Классный час на тему: Мы в ответе за свои поступки

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»


Цели проведения:

* упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них; профилактика правонарушений несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

* воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

*формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

*развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

*расширение и активизация словарного запаса, закрепление произносительных навыков учащихся в процессе занятия.

Ход классного часа

1.Организационный момент. Работа за экраном

Воспитатель: Добрый день, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки».

( За экраном) : Как называется классный час?

- Мы будем говорить правильно, играть, отвечать на вопросы, слушать.

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Эта тема актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

2.

ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРОСТУПОК - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

3.Основная часть

Воспитатель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

Задание1.Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, воспитатель поправляет и дополняет примеры):

- плохо учатся,

- бросают школу;

- курят и выпивают;

- грубят и сверстникам и взрослым;

- унижают маленьких и слабых;

- лгут даже без причины;

- стараются выяснить отношения только с помощью силы;

- играют в карты;

- разрисовывают стены;

- портят школьное имущество и многое другое.

Воспитатель Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Воспитатель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Задание 2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г - гражданско - правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Воспитатель: Рассмотрим несколько ситуаций

Задание 3

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

Какое правонарушение совершили ребята?

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

Задание 4

Викторина «Закон и я».

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?

Согласно УК РФ - с 14 лет.

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?

Нет.

3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?

Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.

4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?

Осужденные впервые - в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы - в колонии усиленного режима.

5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?

Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.

6. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?

Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.

7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?

Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.

8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?

Да, это мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.

9. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?

Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.

10. С какого возраста наступает административная ответственность?

С 16 лет.

Воспитатель: Ребята, а каковы же причины правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

Задание 5

«Мозговой штурм».

Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; стремление к примитивному времяпровождению; зависть; ответственное отношение к учебе, знаниям преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей; жадность; резкое падение уровня жизни большей части населения; обладание внутренним миром; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне; стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции; доброта; низкий материальный уровень жизни населения; низкий уровень правовой культуры граждан; алкоголизм и наркомания; общение и искусством, природой;

Делается вывод: Так что же приводит к правонарушениям?

- бездуховность

- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;

- стремление к примитивному времяпровождению

- зависть

- жадность и т.д.

4 Подведение итога

Воспитатель. Чему заставил задуматься сегодняшний классный час?

(Чтобы люди уважали и ценили законы на нашей земле и тогда у нас в жизни не будет проблем.)

P. S. Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»



© 2010-2022