Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.









Программа патриотического воспитания


«С чего начинается Родина»


Автор:

учитель начальных классов

МОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска

Склярова Наталья Анатольевна


















г. Новокуйбышевск

2008 год.



Пояснительная записка.


Программа «С чего начинается Родина» учителя начальных классов муниципального образовательного учреждения гимназия № 1 городского округа Новокуйбышевск (далее именуется - Программа) разработана в соответствии со следующими документами:

  • государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы»;

  • муниципальной целевой программой «Патриотическое воспитание молодежи городского округа Новокуйбышевск» на 2006-2008 годы;

  • Программой патриотического воспитания гимназии

Направление деятельности по Программе гражданско-патриотическое.

Патриотическое воспитание младших школьников, формирование у них активной гражданской позиции понимается автором Программы как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность.

Целью Программы является создание условий, способствующих процессу формирования устойчивых гражданско-патриотических качеств у учащихся начальной школы.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у подрастающего поколения чувства уважения к семье, к малой Родине;

  • воспитывать в учащихся гуманистических качеств личности: уважения и толерантности к окружающим людям;

  • вырабатывать у младших школьников потребность в здоровом образе жизни.

Программа разработана на 3 учебных года. Адресатами являются ученики со 2 по 4 классы.

Учащиеся младшего школьного возраста с трудом справляются с понятиями «время», «пространство», «история», «государство», «Мы - Россияне». Трудно идет формирование обучающихся 1-2 класса представления о «малой» и «большой» Родине. Мозг ребенка еще не готов, жизненного опыта совсем нет, общее гуманитарное образование на начальном этапе. Формирование моральных и гражданских позиций необходимо, так как это основа социализации юного гражданина.

В этом возрасте большое значение на воспитание учащегося оказывают родители и педагог. Семья - важнейший инструмент и помогающий фактор при решении педагогом и образовательным учреждением задач по формированию социальной активности и гражданственности. В Программу включены мероприятия, которые выполняются совместно учащимися и членами их семей. Главное условие работы - добровольность и взаимная заинтересованность.

Основой и стержнем гражданского и патриотического воспитания младших школьников является любовь к близким людям, к «малой» Родине, к земле, на которой родился и вырос, бережное отношение к природе.

Актуальность создания программы

Для формирования у школьников осознанного понимания себя, как гражданина Отечества, чувства ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания. Нужна система учебной деятельности и внешкольной работы, основанной на сотрудничестве учителей, родителей и общественных организаций. Первый шаг такой деятельности - это работа с самыми маленькими в учебном и воспитательном процессе.

Автором программы было проведено анкетирование с учащимися 2 «А» класса. Анкета, состояла из 7 вопросов:

  1. Что такое Родина?

  2. Кто такой гражданин?

  3. Как называется страна, в которой мы живем?

  4. Как называется главный город страны (столица)?

  5. Центр нашей области (главный город губернии).

  6. Какие праздники отмечают в вашей семье?

  7. Какие Российские праздники вы знаете?

На основании анализа анкет были получены следующие результаты. Учащиеся понимают смысл вопросов, а ответы соответствуют тем знаниям, которыми они вооружены в данном возрасте. Родина ассоциируется у младших школьников с местом рождения - «малой» Родиной- 60% (Приложение 1); большинство детей безошибочно называют страну -70%, столицу -90% и главный город губернии - 80% (Приложение 2); приводят одно из значений слова «гражданин» - 80% (Приложение 1). Довольно точно справляются с вопросами о праздниках. Естественно, что главное семейное торжество- День рождения - 90%. Далее по значимости идут календарные праздники - Новый год, 9 Мая - по 50 % и праздники, которые носят яркую эмоциональную окраску - 8 Марта - 30% (большинство опрошенных - девочки); Масленица и пасха - 10%, даже свадьба причислена к семейным праздникам (Приложение 3). В Российских торжествах преобладают уже перечисленные, но появляются яркие, запоминающиеся события - День учителя, Ярмарка, День святого Валентина, День защиты детей - по 4% (Приложение 3).

