Внеклассное мероприятие на тему: «Из истории русского женского костюма»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие на тему: «Из истории русского женского костюма»

Любовь Михайловна

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в прошлое.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушайте, думайте и наблюдайте

Сказки мои разгадайте.

1.Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка.

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

2. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

3. Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (Емеля)

4. Смышленость этого мальчишки

Спасла его и шесть братишек,

Хоть ростом мал он да удал,

Так кто из вас о нём читал? (Мальчик с пальчик)

5. Умён, изворотлив усатый дружок -

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Ну что, угадали, ребята? (Кот в сапогах.)

6.

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

- А теперь, не называя героев сказок, покажите иллюстрации, которые относятся к русским народным сказкам.

На занятии речь пойдёт о национальном костюме, поэтому какие картинки мы

оставим на доске? (На слайде картинки выделяются покачиванием, затем картинки к иностранным сказкам удаляются, в центре слайда остаются иллюстрации к русским народным сказкам)

-Как вы это узнали? Что вам помогло? (Знаем героев сказок, костюмы русские, старинные)

- Отличается ли эта одежда от современной? (Да)

- Какими элементами? (Сарафан длинный, лапти, платок на девочке…)

-Значит, одежда помогает узнать, о каком народе идёт речь, в какое время происходят события, изображённые на картинах. По одежде можно многое рассказать о человеке, его семье и даже целой стране. Современная одежда во многих странах одинаковая. А в далёком прошлом по одежде можно было сказать не только национальности человека, его положении в обществе, но и понять, например, замужем женщина или нет, а также в каком районе страны живут люди. У всех народов национальный костюм является частью культуры, истории.

Ведущая: Знаете ли вы, ребята, какой костюм могла носить ваша прабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? Я хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы будем говорить сегодня. Для этого послушайте народный заговор, записанный в одной из деревень Русского Севера.

Чтец:

Пойду я во чисто поле -
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу красное солнце,
Подпояшуся светлыми зорями,
обтычуся чистыми стрелами -
От всякого злого недуга.


Ведущая : Догадались ли вы, о чем мы будем сегодня говорить? Правильно: о русском народном костюме

Чтец:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские костюмы
Вспомним нашу старину!

Ведущая : Я приглашаю Вас на выставку русского костюма.



Чтец :

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда, ли, она проста и хороша!

Ведущая : А мы с вами продолжаем встречать гостей. (Стук, входят дети)

ХОЗЯЙКА: Проходите, гости дорогие, мило­сти просим. Садитесь за столы дубовые, за скатерти бранные. Мойте руки белые, принимайте наше угощение. Аннуш­ка, доченька, подай гостям полотенце. Узор-то на нем не простой, а обережный. (выходит одетая в праздничный русский костюм Ан­нушка)

АННУШКА: Здравствуйте, гости дорогие. (Кланяется.) Такое полотенце хорошо бы иметь в каждом доме: ос­лепительно-белое, вышитое по концам яркими нитками с особым узором: крестики, елочки.

Повесишь его на видном месте, и оно принесет в дом счастье, лад, уют, доброту.

Когда сильное горе - вымойте лицо родниковой водой и ут­ритесь концом полотенца. А коли болеет, кто дома - умойте больного, утрите его, и хворь начнет от­ступать.

Младенца в дом внесли - вытрите ему глазки чистой белынью, чтоб смотрел на мир по-доброму, чтоб видел свое Отечество и сердцем, и ду­шою.

ХОЗЯЙКА : Хороша ты, Аннушка, а в наряде нашем русском еще краше ка­жешься. Гостей-то приветить надо. Ну-ка, Аннушка, поднеси им чаю горячего, да с бубликами медовыми, да пряниками сахарными. Да с поклоном, доченька, кланяйся ниже, проси усерднее.

(Разливает и подает чай, потом Аннушка садится за вышивание.)

ХОЗЯЙКА: Угощайтесь, гости дорогие... А пока чай пьете, я вас загадкой развлеку.

