работы». В ситуации самостоятельного свободного выбора наиболее ярко проявляется индивидуальность каждого ученика, его индивидуальная траектория учения.

А каково же условие эффективности? Результаты движения по образовательной траектории можно и нужно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида Универсальных учебных действий. Кроме того, постоянная обратная связь с педагогами, позволяет не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение. Продолжая работать в режиме опытно-экспериментальной работы, можно пробовать отследить, что более удачно и эффективнее влияет проявление, развитие и формирование общественной активности, социальной деятельности и самостоятельности учащихся. Например, через "Портфолио ", которое послужит способом демонстрации его успехов. Содержание "Портфолио" - это не будет только перечень полученных грамот или курсов, планируется разработать «Свидетельство об участии в социально-значимых проектах школы и города», подтверждающих личное участие, а так же фиксировать предложенные идеи, пути решения проблем, способы и т.д. Выстраивание траекторий учащимися в итоге ориентировано на результат, коим является ОС.

А теперь как все начиналось, или какой опыт мы смогли приобрести через организацию, проведение и публичную презентацию образовательного события. Всё началось с «пилотного» класса ФГОС, то есть с освоения и внедрения стандартов второго поколения. Осенью, когда завершалось изучение истории древнего Египта, в 5 «пилотном» классе ФГОС, мы решили устроить зачет, но не тест, не контрольную, а событие, которое превратилось в праздник. Вот, что из этого получилось. Ребята вместе с родителями придумали костюмы и инсценировали некоторые задания. А закончилось всё защитой проектов-тортов в виде египетских пирамид, которые потом дружно съели. Это оказалось действительно Образовательным Событием нашего класса, которое осталось в памяти детей не только как проверка их знаний, но и как возможность проявить себя. Кроме всего прочего-полезного, надолго осталось и ощущение праздника.

Мы сделали вывод, что образовательное событие - прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь. И тогда мы решили организовать общешкольное образовательное событие подобного рода.

На первом этапе шла подготовительная работа, которая длилась около4 недель, определялся круг содержательных вопросов, на которые учащиеся хотят получить ответы. Первый этап эксперимента - организационный - был успешно завершен. В результате были созданы необходимые предпосылки (программно-методические, кадровые управленческие) для реализации программы ОС на практике.

Второй этап - практический, собственно образовательное событие. С 8 по 13 апреля в нашей школе с большим успехом было организовано и проведено ОС: «Древняя Греция. «Прошлое для будущего…» Вся школа была украшена в греческом стиле. На входе в вестибюле и на 2 этаже - Гермес, вестник богов (размером с человеческий рост, изготовленный на уроках технологии) со свитком в руках «Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!» на греческом и русском языках (и план каждого дня). Ребятами, учителями их родителями оформлены великолепные и необычные выставки: «Аллея философов», в виде колоннады бюстов великих философов, «Арена крылатых фраз», «Долина муз» на зелёном поле, «Пантеон Олимпийских богов» в виде горы Олимп, «Калейдоскоп изобретений и открытий Греции». На экране в фойе в течение всей недели демонстрировались созданные учащимися слайдовые презентации и ролики по тематике Греции, по радио ежедневно предавали новости, анонс дня, звучала греческая музыка на переменах и разучивались греческие танцы (семь-сорок, сиртаки), также были организованы выставка проектов, творческих работ, рисунков.