Родителям также было предложено ответить на вопросы:

  1. С чего начинается Родина?

  2. Есть ли традиции в Вашей семье? Если есть, то, какие?

  3. Какие моральные качества Вы хотели бы привить своему ребенку?

  4. Каким Вы видите будущее своего второклассника?

  5. Считаете ли Вы необходимым вести работу по воспитанию патриота и гражданина в гимназии?

Анализ родительских анкет показал, что большинство взрослых ассоциируют родину с местом рождения - «малая» Родина- 80%, также как и учащиеся класса (Приложение 4). Большинство(90%) пишут о наличии семейных традиций, но 10%- утверждают обратное. Каковы традиции семей? На первое место по основным праздникам выходит Новый год- 90%, затем следуют неизменные Дни рождения - 80%. Менее половины(40%) выделяют государственные праздники и совсем незначительное число(10%) - совместный семейный отдых (Приложение 5). В семьях, практически отсутствуют, индивидуальные черты, единицы смогли указать традиции свойственные только их семьям. Например, познавательные экскурсии, день рождение семьи, школьные праздники (1 Сентября и окончание учебного года), День медицинского работника (в семье и среди родственников много людей этой профессии) - по 4% (Приложение5). Будущее ребенка рисуется материально-обеспеченным - 65%, что, безусловно, объяснимо; хотя четверть отпрошенных (25%) указали и «светлое будущее» - несколько абстрактное понятие. Малое количество ответов - «интересная жизнь» - 10%, также отвлеченная характеристика( Приложение 6). Среди моральных качеств, необходимых растущей личности перечисляются (по убыванию): доброта- 60%, аккуратность- 40%, ответственность- 40%, уважение- 40%. Замыкает список самых популярных качеств - любовь к Родине - 30%. (Приложение 6). Употреблялись: трудолюбие, честность, целеустремленность. Обескураживает ответ 1/5 анкетируемых, которые отметили, что воспитание гражданственности в учебном заведении необязательно ( Приложение 7). Удивительно звучит и объяснение: «Мы живем не при коммунизме». Наблюдается подмена понятий или непонимание сути вопроса.

Отвечая на вопросы, дети использовали свои знания, которые, в большей мере, они приобрели на учебных занятиях или из внеурочной деятельности. Родители, с одной стороны, высказывают необходимость воспитания гражданина с младших классов; с другой стороны они показывают некоторую некомпетентность в вопросах нравственного и гражданского воспитания: неверно формулируют понятия «патриотизм», «гражданственность».

Автором Программы был проведен анализ и сделан вывод, что в школе ученикам необходимо раскрывать смысл понятия «любовь к Родине», прививать юным гражданам уважение и преданность к Отечеству, формировать потребность к здоровому образу жизни. Но все же становление активной гражданской позиции необходимо начинать в семье: создавать и сохранять семейные традиции, прививать детям уважение к своему народу и терпимость к другим людям. В семье должны закладываться основы нравственности, формироваться положительные нормы поведения, усваиваться система жизненных ценностей.

Новизна данной Программа в том, что она представляет собой единую, структурированную систему; содержание выдержано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников; предлагаются к рассмотрению реальные, жизненные ситуации, к реализации мероприятий привлекаются родители класса.

Автор Программы выражает убеждение, что она поможет классному руководителю в тесном контакте с родителями прививать гуманистические и гражданственные качества юным гражданам.

Цель и задачи программы.

Целью Программы является создание условий, способствующих процессу формирования устойчивых гражданско-патриотических качеств у учащихся начальной школы.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у подрастающего поколения чувства уважения к семье, к малой Родине;

  • воспитывать в учащихся гуманистических качеств личности: уважения и толерантности к окружающим людям;

  • вырабатывать у младших школьников потребность в здоровом образе жизни.

При разработке Программы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и задачи воспитательной работы гимназии.

