Психологические упражнения -Тренинги развития

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Марцинкевич Т. В.,

психолог, КГУ «Ильичевская СШ»,

Тайыншинский район, Северо - Казахстанская область.

Тренинги развития - эмоциональный стиль общения.

Значительная часть детства и отрочества ребенка проходит в школе. На протяжении этого времени как в процессе обучения, так и вне его ученик не только получает образование, но и решает задачи своего психологического и личностного развития. Психологам приходится сталкиваться с характерной проблемой: в поле зрения чаще всего попадают дети «группы риска», поэтому очень хорошо приходится знать «проблемных» детей, с которыми проводится коррекционно - развивающая работа. Поэтому работа будет более эффективной, если регулярно проводить «Тренинги развития», в которых можно наладить эмоциональный стиль общения.

Программа этих тренингов направлена на решение следующих задач:

- Обеспечение школьника средствами самопознания.

- Развитие способности к дефференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения.

- Повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа - Я.

- Развитие умений достигать поставленной цели.

- Повышение самопонимания и понимания других.

- Развитие эмпатии, способности принятого себя и другого человека.

- Восприятие умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях.

- Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодолений затруднений в учебе и других видах деятельности.

- Обучение способам снятия напряжения.

По своей сути тренинг представляет собой форму обучения. Особенность этой формы в том, что ребенок занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования. Данная форма работы позволяет ребенку самому формировать навыки и умения, строить межличностные отношения, анализировать возникшие ситуации с различных точек зрения.

Одной из задач этих занятий является самопознание учащихся. Образ себя - это то, как каждый ребенок относится к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения - собственного достоинства, необходимого для успешного общения.

Процесс самопознания самого себя формирует самооценку ребенка. Важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить поступки окружающих. В дальнейшем это поможет добиваться значительных успехов в общении с другими людьми. Для решения поставленной цели используются следующие методы психолого - педагогического воздействия и техники:

- развивающие игры, упражнения:

- арт - терапия (свободное и тематическое рисование);

- беседы;

- тестирование;

- групповая дискуссия;

- ролевая игра;

- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

Эти занятия - это определенная подготовка детей к их успешности в учебе и общении. Дети учатся говорить о себе, оценивать свои положительные и отрицательные стороны, что для маленьких детей достаточно сложно. Они учатся выступать перед аудиторией, т. е. перед своим классом, работать в парах со своим одноклассниками, после чего проговаривают полученную информацию. Кроме того, мы слушаем музыку, а затем рисуем возникшие образы, решаем логические задачи, составляем слова из букв, делаем физкультминутки. В итоге эти занятия охватывают практически все школьные предметы ( это и математика, и русский язык, и музыка, и рисование и т. д. ) о не в плане содержания, а в плане психического и интеллектуального развития учащихся. Также проходит психологическое тестирование этих детей по познавательным процессам и личностным качествам. Дети ведут свои рабочие тетради, где выполняют свои рисунки тесты.

Можно отметить положительные моменты этой работы.

Во - первых, произошло эмоциональное сплочение детей в этих классах.

Во - вторых, дети получили основные представления о познавательных психических процессах, о ценности самого себя и других людей.

В - третьих, мы имеем возможность еженедельно наблюдать за детьми, проводить диагностику и предоставлять классным руководителям, чтобы учитель мог индивидуально подобрать подход к каждому ученику.

И, конечно всем детям нравятся тренинги общения.


© 2010-2022