Что это, угадайте:

Сижу верхом,

Не знаю, на ком.

А Знакомого я встречу,

Запляшу и привечу. (Шапка.)

Вот так-то, добрые молодцы, не забывайте, что шапка служит «не только для того, чтобы голова не мерзла, но и для того, чтобы знакомых почтительно приветствовать. А в помещении и вовсе не место ей на голове.

(Хозяйка проходит мимо столов, за которыми сидят гости, смотрит - всем ли подали угощенье.)

ХОЗЯЙКА : Вот и в давние времена соберутся, бывало, парни и девушки на вечерку. Парни семечки лузгают, а девицы вышивают, друг к дружке приглядываются. Сами же одна другой краше: рубахи на них шелком шитые, сарафаны, как цветы в поле, яркие да нарядные... Смех да разговоры, а там смотришь и девицы песню заведут, а потом и в пляс пойдут.

Чтец : Как быстро наступил уж двадцать первый век,

И появились другие поколения,

Традиции сменил нам Интернет,

И кажется, что нет уже спасения!

Есть в нашем мире много разных стран,

А так же много разного народа,

Но символом Руси - нарядный сарафан

Стал самым главным символом народа.

ГОСТИ ПОЮТ ЧАСТУШКИ:

Как надену сарафанчик,

Как на улицу пойду,

Как глазами заиграю -

Всех парней с ума сведу.

Громко петь я не умею

- я девчонка тихая,

Научусь шить сарафанчик

- буду я красивая.

Кто в Европе носит юбки,

Кто-то шьет кафтаны,

А российские красотки

Носят сарафаны.

Я сегодня нарядилась

В сарафан с иголочки.

Полюбуйтесь-ка, ребята,

На мои оборочки.

Сарафанов нету краше,

Ими каждого пленишь.

Ведь не зря на них дивятся

Лондон, Токио, Париж.

Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для кос.

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

В сарафане, даже строгом, мне никак не устоять -

Можно в нем пойти гулять и на сцене выступать.


Ведущая: Как вы думаете, гости дорогие - что такое сарафан? (Скорее всего, ребята ответят, что сарафан - старинная народная одежда,)

ПЕРВАЯ ГОСТЬЯ: Это не совсем верно. Одеждой, которую носил простой народ, сарафан стал лишь в ХУШ веке. (мальчик и девочка в рубахе)

А до XVIII века главной была (и долго еще оставалась) русская рубаха.

Наши далекие предки считали, что одежда - это «оберег», который скрывал челове­ка от «сглаза», от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места челове­ческого тела были спрятаны: длинные, ниже колена, древние рубахи имели по­чти закрытый ворот, рукава до запястий.

Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщи­ны. Различались они, в основном, своей конструкцией (кроем) и отделкой (ук­рашениями). Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали - только швы и края обшивали красною нитью, чтобы пре­градить дорогу злым силам.

Мальчик : На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали бо­гато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом «разговоре»: на ней языком орнамента - повторяющегося узора - были запи­саны все просьбы и желания человека.

Рубаху подпоясывали поясом, который был предметом гордости и магическим предметом одежды - его так же украшали в соответствии с возможностями и традициями. Мужчины снимали пояс только в бане и кровати. Появиться без пояса в обществе считалось верхом неприличия.

ВТОРАЯ ГОСТЬЯ: Сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.

Но это определение можно дополнить. Дело в том, что сарафан, как пред­полагают ученые, изучающие историю костюма, пришел на Русь из Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей - шелка, бархата, парчи (ткань с золотыми и серебряными нитями). Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.

«А сама-то величава, выступает, будто пава», - это Царевна-Лебедь из сказ­ки А. С. Пушкина. А действительно, женщина в сарафане не идет, а «выступа­ет», величественно и плавно.

В конце XVII века сарафан еще не был крестьянской одеждой, его носили только самые богатые женщины «из простых» - купчихи, жены и дочери круп­ных ремесленников, «служилых людей».