Программа рассчитана на период с 2007 по 2010 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие учащихся класса с работниками гимназии, с учреждениями культуры, общественными объединениями.

Адресат Программы.

В реализации Программы задействованы учащиеся 2 «А» класса МОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска и их родители.

Ученический коллектив 2 «А» класса сформирован в 2006 году. В классе 22 человека: 16 девочек и 6 мальчиков. Дети 1998-1999 года рождения, одна девочка 2000 года рождения. 14 детей из полных, а 8- из неполных семей.

Образование и социальный статус родителей класса таков:

  • 39% родителей имеют высшее образование, 53 %- средне-специальное;

  • 32% родителей - руководители среднего звена, 37% - служащие. 32% - рабочие, а 15%- неработающие (временно-неработающие, домохозяйка).

До поступления в гимназию все дети посещали дошкольные образовательные учреждения. Место проживание учащихся - близлежащие микрорайоны (72,71 кварталы).

Учащиеся обладают сформированной познавательной и учебной мотивацией.

Все ребята класса заняты в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, ДМШ, ДХШ, творческие коллективы гимназии №1).

Идет формирование умения взаимодействия и сотрудничества с педагогом и одноклассниками.

Ожидаемый результат.


  • Создание условий необходимых для развития у выпускников начальной школы устойчивых качеств личности присущих истинному гражданину и патриоту.

  • Повышение уровня знаний о событиях в истории гимназии, родного города, страны через экскурсии и туристические поездки.

  • Оформление 2-х фотовыставок («Мой любимый уголок родного города», «Вот оно, какое наше лето» и выставок детских рисунков гражданственной направленности;

  • Организация и проведение занятий тренинга «Толерантность»



Содержание Программы

Деятельность по Программе строится в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся начальной школы.

Ведущей деятельностью становится учение, поэтому в Программе предусмотрены мероприятия, влияющие на интеллектуальное развитие младшего школьника. План мероприятий выдержан в системе усложнения. В начале Программы мероприятия, в которых учащимся предлагается выполнение заданий по теме «Малая Родина»: урок «Что такое семья?», классный час «Моя семья. Родословная», экскурсия по родному городу, знакомство с историей Новокуйбышевска, разговор о государственных символах; далее экскурс в глубины культуры и истории России (классный час «Мы - россияне», знакомство с произведениями искусства патриотической направленности). Затем планируется проведение викторин по прошедшим мероприятиям, изготовление листов информации (Народные праздники, Российские торжества).

В процессе реализации Программы автор влияет на развитие личностных качеств ребят через игровые формы организации их деятельности. Дети принимают участие в фотовыставке, в подготовке выставок рисунков, в выступлениях на классных часах, подготовке конкурсов (Веселые старты, эстафета)

Деятельность учителя в рамках Программы дополняется семейным воспитанием. Многие задания ребятам предстоит сделать вне школы, с привлечением помощи взрослых Результатом взаимодействия становится формирование гражданско-патриотических качеств личности ребенка.

Учебная деятельность ребят тесно переплетается с трудовой деятельностью дома. Правила трудовой деятельности и традиции имеют свое продолжение и дома. В процессе реализации программы учащиеся проявляют самостоятельность и творчество (составление «Моей родословной»- составление генеалогического древа; участие в операции, посвященной Дню Победы).

Программа предусматривает анкетирование, в котором принимают участие учащиеся и их родители; проведение родительских собраний «Юные патриоты», «Мы - одна семья». Мероприятия направлены на выработку единых педагогических воздействий со стороны учителя и родителей на формирование юных граждан.

В процессе реализации Программы учащиеся учатся взаимодействовать с педагогами гимназии, библиотекарем, работниками музеев. Они получат опыт работы корреспондентами, информаторами, интервьюерами при подготовке к классному часу, экскурсии, проведении викторины или конкурса.

План реализации Программы

Мероприятия по реализации программы патриотического воспитания учащихся класса.


2007-2008 учебный год.