Открытием ОС было музыкальное театрализованное представление: «Музы приглашают…». День второй господствовали филологи: «Древние греки о настоящей любви …», где были рассказаны великие истории любви: Орфей и Эвридика, Амур и Психея, Одиссей и Пенелопа, Перикл и Аспазия, Тесей и Ариадна, Пигмалион и Галатея и конкурс «Древнегреческий оратор: читаем Гомера». А математики раскрыли секреты формулы красоты и божественные пропорции (золотое сечение) - в архитектуре, живописи, геометрии, человеке. Занятия проходили в «Школе Пифагора: законы в математике, музыке и жизни», где так же решали задачи древней Греции. Далее путешествие по Древней Греции продолжилось зрелищными «Олимпийскими играми» с поднятием олимпийского флага, зажжением факелов и танцами греческих гимнастов. Были и глашатаи и лавровые венки победителям. Опыты, открытия, познания и творческие эксперименты были организованы в творческих лабораториях. В «Мир греческих символов» нас провели учителя технологии и ИЗО, где все желающие и взрослые и дети могли познакомиться с пантеоном греческих богов и собственноручно расписать гипсовую репродукцию произведения искусства, античную вазу или керамический медальон с выбранным символом. Учащихся начальной школы познакомили с театром Древней Греции 7 классы организовав для них мастерские по изготовлению греческих театральных масок. Завершал всё это праздничный «Календарь великих дионисий», когда все желающие пришли в греческих образах ибольшое представление «Олимпийские боги на земле» (шуточная постановка на современный лад), а так же серьёзная театрализованная постановка самых известных греческих мифов «Яблоко раздора», «Самовлюблённый Нарцисс» и легенды о греческом рабе-философе Эзопе, чьи изречения вошли в историю. «Греческий минимум» усвоил даже охранник, которому видимо передалось ощущение «братства» и танцевал сиртаки вместе со всеми. Искусственный реквизит для пира богов (фрукты, вазы и др.) тоже собирали тоже всей школой. Таким образом, в ОС участвовала вся школа: ученики от мала до велика, их родители, педагоги и даже члены семей педагогов. Третий этап - рефлексия,как анализ разработан и подготовлен не был, поскольку не предполагался вначале, но стихийно сам организовался, когда стали поступать очень многочисленные и позитивные отзывы, а также пожелания повторения такого рода Событий, когда возникает ощущения братства, нужности, полезности и возможности поучаствовать там, где хочешь и умеешь, а так же узнать то, чего не знаешь.Полученные результаты позволяют утверждать, что:

событие состоялось;

цель была достигнута;

неделя прошла в едином образовательном пространстве.

Однако сегодня мы задумались о том, что ОС должно проводиться согласно четкой технологии.

Согласно Б.Д. Эльконину, образовательное событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни(3).Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.

Что должно являться мерилом «событийности»?

важно: если это действительно Образовательное событие, то формально оно закончилось, а в голове остается очень долго;

важно: если из ста человек хотя бы тридцать получили какие-то смыслы («разрывы идентичности»), то это «мероприятие» можно назвать ОС.

Но очевидно что, технология проведения ОС в современной школе должна быть современна. Недавно в России появился относительно новый формат НRM-мероприятия, так называемое Корпоративное образовательное событие (Corporative Education Event).

Что такое HRM?(Human Resources Management - Управление человеческими ресурсами) - концепция управления персоналом на предприятиях, в организациях, фирмах, которая основывается на двух предпосылках:

    1. Управление Персоналом должно способствовать достижению стратегических целей организации.

  1. Создание работникам организации условий для применения и развития своих способностей и навыков послужит на пользу организации.

И хотя здесь главное - интересы самой организации, не трудно сделать вывод, что «процветающая» организация это основа для благополучия сотрудников.Эта концепция, на наш взгляд, как нельзя более подходит для современной школы.И если первое положение можно немного изменить например, так:

  1. Проведение ОС должно способствовать достижению стратегических целей, как самой школы, так и организации образования. Если школа должна реагировать лучше и быстрее на быстрые изменения, то это должно найти отражение в предоставлении такого спектра (веера) возможностей выбора своего участия, чтобы ребёнок не мог бы не участвовать, а это в дальнейшем отразится и на качестве участия и на численности участников.

То второе положение вполне соответствует требованиям современного образования и воспитания в школе:

  1. Создание учащимся условий для применения и развития своих способностей и навыков послужит на пользу как самой школы (что тоже немаловажно), так и личности учащегося.

HRM-системыпривлекают и удерживают не покупателей, а собственных сотрудников компаний. А не это ли является самым важным для современной школы - привлечение и удержание собственных учеников. И здесь находит свою реализацию еще одна очень важная идея практики ОС - создание воспитательной и образовательной среды, формирующей собственную корпоративную культуру школы.