Гость И вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает» окно в Европу»; строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не спешат покупать их для своего «европейского платья» - они предпочи­тают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелко­ткацкие фабрики будут работать зря? «Нет», - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России - кроме дворян! - носить «старо-боярскую одежду», в том числе и сарафан. Только шить все следовало из тканей, изготовленных на российс­ких фабриках.

Вот так сарафан «пришел в народ» и стал любимым женским нарядом.

ТРЕТЬЯ ГОСТЬЯ: А у меня тоже есть чем поделиться. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир - мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как правило, была мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма .

Традиционный женский наряд русского севера часто называют « сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. В старину рубаху шили из льняного и конопляного холста. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитями. Сам праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевали короткую епанечку. А в холода - душегрейку. Голову повязывали лентой-повязкой, а в праздники - кокошниками. На конце косы был косник из бисера.

Гостья В южных районах России был распространен вид одежды, состоящий из рубахи, поневы, передника, шапочки - сороки. Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понёва шилась их шерстяного клетчатого домотканого материала, в которую оборачивались, укрепляя на талии. Понёву обшивали лентами и тесьмой. К ней полагался передник. Он был сплошь украшен узорными полосками. Головные уборы украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.

Тонкая работа, изящество, художественная вышивка - все это делает славянскую одежду настоящими произведениями искусства. Ее берегли, она переходила из поколения в поколение. Зачастую праздничный костюм создавался один раз и на всю жизнь.

ЧЕТВЕРТАЯ ГОСТЬЯ: женские головные уборы были украшены изображениями солнца, звезд, дерева, птиц, да и сами названия уборов птичьи:

кокошник от слова « коконь» - петух,

кика или кичка (утка), сорока.

Каждая деталь головного убора придавала своеобразие облику женщины, создавала местный колорит костюма жительниц той или другой области. Самым распространенным головным убором девушки был платок, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, перевязки, , кокошники.

Гостья: Женщина в народном костюме выглядела очень красиво. Многие художники красоту русской женщины отобразил на своих полотнах. Лучшие картины известных русских художников посвящены крестьянам. Это картины: Алексея Гавриловича Венецианова, Дмитрия Григорьевича Левицкого, Василия Ивановича Сурикова, Виктор Михайлович Васнецова.

Одним из выдающихся художников был Иван Петрович Аргунов, крепостной помещика Шереметьева.

Его картина «Портрет неизвестной в русском костюме» написан в далеком 1784 году. Перед вами русская крестьянка в праздничном костюме.

-золотой сарафан;

-белая блуза;

-украшенный шитьем кокошник;

-бусы.

Облик миловидной, простодушной девушки на портрете оказался симпатичным многим поколениям зрителей. Сегодня он хранится в Третьяковской галерее.


Чтецы:

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное - скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной -

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока - убор молодицы,

Косник, венец - украшенье девицы,

Сборник, повойник - убор для старухи...

Самый красивый - убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Ведущая : В русском народном костюме отражалась широта души, сила воли, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе русской народной одежды.

Хранителями древних традиций русского народного костюма были крестьяне. Они жили в гармонии с родной природой, через нее и постигали смысл красоты, добра, истины. Сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям.

Мы с вами не случайно рассмотрели эту тему. Сегодня начинается масленица. Этот праздник берет свое начало из Древней Руси.

Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.

Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а потом стали печь блины.

Славяне считали блин символом солнца.

Они верили, что в конце февраля, ворча и огрызаясь, убегает прочь Морана, языческая богиня зимы.

И едет на санях богиня весны - светлая Лада искать своего суженного, замерзшего в снегах.

Миф забыт, но в конце февраля до сих пор от деревни к деревне мчатся повозки конные, санные украшенные бубенцами и лентами.

В последний день Масленицы за околицей жгут соломенное чучело. Масленица горит, а вокруг хоровод с песнями и частушками.

Любовь Михайловна

Могут руки людей сделать чудо любое,

И по белому полю могут выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало побольше на земле красоты.

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства,

И сошью я такое, что вам и не снится,

Только чтобы жила на Земле красота!









10

© 2010-2022