№ п/п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

I. Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание в урочное время.


1.

Проведение урока по предмету «Окружающий мир» на тему «Что такое семья» в библиотеке гимназии.

ноябрь


клас.руковод.,

библиотекарь

2.

Проведение урока по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» на тему «Изображение русской природы».

март

клас.руковод.,

Рудакова Г.Ф.


II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у гимназистов.


2.1. Участие в массовых мероприятиях гимназии.

1.

День здоровья.

сентябрь

учителя физической культуры гимназии

2.

Ярмарка «Кузьминки».

ноябрь

зам. директора по ВР,

клас.руковод.

3.

Проводы зимы «Масленица».

март

зам. директора по ВР, педагоги ДО

4.

Операция «Забота»

ноябрь

зам. директора по ВР,

клас.руковод.

5.

Спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

январь

учителя физ. культуры, зам. директора по ВР,

класс. руковод.

6.

Конкурс- смотр строя и песни.

февраль

зам. директора по ВР,

клас.руковод.

7.

Проводы зимы «Масленица»

март

зам. директора по ВР,

клас.руководит.

9.

Уроки здоровья.

в течение года

клас.руковод., мед/сестра гимназии

2.2. Классные мероприятия по реализации Программы.

1.

Посещение экспозиций Музея города.

(Архитектура г.Новокуйбышевска)

сентябрь

клас.руковод.,

родит. комитет,

сотрудники музея.

2.

Посещение музея гимназии.

октябрь

клас.руковод.,

Лапина Т.Г.,

лекторская группа

3.

Родительское собрание на тему «Юные патриоты».

октябрь


клас.руковод.

4.

Посещение Музея города.

(Свой среди чужих, чужой среди своих)

октябрь

клас. руководитель,

родители класса

5.

Классное собрание «ЗОЖ. Помоги себе сам» (профилактика простуд.заболев.)

ноябрь

клас.руковод.,

Завадская С.А.,

учащиеся класса

8.

Классный час «Государственные символы России».

декабрь

клас.руковод.,

ученики класса

9.

Экскурсия в столицу

России город Москва.

январь

клас.руковод.,

родител. комитет

туристическая фирма

10.

«Веселые старты». Мальчишкам посвящаем.

февраль

клас.руковод.,

спорт.комитет клас.самоуправ.,

родит.комитет

11.

Классный час «Моя семья. Родословная».

март

клас. руковод., учащиеся класса

12.

Экскурсия по городу Новокуйбышевск «Милый город сердцу дорог».

апрель

клас. руковод.,

родители класса

13.

Операция «Никто не забыт, ничто не забыто».

  • работа с ветеранами микрорайона

  • возложение цветов к «вечному огню»

май

клас, руковод., учащиеся класса,

родит.комитет

14.

Изготовление

 листков информации для классного уголка. (Народные приметы);

 «Поздравляем»

в течение года

ученики класса,

родители

15.

Анкетирование «Уровень сформированности патриотических качеств личности».

май

клас. руковод.

16.

Игра-путешествие «Лето красное, «физкульт-привет!»

май

клас.руковод.,

родит.комитет

2008-2009 учебный год

№ п/п

Название мероприятия

сроки

ответственные

I. Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание в урочное время


1.

Урок по предмету «Литературное чтение» на тему «Родина в произведениях русских поэтов» в медиатеке гимназии.

октябрь

клас. руковод.,

учитель информатики


П. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у гимназистов.


2.1. Участие в массовых мероприятиях гимназии.

1.

День здоровья

сентябрь

учителя физ. культуры,

клас. руковод.

2.

Ярмарка «Кузьминки»

ноябрь

зам.директора по ВР,

клас. руковод.

3.

Спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

январь

учителя физ. культуры,

клас.руковод.

4.

Конкурс «Cмотр строя и песни»

февраль

зам. директора по ВР,

клас.руковод.

5.

Проводы зимы «Масленица».

март

зам. директора по ВР,

клас.руковод.

