- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Психологические упражнения -Тренинги развития
Психологические упражнения -Тренинги развития
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марцинкевич Т.В. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Марцинкевич Т. В.,
психолог, КГУ «Ильичевская СШ»,
Тайыншинский район, Северо - Казахстанская область.
Тренинги развития - эмоциональный стиль общения.
Значительная часть детства и отрочества ребенка проходит в школе. На протяжении этого времени как в процессе обучения, так и вне его ученик не только получает образование, но и решает задачи своего психологического и личностного развития. Психологам приходится сталкиваться с характерной проблемой: в поле зрения чаще всего попадают дети «группы риска», поэтому очень хорошо приходится знать «проблемных» детей, с которыми проводится коррекционно - развивающая работа. Поэтому работа будет более эффективной, если регулярно проводить «Тренинги развития», в которых можно наладить эмоциональный стиль общения.
Программа этих тренингов направлена на решение следующих задач:
- Обеспечение школьника средствами самопознания.
- Развитие способности к дефференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения.
- Повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа - Я.
- Развитие умений достигать поставленной цели.
- Повышение самопонимания и понимания других.
- Развитие эмпатии, способности принятого себя и другого человека.
- Восприятие умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях.
- Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодолений затруднений в учебе и других видах деятельности.
- Обучение способам снятия напряжения.
По своей сути тренинг представляет собой форму обучения. Особенность этой формы в том, что ребенок занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования. Данная форма работы позволяет ребенку самому формировать навыки и умения, строить межличностные отношения, анализировать возникшие ситуации с различных точек зрения.
Одной из задач этих занятий является самопознание учащихся. Образ себя - это то, как каждый ребенок относится к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения - собственного достоинства, необходимого для успешного общения.
Процесс самопознания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми. Для решения поставленной цели используются следующие методы психолого - педагогического воздействия и техники:
- развивающие игры, упражнения:
- арт - терапия (свободное и тематическое рисование);
- беседы;
- тестирование;
- групповая дискуссия;
- ролевая игра;
- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
Эти занятия - это определенная подготовка детей к их успешности в учебе и общении. Дети учатся говорить о себе, оценивать свои положительные и отрицательные стороны, что для маленьких детей достаточно сложно. Они учатся выступать перед аудиторией, т. е. перед своим классом, работать в парах со своим одноклассниками, после чего проговаривают полученную информацию. Кроме того, мы слушаем музыку, а затем рисуем возникшие образы, решаем логические задачи, составляем слова из букв, делаем физкультминутки. В итоге эти занятия охватывают практически все школьные предметы ( это и математика, и русский язык, и музыка, и рисование и т. д. ) о не в плане содержания, а в плане психического и интеллектуального развития учащихся. Также проходит психологическое тестирование этих детей по познавательным процессам и личностным качествам. Дети ведут свои рабочие тетради, где выполняют свои рисунки тесты.
Можно отметить положительные моменты этой работы.
Во - первых, произошло эмоциональное сплочение детей в этих классах.
Во - вторых, дети получили основные представления о познавательных психических процессах, о ценности самого себя и других людей.
В - третьих, мы имеем возможность еженедельно наблюдать за детьми, проводить диагностику и предоставлять классным руководителям, чтобы учитель мог индивидуально подобрать подход к каждому ученику.
И, конечно всем детям нравятся тренинги общения.