Что касается Corporative Education Event, то основная особенность корпоративного образовательного события - это сочетание «5 в одном»:

  • досуг

  • командообразование

  • внутренний и внешний PR

  • интенсивная образовательная программа

  • оценка участников в процессе включенного наблюдения

Однозначно, что эти особенности должны присутствовать в Образовательном событии в школе, поскольку это:

  • Коммуникативные УУД (досуг, командообразование)

  • Личностные УУД (внутренний и внешний PR)

  • Регулятивные УУД (оценка участников в процессе включенного наблюдения)

  • Познавательные УУД (интенсивная образовательная программа)

Можно сказать, что проведенное ОС «Древняя Греция: прошлое для будущего» соответствовало HRM-мероприятию и Corporative Education Event и сочетало «5 в одном».

А значит, эту практику можно продолжать, в режиме эксперимента, только определив дальнейший вектор развития. Например:

- Могут ли рассматриваться уроки как подготовка к ОС?

- Или же само событие может давать базу для последующего использования на уроках материалов события в качестве рефлексии (написание изложения, воспоминания, сочинения и т.д. по материалам события)

То есть, мы сами придумываем, как организовать общественную жизнь, но как может повышаться уровень активности, в чём развитие и в какой мере это можно поддержать на уроках? Какие могут быть условия эффективности и продуктивности? Какие критерии и индикаторы результативности должны быть заданы, чтобы позволить оценить эффективность работы? Быть может, выше перечисленные 5 особенностей ОС. На эти вопросы нам предстоит еще ответить.

Однако мы уверились в следующем, как бы не определился вектор дальнейшего развития опытно-экспериментальной работы, практику ОС нужно продолжать. Поскольку это еще и мощнейшее средство формирования корпоративной культуры и «разрушения» внутренних барьеров и перегородок.

Пока нами предполагается круговорот ОС каждые 5 лет. За основу взяты курсы истории за каждый год обучения в основной школе, поскольку изучение любой эпохи позволяет задействовать все науки и школьные предметы. Смысл привлечь и задействовать максимальное количество участников. Создать такого рода программу, чтобы каждый мог проявить себя хотя бы в одном из направлений. Таким образом, будет проявляться общественная, социальная активность и формироваться модель образа жизни, с активной гражданской и личностной позицией. Так же идея формирования корпоративной культуры заведения, когда готовимся сообща, привлекаем все ресурсы (разве родитель который шьёт костюм своему ребенку останется в стороне и не поможет и в освоении роли, а потом разве не придёт как зритель? Обязательно придёт).

Перспективный план развития ОС

Учебные годы

Образовательное Событие

2012-2013

Древний мир. Прошлое для будущего.

(Древняя Греция)

2013-2014

Живые картины средневековья.

(Путешествие в российское и европейское средневековье.

2014-2015

Новое время.

(Возрождение и Просвещение человечества)

2015-2016

XX век. Первая половина

2016-2017

XX век. Вторая половина

(Взгляд в будущее)

В отличие от ставших уже привычными обычных школьных мероприятий по командообразованию образовательное событие несет в себе серьезную как образовательную, так и воспитательную программы, которые создаются специально под цели и задачи школы. Это позволяет не только сформировать у школьников полезные знания, умения, компетенции и универсальные учебные действия, но также служит средством внедрения корпоративной идеологии и механизмом мягкой «настройки» учащихся на приоритетные в данный момент цели и задачи.

Образовательное событие предполагает «выдергивание» школьника из привычной среды. Разнообразный формат проведения (игровой, театральный и другой) позволяет максимально сочетать образовательную программу с атмосферой именно корпоративного досуга.

Сегодня уже бесполезно спорить с тем, что новый мир имеет новые условия, а значит, в этих условиях нужно учиться жить. Поэтому вперед мы уже шли, шли долго. Теперь мы будем стараться двигаться в сторону здравого смысла.

Литература:

  1. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

  2. Шиффер Р. Психология ощущений, (глоссарий к книге) 2004.

  3. Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.


© 2010-2022