2.2. Классные мероприятия по реализации Программы.

1.

Фотовыставка «Вот оно, какое наше лето».

сентябрь

клас.руковод.,

учащиеся класса, родители

2.

Посещение экспозиции Музея истории города.

октябрь,

апрель

клас.руковод.,

родители класса

3.

Экскурсия в г. Самара.

в течение года

родит.комитет класса, тур. фирма

4.

Классный час «Мы - россияне».

декабрь

клас.руков,

учащиеся класса

5.

Выставка рисунков «В гостях у Берендея». ( Русский лес).

январь

ученики класса, родители

6.

Веселая эстафета «Разведчики»

февраль

клас.руковод.,

спорт.комитет клас.самоуправ.

7.

Посещение мероприятия в городской библиотеке.

в течение года

клас. руковод.,

работ.библиот.

8.

Посещение музея завода НПЗ в ДК.

март

клас.руковод.,

работники музея

9.

Родительское собрание на тему «Мы - одна семья».

апрель

клас.руковод.,

родители

10.

Операция «Этих дней не смолкнет слава»:

  • работа с ветеранами микрорайона;

  • «вечный огонь»- символ памяти

май

клас.руковод.,

учащиеся класса,родители

11.

Изготовление листков информации для классного уголка (Российские праздники)

в течение года

клас.руковод.,

учащ. класса, родители

12.

Анкетирование «Уровень патриотического воспитания».

май

клас. руковод.

13.

Экологический поход «Мы и Природа»

май

клас.руковод.,

Родители класса


2009-2010 учебный год


№ п/п

Название мероприятия

сроки

ответственные

I. Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание в урочное время.


1.

Интегрированный урок по литературному чтению и истории на тему «Былины. Былинные герои»

октябрь

клас.руковод.,

2.

Урок по предмету «Окружающий мир» на тему « Культура России» в музее гимназии

февраль

клас.руковод.

II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма


2.1. Участие в массовых мероприятиях гимназии.

1.

День здоровья.

сентябрь

учителя физ. культуры, клас.руковод.

2.

Ярмарка «Кузьминки»

ноябрь

зам.директора по ВР,

клас.руковод.

3.

Спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

январь

учителя физ.культуры, зам.директора по ВР,

клас.руковод.

4.

Конкурс-смотр строя и песни

февраль

зам.директора по ВР,

клас.руковод.

5.

Проводы зимы «Масленица»

март

Зам.директора по ВР,

педагоги ДО,

клас.руковод.

2.2. Мероприятия класса по реализации Программы.

1.

Выставка рисунков «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».

сентябрь

клас. руков. учащиеся класса

2.

Родительское собрание на тему

«Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте»

октябрь

клас.руковод.,

3.

Посещение экспозиций музеев города.

в течение года

клас.руковод.,

родители

4.

Классный час «С чего начинается Родина?»

декабрь

клас.руков.

ученики класса

5.

Викторина « Родная природа»

январь

клас.руковод., комитет досуга самоуправ.класса

6.

Веселое соревнование «А ну-ка, мальчики»

февраль

клас.руковод.,

спорт.комитет клас.самоуправ.,

родит.комитет

7.

Тренинг «Доброе слово лучше мягкого пирога». Учимся общаться.

март

клас.руковод.,

8.

Семейный праздник «Мы - одна семья».

апрель

клас.руковод., родит.комитет,

комитет досуга самоупр.класса

9.

Классное собрание «Наш класс в жизни гимназии».

апрель

клас.руковод.,

ученики класса

10.

Смена листов сообщений:

 «Новости класса»;

 «Это интересно»

в течение года

клас.руковод.,

комитет информ. класса

Анкетирование родителей и детей класса «Уровень патриотического воспитания»

апрель

клас.руковод.

Блок «Великая Победа»:

  • нравственный классный час «О героях былых времен…»

  • «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен»

май

клас.руковод.,

учащиеся класса,

родители



Кадровое обеспечение Программы


№ п/п

Ф.И.О.

Образование

Должность

В чем заключается помощь

1.

Склярова Наталья Анатольевна

Самарский государственный педагогический университет

учитель начальных классов

организация. проведение мероприятий Программы

2.

Копылова Елена Вячеславовна

Самарский государственный институт академии культуры

заведующая библиотекой гимназии №1

подбор и предоставление информации, помощь в организации мероприятий, оформление выставок книг

3.

Лапина Татьяна Георгиевна

Оренбургский государственный педагогический институт

учитель истории гимназии №1

организации и проведение экскурсий в музее гимназии

4.

Рудакова Галина Федоровна

Куйбышевский педагогический институт

учитель МХК гимназии №1, руководитель клуба «Шедевр»

консультации по подбору информации, предоставление наглядных пособий

5.

Филатова Надежда Александровна

Самарский государственный педагогический университет

учитель информатики гимназии №1

помощь в организации мероприятий в медиатеке, в подборе медиаресурсов




Материально- техническое обеспечение Программы.


  • Оформление фотовыставок, выставок рисунков по теме «Моя малая Родина».

  • Пополнение классной библиотеки книгами гражданственной направленности.

  • Оборудование уголка русской культуры.

  • Приобретение наглядных пособий по патриотическому воспитанию.

  • Создание презентаций с использованием ресурсов медиатеки и Интернета

Информационно - правовое обеспечение Программы.

Автор Программы ознакомился:

  • с Положением о конкурсе среди образовательных учреждений на программу по патриотическому воспитанию.

  • с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422 « Государственной программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Была изучена и использована литература:

  • В.Аксельрод. «Изучая предков, мы изучаем самих себя…» //Воспитание школьников.2005. №7.

  • А.Быков «Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе» //Воспитание школьников. 2006. №5,6.

  • Н.Н.Гоморева «Я - гражданин России» //Начальная школа. 2003. №5.

  • Г.Я.Гревцева «Воспитание основ гражданственности у младших школьников» // Начальная школа.2005. № 9.

  • Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя». - М.: ВАКО.- 2005.

  • В.А.Караковский «Воспитать гражданина». - М.: Просвещение. -1974.

  • А.Прудченков, Т.Новикова «Парадоксы гражданского образования в современной России» // Воспитание школьников.2006. №10.

  • В.А.Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. - М.:Педагогика.1989.

  • В.А.Сухомлинский. Рождение гражданина. - М.:Педагогика.1979.

  • Н.Тимошкина «Хочешь знать Россию - побывай в Москве». //Воспитание школьников.2006. № 8.

  • Н.М.Харитина, К.М.Вилкова, Л.И.Грязева «Курс «Гражданское образование» в начальной школе» //Начальная школа.2002. №9.

Интернет - ресурсы:

  • method.astrakhah.rcde.ru.iqetblob.asp?id= 10000077

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения;

  • festival.1 september. ru. index. pnp? numb. artic=411191

Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007.

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения;

  • revolution. allbest. ru\pedagogics\00009557. 0. html.

Методика патриотического воспитания в начальной школе.


Эффективность программы.


  • Результативность реализации Программы измеряется степенью сформированности чувства любви к семье, родной природе, России; умением и желанием принимать участие в социально-значимой деятельности.

  • Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста уровня патриотического воспитания учащихся класса.

  • Разработанная Программа рассчитана на три учебных года. Перейдя в следующую, среднюю ступень, выпускники начальной школы включаются в реализацию программы патриотического воспитания гимназии.

  • Опыт автора Программы по гражданско-патриотическому становлению младших школьников можно использовать в работе педагогам начальной школы





Приложение 1

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.


Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.



Приложение 2

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.


Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.



Приложение 3

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.




Приложение 4.

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.



Приложение 5

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.



Приложение 7

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.





Приложение 6


Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.

Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.


Авторская воспитательная программа С чего начинается Родина.

Авторская программа «С чего начинается Родина» Склярова Н.А.


© 2010-2022